Автор: Сосенкова Наталья Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "ЗСОШ №6" ЗМР РТ
Населённый пункт: город Заинск
Наименование материала: статья
Тема: "Домашнее задание: как, сколько, когда. Рейтинговая система оценки знаний"
Раздел: среднее образование
Домашнее задание: как, сколько, когда. Рейтинговая система оценки знаний
Сосенкова Н.М., учитель математики МБОУ «Заинская средняя
общеобразовательная школа №6» ЗМР РТ
Домашняя
работа
учащихся
складывается
из
выполнения
ими
обязательных заданий учителя и работы, выполняемой по собственной
инициативе.
Вопрос о домашней работе учащихся является недостаточно изученным.
Так, до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о необходимости
домашних заданий. Я.А.Коменский высказывался против домашних заданий:
«Ни один день юношество не должно заниматься более шести часов, и
притом только в классе; на дом ничего не следует задавать (особенно в
младших классах), кроме того, что имеет отношение к развлечениям и
домашним услугам». Отрицательное отношение к домашним заданиям
встречается и сейчас, однако, большинство педагогов считает домашнюю
работу учащихся обязательным элементом учебного процесса. Н.К.Крупская
по этому поводу писала: «Нам надо научить подрастающее поколение
самостоятельно овладевать знанием. Это одна из важнейших проблем,
которые должны разрешить наша школа. Задавание уроков на дом должно
помогать вооружению ребят умением самостоятельно учиться».
Несомненно, что домашние занятия учащихся способствуют воспитанию
у них внимательности и воли, точности и аккуратности,
развитию
трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей,
самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся
лишь при правильной организации домашних занятий, при разнообразии
форм и видов домашних заданий, когда эти задания вызывают у учащихся
интерес и желание их выполнять. Если же каждодневно учащиеся получают
задания в стандартной форме: «Параграфы такие-то, задачи номера такие-
то», то вряд ли у учащихся может возникнуть интерес к ним, желание
выполнять такие задания. Такая форма заданий не только не полезна, но и
вредна.
Домашние задания, которые может давать учитель математики учащимся,
весьма разнообразны. Их содержание определяется характером изучаемого
материала, учебными целями, которые решаются на уроках, уровнем
сформированности учебной самодеятельности и другими обстоятельствами.
По своим частным целям
домашние задания можно разделить на
следующие виды:
а) домашние задания для подготовки учащихся к очередной теме или
уроку;
б) задания для повторения и закрепления теоретических знаний;
в) задания для обобщения изученного учебного материала (например,
составить схему-модель изученного материала, составить контрольную
работу для проверки пройденного и т.д.);
г) задания для выработки прочных умений и навыков в решении задач
(задания по решению готовых задач из учебника, составления задач, подбор
задач на определенную тему, задания на обобщение метода решения задач и
т.д.).
По своему характеру домашние задания могут быть:
а) теоретические (изучении, повторение или обобщение теоретического
учебного материала);
б)
практические
(изготовление
моделей,
пособий,
проведение
измерительных и вычислительных работ и т.д.);
в) решение конкретно-практических задач.
По срокам выполнения домашние задания делятся на такие виды:
а) одноурочные задания, которые необходимо выполнять к следующему
уроку;
б) длительные задания, выполнение которых рассчитано на срок от недели
и более;
в) задания с неопределенным сроком выполнения.
Такую форму задания использовал В.Ф.Шаталов. Он указывает учащимся,
что они могут решать задачи по пройденному материалу из таких-то
задачников или учебников и свои решения предъявлять для проверки в
любое время.
По охвату учащихся домашние задания можно разделить на такие виды:
а) задания дял всех учащихся класса;
б) индивидуальные задания;
в) групповые задания, которые даются для коллективного выполнения
группой (командой) учащихся.
По характеру требований задания делятся на:
а) обязательные, выполнение которых обязательно для всех учащихся
класса или для отдельных учащихся, если это индивидуальные или
групповые задания;
б) желательные или свободные задания, которые даются учащимся вы
форме пожелания их выполнить. Они могут быть даны, например, в такой
форме: «Из задач (называются номера задач по учебнику) решите столько,
сколько считаете нужным, и какие хотите».
Возможны, конечно, и другие виды домашних заданий.
Проверка выполнения домашних заданий должна быть организована так,
чтобы, во-первых, использовать ее для решении учебных задач (например,
для систематизации и обобщения пройденного материала, для рассмотрения
каких-либо особенностей этого материала, для выявления общих способов
действий по решению широкого класса задач и т.д.); во-вторых, проверка
должна, как правило, охватывать всех учащихся класса без исключения; в-
третьих, проверка не должна занимать много времени на уроке, во всяком
случае, не более 3-5 минут. Все эти требования могут быть выполнены лишь
тогда, когда к этой проверке будут привлечены сами учащиеся. Без их
помощи, без их активного участия проверка обычно занимает, чуть ли не
треть всего урока, а иногда и больше. Кроме того, во время такой проверки
многие учащиеся вынуждены скучать, что отрицательно сказывается на
последующей части урока и на формировании интересов учащихся. Для
проведения проверки с помощью учащихся существует много различных
приемов.
Так,
возможна
организация
проверки
заданий
по
группам
специально выделенными контроллерами, а у них домашние задания
предварительно проверяет учитель. Можно применять метод цепочки,
предложенный В.Ф.Шаталовым для проверки решения задач. Проверку
выполнения теоретических заданий лучше всего организовать в форме
обсуждения результатов или в форме взаимопроверки и т.д. Проверка
выполнения домашних заданий не должна быть самоцелью, а лишь
средством, приемом для решения очередной учебной задачи, и способ
проверки должен соответствовать этой цели.
Важнейшей целью, как самих домашних заданий, так и проверки их
выполнения является развитие у учащихся потребности в домашних
занятиях по собственной инициативе. Такие занятия учащихся являются
весьма
надежным
показателем
сформированности
учебной
самодеятельности.
Конечно,
формирование
такой
потребности
есть
длительный, многолетний процесс. В младших классах большинство
учащихся нуждаются в четких и определенных домашних заданиях, в
объяснении и показе способов их выполнения. Очень важно научить
учащихся уже с 1 класса правильно, разумно выполнять домашние задания,
разумно готовиться к очередному уроку. Но постепенно надо приучать
учащихся к самостоятельной постановке целей для домашних занятий,
самостоятельному выбору содержания этих занятий. Каждое проявление
инициативы ученика в этом направлении нужно всячески поощрять
независимо от характера результатов этих занятий, нужно создавать вокруг
такой инициативы положительное общественное мнение в классе.
Развитию самостоятельных домашних занятий учащихся способствуют
задания, требующие достаточно длительной творческой работы: написание
докладов или сочинений на математические или историко-математические
темы,
составление
схем-моделей
какого-нибудь
раздела
программы,
построение алгоритма решения задач какого-либо вида и т.д. Этому
способствует также чтение научно-популярной литературы по математике.
По
мере
формирования
у
учащихся
потребности
и
привычки
к
самостоятельной домашней работе нужно уменьшать число обязательных
домашних заданий, давать их реже, но более содержательные и сложные по
характеру. В конечном итоге необходимо выработать у учащихся стойкую
привычку к подготовке к каждому очередному уроку по собственной
инициативе.
Педагоги различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это слова, с
помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит
или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его
знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно.
Отметка – это привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи
ученика, соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Однако
очень часто эти понятия не различаются учителями, т.к. считается что
отметка, она, по сути, и есть оценка успеваемости ученика.
Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета
успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в
успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их
главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и
исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем
работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо,
наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то
неуспеха. “ В том
то и дело, что отсутствие оценки для ребёнка
неисправимо бóльшая беда, чем двойка. В сознании ученика утверждается
мысль: если у меня нет оценки, значит, я ещё не потрудился, как следует.
Потому у нас почти небывало таких случаев, чтобы в конце учебного года
ученик не имел оценок... Родители знают если у сына или дочери в дневнике
нет оценок, – значит не всё благополучно. Знают они и то, что отсутствие
оценок – это не вина ребёнка, а его беда. А в беде надо помогать... Я убедил
родителей, чтобы они никогда не требовали от детей самых высоких оценок,
не рассматривали неудовлетворительную оценку, как показатель лени
нерадивости, недостаточного усердия” (Марченко А.В.). Именно поэтому
отметки и оценки должны быть объективными - это главнейшее требование
к ним. Только тогда они будут серьезно рассматриваться учениками, ребята
будут верить и уважать мнение своего учителя. Недопустимо занижение или
завышение оценок, нельзя использовать отметки как средство наказания
ученика за нарушение дисциплины. “Двойка и единица – это очень тонкий и
острый инструмент, который у мудрого, опытного учителя …всегда лежит в
запасе, и он им никогда не пользуется. Если хотите знать, …этот инструмент
для того и должен существовать, чтобы им никогда не пользоваться.
Педагогическая мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребёнок
никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него
ничего не получится” (Марченко А.В.).
При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами.
Во-первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе
изучения темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых,
учитывается полнота охвата материала, сложность и новизна заданий,
предлагаемых учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и
письменных
ответах
необходимо
учитывать
логичность
изложения,
обоснованность утверждений, культуру речи. Эти требования повышаются с
увеличением возраста учащихся.
Существует множество методов проставления, исправления отметок:
каждый учитель может предложить свое. Однако если отметки отражают
работу ученика по конкретной теме, его знания, они всегда должны быть
доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует
учащихся к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно,
их улучшению. Окончательными же являются лишь итоговые отметки, т.е.
отметки, полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они
ставятся по окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную
учащимися работу.
Рейтинговая система оценки знаний
Рейтинг - дословно с английского - это оценка, некоторая численная
характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом
понимается "накопленная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию".
Принят и такой термин – индивидуальный индекс.
Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже
давно. Она применяется в образовательном процессе многих западных стран;
в странах Африки, в которых сохранились системы обучения бывших
метрополий, а также в некоторых учебных заведениях нашей страны.
Система контроля знаний в настоящее время вступает в противоречие с
современными требованиями Государственного образовательного стандарта.
Главный ее недостаток очевиден - она никак не способствует активной и
ритмичной самостоятельной работе учащихся. В старших классах учащиеся
начинают понимать, что домашние задания совсем необязательно сдавать в
срок, что можно все принести и сдать в последние дни четверти. Такая
штурмовщина не только многократно усиливает нагрузку на учителя и
ученика в конце четверти, но и имеет своим результатом непрочные знания.
Кроме того, существующая система усредняет всех: и ученик, сдавший все
контрольные мероприятия досрочно, и ученик, сдавший их лишь в последний
момент, формально одинаково успевают. При этом окончательная оценка по
предмету (после экзамена) никак не учитывает "предысторию", содержит
существенный элемент случайности. Допустим, если оценивать учащихся
только по контрольным нормативам, то дети со слабыми физическими
возможностями обречены быть неуспевающими; если оценивать только за
прилежание, то теряется мотивация к повышению своих результатов; если
выставлять отметку, учитывая и прилежание и выполнение нормативов, то
очень сложно определить грань между низкой и более высокой отметкой.
Иными словами, существующая система оценивания (пятибалльная шкала)
имеет довольно-таки субъективный характер и не может объективно оценить
труд учеников. В этом случае можно предложить простейшую форму
рейтинговой системы выставления отметок, чтобы ученик стремился сам
зарабатывать баллы: за прилежание, за выполнение заданий, за участие в
конкурсах, выставках. Таким образом, ученики сами могут подсчитывать
набранные ими баллы и знать, почему они получили ту или иную отметку, и
даже
слабый ребёнок может заработать высокую отметку. Рейтинговая
система позволяет очень просто и объективно проводить конкурс “лучший
по предмету” (достаточно суммировать баллы за четверть в учебном году).