Автор: Дагужиева Виктория Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 8 "Колобок"
Населённый пункт: Республика Адыгея,Красногвардейский район,село Красногвардейское
Наименование материала: Статья
Тема: « Проблемы речевого развития детей младшего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МБДОУ № 8 «Колобок»
Республика Адыгея,
село Красногвардейское
Дагужиева Виктория Анатольевна
« Проблемы речевого развития детей
младшего дошкольного возраста»
Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая
с другим человеком , мы пользуемся речью, как средством для передачи
своих мыслей , соображений, настроений. Мы делаем это потому , что
речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она
дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого
мира. Общаясь с близкими знакомыми , даже не задумываясь над тем , о чем
и как мы говорим , или попросту говоря «болтая о жизни» ,человек реализует
себя как личность .Конечно ,о человеке ,как личности составляют мнение не
только по словам. Главное, это то, что и как он делает , что оставляет после
себя. Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть
слово, маленькая часть речи.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без
оценки его речевого развития невозможно.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических
процессов , а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи с
взрослыми. Речь ребенка раннего возраста формируется под влиянием речи
взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики ,
нормального речевого окружения и от воспитания и обучения , которые
начинают с первых дней его жизни.
Поэтому очень важно чтобы взрослые в разговоре со своими детьми:
-Четко произносили все звуки и слова;
-Говорили с детьми, не торопясь;
-Следили за своим произношением.
Торопливая , нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии
речи ребенка , впоследствии он может так же не заботиться о том , как его
речь воспринимается слушателем. Если дома говорят громко , торопливо ,
раздраженным тоном , то и речь ребенка будет такой же. Развитие речи у
различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается
раннее появление первых слов и бурное , ускоренное развитие речи, у
других детей развитие речи отстает. Поэтому таким детям нужно помочь :
побольше им рассказывать , побуждать их к пользованию новыми словами,
учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно , не перенапрягая
нервную систему непосильными требованиями.
Чтобы ребенок сам , по своей инициативе начал говорить , у него должна
возникнуть потребность в общении со взрослыми и в каком -нибудь
предмете. Только общение со взрослыми по поводу предмета или
предметные действия, включенные в общение , вызывают необходимость
назвать этот предмет , произнести слово.
Существует ряд задач по развитию речи детей дошкольного возраста,
которыми должен умело пользоваться воспитатель:
-Обогащение словарного словаря ;
-Формирование грамматического строя речи;
-Звуковая культура речи;
-Развитие связной речи.
Исходя из опыта работы с детьми от 3-х до 5-ти лет, можно выделить
основные проблемы существующие в речи детей:
-Односложная , состоящая из простых предложений речь;
-Неспособность построить монолог, например: сюжетный или описательный
рассказ на предложенную тему ,пересказ текста своими словами.
-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации;
-Недостаточный словарный запас;
-Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос;
-Плохая дикция.
Самой главной задачей, по моему мнению, является развитие связной речи у
дошкольников. Именно от овладения связной речью зависит успешность
обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее
интеллектуальное развитие ребенка.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного
содержания ,которое осуществляется логично, последовательно, правильно и
образно.
С чего начать формирование связной речи у ребенка?:
-Восприятие речи взрослых и собственной речевой активности;
-Умение описывать свойства явлений и предметов;
-Чтение сказок обогащает словарь детей и развивает воображение;
-Формирование причинно-следственных связей.
Прежде всего, конечно, в развитии речи дошкольников играет культура
речи педагога.
Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих
мыслей. В нашей работе, речь – это главный инструмент, с помощью
которого мы воздействуем на детей. Именно через общение с нами, дети
реализуют себя как личности. И очень важную роль в развитии речи играет
культура речи педагога. Я, как педагог, задаю детям образец правильной
литературной речи и стимулирую речевую активность.
Методы и приемы, которые я использую для стимулирования речевой
активности детей ( из опыта работы):
-
Я стараюсь постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог,
создавать потребность в собственных высказываниях;
-Проговариваю все действия ребенка: что он видит,
слышит ,чувствует ,трогает. Как бы подсказываем ребенку слова,
выражающие его опыт , слова, которые впоследствии он начинает
использовать самостоятельно;
-Провоцирую ребенка на разговор. Не спешу проявить свою понятливость, а
временно становлюсь непонимающим. Конечно же , первой реакцией
ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это и будет и первым
мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужный ему предмет. В
подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые
возможности . чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием
эффективен не только для называния предметов, но и словесного
обозначения действий , производимых с ними.
Для развития связной, нормальной речи у дошкольников в своей работе я
применяю такие формы работы:
-Индивидуальные и игровые формы обучения;
- Пересказывание знакомых сказок;
-Рассматривание сюжетных картин;
-Пальчиковые игры;
-Артикуляционная гимнастика;
-Инсценировки знакомых сказок;
-Настольные речевые дидактические игры;
-Подвижные игры.
Все эти формы работы благоприятно влияют на развитие речи дошкольника.