Автор: Волкова Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " ЦРР д/с № 132"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинской области
Наименование материала: Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.
Тема: Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.
Раздел: дошкольное образование
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.
Волкова Т. В – воспитатель
МДОУ «ЦРР Д/сад № 132»
для детей с нарушением зрения
г. Магнитогорска .
Психическое развитие ребенка непосредственно зависит от коррекционной работы по
преодолению первичных и вторичных отклонений, как средства и метода психолого-
педагогического воздействия на ребенка с нарушением зрения. Тенденция ранней
интеграции ребенка с нарушением зрения в массовые дошкольные учреждения лишает его
возможности получить специальную помощь, так как там отсутствуют педагоги, знающие
своеобразие развития этих детей и методы и средства коррекционной работы. Необходимо
обратить внимание на важность учета двух, определяющих успех интеграции детей с
нарушением зрения, факторов:
- потребность в медицинской помощи;
- необходимость психолого-педагогической коррекции.
Если у ребенка есть в этом необходимость, он должен находиться в специальном
учреждении, гарантирующем ему профессиональную офтальмологическую и
тифлопедагогическую помощь. Для интеграции в общество ребенку с нарушением зрения
необходима коррекционно-компенсаторная психолого-педагогическая помощь,
построенная на основе принципов, игнорирование которых при подходе к обучению и
воспитанию ребенка со своеобразием в развитии приводит к трудностям социальной
адаптации. Без специальной коррекционной работы по формированию социально-
адаптивных знаний, навыков и умений интеграция детей с особыми педагогическими
потребностями останется. Процесс компенсации наиболее успешно осуществляется в
специально организованных условиях - детском саду для детей с нарушением зрения.
Компенсаторные возможности мышления, речи, памяти могут быть развиты только в
условиях коррекционной работы, которая успешно организована в нашем дошкольном
учреждении.
С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия
осуществляются при участии и под контролем зрения. Несомненно, что глубокое
поражение зрения или полная слепота обусловливают значительные ограничения
чувственного познания. И как бы хорошо и подробно ни рассказывали о богатстве красок
окружающего мира, слепой человек его не познает, он может это представить себе только
ассоциативно, соотнося с какими-то своими ощущениями. Как подтверждает опыт
общения со слабовидящими детьми, для этого их надо с раннего дошкольного возраста
специально учить анализу своих ощущений и восприятий. В нашем детском саду эту
работу мы начинаем с раннего дошкольного возраста. Необходимо обращаться к
ощущениям детей, отталкиваясь от конкретных чувственно воспринимаемых предметов и
явлений. Так, например, учим детей соотносить голубой цвет с запахом снега, свежего
воздуха, с ощущением прохладной воды; зеленый - с запахом листвы, травы; белый - с
запахом и ощущением накрахмаленного белья и т.д. Формирование у слабовидящих
дошкольников представления о цветовой гамме окружающего мира на основе ассоциаций
имеет огромное значение не только для их познавательной деятельности, но и для
полноценного психического развития.
Опыт коррекционной работы с детьми с нарушением зрения показал, что, сталкиваясь с
недоступностью для себя познания многих качеств окружающего мира (в частности,
цвета), дети тяжело переживают это. Причем если у ребенка 5-7 лет это протекает уже на
уровне постепенного осознания того, что он не такой, как все, то маленький слепой
ребенок (2-4 лет), не понимая того, что с ним происходит, также испытывает чувство
глубокого душевного дискомфорта. Такое состояние нередко усугубляется
неправильными действиями взрослых, выражающих в его присутствии свою оценку
ситуации, сокрушающихся по поводу бесперспективности его будущего. Для
слабовидящих детей обучение полисенсорному восприятию является важным аспектом.
Обусловлено это тем, что наблюдаемые у детей с нарушением зрения отставания в
развитии мышления и памяти связаны именно с обедненным, ограниченным зрительным
восприятием внешнего мира. Поэтому огромное значение приобретают коррекционные
занятия, на которых педагоги нашего детского сада учат детей зрительно выделять
признаки окружающих предметов и явлений, анализировать и обобщать их, т.е.
пользоваться своим зрением осознанно. Дополнение неполноценного зрительного
восприятия восприятиями других модальностей значительно обогащает представления
детей об окружающем мире, способствует развитию их познавательной деятельности. В
результате таких занятий речь дошкольников с нарушением зрения наполняется
конкретным содержанием, становится яркой и насыщенной образными сравнениями. Вся
система коррекционных занятий педагога нашего дошкольного учреждения базируется на
обучении детей со зрительной патологией получать информацию об окружающем их мире
с привлечением сохранных анализаторов (осязание, слух, двигательно-тактильная,
температурная, обонятельная, вкусовая чувствительность). В познании окружающего
мира ребенком с глубоким поражением зрения осязание играет ведущую роль. Именно
оно дает слепому возможность получить конкретные, реальные представления о
ближайшем пространстве и находящихся в нем предметах. С помощью осязания и
двигательно-тактильной чувствительности слабовидящий ребенок может приобрести
необходимые навыки самообслуживания (например, одеваться и раздеваться, есть и т.д.).
Это является основой для формирования у него самостоятельности, которая позволит в
дальнейшем обходиться без посторонней помощи, что необычайно важно не только с
практической точки зрения, но и с точки зрения психологического комфорта.
Очень важно с раннего возраста целенаправленно развивать сенсорную сферу детей с
нарушенным зрением. Спонтанное овладение умениями получать информацию об
окружающем на полисенсорной основе практически невозможно либо требует
значительно большего времени.
В своей работе педагоги нашего детского сада используют дифференцированный подход в
воспитании и обучении дошкольников со зрительной патологией различной степени
тяжести (слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией) с учетом особенностей
познания окружающего мира детьми каждой из названных категорий, а также общих
особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения. Одна из таких особенностей -
дети не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Вследствие этого многие слова и выражения они усваивают механически, не понимая их
смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Наблюдения
показывают, что при достаточно большом словарном запасе у них нет четких, конкретных
представлений.
В 6 - 7 лет (и позже) ребенок с нарушением зрения, как правило, начинает осознавать свой
дефект. В этот период у детей может наблюдаться боязнь новых помещений, незнакомых
людей и ситуаций, замкнутость, нежелание общаться. Значительному числу подростков и
взрослых со зрительной патологией свойственны недоверчивость и настороженность к
окружающим, обвинение их в неприязненном к себе отношении. У многих детей такая
позиция связана с сознанием собственной непохожести на других. Сталкиваясь подчас с
негативным к себе отношением окружающих, дети замыкаются в себе, становятся
необщительными. У некоторых из них наблюдаются резкие изменения настроения с
проявлениями тоски, а иногда и агрессии, которая является, как правило, своеобразной
защитой своего внутреннего мира от посторонних. У другой группы детей с глубоким
нарушением зрения отсутствуют сильные переживания по поводу своего недостатка.
Напротив, они чрезмерно уверены в себе, неадекватно представляют свои возможности и
перспективы в жизненных ситуациях, завышая, переоценивая их. Они, как правило, резко
отрицательно реагируют на любую критику в свой адрес, не принимают замечаний и
советов. Кроме оторванности от реальной жизни и неумения адекватно себя оценивать
значительной части детей со зрительной патологией свойственна направленность
интересов на удовлетворение только своих потребностей и желаний. Подобные черты
характера у детей и подростков, а также и у взрослых слепых являются результатом
неправильного семейного воспитания и недостаточной коррекционной работы,
проводимой в детском саду и в школе. Условия воспитания оказывают огромное влияние
на предупреждение появления патологических черт характера у детей. Практика показала,
что необычайно велика роль коррекционного воспитания и обучения, основанного на
ознакомлении детей с реальными предметами и явлениями окружающей жизни (в
различных вариантах и ситуациях) и обучении конкретной предметно-практической
деятельности. В нашем детском саду коррекционная работа, проводимая с
дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия
окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает
достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создает основу социальной
адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы развития. — Новосибирск: Наука СО, 1991.
2. Григорьева Л.П.. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. –
М.: 1999.
3. Плаксина Л.И Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей
с нарушением зрения. - М.: Город. 1998.
4. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в
процессе обучения математике. - Калуга: Адель, 1998.
5. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с
нарушением зрения // «Дефектология» 2001. —1 2.
6. Подколзина Е.Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их
жизнедеятельности.// «Воспитание и обучение детей с нарушением зрения» №5, 2005г.