Напоминание

Развитие кадрового потенциала в ДОУ


Автор: Дехтярь Марианна Семеновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №9 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: п. Мохсоголлох РС(Я)
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие кадрового потенциала в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОУ

Дехтярь Марианна Семеновна

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №9 «Золотая рыбка»

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за

собой изменения в образовательной политике. Дошкольное образование

официально было признано еще одной ступенью общего образования. В связи с

этим остро встал вопрос повышения профессионального уровня педагогов

дошкольных учреждений.

Однако, как показывает практика, в профессиональном развитии педагогов

ДОУ

обозначились

некоторые

проблемы:

недостаточная

активность

большинства педагогов в своем профессиональном развитии, неготовность

некоторых из них к инновационной деятельности.

Для решения этих проблем в нашем дошкольном учреждении творческой

группой

был

разработан

управленческий,

информационно-практико-

ориентированный, долгосрочный проект «Развитие кадрового потенциала».

Исходя из актуальности проблемы, была поставлена цель: повышение

профессионального

уровня

педагогов

в

соответствии

с

современными

требованиями образования, и определены 3 основные задачи, которые

направлены на:

создание условий для профессионально-личностного развития

педагогов;

повышение их мотивации к совершенствованию профессионального

уровня в соответствии с современными требованиями образования;

активизацию работы педагогов по самообразованию.

Данный

проект

рассчитан

на

5

лет.

Первый

год

отводится

на

подготовительный этап, три года – на основной и еще один год – на обобщение

материала и подведение итогов.

Рассмотрим подробно каждый из этих этапов.

Работа над реализацией проекта началась с разработки диагностических

карт профессионального мастерства, с помощью которых был проведен анализ

уровня профессиональной деятельности педагогов и определены их личные

потребности в обучении.

Собранная

информация

послужила

основой

для

составления

индивидуальных

программ

профессионального

и

личностного

развития

педагогов (разделение на подгруппы в зависимости от профмастерства), а так

же плана их реализации.

В настоящее время осуществляется основной этап проекта. Работа

проходит в трех направлениях:

реализация

индивидуальных

программ

профессионального

и

личностного развития педагогов;

обучение их современным технологиям в соответствии с новыми

требованиями (технологии проектирования, информационные технологии,

творческие отчеты, технология «портфолио» и др.);

создание

системы

стимулирования

мотивации

педагогов

к

совершенствованию своего профессионального уровня.

Реализация индивидуальных программ профессионального и личностного

развития педагогов предполагает их распределение на микрогруппы в

зависимости от профмастерства. Формы организации работы представлены в

таблице 1.

Таблица 1

Форма организации

Цель

Школа начинающего педагога

Способствовать формированию

элементарных профессиональных умений.

Развивать интерес к профессии

Семинары, семинары-

практикумы по углубленному

изучению отдельных тем,

освоению новых программ,

Создавать условия для освоения

интерактивных форм работы с детьми и

родителями воспитанников. Развивать

профессиональную активность

технологий, методик

Развивающие практические

занятия с элементами тренинга

Развивать профессионально значимые

навыки и личностные качества (эмпатия,

навыки эффективного взаимодействия,

решения конфликтов и т.п.) педагогов

Школа педагогического

мастерства

Активизировать креативность педагогов.

Совершенствовать аналитические

способности. Стимулировать педагогов к

обобщению ППО

Творческие группы

Развивать инициативу и творческую

активность педагогов

Районные методические

объединения

Активизировать профессиональную

деятельность педагогов, развивать

социально-ориентированную мотивацию

самосовершенствования и повышения

качества профессиональной деятельности

Индивидуальные консультации

Оказывать помощь в разрешении

конкретных проблем, касающихся

воспитания и развития детей

Самообразование

Способствовать самостоятельному

совершенствованию знаний в области

дошкольного образования. Формировать

устойчивую потребность в саморазвитии

Для развития интереса к профессии и формирования у молодых педагогов

элементарных

профессиональных

умений

в

ДОУ

организована

школа

начинающего педагога.

На развитие профессионально значимых навыков и личностных качеств

сотрудников

запланирована

такая

форма

работы,

как

развивающие

практические занятия с элементами тренинга.

Так

как

более

40%

педколлектива

составляют

педагоги-стажисты,

запланирована такая форма работы, как школа педагогического мастерства,

которая призвана стимулировать педагогов, имеющих определенный стаж

работы, к обобщению и распространению своего опыта.

Для

развития

инициативы

и

творческой

активности

педагогов

предусмотрена работа разнообразных творческих групп, направленных на

совершенствование педагогического процесса ДОУ (разработку проектов,

оформление предметно-развивающей среды и т.п.).

Кроме этого для повышения профмастерства педагогов предусмотрены

такие формы работы, как посещение РМО, индивидуальные консультации,

работа по самообразованию.

Залогом успешного овладения современными технологиями образования

является грамотная организация методической работы в ДОУ.

Работа по данному направлению осуществляется через разнообразные

формы: семинары, семинары-практикумы, практические занятия, мастер-

классы, педагогические мастерские, деловые игры, круглые столы, дискуссии,

открытые просмотры, выставки, домашние задания и т.д.

Для совершенствования профессионального уровня педагогов большое

значение имеет так же система стимулирования мотивации, которая включает в

себя 5 компонентов:

психологические условия;

административное управление;

методическая работа;

социальные условия;

материальное стимулирование.

Арсенал мер по созданию психологических условий достаточно обширен.

Одобрение, проявление интереса к работнику, похвала в его адрес (особенно на

собрании коллектива), благодарность с занесением в трудовую книжку –

мощные способы вознаграждения, т.к. все люди положительно реагируют, если

чувствуют, что их труд ценят, а мнение уважают. Немало важным является

работа по образованию сплоченной команды и улучшению социально-

психологического климата.

Эффективным

приемом

стимулирования

является

привлечение

сотрудников к управлению МБДОУ через организацию работы творческих,

рабочих групп. Осознав и почувствовав свою причастность к работе

образовательного

учреждения,

педагоги

способны

совершенно

иначе

организовать свой труд, повысить его результативность.

Еще

одним

важным

стимулом

для

повышения

эффективности

педагогического

труда

является

методическая

работа.

Использование

разнообразных

интерактивных

форм

и

методов

повышает

активность

сотрудников, создает условия для их самообразования. А дифференцированный

подход в методической работе позволяет наиболее полно реализовать

творческий потенциал каждого педагога.

Важным социальным условием является возможность профессионального

и личностного роста, как средство повышения статуса в коллективе.

Необходимо, чтобы материалы, разработанные педагогами, использовались

ими для распространения своего опыта, а также в процессе прохождения

аттестации и участия в профессиональных конкурсах.

Одним из основных средств мотивации на современном этапе остается

материальное стимулирование

(денежное вознаграждение, награждение

ценным подарком, почетной грамотой и др.). Оно должно быть связано с

личным вкладом работника, будь то индивидуальная или групповая работа.

Итоговый этап проекта включает в себя мониторинг его реализации,

анализ и оформление результатов,

планирование дальнейшей работы по

повышению профессионального уровня педагогов и подготовку презентации.

Мониторинг

направлен

на

оценку

качества

профессиональной

деятельности педагогов и включает в себя три критерия:

соответствие

содержания

образовательного

процесса

целям

дошкольного образования;

деловые и личностные качества педагога, его мотивация к

педагогической деятельности;

результативность образовательного процесса.

Показатели мониторинга и методы изучения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Мониторинг

Показатели

Методы

1. Соответствие содержания образовательного процесса целям

дошкольного образования

Использование современных

технологий

Наблюдение за педагогической

деятельностью, беседа, анализ,

мониторинг, контроль

2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к

педагогической деятельности

Участие в методической работе ДОУ и

района

Анализ личной карточки педагога

Осуществление самообразования

Анкетирование, тестирование, беседа

3. Результативность образовательного процесса

Реализация основной образовательной

программы ДОУ

Мониторинг реализации

образовательной программы

Обобщение и презентация

педагогического опыта

Анализ личной карточки педагога

Удовлетворение образовательных

потребностей детей, родителей

Анкетирование, опрос

Результатом реализации нашего проекта мы видим следующее:

в ДОУ разработан и апробирован эффективный инструментарий

(карты обследования) отслеживания профессиональной компетентности

педагогов;

создана система стимулирования мотивации к совершенствованию

профессионального уровня в соответствии с современными требованиями

образования;

повышена

профессиональная

компетентность

педагогов

(они

используют в своей работе современные технологии, активно участвуют в

методической работе разного уровня, обобщают свой педагогический

опыт);

повышена результативность образовательного процесса.

Управление проектом осуществляется творческой группой, у каждого из

членов которой имеются свои обязанности.

Главное звено – заведующий ДОУ. Он осуществляет общее руководство

проектом, обеспечивает его финансирование, разрабатывает нормативную базу,

оказывает методическую и практическую помощь.

Старший

воспитатель

организует

работу

по

реализации

проекта:

координирует работу по сбору, обработке и хранению информации, проводит

методические мероприятия, по необходимости привлекает к ним узких

специалистов и координирует их деятельность.

Педагог-психолог обеспечивает психологическое сопровождение проекта:

принимает участие в разработке диагностических карт, анкет по изучению

потребностей педагогов, индивидуальных программ их профессионального и

личностного развития. Может быть привлечен к экспертной деятельности.

Для реализации проекта необходимы следующие условия:

организационно-управленческие

(нормативные

документы

по

повышению квалификации педагогических кадров, по стимулированию

сотрудников ДОУ);

учебно-методические

(разнообразные

пособия

и

разработки,

наглядный материал для практических занятий);

материально-технические (компьютеры с выходом в интернет и

канцтовары);

информационные (сведения о курсах повышения квалификации, о

районных и областных методических мероприятиях, об интернет-сайтах, о

фонде оплаты труда сотрудников).

Кроме того, для реализации проекта необходимы кадровые условия,

которыми в данном случае является весь педагогический коллектив ДОУ.

На реализацию проекта была предусмотрена система его финансирования,

определены средства, которые необходимы для курсовой подготовки педагогов,

денежного

поощрения

сотрудников,

приобретения

новой

методической

литературы, обучающих программ, необходимого оборудования, расходных

материалов. Источники финансирования различны. Это федеральный и

муниципальный бюджет, спонсорская помощь, средства от приносящей доход

деятельности, средства экономии (которые могут пойти на мотивацию

сотрудников).

Надеемся, что внедрение представленного проекта в практику ДОУ, в

систему

работы

с

педагогическими

кадрами

позволит

повысить

их

профессионализм

до

уровня,

отвечающего

запросам

современного

дошкольного образования.

Библиографический список

1.

Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и

методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

2.

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

– 64 с.

3.

Лукина Л.И. Мотивация профессиональной деятельности работников ДОУ. /

Управление ДОУ. – 2007. - №6. – С. 46-57.

4.

Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами

ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

5.

Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика. /

Сост.: Т.В.Меркулова, Е.А.Дубинина, Т.А.Котова, К.Ю.Белая. – М.: Школьная

Пресса, 2010. – 64 с.

6.

Черникова Т.В. Методика оценки качества управления ДОУ. / Управление

ДОУ. – 2005. - № 3. – С. 35-40.



В раздел образования