Автор: Никитина Олеся Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №250
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Обзор
Тема: Некоторые вопросы педагогики
Раздел: полное образование
Некоторые вопросы педагогики
1. «Раскройте понятия «методика», «технология обучения». Что общего и
различного в этих понятиях?»
2. «Основные свойства современного образования»
2
Вопрос № 1. Раскройте понятия «методика», «технология
обучения». Что общего и различного в этих понятиях?
В сфере образования мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как
методика
обучения
и
технология
обучения.
Данные
понятия
обозначают
способы
достижения
целей,
поставленных
перед
образовательным
процессом. Многие специалисты считают методику синонимом технологии,
и наоборот. Как отличить понятия друг от друга и действительно ли между
ними есть ли существенная разница?
Слово
«технология»
пришло
в
педагогику
из
промышленного
производства, где оно обозначало процесс изготовления продукции наиболее
эффективным и экономичным образом («технология плавки чугуна» и т.д.).
Понятие «педагогическая технология» прошло определенные периоды,
из которых можно выделить два течения в педагогике:
1)
одно
–
ориентируется
на
все
расширяющиеся
возможности
технических средств в учебном процессе (его можно назвать
«технология в образовании» или «технология в обучении»);
2)
а другое – означает технологию построения самого учебного процесса
и
имеет
название
«технология
обучения»
или
«педагогическая
технология».
Об этом втором направлении и пойдет речь. В основе этого направления
лежит
идея
о
том,
что
существуют
общие
закономерности
процесса
обучения,
с
помощью
которых
можно
построить
единую
эффективную
систему обучения, обеспечивающую функции школы в отношении всех или
подавляющего большинстваучащихся.
Первой попыткой создать такой технологический процесс обучения с
гарантированными
результатами
было
программированное
обучение,
которое возникло в 60-х г. в связи с проникновением идей кибернетики в
педагогику.
Целью
программированного
обучения
была
оптимизация
управления
3
процессом учения.
Программированное
обучение
предполагает
такую
организацию
процесса
обучения,
при
которой
учащийся
с
помощью
особым
образом
подготовленных дидактических средств (программы) может самостоятельно
приобретать новые знания и умения.
Необходимыми составляющими программированного обучения является
наличие:
управляемого объекта (ученика);
последовательной, поэлементнойпрограммы;
систематической обратнойсвязи;
управления.
Цель
управления
состоит
в
изменении
наличного
состояния
управляемого объекта, в доведении его до заранее намеченного уровня.
Для
этого
разрабатывается
программа,
которая
обеспечивает
последовательное прохождение каждым учащимся всех этапов усвоения. Без
этого
обучающий
не
может
гарантировать
усвоение
учащимся
знаний
и
умений с теми качествами, которые предусмотрены целями обучения.
Эффективность
управления
процессом
усвоения
обеспечивается
наличием следящей обратной связи. Информация о ходе процесса усвоения
поступает не только к учителю, но и к ученику. Информация, полученная на
основе обратной связи, перерабатывается. И на ее основе вырабатываются
корректирующие воздействия.
Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на
постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных
целей.
Поэтому
технология
постановки
целей
становится
важнейшим
исходным условием педагогической технологии.
Цели могут быть выражены:
1)
через
изучаемое
содержание
(например:
«познакомиться
со
страной изучаемогоязыка», и т.д.);
2)
через деятельность учителя (например: «рассказать учащимся о
4
жизни и творчестве поэта» ит.д.);
3)
через
внутренние
процессы
и
сдвиги
в
развитии
учащихся
(«научить
учеников
анализировать
текст,
отбирать
главные
идеи
текста» и др.);
4)
через
внешне
выраженную
учебную
деятельность
(«нанести
на
контурную карту границы государств и т.д.).
По
мнению
сторонников
технологического
подхода
к
организации
учебного процесса три первых способа формулировки целей обучения
не придают целям определенности, которую можно проверить.
Так, если цели формулируются через изучаемое содержание, это только
указывает на область знаний, о которой будет идти речь на уроке, и не дает
никаких конструктивных начал для построения учебного процесса.
Если
цели
формулируются
через
деятельность
учителя,
это
сосредоточивает учителя на его собственной деятельности, а не на реальных
результатах обучения.
Если же цели формулируются через внутренние процессы в развитии
учащихся (процессы мышления, понимания, восприятия, анализа, синтеза и
т.д.), то, как можно сделать вывод о достижении этих целей, ведь внутрь
психических
процессов
проникнуть
невозможно?
Поскольку
внутрь
психических
процессов
проникнуть
невозможно,
рассуждают
сторонники
этого подхода, то психическое (в том числе умственное) развитие личности
можно отождествить только с реальными действиями, которые обучаемый
может
продемонстрировать.
Следовательно,
цели
обучения
должны
формулироваться
таким
образом,
чтобы
из
них
однозначно
явствовало,
какими
умениями
и
навыками
должен
обладать
ученик;
какие
умения,
навыки
и
познавательные
достижения
он
может
реально
продемонстрировать.
Из выше сказанного можно сделать вывод: Педагогическая технология
предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в
таких действиях учеников, которые можно реально опознать. Такие цели
5
называются
диагностичными
(диагностируемыми,
диагностическими,
или
операциональными).
Рассмотрим понятие «методика».
Методика – способ взаимодействия между учителем и учениками, в
результате
которого
происходит
передача
и
усвоение
знаний,
умений
и
навыков,
предусмотренных
содержанием обучения,
набор
конкретных
приёмов,
использующихся
для
реализации
поставленных
задач
в
сфере
образования.
Методика
должна
быть
понятной,
реалистичной,
воспроизводимой,
результативной
и
обоснованной.
Детализированная
и
разработанная, опробованная на практике, она обретает уровень технологии.
Педагогика
как
наука,
изучающая
методики
преподавания
предметов,
подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики
черпают информацию:
Словесные - Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном
образовании – это наиболее широко используемый метод (лекции).
Наглядные
-
Наглядная
методика
предполагает
использование
дополнительных
инструментов, напрямую или косвенно отражающих
предмет
изучения
(применение
схем,
таблиц,
моделей,
технических
приспособлений, аудио-видео материалов).
Согласно
исследованиям,
восприятие
информации
с
использованием
наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому
современные
школы
оснащаются
мультимедийной
аппаратурой
и
техническим инструментарием.
Практические
-
Практические
методы
основаны
на
вовлечении
аудитории
в
процесс.
Учитывая,
что
данный
прием
отражает
наибольшую
эффективность,
его
начинают
применять
активнее
(тренинги, задания, игры).
В чем же отличие этих понятий?
Главное отличие между указанными категориями заключается в степени
их
проработки.
Так,
методику
можно
назвать
направлением
движения,
6
дорожной картой, по которой будет двигаться исполнитель. А технологию –
подробным
маршрутом,
который
позволяет
прогнозировать
скорость,
дистанцию
и
другие
важные
нюансы.
Исход реализации
методики
трудно
предугадать,
он
зависит
от
многих
факторов.
Грамотное
использование
технологии
всегда
приводит
к
нужной
цели,
если
все
шаги
выполнены
правильно.
В
последние
десятилетия
идут
постоянные
споры
сторонников
технологического
подхода
с
их
принципиальными
противниками
-
сторонниками гуманистической педагогики.
Сторонники
гуманистического
воспитания
считают,
что
технологическое
построение
учебного
процесса
слишком
отдаленно
напоминает
насыщенную
человеческими
переживаниями
жизнь,
проходящую в стенах класса. Они сомневаются в возможности детального
прогнозирования
результатов
развития
и
их
точной
реализации.
Они
призывают
педагогов
уйти
от
жесткого
проектирования
образовательных
ситуаций
к
вариативному
спонтанному
поведению
для
того,
чтобы
обеспечить каждому ребенку возможность развития в соответствии с его
потребностями и интересами.
В свою очередь, сторонники технологического подхода считают. Что
классической
ошибкой
гуманистов
является
предположение
о
том,
что
учащиеся начнут, чуть ли не автоматически усваивать полезные вещи, как
только почувствуют себя свободными от педагогических требований.
На мой взгляд, сегодня следует использовать различные подходы в
образовательном
процессе,
главная
задача
которых
-
эффективное
применение в практике обучения и воспитания.
Вопрос № 2. Основные свойства современного образования.
Для
начала
раскроем
понятие
«Современное
образование»- это созидание
человеком в себе самом образа мира посредством активного полагания себя в
мир предметной, социальной и духовной культуры.
7
Современное
образование
развивается
в
разных
направлениях
и
характеризуется
такими свойствами,
как:
гуманизация,
гуманитаризация,
дифференциация,
диверсификация,
стандартизация,
многовариантность,
многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация,
непрерывность.
Рассмотрим
подробно
каждое
свойство
современного
образования:
Гуманизация
образования – это ориентация образовательной системы и
всего
образовательного
процесса
на
развитие
и
становление
отношений
взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав
каждого
человека;
на
сохранение
и
укрепление
их
здоровья,
чувства
собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое
образование
гарантирует
учащимся
право
выбора
индивидуального
пути
развития.
Гуманитаризация —
это
ориентация
на
освоение
содержания
образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью
решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно
общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и
специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно
владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным
человеком.
Дифференциация— это ориентация образовательных учреждений на
достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии
интересов,
склонностей
и
способностей
всех
участников
образовательного
процесса.
Дифференциация
может
воплощаться
на
практике
разными
способами,
например
через
группировку
учащихся
по
признаку
их
успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору;
разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для
учащихся
с
задержками
или
отклонениям»
в
развитии;
составление
индивидуальных
планов
и
образовательных
маршрутов
для
отдельных
8
учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной
ориентацией и т. д.
Диверсификация —
это
широкое
многообразие
учебных
заведений,
образовательных программ и органов управления.
Стандартизация —
это
ориентация
образовательной
системы
на
реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта
—
набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Многовариантность означает
создание
в
образовательной
системе
условий
выбора
и
предоставление
каждому
субъекту
шанса
к
успеху,
стимулирование
учащихся
или
студентов
к
самостоятельному
выбору
и
принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и
самостоятельного
мышления.
На
практике
многовариантность
проявляется
через
возможность
выбирать
темпы
обучения,
достигать
разного
уровня
образованности,
выбирать
тип
образовательного
учреждения,
а
также
дифференциацию
условии
обучения
в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с
помощью компьютера и т. д.) и др.
Многоуровневость — это организация многоэтапного образовательного
процесса,
обеспечивающего
возможность
достижения
на
каждом
этапе
образования
того
уровня
образованности,
который
соответствует
возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который
имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент
завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью
образования.
Например,
многоуровневая
система
высшего
образования
ориентирована на три уровня: первый уровень — общее высшее образование (2
года), второй уровень — базовое высшее образование — бакалавриат (2 года
общего образования + 2 года), третий уровень — полное высшее образование
— магистратура (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры).
Фундаментализация —
усиление
взаимосвязи
теоретической
и
практической
подготовки
молодого
человека
к
современной
9
жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному
освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана
образовательной системы, будь то школа или вуз.
Информатизация
образования связана с широким и все более массовым
использованием вычислительной техник» и информационных технологий в
процессе
обучения
человека.
Информатизация
образования
получила
наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие —
в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в
использовании
разных
видов
современной
видео-,
аудиотехники
и
компьютеров
.
Индивидуализация —
это
учет
и
развитие
индивидуальных
особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в
процессе обучения и воспитания.
Непрерывность означает
не
образование,
полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-
самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро
меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Содержание понятия "образование"
Понятие "образование" происходит от слова "образ". Под образованием
понимается единый процесс физического и духовного становления личности,
процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные
образы,
на
исторически
зафиксированные
в
общественном
сознании
социальные
эталоны.
В
таком
понимании
образование
выступает
как
неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов.
Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление, представляющее собой
целенаправленный
процесс
воспитания
и
обучения
в
интересах
человека,
общества и государства.
Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени,
когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других
видов
жизнедеятельности
общества
и
стал
делом
лиц,
специально
занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный
10
способ
обеспечения
наследования
культуры,
социализации
и
развития
личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с
развитием трудовой деятельности, мышления, языка.
Содержание
понятия
«образование»
на
основе
анализа
человеческой
культуры можно понимать как совокупность:
- системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскры-
вающей картину мира;
- опыта осуществления известных для человека способов деятельности;
- опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечиваю-
щей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры,
науки и человеческого общества;
- опыта ценностного отношения к миру.
Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в
окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают
воспроизведение
человеком
окружающего
мира.
Опыт
творческой
деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает
перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение
проблемы,
видение
альтернативы
ее
решения,
комбинирование
ранее
усвоенных способов в новый и др. Индивид, не усвоивший опыта творческой
деятельности,
не
способен
вмешаться
в
творческое
преобразование
действительности.
Энциклопедическая
образованность
человека
вовсе
не
гарантирует творческого потенциала. Поскольку человек ничего не делает без
потребностей
и
мотивов,
без
соответствия
дела
системе
ценностей,
то
относительно
независимой
составляющей
содержания
образования
оказывается
опыт
эмоционально-ценностного
отношения
обучающегося
к
тому,
что
он
познает
или
преобразовывает.
Эта
составляющая
определяет
направленность
действий
обучающегося
в
образовательном
процессе
в
соответствии с его потребностями и мотивами.
В
образовательном
учреждении
содержание
образования
—
это
содержание
Деятельности
субъектов
образовательного
процесса
11
(преподавателя
и
учащегося),
оно
конкретизируется
в
учебном
плане
образовательного
учреждения.
Содержание
каждой
дисциплины
учебного
плана
конкретизируется
в
образовательных
программах,
каждая
образовательная
программа
содержательно
находит
свое
отражение
в
учебниках и учебных пособиях.
Модели образования
1. Модель
образования
как
государственно-ведомственной
организации.
В
этом
случае
система
образования
рассматривается
структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду
других
отраслей
народного
хозяйства.
Строится
она
по
ведомственному
принципу
с
жестким
централизованным
определением
целей,
содержания
образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках
того или иного типа образовательной системы. При этом учебные заведения
однозначно
подчиняются
и
контролируются
административными
или
специальными органами.
2. Модель развивающего образования (В. В.Давыдов, В. В. Рубцов и
др.).
Эта
модель
предполагает
организацию
образования
как
особой
инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных
систем разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать
и
удовлетворять
потребности
различных
слоев
населения
страны
в
образовательных
услугах;
быстро
решать
образовательные
задачи
и
обеспечивать расширение спектра образовательных услуг. Образование также
получает реальную возможность быть востребованным другими сферами —
впрямую, без дополнительных согласований с государственной властью.
3. Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д.
Равич,
Ч.
Финн
и
др.)
—
это
модель
систематического
академического
образования
как
способа
передачи
молодому
поколению
универсальных
элементов культуры, роль которого сводится в основном к воспроизведению
культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в
том,
чтобы
сохранять
и
передавать
молодому
поколению
элементы
12
культурного
наследия
человеческой
цивилизации.
Прежде
всего,
под
этим
подразумевается
многообразие
знаний,
умений
и
навыков,
идеалов
и
ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и
сохранению
социального
порядка.
В
соответствии
с
концепцией
традиционализма образовательная система должна преимущественно решать
задачу
формирования
базовых
знаний,
умении
и
навыков
(в
рамках
сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду
перейти к самостоятельному
усвоению знании, ценностей и
умений более
высокого ранга по сравнению с освоенными.
4. Рационалистическая
модель образования
(П.
Блум,
Р.
Ганье,
Б.
Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая, прежде всего,
обеспечивает
усвоение
знаний,
умений,
навыков
и
практическое
приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках
данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных
ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться
в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную
программу
можно
перевести
в
«поведенческий»
аспект
знаний,
умений
и
навыков, которыми следует овладеть учащемуся.
В
идеологии
современной
рационалистической
модели
образования
центральное
место
занимает
бихевиористская
концепция
социальной
инженерии. Рационалисты исходят из сравнительно пассивной роли учащихся,
которые, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают, таким
образом,
адаптивный
«поведенческий
репертуар»,
необходимый
для
адекватного
жизнеустройства
в
соответствии
с
социальными
нормами,
требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет
Места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность,
индивидуальность,
естественность
и
др.
Поведенческие
цели
вносят
в
образовательный процесс дух
узкого утилитаризма и навязывают
учителю
негибкий и механический образ действии. Идеалом в этом случае становится
13
точное
следование
предписанному
шаблону,
и
деятельность
учителя
превращается в натаскивание учащихся (например, на выполнение тестов).
5. Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А, Комбс, К.
Роджерс
и
др.)
предполагает
персональный
характер
обучения
с
учетом
индивидуально-психологических
особенностей
обучающихся,
бережное
и
уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители
отвергают взгляд на школу как па «образовательный конвейер». Образование
они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее
полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему
обнаружить
то,
что
в
нем
уже
заложено
природой,
а
не
«отливать»
в
определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной
ориентации
создают
условия
для
самопознания
и
поддержки
уникального
развития каждого ученика в соответствии с унаследованной им природой,
предоставляют как можно больше свободы выбора и условий для реализации
ребенком
своих
природных
потенциалов
и
самореализации.
Сторонники
данного направления отстаивают право индивида на автономию развития и
образования.
6. Неинституциональная модель образования (П. Гудман. И. Иллич.Ж.
Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию
образования
вне
социальных
институтов,
в
частности
школ
и
вузов.
Это
образование
на
«природе»,
с
помощью
Интернета,
в
условиях
«открытых
школ», дистантное обучение и др.
Особенности
современного
этапа
развития
российского
общества
усиливают
значимость
и
необходимость
преобразования
различных
сфер
жизнедеятельности, включая сферу образования. Решение проблем стоящих
перед
современным
обществом
обуславливается
потенциальными
возможностями:
- постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и
широкого применения информационных технологий.
14
-
повышение
культурного
и
профессионального
уровня
большинства
населения страны на основе развития и распространения методик, средств и
технологий образования.
Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль
образования, растут потребности общества в образовательных услугах. Чтобы
система образования была готова принять вызовы современности, необходимы
определенные преобразования системы на базе использования современных
информационных
технологий.
Интеграция
и
интернационализация
образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня
появились
и
действуют
более
технологичные
открытые
образовательные
системы,
которые
оказывают
образовательные
услуги
независимо
от
расстояний
и
государственных
границ.
Так,
наряду
с
традиционным
(классическим) образованием стали широко использоваться инновационные
способы
обучения,
основанные
на
современных
образовательных
и
информационных
технологиях.
В
первую
очередь
речь
идет
о
системах
открытого
и
дистанционного
обучения,
которые
основаны
на
Интернет
-
технологиях или электронном образовании.
Важнейшими направлениями информатизации образования являются:
-
формирование
виртуальной
информационной
среды
на
уровне
учебного
заведения;
-
системная
интеграция
информационных
технологий
в
образовании,
поддерживающих
процессы
обучения,
научных
исследований
и
организационного управления;
-
построение
и
развитие
единого
образовательного
информационного
пространства;
- постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической
информации;
-создание
широкой
сети
информационных
центров,
ориентированных
на
решение
задач
информационного
обеспечения
системы
образования
компьютерными программами.
15
Среди
общих
мер
по
обновлению
содержания
и
структуры
профессионального образования в РФ можно выделить следующие:
-создание федеральной и региональных систем прогнозирования и постоянного
мониторинга
текущих
и
перспективных
потребностей
отечественного
народного
хозяйства
и
рынка
труда
в
кадрах
различной
специализации
и
квалификации, в том числе с учетом общемировых тенденций;
-разработка новой номенклатуры (перечня) профессий и специальностей (с их
укрупнением,
интеграцией),
а
также
оптимизация
направлений
подготовки
кадров
на
всех
уровнях
профессионального
образования
в
соответствии
с
современными требованиями;
-разработка нового поколения образовательных стандартов, соответствующих
современным
запросам
экономики,
науки,
культуры,
для
всех
уровней
профессионального
образования,
с
значительным
расширением
практико-
ориентированной составляющей этого образования. Широкое привлечение к
разработке
данных
стандартов
профессионального
образовательного
сообщества и работодателей;
-переход
к
модульному
принципу
построения
образовательных
программ
профессионального
образования,
что
позволит
обеспечить
его
гибкость
и
вариативность, личностную направленность, а также большее соответствие
запросам
рынка
труда;
создание
механизмов
государственно-общественной
аккредитации этих образовательных программ;
-широкое
использование
новых
образовательных
технологий,
в
том
числе
технологий
«открытого
образования»,
интерактивных
форм
обучения,
проектных и других методов, стимулирующих активность познавательного
процесса,
формирующих
навыки
анализа
информации
и
самообучения;
увеличение роли самостоятельной работы учащихся и студентов.
Государство в сфере образования обязано обеспечить правовые условия
функционирования и развития образовательных учреждений различных форм
собственности, законодательное закрепление материальной, административной
и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений.
16
В
заключении
следует,
что
современное
образование
подразумевает
процесс
перехода
к
общеевропейским
стандартам
в
системе
российского
образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие
десятилетия
в
отечественной
системе
образования,
модернизировать
ее
на
основе современного мирового опыта.
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации
основных задач социально-экономического и культурного развития общества,
ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных
сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль
школы
как
базового
звена
образования
чрезвычайно
важна,
способность
школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом
накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.
Образование во многом определяет лицо общества. Социальная роль
образования заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех
или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к
решению
глобальных
или
локальных
проблем
современности,
учить
прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.
Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее
выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который
в
развитых
странах
занимает
четверть
жизненного
пути
современного
человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее
разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении,
самоутверждении.
В
ходе
образования
выявляются
и
развиваются
потенциальные
способности
личности,
осуществляется
её
самореализация,
формируется
«образ
человеческий».
С
помощью
образования
человек
адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания
и умения. Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека.
История
человечества
свидетельствует,
что
образование
и
общество
неотделимы.
Все
глобальные
проблемы
(экономические,
социальные,
политические, культурологические, демографические, экологические и др.) с
17
которыми
сталкивается
общество,
так
или
иначе
сказываются
на
сфере
образовании.
18