Напоминание

Взаимодействие с родителями как средство развития личности их детей


Автор: Казанцева Анастасия Валерьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 р.п. Линево"
Населённый пункт: р.п. Линево, Искитимский район, Новосибирская область
Наименование материала: Проект
Тема: Взаимодействие с родителями как средство развития личности их детей
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Линево»

Искитимского района Новосибирской области

Проект

Взаимодействие с родителями как средство развития

личности их детей

Автор проекта:

Казанцева Анастасия Валерьевна,

учитель географии

р.п. Линево – 2019

2

Пояснительная записка

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя

является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. Семья –

это та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются

основы личности. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда

оказывается, что главную роль в его эффективности на разных возрастных

этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а

задача классного руководителя помочь и подсказать им.

Проект «Взаимодействие с родителями как средство развития личности их

детей» как раз и направлен на оказание педагогической помощи и поддержки

родителям в воспитании и всестороннем развитии личности их детей.

При работе над проектом была поставлена следующая цель: обобщение

моего педагогического опыта, как классного руководителя, при взаимодействии

с родителями. Для решения поставленной цели были определены следующие

задачи:

Проанализировать свой опыт взаимодействия с родителями моих

учеников;

Выявить основные аспекты и направления

взаимодействия с

родителями;

Представить эффективные формы взаимодействия с родителями;

Определить результаты взаимодействия с родителями

Систематизировать и доступно изложить собственный опыт работы с

родителями моих учеников.

Данная работа может быть использована учителями начальной школы и

коллегами, работающими в среднем звене.

3

Содержание

Взаимодействие школы и семьи всегда было и остается приоритетным

направлением в вопросах воспитания и обучения детей.

Многолетний опыт работы учителем начальных классов позволил мне

сделать вывод о том, насколько важно с момента прихода детей в первый класс

создать ту модель взаимоотношения между учителем и родителями, которая будет

положительно влиять на развитие личности ребенка. Именно от нас, учителей

начальных классов, в большей мере зависит то, как родители будут относиться к

школе и сотрудничать с ней на протяжении всего периода обучения их детей.

При каждом новом наборе детей в первый класс одной из основных целей

для меня, как педагога, является создание отношений сотрудничества с

родителями, направленное на всестороннее развитие личности их детей.

Создание такого рода сотрудничества опирается на решение следующих

задач:

изучить информацию о каждой конкретной семье для определения

категории семьи и форм взаимодействия с ней;

установить контакт с родителями в максимально короткий срок;

сформировать родительский комитет класса для определения и реализации

воспитательной программы класса;

обеспечить родителей необходимыми знаниями в вопросах обучения и

воспитания детей;

вовлекать родителей в проведение различного рода мероприятий класса и

школы, тем самым формируя их активное участие в жизни детей;

сформировать потребность родителей во всестороннем развитии личности

ребенка.

В работе с родителями я определила основные аспекты в воспитании

ребенка, которые являются наиболее важными по своему содержанию для

развития личности детей и требующие совместных усилий со стороны классного

руководителя и семьи.

Такими аспектами являются:

здоровье и безопасность;

духовно-нравственное воспитание;

организация процесса обучения;

корректировка воспитания детей в отдельных семьях;

досуг.

Именно на этих ключевых моментах я строю работу с родителями своих

учеников.

Здоровье и безопасность

Сохранение здоровья детей и их безопасность является центральным звеном

взаимодействия школы и родителей.

Деятельность

учителя

в

рамках

данного

направления

нацелена

на

привлечение особого внимания родителей к вопросам охраны жизни и здоровья, а

так же безопасности их детей.

4

По вопросам здоровья необходимо информировать родителей о факторах,

влияющих на здоровье ребенка. К ним относятся: образ жизни, условия труда и

проживания, привычки, поведение. Особое внимание следует уделить факторам

риска: курение, употребление алкоголя, наркотиков, вредные условия труда,

стрессы, инфекционные заболевания и др.

По вопросам безопасности до родителей важно донести, что их дети в

первую очередь должны прийти к пониманию проблем разных видов опасности,

необходимости личной подготовки к встрече с ними и их эффективному

решению.

Развитие

у

школьников

бдительности,

осмотрительности,

осторожности в обществе, на улице, дома, а также умения оценивать угрозу и

опасность замеченных негативных факторов и решать проблемы является

совместной задачей школы и семьи.

Осуществляя

работу

в

данном

направлении,

считаю

наиболее

результативными такие формы взаимодействия с родителями как:

Лектории для родителей («Режим дня школьника», «Правильное питание»,

«Вредным привычкам скажем: «Нет», «Осторожно, грипп!», «Формирование у

учащихся санитарно-гигиенических навыков», «Безопасный путь в школу и

обратно», «Огонь друг и враг» и другие подобные темы в зависимости от

конкретных обстоятельств и конкретного коллектива);

Круглый стол («Спорт в моей семье», «Подвижные игры на воздухе», «Как

обезопасить ребенка в быту», «Режим труда и отдыха в нашей семье» и другие);

Классные и школьные мероприятия, проводимые на открытом воздухе и в

спортивном зале («Турслет», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Строительство

снежного городка»).

Проектная деятельность (Приложение 2 – Родительский проект - призер

районного

конкурса

родительских

проектов

по

безопасности

дорожного

движения, проводимого ГИБДД)

Индивидуальные консультации.

Названные формы взаимодействия с родителями помогают сохранить

здоровье детей и обеспечить их безопасность.

Духовно-нравственное воспитание

Концепция духовно-нравственного воспитания является методологической

основой ФГОС. Согласно данной концепции идеалом современного гражданина

России является высоконравственный, творческий, компетентный, патриотичный,

осознающий

ответственность

за

настоящее

и

будущее

своей

страны,

придерживающийся духовных и культурных традициях народа РФ гражданин.

Исходя из этого, работа с родителями в данном направлении строится с учетом

таких ценностей как патриотизм, долг, гражданственность, семья, труд и

творчество.

В данном направлении использую такие формы взаимодействия:

Беседы («Как помочь ребенку стать ответственным?», «Поговорим о

нравственности», «Друзья моего ребенка» и др.) «Права и обязанности ребенка в

семье»

5

Родительские собрания («Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»,

«Семья и семейные ценности», «Поощрения и наказания в семье» и др.)

Культурно-массовые мероприятия духовно-нравственной направленности

(акция

«Милосердие»,

«Солдатская

кухня»,

«Бессмертный

полк»,

«Свеча

памяти», Митинг посвященный Дню Победы, «День Матери», «День пожилых

людей», «День России», акция «Посылка солдату», акция «Белый журавлик»)

Устный журнал («Традиции нашей семьи»)

Трудовая деятельность (Субботники, Трудовой десант, акции «Чистая

улица», «Чистый берег» и др).

Индивидуальные консультации.

Проводимая работа с родителями в данном направлении способствует

формированию у детей лучших человеческих качеств и обеспечивает духовно-

нравственное развитие ребенка.

Организация учебного процесса

Успешное обучение ребенка зависит не только от учителя и организации

учебного процесса в школе, но и грамотном родительском сопровождении

ребенка при подготовке к учебным занятиям дома. Поэтому очень важно с первых

дней прихода детей в школу вооружать родителей необходимыми знаниями,

которые помогут ребенку учиться.

Для этого считаю приемлемыми такие формы взаимодействия:

Родительский всеобуч («Адаптация ребенка к школьной жизни»,

«Как помочь ребенку учиться?», «Как научить ребенка читать?», Как сделать

счет интересным?», «Грамотное письмо», «Развиваем внимание и память» и др.);

Посещение родителями уроков;

Тематические консультации для группы родителей, чьи дети имеют

схожие проблемы в обучении;

Индивидуальные консультации для родителей.

Указанные

формы

взаимодействия

способствуют

повышению

педагогической грамотности родителей, что помогает их детям легче усваивать

учебную программу и положительно влияет на учебную мотивацию школьников.

Корректировка воспитания детей в отдельных семьях

Работа в данном направлении строится на изучении семьи: категории семьи,

характере взаимоотношений в ней, особенностей воспитания, семейных традиций;

анализе полученной информации и выборе мер воздействия на семью.

Корректировка воспитания детей в отдельных семьях заключается в оказании

психолого-педагогической поддержки родителям.

А именно:

в организации семейного воспитания различных категорий учащихся

(одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов,

либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности);

в решении проблем семейного воспитания:

разрешения противоречий

детского возраста, профилактика формирования вредных привычек (курения,

6

употребления

спиртных

напитков,

наркотических

и

токсичных

средств),

профилактика

правонарушений,

специфика

воспитания

в

разных

семьях

(однодетных и многодетных, неполных);

индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; семьями с

повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего

развития и воспитания детей.

Эта работа осуществляется мной самостоятельно и/или с привлечением

органов местного самоуправления, а также общественности.

При

работе

с

неблагополучными

семьями

обязательным

является

составление плана индивидуальной работы с ними.

Для корректировки воспитания в отдельных семьях наиболее эффективными

являются такие формы взаимодействия:

Мини-лекции («Одаренность ваших детей», «Конфликты детей и пути их

решения», «Восполнение недостающей родительской любви» (для неполных

семей) и другие);

Индивидуальные консультации;

Посещение семьи на дому;

Беседа с психологами, медицинскими работниками, представителями

полиции, представителями органов опеки и попечительства и др.

Работа в данном направлении очень трудоемка и требует больших усилий со

стороны педагога. Результатом деятельности является наличие положительных

изменений в семьях отдельных учащихся.

Досуг

Организация досуга способствует развитию и реализации личностных

возможностей

воспитанников

на

основе

удовлетворения

их

интересов

и

потребностей. Поэтому работа с родителями направлена на определение

интересов

их

детей,

расширение

их

кругозора,

развитие

творческих

и

интеллектуальных способностей и др., а также формирование у родителей

потребности в планировании и организации «здорового» досуга их детей.

В данном направлении использую следующие формы взаимодействия с

родителями:

Круглые столы («Свободное время и его роль в формировании личности»,

«Полезный отдых наших детей», «Увлечения нашей семьи» «Польза забытых

игр»);

Диспуты («Безопасность в сети «Интернет», «Вред и польза компьютера,

телефона и другие»)

Праздники («Книжкин день рождения», «В гостях у Осенины», Новогодний

бал, 8 марта, Масленица и другие)

Экскурсии (музеи, планетарий, зоопарк, парк развлечений и т.д.)

Однодневные походы

Проводимая работа позволяет свободное время детей сделать интересным,

познавательным, направленным на развитие личности каждого ребенка.

Указанные тематические аспекты и формы взаимодействия учителя с

7

родителями, предопределяют деятельность учителя в следующих направлениях:

аналитическое – направлено на выявление интересов, потребностей,

запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление

эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает

лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть

индивидуальные особенности. (наиболее актуальные формы взаимодействия:

анкетирование, тестирование, беседы);

информационное – направлено на ознакомление родителей с возрастными и

психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, а также

особенностями воспитания и обучения детей. (наиболее актуальные формы

взаимодействия: беседы, лектории, родительские собрания, круглые столы,

диспуты);

организационное – направленно на создание благоприятных условий, при

которых у родителей формируется активная позиции во взаимодействии со

школой, формирование родительского комитета (наиболее актуальные формы

взаимодействия: заседание родительского комитета, вовлечение родителей в

культурно-массовые мероприятия, проводимые в классе и в школе)

корректирующее – направленно на разрешение

проблемных ситуаций,

возникающих при воспитании детей, в отдельных семьях (наиболее актуальные

формы взаимодействия: индивидуальные беседы и консультации для родителей)

Данные

направления

являются

основными.

Конкретный

коллектив

и

совокупность различных факторов могут потребовать от классного руководителя

работы с родителями и в других направлениях.

Результаты работы с родителями

Реализация

указанных

мероприятий,

направленных

на

организацию

взаимодействия с родителями в воспитании учащихся моего класса позволила:

сформировать, укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и

классного руководителя в вопросах воспитания детей;

сформировать активную позицию большинства родителей в организации

эффективного взаимодействия семьи и классного руководителя;

создать комфортную обстановку для развития творческих способностей,

познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;

добиться положительной динамики во взаимоотношениях в родительском и

детском коллективах;

сформировать у родителей опыт эффективного планирования и успешной

реализации своей воспитательной деятельности.

Таким образом, названные аспекты, направления и формы взаимодействия

классного руководителя с родителями позволяют добиться поставленной цели, то

есть создают отношения сотрудничества с родителями, направленные на

всестороннее развитие личности их детей.



В раздел образования