Напоминание

«Игровая деятельность в младшем возрасте»


Автор: Михайлина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №321
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Игровая деятельность в младшем возрасте»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игровая деятельность в младшем возрасте»

Теоретическая часть - игровая деятельность в раннем возрасте.

Игра – это один из видов детской деятельности, которые используются

взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с

предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок

развивается как

личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут

зависеть успешность

его учебной и трудовой деятельности, его отношения с

людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как

саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим

достижением является приобретение чувства коллективизма. Она не только

характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным

образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит

взаимодействие

различных

замыслов,

развитие

событийного

содержания

и

достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт

коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение,

поскольку будущее ребёнка тесно связано с общественно полезным трудом,

требующим от его участников совместного решения задач, направленных на

получение общественно полезного продукта.

Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает

специфику

её

формирования

и

общие

закономерности

развития

детей.

Отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин)

утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам

активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную,

трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и

важный для воспитания и психологического развития вид деятельности. Только

ребёнок умеющий общаться и активно познающий наиболее значимые особенности

предметов, способен перейти к игре. В дошкольном возрасте заложены большие

возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребёнка.

Игра издавна использовалась для обучения и воспитания. Отечественная

педагогика умело применяла её для воспитания детей разных возрастов. В одних

играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других –

физического, в-третьих – художественного.

В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр,

передающие детям определённые знания и умения: дидактические, подвижные,

игры-драматизации, музыкальные игра – забавы. В них игровые действия заранее

предусмотрены правилами игры, игрушками.

Во многих из этих игр содержания обучения как бы вплетается в игровой

сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту.

Предлагаемый игровой сюжет (тема игра, последовательность событий)

предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых

знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации,

решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя

усваивают заложенный в них учебный материал. Так в подвижной игре «Воробушки

и автомобили» они учатся бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по

сигналу. Сюжетно-дидактическая игра «Научим куклу раздеваться» помогает им

запомнить последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать

одежду, побуждает использовать в речи названия предметов одежды, действий.

Усвоив от старших подобные игры, дети могут играть в них сами, повторяя или

творчески изменяя их содержания, но сохраняя их обучающую основу и правила

игры. Так, в обучающих играх сюжетного характера дети действуют в соответствии

с правилами в пределах заданного заранее игрового сюжета, усваивая конкретный

материал

по

умственному,

нравственному,

эстетическому

и

физическому

воспитанию.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней

то, что им близко и интересно. Тема этих игр основывается на жизненном опыте

детей. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. В них заложена

основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и

совместного

решения

игровых

задач,

перехода

к

отображению

в

игре

взаимоотношений людей. Отображая в игре жизненные впечатления ребёнок

закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Ценность такой игры для

дальнейшего

психического

развития

и

гармоничного

воспитания

ребёнка

заключается в том, что

- в сознании ребёнка происходит совершенствование воображаемой ситуации с

постепенным переходом от «предметной» игры к играм внутреннего, умственного

плана;

- ребёнок в своём развитии плавно переходит от игр индивидуальных к играм

коллективных;

- новый уровень осмысления окружающей действительности расширяют

творческие возможности ребёнка.

Важно умело использовать все виды игр в воспитательном процессе.

Самостоятельная сюжетная игра тесно связана с обучающими играми. Одни виды

игр взаимно обогащают другими.

Уже в игре детей младшего возраста создаются благоприятные предпосылки

для развития отвлечённого мышления и речи, развивается воображение, мышление,

творческие способности, речь. Хорошая игра – залог хорошего настроения, крепкого

здоровья.

На первых этапах развития сюжетная игра воспитывает нравственно волевые

качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к

сопереживанию, содействию. Первые совместные игры воспитывают в детях

чувство дружбы.

В игах рядом, в первых деловых контактах, воспитывается интерес не только к

действиям, но и к личности другого ребёнка. В индивидуальных и в первых

совместных играх дети передают, закрепляют и углубляют свой социальный опыт,

который

отражает

взаимоотношения

и

общения

разных

людей,

сказочных

персонажей. В играх дети проявляют своё отношение к действительности, дают

нравственно-эмоциональные оценки (лиса хитрая, волк злой).

Содержание сюжета игры имеет нравственное значение. Примером могут

служить народные сказки и детские книги. Они пронизаны торжеством добра,

разума, мужества, интересны и доступны детям и служат для них нравственными

эталонами.

Игра это школа произвольного поведения (Д. Б. Эльконин). Попробуем

ребёнка стоять смирно – он не простоит и двух секунд. Но если это действие

включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомним: «Море

волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Замри!». Ведь замирают и

стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.

Игра – школа морали в действии (А. Н. Леонтьев). Можно сколько угодно дома

объяснять ребёнку, « что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра

способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место

другого научит действовать и поступать в соответствии с нравственными

требованиями.

Психологические исследования показали:

если «недругов»

включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща,

заботясь друг о друге, взаимная неприязнь скоро улетучится, и наоборот для друзей,

оказавшимся игровыми соперниками, азарт и желание выиграть часто оказываются

сильнее дружбы.

Игра

ведущая

деятельность

в

дошкольном

возрасте,

деятельность,

определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка.

По мнению русского историка и философа Василия Зиньковского, «игра –

свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке»,

средство проникновения в сферу смыслов, постижения единства мира и его Творца.

Ещё К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для

определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребёнок не выражает

интереса к играм; пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего

возраста – это серьёзный сигнал для взрослого: такой ребёнок требует особого

внимания, это «особенный» ребёнок – может быть гений, а может быть

неблагополучный.

С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее.

Игра – средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного

развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов,

недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических

методов является игровая психотерапия.

Таким образом, игра при правильном её формировании решает важные задачи

умственного, нравственного, эстетического, физического развития каждого ребёнка,

начиная с младшего возраста. В иге с первых этапов её развития формируется

личность ребёнка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной

деятельности, в труде, в общении с людьми. Правильное руководство игрой и

осознание ценности игровой деятельности детей в младшем и дошкольном возрасте

раскрывает

огромные

воспитательно-образовательные

возможности

для

психического и личностного развития каждого ребёнка.



В раздел образования