Автор: Гоглева Марина Вениаминовна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 91"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Математика в движении" для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального
образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида № 91»
Методическая разработка
«Математика в движении»
Инструктор по физической культуре
Гоглева Марина Вениаминовна
Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда
закладываются основы физического, психического и личностного развития.
Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового
образа жизни, потребность в систематических занятиях физической
культурой.
Дошкольный возраст несет в себе большие возможности, раскрыть которые
помогает образовательная деятельность. На занятиях и самостоятельной
деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество,
умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу
активного овладения знаниями. Необходимо создание такой
деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив
время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное
здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
Актуальность
Одним из эффективных путей воздействия через физическое развитие
является организация и проведение занятий по физкультуре с элементами
интеграции, охватывающих определенные виды деятельности детей в
дошкольном учреждении. Использование интегрированного подхода на
занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному
познанию окружающей действительности, развитию логики, мышления,
коммуникативных способностей.
Согласно принципу интеграции формирование элементарных
математических представлений (ФЭМП) детей необходимо осуществлять не
только в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД), но
и при организации физического воспитания.
Счет, сложение, вычитание, умножение и деление сопровождает человека
всю жизни. Поэтому чем раньше мы обучим ребенка этим навыкам, тем
легче ему будет в дальнейшем. Математика – это фактор интеллектуального
развития ребенка, формирования его познавательных и творческих
возможностей. Она способствует развитию речи, памяти, мышления,
воображения, эмоций. Математика формирует терпение, настойчивость,
творчество. Формирование элементарных математических представлений у
детей дошкольного возраста должно проводиться не только путем
целенаправленного обучения в ходе непосредственно образовательной
деятельности, но и в игровой форме, в повседневной жизни детей: на
прогулке, в играх (в том числе подвижных), на занятиях по физкультуре.
Применение математики на занятиях физической культуры
На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими
отношениями. Необходимо умение отвечать на вопросы «который?»,
«какой?», «сколько?», умение делить предметы на части, сравнивать по
величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая, а также
определять положение предмета в пространстве, знание названий дней
недели. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только
давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать
внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять
упражнения как по образцу, так и по инструкции. Дополнительно к
предметам, которые обычно используются при выполнении физических
упражнений, целесообразно использовать геометрические фигуры, цифры,
карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.
Математика развивает интеллект, учит думать и анализировать, а
сочетание математики и физкультуры дает много преимуществ:
-развивает потенциал воспитанников,
-побуждает к активному познанию окружающей действительности,
-развивает логику, мышление, коммуникативные способности.
В образовательной деятельности по физическому развитию использую игры
на закрепление счета прямого и обратного, количественного и порядкового,
игры на знание геометрических фигур, пространственных ориентировок,
игры по развитию наблюдательности, внимания, зрительной памяти, также
задач - смекалок и т.д.
Целью проведения данных игр является:
воспитание интереса к математическим и логическим играм средствами
использования физических упражнений.
Во время выполнения таких игр дети более эмоциональны, непосредственны,
им очень нравится одновременно двигаться и выполнять задание. Кроме
того, увеличивается темп и содержательность всего занятия в целом.
Большое внимание уделяю использованию игр на развитие логического
мышления, задач - смекалок и т.д.
Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные
представления:
- Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;
- Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;
- Посчитать количество прыжков до кубика;
- Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;
Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч
определенного цвета.
- Сколько точек видишь в круге,
- Столько раз поднимешь руки. (Картинка)
- Сколько елочек зеленых,
- Столько выполни наклонов. (Картинка
- Мы присядем столько раз,
- Сколько яблочек у нас. (Картинка)
- Столько раз сейчас подпрыгнешь,
- Сколько пальчиков увидишь. (Показ)
- Столько ножкой ты притопнешь,
- Сколько хлопну я в ладоши. (Хлопки)
- Вы попрыгайте на месте
- Столько раз, Сколько пальцев На руках у вас!
Выполнение движений в определённой последовательности:
- два прыжка вверх, два прыжка вперёд;
- три шага – равновесие на правой ноге, три шага – равновесие на левой ноге;
- 1 удар в бубен-девочки идут «гусиным» шагом, мальчики-«паучки»;
- 2 удара в бубен-меняются;
Шаги с выполнением: 2 притопа+1 хлопок или наоборот.
Ходьба обычным, коротким, широким шагом.
Бег-1 сигнал- со сменой направления;
2 сигнала- подскоки и т. д.
Предлагаю Вашему вниманию серию игр и упражнений, в которых
сочетаются задачи математического и двигательного плана. Использование
данных игр доставит настоящее удовольствие и радость, как детям, так и
педагогу, будет способствовать процессу наиболее успешного физического
и интеллектуального развития дошкольников.
Игровое упражнение «Веселый поезд».
Раздать детям карточки с цифрами по количеству детей. Дети занимают
место в шеренге (садятся в вагончики) согласно номеру на карточке.
Задания:
Расчет по порядку.
Обратный счет.
Задания на счет: Три шага вперед, 2 шага назад,
5 шагов вперед, 6 шагов назад, 2 шага вправо,
1 шаг влево. И т.п.
Можно использовать в водной части занятия или разминкой на развлечении.
Игра-эстафета «Поле геометрических фигур»
Расположение фигур на плоскости. Ориентировка в пространстве
Команды строятся в 2 колонны
Педагог дает отдельное задание каждой паре игроков:
- выложить в правом верхнем углу квадрат
- в правом нижнем углу выложить трапецию
- в левом нижнем углу выложить овал
- в левом верхнем треугольник.
- в центре выложить круг.
- добавить квадрат к нужной фигуре, чтобы получился прямоугольник
- добавить треугольник к нужной фигуре, чтобы получился ромб. и др.
Дети по одному из команды по очереди подходят к доске и выполняют
задание.
А сейчас сравним по образцу, правильно ли вы выполнили задание
Командная игра «Создай по образцу»
Нужно составить фигуру из деталей игры «Танграм».
- Из скольких деталей состоит игра? ( 7 деталей)
- Какие геометрические фигуры используются в этой игре? (треугольники,
квадрат, параллелограмм).
Внимательно рассмотрите схему фигуры и каждая команда выкладывает
фигуру на фланелеграфе.
Игра «Кто быстрей соберет фигуру»
Педагог показывает для команд образец и дети собирают фигуру,
состоящую из обручей, колец и палочек. Чья команда быстрее справится с
заданием.
Используется в заключительной части занятия, вместо малоподвижной игры
Игровое упражнение на закрепление геометрических фигур.
Использование коврика с геометрическими фигурами
Педагог дает задание
-пройти только по треугольникам,
-не наступить на круги и т.д.
Игра-эстафета «Цифры»
Случай странный! Случай редкий!
Цифры в ссоре! Вот те на!
Со своей стоять соседкой
Не желает ни одна!
Цифры нужно помирить
По порядку разложить
Цифру ты переверни
От меньшей к большей разложи.
Напротив каждой команды в обруче лежат цифры от 0 до 10 «вразнобой»,
цель разложить цифры по увеличению.
Подвижные игры для детей дошкольного возраста служат
эмоциональным толчком в развитии физических качеств. И если подключить
к игре математические задачки, что будет способствовать развитию
мыслительных способностей.
«Ловишка с мячом»
Дети передают мяч по кругу из рук в руки, каждый проговаривая по одному
слову.
Раз, два, три-
Мяч скорей возьми.
Четыре, пять, шесть-
Вот он здесь.
На ком мяч остановился, выходит в центр и говорит следующие слова:
Беги без оглядки, чтобы сверкали пятки!
чего дети разбегаются, а ловишка кидает мяч, стараясь им попасть в ребят.
«Сделай круг»
Под музыку дети двигаются по всей комнате в разных направлениях,
используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера
музыки. С окончанием музыки педагог называет первую цифру. Дети
должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и
т.д., встав в кружок. Педагог спрашивает у детей: «Сколько двоек, троек,
пятерок, … получилось?
«Покажи по - разному»
Дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие
движения.
Сигналы: «Высокие ворота» (ходьба на носках, руки «стрелочкой»).
«Низкие ворота» (ходьба в полуприседе). «Тяжёлые сумки» (руки вниз,
напряжены, кулаки сжаты). «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками).
«Едем на лыжах» (имитация езды на лыжах). «Бежим марафон». «Прыжки
«Классики» и т.п.
«Узнай друга»
Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Остальные встают в круг.
Водящий называет любое число. Педагог проходит за детьми и, дотрагиваясь
за плечо каждого, считает вместе с детьми указанное ведущим число. На ком
остановились, того игрока должен найти водящий, поочерёдно ощупывая
волосы и одежду детей.
«Третий лишний»
В этой игре надо придерживаться таких правил: бегать только по кругу, не
пересекая его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком
долго, чтобы все могли включиться в игру. Если игроков мало, то можно
встать не парами, а по одному. Тогда лишним будет не третий, а второй. В
этом случае игру можно назвать «Второй лишний».
«Птички на веточке»
Пока звучит музыка, дети бегают по кругу, перепрыгивая через палочки,
имитируя полет птиц. Музыка останавливается, дети встают на палочку, как
скажет педагог, либо покажет карточку с цифрой:
-по одному на палочку,
-по двое (мальчик девочка, мальчик - мальчик, девочка – девочка),
-по трое (трое мальчиков, трое девочек, мальчик – девочка – мальчик и т.д.)
Правило: Быть внимательным, быстро ориентироваться – вставать по сигналу
на палочку, кто неправильно встал, не нашел себе место - тот проиграл.
«Змейка»
Дети разбиваются на команды по пять человек, встают друг за другом и
держат за пояс впереди стоящего ребенка. Идут в колоннах, произнося слова:
Полосатая змея
В гости к тетушке ползла.
Только хвост сопротивлялся
И за кустики цеплялся.
После этих слов все дети разбегаются, а указанный педагогом ребенок из
этой цепи змейки ловит свою команду.
Правила: Педагог показывает цифру, и только ребенок под этим номером в
цепи ловит свою команду, собирает змейку. Побеждает та команда, чей
ловишка быстрее поймает участников своей команды.
«Веселые семейки»
На полу расположены карточки с цифрами. Пока звучит музыка, дети
ползают как паучки. Музыка останавливается - паучки бегут к домикам, к
карточкам с изображением цифры.
Правило: Дети должны собраться в семейки по количеству указанному на
карточке.
Варианты: Дети могут двигаться по договору: как паучки, гусеницы, кошки,
медведи.
«Найди свое место»
На полу, в спортивном зале лежат карточки (цветочки или снежинки,
листочки) с изображением цифр (например: цифра 3 – цветок с тремя
лепестками). У каждого ребенка браслет с цифрой. Дети играют с мячами,
например: отбивают мяч о пол.
Ловко с мячиком играем,
Одной рукой мы отбиваем:
Один, два, три, четыре, пять –
Будем цифру мы искать.
Дети ищут по заданию: на одну больше, меньше, либо прибавить два.
Правила: Отбивать мяч каждое слово. Найти свою цифру на полу, кто не
справился с заданием – проиграл.
«Счет с мячом»
Педагог показывает цифру, дети столько раз отбивают (подкидывают) мяч о
пол (о стену).
Правило: Считать количество выполненных движений.
«Ментальный мяч»
Перекидывать мяч друг другу по кругу, произносить слова:
С умным мячиком играем:
Ловко ловим и кидаем.
Мячик птичку (рыбку, цветочек, посуду, ..) увидал,
И подружек сосчитал.
У кого в руках окажется мяч, тот называет столько представителей этой
группы, сколько педагог покажет на карточке. При этом подкидывает мяч.
Например: если птичка – воробей, синичка, голубь, ..
«Сравнения»
Выбирается «Живой знак» поочередно с одной, второй команды. Дети стоят
в двух командах. Перед командами по обручу. Команды (сначала по показу
педагога) договариваются и в обруч встают определенное количество детей.
Живой знак сравнивает множества.
Правила: Ведущему, «Живому знаку» подумать и правильно сравнить
множества. Детям уметь договариваться (запоминать кто уже вставал,
чередоваться, чтобы все поучаствовали), кому встать в обруч.
«Больше – меньше»
Педагог называет предметы и объекты. Если названный предмет больше
предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный
предмет меньше предыдущего – приседают.
Например:
Стоял компот, шагал Федот,
В машину сел, колбаску съел.
Бежала собачка, за нею соли пачка.
Гора стоит, а кот сидит:
Автобус ждет, жвачку жует.
Солнце высоко, коршун далеко.
Мышку не поймает, с нами поиграет.
Правила: Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Вариант: Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже,
шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.
Например: шире – уже (шире – руки в стороны, наклоны вперед, уже –руки
вверх, встать на носочки).
Алая лента лежит на столе,
В косу вплетем, разместим на плече.
Побежим по дороге, запрыгнем в трамвай,
В дом у реки с фонарем приезжай.
Эстафета «Паровозик»
Дети делятся на команды, каждый получает карточку – браслет с цифрой
(в каждой команде карточки с цифрами по количеству детей, но раздаются
хаотично). Ребенок с цифрой один встает первый. Он бежит до ориентира,
возвращается, берет ребенка под номером два и бегут вдвоем до ориентира
и обратно, берут ребенка под номером три, и так далее, пока не соберет
цифра один всю команду.
Правила: Дети должны сами найти порядковый номер, и выполнить задание
– добежать до ориентира и обратно в цепочке.
Варианты: начать с большего числа, собирать по порядку меньшие.
Эстафета «Пуговица»
Каждому игроку из команд дается одна фишка – крышечка. Нужно добежать
до ориентира выполняя задания (огибая кегли, перепрыгивая через косички),
и расположить крышечку на круге, в кругу нужно положить только
определенное количество фишек.
Правила: быстро выполнить задание, добежать до пуговицы, положить
правильно крышечку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее
справилась с заданием.
Варианты: по пять крышечек на один кружок, шесть, семь,..
Эстафета « Больше на один»
Дети строятся в команды, у каждого карточка с определенным числом.
Нужно попрыгать змейкой вокруг кегель, на левой ноге (2м), взять карточку
с цифрой, больше на один, (согласно заданию) и обратно прыгать на правой
ноге.
Правила: Прыгать до ориентира на левой, назад на правой ноге. Быть
внимательным в выполнении задания. Побеждает та команда, чья быстрее и
правильнее справится с заданием.
Эстафета «Твоя цифра»
Каждому игроку раздаются карточки с количественным рисунком ( пять
цветов, одна бабочка, три пчелы,..), на каждую команду дается по фитбол –
мячу. Нужно допрыгать на мяче до ориентира и взять карточку с такой
цифрой, которая соответствует твоему рисунку.
Правила: быстро допрыгать до ориентира, взять соответствующую рисунку
карточку с цифрой, возвратиться назад, передать мяч. Побеждает та команда,
которая быстрее и правильнее справилась с заданием.
Варианты: взять цифру на один больше либо меньше.
Считалки, которые дети используют во время подвижных игр, – тоже
математика. Пословицы, которые используются во время физкультурных
праздников, досугов, – это тоже математика: «Один в поле не воин», «Семеро
одного не ждут» и др.
Подвижные игры для детей – это не только веселый досуг, но и средство
для физического и психического развития. Их выбор зависит от возраста,
состояния здоровья, их физической подготовленности и активности.
Сочетание математики и физкультуры дает много преимуществ:
способствует повышению уровня познавательной активности, развитию
мышления и других психических процессов, облегчает процесс познания,
повышает общий эмоциональный фон занятия, так же способствует
формированию у детей целостного восприятия окружающего мира,
предоставляет возможность для повышения двигательной активности.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши
воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить
ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Литература:
1.«Математика в движении» Н.В. Финогенова, Волгоград Изд.Учитель;
2.«Подвижные игры для детей 5-7 лет» К.К. Утробина М.,Изд.ГНОМ;
3.«Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 6-7 лет в ДОУ»
Т.М.Бондаренко Воронеж,2012;
4.«Двигательная активность детей 5-7 лет» М.С. Анисимова,Т.В. Хабарова,
С.-Петербург «Детство-Пресс», 2017 г.
5. Подвижные игры для старших дошкольников. Интеграция
образовательных областей в двигательной деятельности Е.А. Сочеванова
С.-Петербург «Детство-Пресс», 2019 г.