Автор: Михайлина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №321
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Игровая деятельность в младшем возрасте»
Раздел: дошкольное образование
«Игровая деятельность в младшем возрасте»
Теоретическая часть - игровая деятельность в раннем возрасте.
Игра – это один из видов детской деятельности, которые используются
взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с
предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок
развивается как
личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут
зависеть успешность
его учебной и трудовой деятельности, его отношения с
людьми.
Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как
саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим
достижением является приобретение чувства коллективизма. Она не только
характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным
образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит
взаимодействие
различных
замыслов,
развитие
событийного
содержания
и
достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт
коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение,
поскольку будущее ребёнка тесно связано с общественно полезным трудом,
требующим от его участников совместного решения задач, направленных на
получение общественно полезного продукта.
Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает
специфику
её
формирования
и
общие
закономерности
развития
детей.
Отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин)
утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам
активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную,
трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и
важный для воспитания и психологического развития вид деятельности. Только
ребёнок умеющий общаться и активно познающий наиболее значимые особенности
предметов, способен перейти к игре. В дошкольном возрасте заложены большие
возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребёнка.
Игра издавна использовалась для обучения и воспитания. Отечественная
педагогика умело применяла её для воспитания детей разных возрастов. В одних
играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других –
физического, в-третьих – художественного.
В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр,
передающие детям определённые знания и умения: дидактические, подвижные,
игры-драматизации, музыкальные игра – забавы. В них игровые действия заранее
предусмотрены правилами игры, игрушками.
Во многих из этих игр содержания обучения как бы вплетается в игровой
сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту.
Предлагаемый игровой сюжет (тема игра, последовательность событий)
предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых
знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации,
решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя
усваивают заложенный в них учебный материал. Так в подвижной игре «Воробушки
и автомобили» они учатся бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по
сигналу. Сюжетно-дидактическая игра «Научим куклу раздеваться» помогает им
запомнить последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать
одежду, побуждает использовать в речи названия предметов одежды, действий.
Усвоив от старших подобные игры, дети могут играть в них сами, повторяя или
творчески изменяя их содержания, но сохраняя их обучающую основу и правила
игры. Так, в обучающих играх сюжетного характера дети действуют в соответствии
с правилами в пределах заданного заранее игрового сюжета, усваивая конкретный
материал
по
умственному,
нравственному,
эстетическому
и
физическому
воспитанию.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней
то, что им близко и интересно. Тема этих игр основывается на жизненном опыте
детей. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. В них заложена
основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и
совместного
решения
игровых
задач,
перехода
к
отображению
в
игре
взаимоотношений людей. Отображая в игре жизненные впечатления ребёнок
закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Ценность такой игры для
дальнейшего
психического
развития
и
гармоничного
воспитания
ребёнка
заключается в том, что
- в сознании ребёнка происходит совершенствование воображаемой ситуации с
постепенным переходом от «предметной» игры к играм внутреннего, умственного
плана;
- ребёнок в своём развитии плавно переходит от игр индивидуальных к играм
коллективных;
- новый уровень осмысления окружающей действительности расширяют
творческие возможности ребёнка.
Важно умело использовать все виды игр в воспитательном процессе.
Самостоятельная сюжетная игра тесно связана с обучающими играми. Одни виды
игр взаимно обогащают другими.
Уже в игре детей младшего возраста создаются благоприятные предпосылки
для развития отвлечённого мышления и речи, развивается воображение, мышление,
творческие способности, речь. Хорошая игра – залог хорошего настроения, крепкого
здоровья.
На первых этапах развития сюжетная игра воспитывает нравственно волевые
качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к
сопереживанию, содействию. Первые совместные игры воспитывают в детях
чувство дружбы.
В игах рядом, в первых деловых контактах, воспитывается интерес не только к
действиям, но и к личности другого ребёнка. В индивидуальных и в первых
совместных играх дети передают, закрепляют и углубляют свой социальный опыт,
который
отражает
взаимоотношения
и
общения
разных
людей,
сказочных
персонажей. В играх дети проявляют своё отношение к действительности, дают
нравственно-эмоциональные оценки (лиса хитрая, волк злой).
Содержание сюжета игры имеет нравственное значение. Примером могут
служить народные сказки и детские книги. Они пронизаны торжеством добра,
разума, мужества, интересны и доступны детям и служат для них нравственными
эталонами.
Игра это школа произвольного поведения (Д. Б. Эльконин). Попробуем
ребёнка стоять смирно – он не простоит и двух секунд. Но если это действие
включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомним: «Море
волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Замри!». Ведь замирают и
стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.
Игра – школа морали в действии (А. Н. Леонтьев). Можно сколько угодно дома
объяснять ребёнку, « что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра
способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место
другого научит действовать и поступать в соответствии с нравственными
требованиями.
Психологические исследования показали:
если «недругов»
включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща,
заботясь друг о друге, взаимная неприязнь скоро улетучится, и наоборот для друзей,
оказавшимся игровыми соперниками, азарт и желание выиграть часто оказываются
сильнее дружбы.
Игра
–
ведущая
деятельность
в
дошкольном
возрасте,
деятельность,
определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка.
По мнению русского историка и философа Василия Зиньковского, «игра –
свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке»,
средство проникновения в сферу смыслов, постижения единства мира и его Творца.
Ещё К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для
определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребёнок не выражает
интереса к играм; пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего
возраста – это серьёзный сигнал для взрослого: такой ребёнок требует особого
внимания, это «особенный» ребёнок – может быть гений, а может быть
неблагополучный.
С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее.
Игра – средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного
развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов,
недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических
методов является игровая психотерапия.
Таким образом, игра при правильном её формировании решает важные задачи
умственного, нравственного, эстетического, физического развития каждого ребёнка,
начиная с младшего возраста. В иге с первых этапов её развития формируется
личность ребёнка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной
деятельности, в труде, в общении с людьми. Правильное руководство игрой и
осознание ценности игровой деятельности детей в младшем и дошкольном возрасте
раскрывает
огромные
воспитательно-образовательные
возможности
для
психического и личностного развития каждого ребёнка.