Автор: Кремнева Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР- д/с № 132" г.Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений
между детьми старшего дошкольного возраста»
Автор: Кремнева Марина Васильевна, воспитатель,
МДОУ «ЦРР – д/с № 132» г.Магнитогорска
Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей.
Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без
полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это
отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом. Особую важность
эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие
детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного
ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или
компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает
яркими красками сферу их ощущений. Общение со сверстниками занимает важное место в
жизни ребёнка: от того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребёнка,
его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В общении со сверстниками он
учится выстраивать отношения по определённым правилам. Осознавать себя как субъекта в
системе социальных отношений.
Проблема развития доброжелательных отношений у детей - одна из актуальных проблем
в современном дошкольном образовании.
В.А. Сухомлинский считает, что «детей надо приучать жить среди людей, формируя у
них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения». И
это правильно! Ведь дети проводят в детском саду большую часть времени, и очень важно
создать условия для доброжелательных отношений между ними. Здесь велика роль воспитателя
«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» Так сказал В. Даль.
Как это верно!
Каждое утро, приходя в детский сад, я с улыбкой встречаю своих детей. Разговариваю с
каждым ребенком, отмечаю у него что-нибудь новое. Например, «Анечка, твоя заколочка на
волосах очень красивая» или «Семен, какая интересная у тебя игра, покажешь, как в неё
играть?» И дети расцветают, открываются мне, особенно это важно, если кто-нибудь из них
пришел не в настроении.
Для этого, мы используем прием сближения детей друг с другом и воспитателем. В
приемной мы повесили эмблемки: сердечко (обнималки), ладошки (хлопки ладошками), нотка
(танцевальное движение). Входя в группу, ребенок дотрагивается до любой эмблемки и
выполняет движение. Этот прием помогает ребенку подавить свое плохое настроение.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходят психологические новообразования.
Взрослый человек остается центром жизни ребенка, но отношения с ним существенно
меняются. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка - его отношения со
сверстниками. Для развития коммуникативных способностей детей, умения детей работать в
группе сверстников я применяю различные игры и упражнения.
Например, с утра используюритуалы приветствия«Здравствуй», «Друг», «Колокольчик»
и другие. Эти упражнения создают положительный эмоциональный настрой, атмосферу
принятия каждого ребенка.
В своей работе я часто использую коммуникативные игры «Круг желаний», «Клеевой
ручеек», «Птичий двор», «Волшебный трамвайчик», «Дружные пары», «Добрые слова и др. Эти
игры обучают не только общению с партнером, но и развивают чувство принадлежности к
группе. Например, в игре «Птичий двор» дети обучаются умению следить за игрой других. А в
играх «Дружная пара», «Дрозд» дети учатся взаимодействовать в парах.
Играя
в
коммуникативные
игры,
замкнутые
дети
раскрепощаются,
становятся
общительнее, а конфликтные ребята становятся доброжелательнее. Например, в игре «Добрые
слова» дети передают друг другу цветок и говорят комплименты. При этом каждый ребенок
чувствует свою принадлежность к группе.
В своей работе я люблю использовать хороводные игры, в ходе которых формируются
дружеские отношения между детьми. Это игры «Аленький цветочек», «Как у бабушки
Маланьи», «Мы топаем ногами», народные игры.
Уделяю внимание и команднымиграм - соревнованиям, когда детям для достижения
результата необходимо действовать согласованно и дружно. Это такие спортивные игры
«Головомяч», «Звери на болоте», «Поводырь», «Веселые старты» и др.
Эффективным приемом формирования доброжелательных отношений между детьми
является также организация концертов, развлечений, изготовления подарков (ко Дню мамы, 23
февраля, 8 марта, день пожилых людей, Новый год), коллективные работы.
В группе детского сада дети пребывают до 10 часов в сутки, независимо от своего
настроения. Поэтому ребенку в группе необходимо такое место, где он может расслабиться,
уединиться. Мы для этих целей используем «Уголок уединения», где находится мягкий
красивый матрац и размещены удобные подушечки. Здесь могут побывать несколько детей,
поиграть с любой игрушкой, отдохнуть.
Имеется в наличие «добрая коробочка», в которой находятся клубки из ниток, вязаные
подушечки, лоскутки кожи и др. Эта коробочка приходит на помощь, когда дети расшалились
или рассердились очень сильно. В таком случае я предлагаю детям перематывать нитки или
перекладывать содержимое.
А если дети всё-таки поссорились, то им предлагается посетить«Ковер мира», где дети
разрешают конфликтные ситуаций с помощью мирилок и бесед, обговаривают свои поступки,
выясняют причину такого поведения и находят решение проблемы.
В итоге, дети нашей группы становятся открытыми, эмоциональными, любят общаться с
нами, с детьми, организуют сами игры, иногда ссорятся, но чаще играют дружно. Дети нам
доверяют. И это правильно, ведь благоприятный эмоционально-психологический климат
немыслим без дружеского, доверительного общения детей друг с другом, с воспитателем,
помощником воспитателя, в лице которых ребёнок надеется встретить поддержку, понимание и
сочувствие.
Литература:
1.
«Межличностные
отношения
дошкольников.
Диагностика,
проблемы,
коррекция». Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова
2.
Смирнова
Е.,
Холмогорова
В.
«Игры,
направленные
на
формирование
доброжелательного отношения к сверстникам». // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. - С.
73-77.
3.
Смирнова
Е.,
Холмогорова
В.
«Дошкольный
возраст:
формирование
доброжелательных отношений». // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76
4.
«Система работы детского сада по формированию доброжелательных отношений
у дошкольников» Мишанина О. А.
5.
О.В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми с 3-9 лет»
(психологические игры, упражнения, сказки.)
6.
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения».