Автор: Дзягунова Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №36
Населённый пункт: поселок Октябрьский
Наименование материала: Проект "Люблю я красавицу осень"
Тема: Познавательное развитие
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №36
ПОС. ОКТЯБРЬСКИЙ МО ЕЙСКИЙ РАЙОН.
Проект по познавательному развитию в старшей группе
компенсирующей направленности
«Люблю я красавицу осень»
Воспитатели: Дзягунова С.Б.
Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели,
музыкальный руководитель, родители, учитель – логопед.
Цель: расширять представления детей об осени, ее признаках,помочь детям
увидеть всю красоту и богатства осенней природы, закреплять, расширять
знания о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе,
обобщать
и
систематизировать
представления
детей
об
изменениях,
происходящих в природе осенью.
Задачи.
- Расширять, обобщать активизировать словарь по теме «Время года осень»,
«Деревья и кустарники осенью», «Грибы», учить составлять описательные
рассказы о деревьях, обогащать лексику яркими и красочными эпитетами,
развивать монологическую и диалогическую речь.
- Учить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой,
развивать
экологическое
мышление
у
детей,
воспитывать
гуманное
отношение к природе, заложить основы экологической культуры личности.
- Закрепить названия деревьев и кустарников, их строение, внешние
признаки.
- Учить детей отражать наблюдения и полученные знания в различных видах
деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.)
- Развивать семейное творчество и сотрудничество.
Проектная
идея:
создать
условия
для
развития
познавательных
и
творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта
«Люблю я красавицу осень».
Актуальность темы.
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след,
потому что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его
чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга –
все это привлекает внимание детей. В связи с этим перед нами стоит
ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит приобщать
ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины,
ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания».
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями
в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают
внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся
прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в
этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.
Предполагаемый результат:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной
практической деятельности с воспитателем и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных
изменениях в природе в осенний период.
- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по
обозначенной теме.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями,
пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по
картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
- Работа по звуковой культуре речи.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных
направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных
материалов, лепка.)
- Развитие детского творчества.
- Чтение наизусть стихотворений об осени.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы
группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
1 этап. Подготовительный.
-Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов
совместной деятельности, экскурсий; подбор детской художественной
литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.
- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней
природе)
- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю
тему.
- Подбор аудиозаписей по данной теме.
- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель,
гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон,
пластилин и т. д.)
2 этап. Основной.
Познавательное развитие.
Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за
листопадом.
Рассказы
воспитателя
об
осени,
изменениях,
происходящих
в
природе,развитие умения составлять описательные рассказы, загадки о
деревьях и кустарниках.
Беседы: «Осень в гости к нам пришла», «Радостная осень», «Щедрая осень»,
«Что такое лес», «Деревья – легкие земли», «Береза – символ России»,
«Грибными дорожками», «Не все грибы съедобные»,«Чем опасны старые
засохшие деревья?», «Почему опасно бегать с палками?», «Почему не нужно
срезать и ломать ветки», «Как помочь раненному дереву».
Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций, серий картинок по теме.
Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение листьев (по
форме, размеру, длине черенка).
Д/ игры
«От какого дерева лист», «Дорожка из листьев», «Образы из
листьев», "Загадай, мы отгадаем", "С какой ветки детки? ", "Найди дерево по
семенам", "Найди лист такой, какой покажу"
П/игры: «1,2,3, к дереву беги», «Найдите дерево по семенам», «Когда это
бывает», « Какое слово не подходит», «Что лишнее».
Речевое развитие.
Заучивание пословиц и поговорок о деревьях.
Заучивание стихотворений.
Чтение рассказов о деревьях.
Загадывание загадок о грибах, деревьях.
Ситуативныебеседы: «Почему не нужно срезать и ломать ветки?», «Как
помочь раненому деревцу?»
Учить образовывать однокоренные слова: дуб - дубрава, берёза – березняк.
Закрепить типы словообразования: осина - осиновый, ель - ельник.
Подбор ярких эпитетов для описания деревьев осенью.
Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая
осень»,И. Бродский «Опавшие листья», «Прогулка в лесу», «Осенний парк».
Социально-коммуникативное развитие
Экскурсии по участку детского сада, в осенний парк.
Знакомство с профессиями –/дворник/.Помощь дворнику в уборке листьев на
участке детского сада.
Сбор природного материала: листьев, цветов, ягод.
Художественно-эстетическое развитие.
Праздничное оформление группы для встречи праздника «Осень».
Рисование на темы "Что нам осень принесла», «Осенние деревья», «Листья»,
«Идет дождь», «Сосна».
Лепка«Осеннее дерево".
Аппликация «Листья деревьев», «Осенний лес», «На лесной полянке выросли
грибы»,
Физическое развитие.
Физкультминутки «Дерево», «Если бы я был деревом», «12345 будем
листики считать».
Игры и развлечения в парке с использованием деревьев, шишек: «Тропинка
ловкости», «Бег с препятствиями», «Лесная эстафета», «Следопыты», «Сбей
шишку».Подвижные игры: "Поймай листок", " Листопад".
Взаимодействие с семьёй
- Создание папки-передвижки для родителей «Золотая осень».
- Конкурс совместных работ детей и родителей: из разноцветных листьев,
овощей, природного материала «Что нам осень принесла»
- Конкурс рисунков «Осень»
Консультации «Как провести с ребенком осенний день», «Деревья живые и
их надо беречь».
Рекомендации для родителей «Как одеть ребенка на прогулку осенью?»
3 этап. Заключительный.
Итоговые мероприятия: праздник «Осени», инсценировка «Под грибом»,
конкурс чтецов «Осень золотая».
Результаты работы.
1. В результате познавательной деятельности у детей появилось стремление
расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же
интересна осень.
2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами,
загадками осенней тематики у детей пополнился словарный запас, они стали
более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в
коллективном
разговоре;
появилось
желание
самостоятельно
заняться
творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где
выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это
способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их
мировоззрения.
3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-
эстетическое
воспитание:
дети
ознакомились
с
художественными
произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки,
живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от
общения
с
прекрасным,
стали
более
восприимчивы,
чувствительны,
эмоциональны.
Стали более умело передавать свои ощущения в своих рассказах, рисунках, в
музыкально-ритмических движениях.
Реализация данного проекта научила детей
С огромным желанием участвуют в продуктивной деятельности.
Дети обогатили активный словарь образными эпитетами, поговорками и
стихами на осеннюю тему.
Они расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и
внешнем виде.
Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных
свойствах.
Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное
отношение в общение с деревьями.