Автор: Мосина Татьяна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №11 Выборгского района г.Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательная викторина для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
Раздел: дошкольное образование
Познавательная викторина для детей старшего дошкольного возраста
«Хлеб — всему голова»
Цель: Формирование представлений у детей о хлебе, понимать его значение
в жизни человека. Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к
народным традициям и труду взрослых.
Задачи:
1.Расширять знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий хлебе и
народных традициях.
2.Обогащать словарь названиями хлебобулочных изделий, поощрять
стремление высказывать свою точку зрения. Расширять и активизировать
словарный запас.
3. Формировать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,
выращивающих хлеб.
4.Создать условия для совместного творчества, умения работать в команде.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение общаться и
взаимодействовать с взрослыми людьми.
5.Стимулировать развитие инициативности ребёнка в речевом общении,
использовании объяснительной речи. Способствовать развитию эмоциональной
речи.
6.Способствовать развитию артистических способностей.
7.Повысить интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу,
стремление к сотрудничеству.
8.Развивать эмоциональную отзывчивость детей, способствовать установлению
добрых отношений между детьми и взрослыми.
Материалы и оборудование: Мини – музей «Хлеб всему голова», карточки с
названиями станций, иллюстрации праздничных хлебобулочных изделий,
карточки для игры «Что сначала, что потом», мультимедиа, презентация по
сценарию. Хлебобулочные продукты к чаепитию.
Предварительная работа: заучивание стихов, песен, игр, рассматривание
иллюстраций, чтение художественной литературы о хлебе и хлебобулочных
изделиях.
лепка хлебобулочных изделий из соленого теста, беседы по теме: «Хлеб»,
разъяснение пословиц и поговорок по данной теме, исследовательская работа
«Колос спелый, наливной», «Без хлеба и жизни нет», «Путь от зернышка до
колоса, от колоса до муки и до хлебушка душистого», экскурсии в музей
почвоведения и музей хлеба, выращивание пшеницы. Дома с родителями поиск
информации про хлеб, про сельскохозяйственную технику, про труд пахарей,
мельников, пекарей.
1. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД
Воспитатель объясняет правила, говорит, что за каждый правильный ответ
команда получает колосок, победит та команда, которая соберет больше
колосков.
2. РАЗМИНКА «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?»
Хлеб из ржи?
Из пшеницы?
Каша из овса?
Из кукурузы?
Поле с пшеницей?
Поле с рожью?
Поле с овсом?
Каша из ячменя?
3.
СТАНЦИЯ «ЗАГАДКИНО»
(Кроссворд загадками)
Загадки:
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колос)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (пирог)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет (комбайн)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (зерно)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (баранка)
4. «КАК КОЛОСОК ХЛЕБОМ НА СТОЛ ПРИШЕЛ»
Воспитатель: Давайте посмотрим, как это было.
5. СТАНЦИЯ «ПОГОВОРКИНО»
Задание: Воспитатель говорит начало пословицы, команда должна правильно ее
закончить.
Щи да каша — (пища наша)
Хлеб всему (голова)
Хочешь есть калачи — не сиди (на печи)
Плох обед, коли (хлеба нет)
Без хлеба не вкусно и (не сытно)
Без хлеба нет (обеда)
Хлеб — батюшка, водица — (матушка)
Хвала рукам, что пахнут (хлебом)
не велик кусок пирога, а стоит (много труда).
6
.
СТАНЦИЯ «ИГРОВАЯ»
Собери картинку (дидактическая игра)
Физкультурная пауза:
Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной
теме, развитие слухового внимания, памяти.
Воспитатель говорит:
- Вам прислали 100 рублей.
Что хотите, то купите, Чёрный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите!
После этих слов приводится такой диалог:
- Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят ,что может продаваться в
булочной)
- Хлеб, батон, булки.
- Какой хлеб продаётся в булочной ?
- Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.
Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч,
палочку.
7. Конкурс « Разложи по порядку»
Задание: Перед командами вразброс выложены карточки с иллюстрациями: как растет
хлеб. Команды должны разложить карточки в правильной последовательности.
8. СТАНЦИЯ «ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ»
Вопросы:
В какое время года сеют хлеб?
Где сеют хлеб?
В какое время года убирают хлеб?
Какие машины помогают убрать хлеб с поля?
Назовите хлеб ласково.
Назовите хлебобулочные изделия.
9. СТАНЦИЯ «СКАЗОЧНАЯ»
Показ сказки «Петушок».
Командам надо отгадать из какой сказки слова (поочередно):
1. Ей царевна говорит. -
На ж, лови!” - и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
“Благодарствую, - сказала, -
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!”
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит... (О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И 7 БОГАТЫРЯХ)
2. А Машенька из короба опять:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке! (МАША И МЕДВЕДЬ)
3. «Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по
бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал:
«Вот это хлеб, только в праздник его есть!» (ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА)
4.. Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог, что ни повернет —
все блин да пирог! И накормила старика. (ПЕТУШОК - ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК И
ЖЕРНОВЦЫ
5. А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
(КРЫЛАТЫЙ, МОХНАТЫЙ ДА МАСЛЕНЫЙ)
6.Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.
— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет,
потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть… (ЛЕГКИЙ ХЛЕБ
(БЕЛОРУССКАЯ СКАЗКА)
7. «Тут Иван с печи слезает, малахай свой одевает
Хлеб за пазуху кладет, караул держать идет…(КОНЕК – ГОРБУНОК).
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущий: на этом наша викторина подходит к концу и закроет ее Роберт
стихотворением Николая Тихонова.
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».
Н Тихонов.
10. Подведение итогов.
Физминутка: «В землю зёрнышко попало» под музыку:
1. В землю зёрнышко попало. (Дети присаживаются на корточки, прижимают
голову к коленям и закрывают её руками)
2. Прорастать на солнце стало. (Дети поднимают руки вверх над головой, при-
говаривая: «Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!»
«Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай! ») (Дети вытягивают руки
вперёд, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой.)
3. Дождик землю поливал, и росточек подрастал! (Дети медленно встают).
4. К свету и теплу тянулся (руки в стороны)
5. И красавцем обернулся (руки вперёд).