Напоминание

"Если хочешь быть здоров!"


Автор: Ирина Николаевна Исакова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГДОУ ТО "Щекинский детский сад для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: город Щекино, Тульская область
Наименование материала: Проект по ЗОЖ для детей с ОВЗ
Тема: "Если хочешь быть здоров!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГДОУ ТО «Щёкинский детский сад для детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Проект

«Если хочешь быть здоров!»

Выполнила: воспитатель высшей категории Исакова И. Н.

г. Щёкино 2021

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

1. Тема: «Если хочешь быть здоров…»

2. Автор проекта: воспитатель средней группы Исакова Ирина Николаевна

3. Вид проекта: познавательно-игровой

- по характеру координации: открытый

- по количеству участников: групповой

4. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители

воспитанников

5. Срок проекта: краткосрочный – 1 (один) месяц

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПО

ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ «Если хочешь быть здоров..»

В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике

ухудшения здоровья детей, чему способствуют неблагоприятная

экономическая и экологическая обстановка, порождающая стресс

повседневной жизни, увеличение количества социопатических семей,

медикаментозная агрессия и др. Клинические наблюдения и практический

опыт отечественных врачей и дефектологов (А. Александров, Н. Астафьев, Г.

Бордовский и др.) свидетельствуют: дошкольники с ограниченными

возможностями здоровья особенно нуждаются в повышении двигательной

активности, а значит, важное значение приобретает разработка эффективных

методов их реабилитации и социальной интеграции. Особое внимание

уделяется оздоровлению детей с нарушением в развитии, обучающихся в

специализированных образовательных организациях.

Интеллектуальная недостаточность занимает одно из ведущих мест в

структуре нарушения здоровья, приводящих к инвалидности, причинами

которой являются сопутствующие интеллектуальной недостаточности,

выраженные расстройства поведения, соматические, неврологические

нарушения, которые нередко имеют сочетанный характер, что обуславливает

необходимость разработки особых реабилитационных технологий (О.

Артюкова, С. Забрамная, Н.Нежкина и др.)

Неполноценная речевая и интеллектуальная деятельность накладывает

отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально -

волевой сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение

психической работоспособности, низкий уровень мимических функций, в

особенности вербальной памяти.

В процессе выполнения режимных моментов необходимо проводить

работу по укреплению детского организма через воспитание навыков

самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выработку

укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их

практической реализации.

Во время этих реализации проекта важно сформировать у детей

представления о физических потребностях своего организма за счет

воспитания все тех же навыков самообслуживания. Однако при

проведении данных занятий и при организации жизни детей важно

соблюдать педагогический режим, адекватный индивидуальным

психосоматическим особенностям здоровья ребенка и его

эмоциональному самочувствию.

Основными методическими приемами обучения детей в ходе

реализации проекта «Если хочешь быть здоров…» являются

подражание, показ и объяснение, в процессе которых педагог

сопровождает свои практические действия комментариями. В

дальнейшем умения детей необходимо закреплять, стимулируя их

устные высказывания, что способствует выработке у них обобщенных

представлений о выполняемом способе действий, формируемом навыке

и в целом о здоровом образе жизни.

И если современные стандарты образования обязывают педагогов

более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения

детей с ОВЗ, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют

советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом

направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе

свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и

режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей

синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно

рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».

Формирование же отношения ребенка с ОВЗ к здоровому образу

жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только

педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия

родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных

результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к

собственному здоровью.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с

раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям

окружающей среды.. С помощью взрослого ребенок с ОВЗ может

попытаться, понять: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно

выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать

режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также

соблюдать правила гигиены.

Таким образом, одна из главных задач коррекционно -воспитательного

процесса на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям

выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа

жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть

перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Я разработала этот проект с целью сохранения и укрепления здоровья

детей с ОВЗ , формирования у них привычки вести здоровый образ жизни.

В течение месяца с детьми средней группы я проводила тематические беседы

о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на

хороший аппетит и крепкий и здоровый сон и т. д.

Во время ознакомления с художественной литературой обращала внимание

ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались

народные песенки и прибаутки о здоровье человека.

В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось

поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие

вопросы здоровья человека.

В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят:

умывание контрастной водой, хождение босиком по «дорожке здоровья»,

проведение подвижных игр на свежем воздухе.

Совместно с родителями было изготовлено нестандартное спортивное

оборудование для группы (султанчики, ленточки, «ветерок в бутылке», бильбоке и

др.). .Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по

формированию здорового образа жизни детей с ОВЗ, оформлялся наглядный

материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей.

I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Цель проекта:

- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей привычки к

здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы

и методы физкультурно-оздоровительной работы;

- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;

- создавать условия для благотворного физического развития детей;

- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных

мероприятий;

- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу

сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Предполагаемые результаты проекта:

- Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ через систему комплексной

физкультурно-оздоровительной работы;

- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность

оздоровительной работы;

- Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями

с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и

сохранения здоровья детей.

Сбор информации: проведение первичного опроса детей и родителей.

В силу специфических особенностей детей моей группы, у меня нет

возможности проводить полноценный опрос о здоровом образе жизни,

большинству детей моей группы данное понятие эта не доступно. На бытовом

уровне дети знают, элементарные приемы охраны здоровья (мытье рук после

туалета, прогулки, чистка зубов, утренняя гимнастика, и пр). Поэтому я считаю

важным продолжать работу по привитию детям с ОВЗ здоровых привычек.

Опрос родителей проводился в форме индивидуальной беседы. По

проведенному опросу среди родителей я сделала следующий вывод: многие

родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует

представление о комплексном характере данного понятия. Родители воспитанников

искренне убеждены в том, что они могут поддержать здоровье ребенка с помощью

использования синтетических лекарственных препаратов, либо с помощью

народных методов лечения во время течения болезни. Практически никто из

родителей не использует в быту неагрессивные способы закаливания своего

малыша.

Исходя из сделанных выводов, я наметила план работы над проектом:

1. Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной

направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с

методической литературой по вопросам здоровьесбережения.

2. Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед

по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистотаи здоровье»,

«Личная гигиена», «О здоровой пище», «Ктоспортом занимается».

3. З

акаливающие процедуры

: бодрящая гимнастика, пребываниена свежем

воздухе, умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по «дорожке

здоровья».

4. Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок «Мы хотим

быть здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на

все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей, творческая работа

(рисование, разукрашивание) «Наши фруктовые друзья».

5.

Работа с родителями

: анкетирование родителей по теме, совместное

изготовление нестандартного спортивного оборудования, консультации по

темам «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»,

«О пользе прогулок для детей с ОВЗ»,

«Су – Джок терапия для малышей»,

«Адаптивная физическая культура для лиц с поражением интеллекта»,

«Ребенок и телевизор (планшет, компьютер, телефон)»,

Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей со сложной

структурой дефекта на занятиях по адаптивной физической культуре»,

«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей с ОВЗ.»,

Развитие культурно – гигиенических навыков у детей со сложной структурой

дефекта, как первый шаг к приобщению к здоровому образу жизни.

«Гимнастика для глаз детям: зачем и кому она нужна, комплекс

упражнений».

(см.Приложение 2).

II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1. Тематические беседы с детьми:

- «Заботимся о здоровье».

- «Чистота залог здоровья».

- «Полезно – не полезно».

- «Если хочешь быть здоров – закаляйся!».

- «Культурно гигиенические навыки или о пользе мытья рук.».

- «полезная еда».

2. Ознакомление с литературой:

Чтение

Сроки

К. Чуковский «Доктор Айболит», стихотворения о

здоровье

1 неделя

А. Барто «Девочка чумазая»

2 неделя

3. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр»

3 неделя

Г. Зайцев «Дружи с водой», загадки и пословицы о

здоровом образе жизни

4 неделя

З. Интегрированная образовательная деятельность:

Тема, цель

Сроки

1

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Цель: рассказать детям о пользе утренней гимнастики

стараться заинтересовать всех детей.

1-ая неделя

проведения

проекта

2

«Добрый доктор Айболит в гостях у детей»

Цель: продолжать формировать представление детей с

ОВЗ о здоровом образе жизни. Рассказать детям о том

как плохо болеть, и объяснить ,что нужно делать, чтоб

не

заболеть..

Расширять

представление

детей

о

полезных витаминах.

2-ая неделя

проведения

проекта

3

«Помоем ручки кукле Кате!»

Цель:

закреплять знания детей о личной гигиене с

использованием туалетных принадлежностей,

способствовать формированию привычки к здоровому

образу жизни.

3-я неделя

проведения

проекта

4

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

Цель: познакомить со смысловым значением

закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье.

4-ая неделя

проведения

проекта

4. Игровая деятельность:

Название игры, цель

Сроки

1

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

1 неделя

2

«Озорной мяч»

3

"Зайка серый умывается"

4

Дидактические и развивающие игры «Чудесный

мешочек», «Узнай и назови овощи»

Цель:

развивать представление детей о

вкусной

и

полезной еде.

2 неделя

5

«Кошки - мышки»

Цель: упражнять в беге в определенном направлении не

толкая друг друга, ходьбе на носках.

6

Подвижная игра «Кошечка»

Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц

туловища, рук и ног.

3 неделя

7

«Маленькие ножки бегут по дорожке»

Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на

звуковой сигнал воспитателя.

8

«Волшебный

лес»

комплекс

подвижных

игр,

основанных на подражательных движениях различным

животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.

Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на

четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух

ногах на месте, формировать качество личности.

В течение

месяца

9

«Развитие движения у детей раннего возраста»

Цель: закрепление основных видов движения,

воспитывать положительные эмоции, формировать

умение правильной осанки.

10

«В стране здоровья»

Цель: формировать сознательное отношение к

здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать

эмоциональный настрой.

Алгоритмы проведения подвижных игр проекта описаны в Приложении 1.

5.Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная

деятельность:

- Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов.

- Игры с водой на улице (при благоприятных погодных условиях) и в группе.

- Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные

ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья».

- Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.

6.

Наблюдения, экскурсии:

- Наблюдение за играми старших детей на прогулке.

Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей

к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать,

лазать.

- Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по

физическому воспитанию, знакомство со спортивным

инвентарем.

III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА

Проведение итогового опроса детей:

Опрос проводился по методу «Модель трех вопросов»:

Что вы узнали, что

раньше не знали?

Что вас удивило?

Что понравилось

больше всего?

- Нужно заниматься

гимнастикой, чтобы

не болеть.

- Чаще мыть руки.

- Что такое здоровье.

- Вредные привычки:

что это такое (грызть

ногти, ковырять в

носу, сосать

пальчик).

- Как можно

закаляться.

- О витаминах.

Света:

- Солнце, воздух и

вода – наши лучшие

друзья.

Расул:

- как принимать

воздушные ванны.

Кирил:

-Нужно

пользоваться зубной

щеткой.

- Играть в подвижные

игры.

- рисовать.

отгадывать загадки.

- Фотографироваться.

- Играть с водой.

В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были получены

следующие результаты:

1. У детей средней группы появился интерес и желание выполнять различные

упражнения.

2. Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по

«дорожке здоровья», испытывая при этом удовольствие, играют с водой.

3. Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают,

играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.

4. Снизились показатели заболеваемости детей.

Воспитательная ценность проекта:

1. У детей с ОВЗ значительно повысился интерес и желание заниматься

гимнастикой, физкультурой, подвижными играми, принимать участие в

закаливающих процедурах.

Познавательная ценность проекта:

1.

У детей повысились знания о значимости образа жизни.

2. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении:

С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо

продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и

реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием

интегрированного подхода в этом направлении.



В раздел образования