Автор: Уляшева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №53
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
Тема: "Удивительный песок"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 общеразвивающего вида»
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
"Удивительный песок"
Воспитатели 3 группы:
Уляшева Т.А., Картушева Е.И.
Цель:
познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом.
дать представления о свойствах песка.
Задачи:
Образовательные: формирование умения осуществлять осознанную
деятельность (Как это делать? Что я узнаю? Что сделано?);
Развивающие: продолжить работу над развитием логического мышления,
познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики.
Воспитательные: формирование нравственно-волевых качеств,
формирование представления о значимости природы в жизни человека,
воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.
Методы и методические приёмы:
беседа;
наблюдение;
создание проблемной ситуации;
исследовательский;
экспериментально-опытный;
объяснительно-иллюстративный;
моделирование (схемы свойств песка);
игровой;
совместная деятельность с детьми.
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Почтальон приносит в детский сад письмо.
2. Обсуждение проблемы. Принятие задачи.
Открываем письмо и достаем фото Незнайки и письмо.
Вос-ль: От кого письмо? Чтение письма:
Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга-верблюда,
который живет в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень
хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел.
А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только
почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам
благодарен. Ваш Незнайка.
Воспитатель: Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что
нам нужно сделать, чтобы помочь Незнайке? А еще Незнайка знает, что мы
исследователи, мы исследовали воздух, воду. А песок можно? Будем
исследовать его.
- Смотрите, мы с вами снова стали исследователями. А кто такие
исследователи? (Исследуют, делают опыты).
- А мы с вами, что будем исследовать? (песок)
- Что же будет объектом нашего исследования? (песок)
3. Опытническая деятельность.
- Ну, что будем искать в песке что-то удивительное?
Опыт 1. Песочные струйки
Знакомятся со свойствами сухого песка (сыплется)
Самостоятельно
Пересыпаем из ладошки в ладошку, из одной емкости в другую.
Работа с ситом
Воспитатель: Через сито просеиваем песок, он сыпется из сито в ёмкость и
наоборот.
- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между
собой и разные по размеру.
Моделируем свойство сыпучести
Воспитатель: Давайте понюхаем песок
Дети: (не пахнет).
Значит, сухой песок не имеет запаха.
Воспитатель: Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте
представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите
водой песок.
- Каким стал песок?
Дети: влажным, мокрым
Воспитатель: Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический
запах.
А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между
песчинками)
Опыт 2: Чудесные фигурки
Продолжают знакомиться со свойствами песка: влажный песок лепится
Опыт 3.
Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что
тяжелее? Почему? (Сырой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а
среди влажных – более тяжёлая вода). Иллюстрация о дюнах, барханах,
почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий. Видимо здесь и живет
друг Незнайки. Правда, красиво?
- Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в
тарелочку.
Работа с лупой.
Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого
песка выходит воздух.
- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.
Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится.
Дети делают «пироги».
Моделируется свойство – песок лепится.
Предлагаем детям проверить, как песок пропускает воду. Ребята, вы видели,
где вода? (впиталась)
Физминутка.
«Ласковые лапки»
6-7 предметов (вата, кисточка, кусочек меха, бусы, стеклянный флакон). Руку
оголить по локоть, по ней будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми
лапками. Глаза закрыты – какой «зверёк» прикоснется, сказать предмет (к
щеке, ладони).
4. Вывод
- Итак, помогли мы выяснить Незнайке об удивительных свойствах песка?
Давайте вспомним о них.
- Как узнать, что песок сыпучее вещество?
- Что мы хотели сделать в начале занятия? (помочь Незнайке выяснить о
песке)
- Как у нас это получалось?
- Что мы для этого делали? (опыты)
- Что вас самих удивило на занятии? Каковы свойства песка?
Игра:
- Представьте, что вы песчинки. А я ветер (держаться за руки). Я дую на вас,
а вы разлетаетесь. Почему? (легкие). Покажите мне модель свойства
сыпучести.
- Как сделать две одинаковые горсточки песка разные по весу? (одну
намочить)
- Как узнать, можно ли из песка что-нибудь слепить (испечь пирожки)?
(намочить песок)
- Как мы с вами назвали эту модель? (песок лепится) Покажите эту модель.
5. Презентация.
- Дома приготовьте мини книжку «Песок», где разместите свои модели песка.
Можно сделать зарисовки опытов, даже можно еще раз провести их вместе с
родителями, и тем самым Незнайка рассмотрит ваши книжки и похвастается
своему другу, что мы помогали ему.