Напоминание

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.


Автор: Волкова Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " ЦРР д/с № 132"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинской области
Наименование материала: Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.
Тема: Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.

Волкова Т. В – воспитатель

МДОУ «ЦРР Д/сад № 132»

для детей с нарушением зрения

г. Магнитогорска .

Психическое развитие ребенка непосредственно зависит от коррекционной работы по

преодолению первичных и вторичных отклонений, как средства и метода психолого-

педагогического воздействия на ребенка с нарушением зрения. Тенденция ранней

интеграции ребенка с нарушением зрения в массовые дошкольные учреждения лишает его

возможности получить специальную помощь, так как там отсутствуют педагоги, знающие

своеобразие развития этих детей и методы и средства коррекционной работы. Необходимо

обратить внимание на важность учета двух, определяющих успех интеграции детей с

нарушением зрения, факторов:

- потребность в медицинской помощи;

- необходимость психолого-педагогической коррекции.

Если у ребенка есть в этом необходимость, он должен находиться в специальном

учреждении, гарантирующем ему профессиональную офтальмологическую и

тифлопедагогическую помощь. Для интеграции в общество ребенку с нарушением зрения

необходима коррекционно-компенсаторная психолого-педагогическая помощь,

построенная на основе принципов, игнорирование которых при подходе к обучению и

воспитанию ребенка со своеобразием в развитии приводит к трудностям социальной

адаптации. Без специальной коррекционной работы по формированию социально-

адаптивных знаний, навыков и умений интеграция детей с особыми педагогическими

потребностями останется. Процесс компенсации наиболее успешно осуществляется в

специально организованных условиях - детском саду для детей с нарушением зрения.

Компенсаторные возможности мышления, речи, памяти могут быть развиты только в

условиях коррекционной работы, которая успешно организована в нашем дошкольном

учреждении.

С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия

осуществляются при участии и под контролем зрения. Несомненно, что глубокое

поражение зрения или полная слепота обусловливают значительные ограничения

чувственного познания. И как бы хорошо и подробно ни рассказывали о богатстве красок

окружающего мира, слепой человек его не познает, он может это представить себе только

ассоциативно, соотнося с какими-то своими ощущениями. Как подтверждает опыт

общения со слабовидящими детьми, для этого их надо с раннего дошкольного возраста

специально учить анализу своих ощущений и восприятий. В нашем детском саду эту

работу мы начинаем с раннего дошкольного возраста. Необходимо обращаться к

ощущениям детей, отталкиваясь от конкретных чувственно воспринимаемых предметов и

явлений. Так, например, учим детей соотносить голубой цвет с запахом снега, свежего

воздуха, с ощущением прохладной воды; зеленый - с запахом листвы, травы; белый - с

запахом и ощущением накрахмаленного белья и т.д. Формирование у слабовидящих

дошкольников представления о цветовой гамме окружающего мира на основе ассоциаций

имеет огромное значение не только для их познавательной деятельности, но и для

полноценного психического развития.

Опыт коррекционной работы с детьми с нарушением зрения показал, что, сталкиваясь с

недоступностью для себя познания многих качеств окружающего мира (в частности,

цвета), дети тяжело переживают это. Причем если у ребенка 5-7 лет это протекает уже на

уровне постепенного осознания того, что он не такой, как все, то маленький слепой

ребенок (2-4 лет), не понимая того, что с ним происходит, также испытывает чувство

глубокого душевного дискомфорта. Такое состояние нередко усугубляется

неправильными действиями взрослых, выражающих в его присутствии свою оценку

ситуации, сокрушающихся по поводу бесперспективности его будущего. Для

слабовидящих детей обучение полисенсорному восприятию является важным аспектом.

Обусловлено это тем, что наблюдаемые у детей с нарушением зрения отставания в

развитии мышления и памяти связаны именно с обедненным, ограниченным зрительным

восприятием внешнего мира. Поэтому огромное значение приобретают коррекционные

занятия, на которых педагоги нашего детского сада учат детей зрительно выделять

признаки окружающих предметов и явлений, анализировать и обобщать их, т.е.

пользоваться своим зрением осознанно. Дополнение неполноценного зрительного

восприятия восприятиями других модальностей значительно обогащает представления

детей об окружающем мире, способствует развитию их познавательной деятельности. В

результате таких занятий речь дошкольников с нарушением зрения наполняется

конкретным содержанием, становится яркой и насыщенной образными сравнениями. Вся

система коррекционных занятий педагога нашего дошкольного учреждения базируется на

обучении детей со зрительной патологией получать информацию об окружающем их мире

с привлечением сохранных анализаторов (осязание, слух, двигательно-тактильная,

температурная, обонятельная, вкусовая чувствительность). В познании окружающего

мира ребенком с глубоким поражением зрения осязание играет ведущую роль. Именно

оно дает слепому возможность получить конкретные, реальные представления о

ближайшем пространстве и находящихся в нем предметах. С помощью осязания и

двигательно-тактильной чувствительности слабовидящий ребенок может приобрести

необходимые навыки самообслуживания (например, одеваться и раздеваться, есть и т.д.).

Это является основой для формирования у него самостоятельности, которая позволит в

дальнейшем обходиться без посторонней помощи, что необычайно важно не только с

практической точки зрения, но и с точки зрения психологического комфорта.

Очень важно с раннего возраста целенаправленно развивать сенсорную сферу детей с

нарушенным зрением. Спонтанное овладение умениями получать информацию об

окружающем на полисенсорной основе практически невозможно либо требует

значительно большего времени.

В своей работе педагоги нашего детского сада используют дифференцированный подход в

воспитании и обучении дошкольников со зрительной патологией различной степени

тяжести (слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией) с учетом особенностей

познания окружающего мира детьми каждой из названных категорий, а также общих

особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения. Одна из таких особенностей -

дети не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Вследствие этого многие слова и выражения они усваивают механически, не понимая их

смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Наблюдения

показывают, что при достаточно большом словарном запасе у них нет четких, конкретных

представлений.

В 6 - 7 лет (и позже) ребенок с нарушением зрения, как правило, начинает осознавать свой

дефект. В этот период у детей может наблюдаться боязнь новых помещений, незнакомых

людей и ситуаций, замкнутость, нежелание общаться. Значительному числу подростков и

взрослых со зрительной патологией свойственны недоверчивость и настороженность к

окружающим, обвинение их в неприязненном к себе отношении. У многих детей такая

позиция связана с сознанием собственной непохожести на других. Сталкиваясь подчас с

негативным к себе отношением окружающих, дети замыкаются в себе, становятся

необщительными. У некоторых из них наблюдаются резкие изменения настроения с

проявлениями тоски, а иногда и агрессии, которая является, как правило, своеобразной

защитой своего внутреннего мира от посторонних. У другой группы детей с глубоким

нарушением зрения отсутствуют сильные переживания по поводу своего недостатка.

Напротив, они чрезмерно уверены в себе, неадекватно представляют свои возможности и

перспективы в жизненных ситуациях, завышая, переоценивая их. Они, как правило, резко

отрицательно реагируют на любую критику в свой адрес, не принимают замечаний и

советов. Кроме оторванности от реальной жизни и неумения адекватно себя оценивать

значительной части детей со зрительной патологией свойственна направленность

интересов на удовлетворение только своих потребностей и желаний. Подобные черты

характера у детей и подростков, а также и у взрослых слепых являются результатом

неправильного семейного воспитания и недостаточной коррекционной работы,

проводимой в детском саду и в школе. Условия воспитания оказывают огромное влияние

на предупреждение появления патологических черт характера у детей. Практика показала,

что необычайно велика роль коррекционного воспитания и обучения, основанного на

ознакомлении детей с реальными предметами и явлениями окружающей жизни (в

различных вариантах и ситуациях) и обучении конкретной предметно-практической

деятельности. В нашем детском саду коррекционная работа, проводимая с

дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия

окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает

достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создает основу социальной

адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы развития. — Новосибирск: Наука СО, 1991.

2. Григорьева Л.П.. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. –

М.: 1999.

3. Плаксина Л.И Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей

с нарушением зрения. - М.: Город. 1998.

4. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в

процессе обучения математике. - Калуга: Адель, 1998.

5. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с

нарушением зрения // «Дефектология» 2001. —1 2.

6. Подколзина Е.Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их

жизнедеятельности.// «Воспитание и обучение детей с нарушением зрения» №5, 2005г.



В раздел образования