Напоминание

конспект логопедического занятия


Автор: Проненко Оксана Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №23
Населённый пункт: г.Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект логопедического занятия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

индивидуального логопедического занятия

Тема: «Уточнение артикуляции звука [З]»

Подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ №23

Проненко Оксана Анатольевна

Цель:

уточнить артикуляцию звука [З].

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать

вырабатывать

умение

давать характеристику звука [З]; формировать умение давать грамматически

правильный и полный ответ; составление предложений.

Коррекционно-развивающие:

подготовить

органы

артикуляции

к

артикуляционному укладу звука [З]; продолжать вырабатывать и закреплять

кинестетические

ощущения

от

произнесения

этого

звука

(развитие

артикуляционной моторики); развитие фонематического слуха; развитие

звуко-слогового

анализа

и

синтеза;

активизация

словаря;

развитие

мышления.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Лексика: зверь, коза, гроза.

Оборудование:

Зеркало; картинки с артикуляционными упражнениями; пособия для

поддувания с широкого языка; таблица с обозначением акустической

характеристики звуков; картинки с ребусами; предметные картинки, в

названиях которых есть звук [З], с разной слоговой структурой + 3 домика (с

разным количеством окошек, соответствующим разной слоговой структуре

слов).

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Настраиваемся на занятие.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Сядь ровно, плечи расправь.

- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.

- Смотри на себя в зеркало.

- Делаем упражнения:

1) Общие упражнения:

1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).

4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).

5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).

6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов

(язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»

- Молодец, отдохни.

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный

аппарат к произнесению звука [З]:

1. «Вдох носом – выдох через желобок»:

- Вдыхаем носиком – выдыхаем через желобок (10 раз).

2. - Сделаем упражнение «Дворник»:

- Кончик языка поглаживает нижние зубки изнутри справа – налево и слева

– направо (5 раз).

- Отдохнем, а теперь будем поглаживать язычком верхние зубки, точно также

справа – налево и слева – направо (5 раз).

- Молодец, проглоти слюнки.

3. - Сделаем упражнение «Точка»:

- Точно также кончиком языка поглаживаем нижние зубки изнутри в разные

стороны, а потом останавливаемся, когда я скажу «стоп» и удерживаем позу:

кончик языка прижимаем к нижним зубкам. Приготовились, начинаем ( не

менее 5 раз).

4. - Сделаем упражнение «Посчитай нижние зубки»:

- Улыбнулись, приоткрыли рот. Кончиком языка упираемся языком по

очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следим, чтобы нижняя

челюсть была неподвижна (5 раз).

5. «Поддувание с широкого языка» - подуй на бабочку так, чтобы она

улетела с цветка: язык в форме «лопаточка» на нижней губе, дуть на бабочку;

а теперь точно также подуй на воздушный шар, так, чтобы он поднялся все

выше в небо (щеки не надуваем).

III. Введение в тему занятия.

- Посмотри на картинку ( гроза; зверь; коза).

- Как ты думаешь, что общего у этих слов? (Во всех словах имеется звук [З])

IV. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы будем работать со звуком [З].

- Кто из насекомых издает такой звук? (Комар, стрекоза)

- Давай «споем» песенку комарика: губы в улыбке, рот чуть-чуть приоткрыт,

кончик языка упирается в нижние зубы, дуем на язык с подключением

голоса, холодная воздушная струя идет по середине языка.

V. Характеристика звука [З].

- Произнеси звук [З] и смотри на себя в зеркало.

- Когда мы произносим звук [З], в каком положении находятся губки?

- Правильно, в «улыбке».

- А теперь снова произнесем звук [З] и постараемся почувствовать, где

язычок.

- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [З]? (Упирается в

нижние зубки)

- Поставь ладонь перед губами, снова произнеси звук [З]. Какая струя

воздуха? (Струя воздуха холодная.)

- Молодец.

- А теперь приложи руку к горлышку, и снова произнесем звук [З].

- Голосовые складки вибрируют или нет? (Голосовые складки вибрируют.)

- Молодец, а если голосовые складки вибрируют, какой это звук? Звонкий

или глухой?

- Правильно, звонкий.

- Снова произнеси этот звук.

- Звук [З] гласный или согласный?

- Почему согласный? (При произнесении воздух встречает преграду)

- А еще, какой он? Твердый или мягкий? (Твердый)

- Дай характеристику звука [З], смотри на таблицу (с характеристикой

звуков). (Согласный, звонкий, твердый, парный.)

VI. Задание на развитие звуко-слогового анализа.

– Перед тобой лежат (висят на доске) 3 домика: в первом домике – одно

окошко, во втором домике – два окошка, в третьем – три окошка и картинки.

Твоя задача: взять картинку, назвать ее и поставить к тому домику, с тем

окошком, которое соответствует количеству слогов в этом слове. Например,

(логопед берет картинку) на данной картинке нарисована звезда, в слове

звезда 2 слога, я кладу картинку в домик с двумя окошками.

VII. Упражнение на звуковой анализ, активизацию словаря и составление

предложений.

1) – Вспомни слова из ребусов, назови те слова, в которых звук [З] стоит:

- в начале слова (зверь);

- в середине слова (коза, гроза);

- в конце слова (нет).

2) - Как ты понимаешь значение слова зверь? Кто такой зверь? (Это дикое,

обычно хищное животное.)

- Что такое гроза? (Это явление природы, происходящее весной, летом,

осенью)

- Кто такая коза? (Коза – это домашнее животное.)

3) – Придумай с каждым из этих слов предложения и запиши их.

VIII. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [З])

- Дай характеристику звука [З].

- Вспомни слова с этим звуком и назови их.

Отмечается работа ребенка на занятии. - До свидания.



В раздел образования