Автор: Ирина Николаевна Исакова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГДОУ ТО "Щекинский детский сад для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: город Щекино, Тульская область
Наименование материала: Проект по ЗОЖ для детей с ОВЗ
Тема: "Если хочешь быть здоров!"
Раздел: дошкольное образование
ГДОУ ТО «Щёкинский детский сад для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Проект
«Если хочешь быть здоров!»
Выполнила: воспитатель высшей категории Исакова И. Н.
г. Щёкино 2021
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: «Если хочешь быть здоров…»
2. Автор проекта: воспитатель средней группы Исакова Ирина Николаевна
3. Вид проекта: познавательно-игровой
- по характеру координации: открытый
- по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители
воспитанников
5. Срок проекта: краткосрочный – 1 (один) месяц
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПО
ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ «Если хочешь быть здоров..»
В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике
ухудшения здоровья детей, чему способствуют неблагоприятная
экономическая и экологическая обстановка, порождающая стресс
повседневной жизни, увеличение количества социопатических семей,
медикаментозная агрессия и др. Клинические наблюдения и практический
опыт отечественных врачей и дефектологов (А. Александров, Н. Астафьев, Г.
Бордовский и др.) свидетельствуют: дошкольники с ограниченными
возможностями здоровья особенно нуждаются в повышении двигательной
активности, а значит, важное значение приобретает разработка эффективных
методов их реабилитации и социальной интеграции. Особое внимание
уделяется оздоровлению детей с нарушением в развитии, обучающихся в
специализированных образовательных организациях.
Интеллектуальная недостаточность занимает одно из ведущих мест в
структуре нарушения здоровья, приводящих к инвалидности, причинами
которой являются сопутствующие интеллектуальной недостаточности,
выраженные расстройства поведения, соматические, неврологические
нарушения, которые нередко имеют сочетанный характер, что обуславливает
необходимость разработки особых реабилитационных технологий (О.
Артюкова, С. Забрамная, Н.Нежкина и др.)
Неполноценная речевая и интеллектуальная деятельность накладывает
отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально -
волевой сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение
психической работоспособности, низкий уровень мимических функций, в
особенности вербальной памяти.
В процессе выполнения режимных моментов необходимо проводить
работу по укреплению детского организма через воспитание навыков
самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выработку
укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их
практической реализации.
Во время этих реализации проекта важно сформировать у детей
представления о физических потребностях своего организма за счет
воспитания все тех же навыков самообслуживания. Однако при
проведении данных занятий и при организации жизни детей важно
соблюдать педагогический режим, адекватный индивидуальным
психосоматическим особенностям здоровья ребенка и его
эмоциональному самочувствию.
Основными методическими приемами обучения детей в ходе
реализации проекта «Если хочешь быть здоров…» являются
подражание, показ и объяснение, в процессе которых педагог
сопровождает свои практические действия комментариями. В
дальнейшем умения детей необходимо закреплять, стимулируя их
устные высказывания, что способствует выработке у них обобщенных
представлений о выполняемом способе действий, формируемом навыке
и в целом о здоровом образе жизни.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов
более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения
детей с ОВЗ, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют
советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом
направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе
свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и
режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей
синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно
рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка с ОВЗ к здоровому образу
жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только
педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия
родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных
результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к
собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с
раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям
окружающей среды.. С помощью взрослого ребенок с ОВЗ может
попытаться, понять: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно
выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать
режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также
соблюдать правила гигиены.
Таким образом, одна из главных задач коррекционно -воспитательного
процесса на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям
выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа
жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть
перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Я разработала этот проект с целью сохранения и укрепления здоровья
детей с ОВЗ , формирования у них привычки вести здоровый образ жизни.
В течение месяца с детьми средней группы я проводила тематические беседы
о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на
хороший аппетит и крепкий и здоровый сон и т. д.
Во время ознакомления с художественной литературой обращала внимание
ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались
народные песенки и прибаутки о здоровье человека.
В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось
поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие
вопросы здоровья человека.
В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят:
умывание контрастной водой, хождение босиком по «дорожке здоровья»,
проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Совместно с родителями было изготовлено нестандартное спортивное
оборудование для группы (султанчики, ленточки, «ветерок в бутылке», бильбоке и
др.). .Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по
формированию здорового образа жизни детей с ОВЗ, оформлялся наглядный
материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей.
I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Цель проекта:
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей привычки к
здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы
и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- создавать условия для благотворного физического развития детей;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных
мероприятий;
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Предполагаемые результаты проекта:
- Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ через систему комплексной
физкультурно-оздоровительной работы;
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность
оздоровительной работы;
- Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.
Сбор информации: проведение первичного опроса детей и родителей.
В силу специфических особенностей детей моей группы, у меня нет
возможности проводить полноценный опрос о здоровом образе жизни,
большинству детей моей группы данное понятие эта не доступно. На бытовом
уровне дети знают, элементарные приемы охраны здоровья (мытье рук после
туалета, прогулки, чистка зубов, утренняя гимнастика, и пр). Поэтому я считаю
важным продолжать работу по привитию детям с ОВЗ здоровых привычек.
Опрос родителей проводился в форме индивидуальной беседы. По
проведенному опросу среди родителей я сделала следующий вывод: многие
родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует
представление о комплексном характере данного понятия. Родители воспитанников
искренне убеждены в том, что они могут поддержать здоровье ребенка с помощью
использования синтетических лекарственных препаратов, либо с помощью
народных методов лечения во время течения болезни. Практически никто из
родителей не использует в быту неагрессивные способы закаливания своего
малыша.
Исходя из сделанных выводов, я наметила план работы над проектом:
1. Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной
направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с
методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
2. Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед
по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистотаи здоровье»,
«Личная гигиена», «О здоровой пище», «Ктоспортом занимается».
3. З
акаливающие процедуры
: бодрящая гимнастика, пребываниена свежем
воздухе, умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по «дорожке
здоровья».
4. Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок «Мы хотим
быть здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на
все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей, творческая работа
(рисование, разукрашивание) «Наши фруктовые друзья».
5.
Работа с родителями
: анкетирование родителей по теме, совместное
изготовление нестандартного спортивного оборудования, консультации по
темам «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»,
«О пользе прогулок для детей с ОВЗ»,
«Су – Джок терапия для малышей»,
«Адаптивная физическая культура для лиц с поражением интеллекта»,
«Ребенок и телевизор (планшет, компьютер, телефон)»,
Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей со сложной
структурой дефекта на занятиях по адаптивной физической культуре»,
«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей с ОВЗ.»,
Развитие культурно – гигиенических навыков у детей со сложной структурой
дефекта, как первый шаг к приобщению к здоровому образу жизни.
«Гимнастика для глаз детям: зачем и кому она нужна, комплекс
упражнений».
(см.Приложение 2).
II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Тематические беседы с детьми:
- «Заботимся о здоровье».
- «Чистота залог здоровья».
- «Полезно – не полезно».
- «Если хочешь быть здоров – закаляйся!».
- «Культурно гигиенические навыки или о пользе мытья рук.».
- «полезная еда».
2. Ознакомление с литературой:
Чтение
Сроки
К. Чуковский «Доктор Айболит», стихотворения о
здоровье
1 неделя
А. Барто «Девочка чумазая»
2 неделя
3. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр»
3 неделя
Г. Зайцев «Дружи с водой», загадки и пословицы о
здоровом образе жизни
4 неделя
З. Интегрированная образовательная деятельность:
Тема, цель
Сроки
1
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Цель: рассказать детям о пользе утренней гимнастики
стараться заинтересовать всех детей.
1-ая неделя
проведения
проекта
2
«Добрый доктор Айболит в гостях у детей»
Цель: продолжать формировать представление детей с
ОВЗ о здоровом образе жизни. Рассказать детям о том
как плохо болеть, и объяснить ,что нужно делать, чтоб
не
заболеть..
Расширять
представление
детей
о
полезных витаминах.
2-ая неделя
проведения
проекта
3
«Помоем ручки кукле Кате!»
Цель:
закреплять знания детей о личной гигиене с
использованием туалетных принадлежностей,
способствовать формированию привычки к здоровому
образу жизни.
3-я неделя
проведения
проекта
4
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
Цель: познакомить со смысловым значением
закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье.
4-ая неделя
проведения
проекта
4. Игровая деятельность:
Название игры, цель
Сроки
1
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
1 неделя
2
«Озорной мяч»
3
"Зайка серый умывается"
4
Дидактические и развивающие игры «Чудесный
мешочек», «Узнай и назови овощи»
Цель:
развивать представление детей о
вкусной
и
полезной еде.
2 неделя
5
«Кошки - мышки»
Цель: упражнять в беге в определенном направлении не
толкая друг друга, ходьбе на носках.
6
Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц
туловища, рук и ног.
3 неделя
7
«Маленькие ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на
звуковой сигнал воспитателя.
8
«Волшебный
лес»
–
комплекс
подвижных
игр,
основанных на подражательных движениях различным
животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на
четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух
ногах на месте, формировать качество личности.
В течение
месяца
9
«Развитие движения у детей раннего возраста»
Цель: закрепление основных видов движения,
воспитывать положительные эмоции, формировать
умение правильной осанки.
10
«В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к
здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать
эмоциональный настрой.
Алгоритмы проведения подвижных игр проекта описаны в Приложении 1.
5.Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная
деятельность:
- Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов.
- Игры с водой на улице (при благоприятных погодных условиях) и в группе.
- Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные
ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья».
- Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
6.
Наблюдения, экскурсии:
- Наблюдение за играми старших детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей
к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать,
лазать.
- Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по
физическому воспитанию, знакомство со спортивным
инвентарем.
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
Проведение итогового опроса детей:
Опрос проводился по методу «Модель трех вопросов»:
Что вы узнали, что
раньше не знали?
Что вас удивило?
Что понравилось
больше всего?
- Нужно заниматься
гимнастикой, чтобы
не болеть.
- Чаще мыть руки.
- Что такое здоровье.
- Вредные привычки:
что это такое (грызть
ногти, ковырять в
носу, сосать
пальчик).
- Как можно
закаляться.
- О витаминах.
Света:
- Солнце, воздух и
вода – наши лучшие
друзья.
Расул:
- как принимать
воздушные ванны.
Кирил:
-Нужно
пользоваться зубной
щеткой.
- Играть в подвижные
игры.
- рисовать.
отгадывать загадки.
- Фотографироваться.
- Играть с водой.
В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были получены
следующие результаты:
1. У детей средней группы появился интерес и желание выполнять различные
упражнения.
2. Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по
«дорожке здоровья», испытывая при этом удовольствие, играют с водой.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают,
играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
4. Снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
1. У детей с ОВЗ значительно повысился интерес и желание заниматься
гимнастикой, физкультурой, подвижными играми, принимать участие в
закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта:
1.
У детей повысились знания о значимости образа жизни.
2. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо
продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и
реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием
интегрированного подхода в этом направлении.