Напоминание

«Традиции и новации в содержании и методах обучения математике»


Автор: Сосенкова Наталья Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "ЗСОШ №6" ЗМР РТ
Населённый пункт: город Заинск
Наименование материала: статья
Тема: «Традиции и новации в содержании и методах обучения математике»
Раздел: полное образование





Назад




Статья на тему «Традиции и новации в содержании и методах обучения

математике»

Автор: Сосенкова Н.М., учитель математики

МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная

школа №6» ЗМР РТ

,

?

Что нам нужно чтобы добиться успеха

Ничего не уничтожать и совершенствовать

.

имеющееся

Н.И.Лобачевский

,

Ошибка сапера видна сразу а ошибка в

.

образовании

только через поколение

Народная мудрость

За последнее время школьные учителя и многие методисты успели устать

от различных, спускаемых, как правило, сверху реформаций, модернизаций,

реорганизаций, новаций, инноваций

и других «ций». Реже, но все же,

начинают понимать и полезность традиций. Вспоминают, правда, тогда,

когда теоретически вроде бы безупречные новейшие технологии обучения

обнаруживают свою практическую неполноценность в массовой школе. Один

из педагогов г. Воронежа В.Варава отмечает: «Засилье инновационных

технологий – серьезная болезнь современного образования» и далее – «…Чем

ничтожнее педагогическая мысль, тем больше она обращается к инновациям,

тем

дальше

она

от

живой

души

школьника,

…чем

значительнее

педагогическая мысль, тем она более традиционна, обращена к великим

идеям и личностям». И с этим трудно не согласиться, так как на страже

традиций всегда находится опыт. Однако жизнь меняется и потому

определенные перемены неизбежны, а значит, неизбежны и новации. И

понятно, что не всякую новацию следует встречать в штыки. Вместе с тем,

в ее насущной необходимости, ее полезности должны быть убеждены не

только министерские чиновники и ученые-педагоги, но и учителя, и

родители, и учащиеся. Поэтому и важно каждому из нас уметь отличать

хорошее от плохого, новое от старого, полезное от вредного и вместе с тем

понимать, что во взаимосвязи и взаимопротиводействии новаций и традиций

идет развитие. И помнить при этом следующие афоризмы: «Всякое новое –

хорошо забытое старое» или «Лучшее - враг хорошего».

Наша школа переживает сейчас трудные времена. Нелегкие времена

наступили и для школьной математики, и для тех, кто ее преподает. При этом

новации в преподавании математики не сводятся только к изменениям в

содержании обучения или к изменению учебного плана. Конечно, эти

изменения важны. Но за ними стоят изменения более глубокие. Чтобы

оценить их, важно видеть лес за деревьями, сравнить то, что стало с тем, что

было, вспомнить о традициях отечественной школы и прочувствовать ее

новации,

которые

характерны

для

школы

сегодняшней.

Посмотреть,

органически ли вписывается новое в традиционное или противоречит ему, и

ответить себе на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Ныне вся наша школа, как и преподавание математики, находится в плену

традиций и новаций, качаясь как маятник то в одну, то в другую сторону.

Бывает и так, что традиции и новации так тесно переплетаются в реальном

процессе школьного обучения, что для начинающего учителя они просто

неразличимы.

Коснемся

теперь

важного

педагогического

вопроса

о

задачах

отечественного народного просвещения. В традиционной триединой задаче

нашей школы – обучение, воспитание и развитие – в российской школе

прежде всего отдавался приоритет воспитанию, - и прежде всего, воспитанию

нравственному,

эстетическому;

обращалось

особое

внимание

на

формирование у школьников интереса к учебе и уважения к труду. Еще в

1837 году министр народного просвещения России граф С.С.Уваров писал о

том, что важно «внушить юношеству, что на всех ступенях жизни умственное

совершенствование без совершенствования нравственного – мечта и мечта

пагубная».

Итак,

для

отечественной

школы

традиционными

были

душепопечительство и душеустройтсво. В противовес этому во второй

половине 20-го века, и, прежде всего в математическом образовании

школьника, был отдан приоритет развитию. Была предпринята попытка,

попытка неудачная, осуществлять развитие ребенка вне процесса обучения,

перед обучением. Отголоски этой, ставшей уже старой, новации можно

усмотреть сейчас в некоторых системах обучения, проникающих в школу под

лозунгом развивающего обучения. Воспитанию нравственному пришло на

смену воспитание рыночное. Рекомендуется обучаться лишь тому, что будет

полезно и пригодится в жизни. Только никто не знает, что будет полезно и

что пригодится конкретному ребенку. Сказанное имеет отношение и к

обучению математике. С высокой трибуны уже говорят, что знание формулы

sin 2α почти никому не нужно, а вот научиться в школе заполнять налоговую

декларацию важно. Таковы воспитательные новации. Именно рыночное

воспитание привело к тому, что число учащихся, поступающих в финансово-

экономические вузы, все время растет, а по официальным данным найти

работу по специальности смогут только 37%; где будут работать остальные

63% выпускников – мало кого волнует. Правда, в последнее время громко

заговорили о необходимости возрождения некоторых традиций – о важности

воспитания учащихся, особенно патриотического воспитания.

Продолжим сравнение традиций и новаций по ключевым вопросам

школьного

обучения,

имеющим,

правда,

отношение

не

только

к

преподаванию математики, но и к преподаванию других учебных предметов.

1. По традиции отечественная средняя школа была общеобразовательной.

Учебный план был единым для всех школ России. Дифференциация обучения

осуществлялась обычно

на

старшей ступени

или же через

систему

математических кружков, факультативов и спецклассов. Теперь же старшая

ступень средней школы становится профильной. Учебный план поделен на

отдельные

компоненты.

Предполагается,

что

такой

учебный

план

обеспечивает инициативу и свободу выбора содержания обучения на местах,

по существу же он негативно сказывается на изучении многих учебных

предметов и не способствует единому общеобразовательному пространству

России.

2. Традиционными ведущими учебными предметами русской советской

школы были русский язык и литература и математика. На их изучение в

средней школе отводилось более 50 % всего учебного времени. Теперь же

математика и русский язык, хотя и отнесены к федеральному компоненту, на

их изучение отводится не более

всего учебного времени. Более того,

математика и русский язык перестали быть ведущими учебными предметами

общеобразовательной

школы.

Такими

предметами

становятся

обществоведение (включая начала экономики), информатика и иностранный

язык; еще, кстати, по указанию президента, - и физкультуры.

3. Как и учебные планы, по традиции, до последнего десятилетия были

едиными и учебные программы. Когда наша школа работала не в период

модернизации математического образования, то есть не в период с 1967 по

1980 годы, то школьная программа по математике было стабильной.

Однотипным было и тематическое планирование, что давало возможность

устранить нестыковки при переходе ребенка из одной школы в другую.

По математике в каждом классе до 1987 года действовал один стабильный

учебник; с 1987 года, по итогам Всесоюзного конкурса, были введены три

альтернативных учебника математики, в которых одно и то же содержание

обучения излагалось в рамках лишь методических различий (речь идет об

учебниках

Ю.Н.Макарычева

и

др.

и

А.В.Погорелова

или

учебниках

Ш.А.Алимова и др. и Л.С.Атанасяна и др. и т.д.). В настоящее

время

альтернативность учебников математики переходит все разумные границы!

4. До школьных реформ 90-х годов прошлого века система форм и методов

обучения математике было устоявшейся: классно-урочная форма занятий как

основная форма в массовой школе, вопросно-ответный (эвристический) метод

обучения и т.д. К концу прошлого века стали возникать авторские школы.

Педагогика вроде бы оживилась, однако в массовой школе новации не

привились. Да они и не могли быть пригодными всюду: то, что получается

хорошо у одного учителя, не получается у другого, - и это естественно. Тем

не менее, многие новации упорно внедряются в школу, несмотря на их

сомнительный характер или заведомую непригодность. Так, например, в

Самарской области пытаются возродить и распространить «новацию» -

американский «метод проектов», которому уже исполнилось 100 лет и

который в нашей стране себя не оправдал (еще в 20-ые годы прошлого века).

Некоторые системы так называемого развивающего обучения (например,

В.В.Давыдова или Л.В.Занкова) выдаются за новые, хотя им исполнилось

почти 50 лет и в свое время они так же приживались с трудом в массовой

школе.

Итак, к сожалению, многие новации не обогатили позитивные традиции, а

ломали их. Хорошо, что многие полезные традиции живы и обнаруживают

сегодня устойчивую тенденцию к их возрождению. И это радует.

5. Однако не все уж и так плохо. Вот пример важной и неизбежной

новации, которая врывается в школьное обучение и воспитание независимо от

нас, но уже от нас зависит сделать ее полезной и эффективной. Речь идет о

компьютеризации школьного обучения. Учителям математики это особенно

близко. По традиции прошлого века главным рабочим инструментов учителя

математики были тряпка и мел. Были, правда, и таблицы, и слайды, но это не

было главным. Сейчас в нашем распоряжении и аудио- и видеотехника,

разнообразные учебные компьютерные программы и Интернет. Однако уже

известно, что электронные носители инофрмации вытесняют бумажные. Для

школьного обучения и семейного воспитания этого допускать нельзя. Во всем

мире дети разучились, да и не любят читать, не говоря уже о серьезных

негативных последствиях этого для каждого ребенка. Учитель математики не

сможет научить школьника решать математические задачи, если тот не

понимает смысла, не умеет прочитать текст условия задачи. Отсюда следует

очевидное – будущее не за учебным компьютером, не за электронным

учебником, а за педагогически грамотно компьютерно оснащенным обычным

(печатным) учебником, за методикой обучения математике, активно и

эффективно использующей компьютер в классе и дома. И, конечно же, - за

живым словом учителя, которого никогда не заменит даже самый

совершенный компьютер.



В раздел образования