Напоминание

« Проблемы речевого развития детей младшего возраста"


Автор: Дагужиева Виктория Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 8 "Колобок"
Населённый пункт: Республика Адыгея,Красногвардейский район,село Красногвардейское
Наименование материала: Статья
Тема: « Проблемы речевого развития детей младшего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель МБДОУ № 8 «Колобок»

Республика Адыгея,

село Красногвардейское

Дагужиева Виктория Анатольевна

« Проблемы речевого развития детей

младшего дошкольного возраста»

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая

с другим человеком , мы пользуемся речью, как средством для передачи

своих мыслей , соображений, настроений. Мы делаем это потому , что

речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она

дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого

мира. Общаясь с близкими знакомыми , даже не задумываясь над тем , о чем

и как мы говорим , или попросту говоря «болтая о жизни» ,человек реализует

себя как личность .Конечно ,о человеке ,как личности составляют мнение не

только по словам. Главное, это то, что и как он делает , что оставляет после

себя. Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть

слово, маленькая часть речи.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без

оценки его речевого развития невозможно.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических

процессов , а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи с

взрослыми. Речь ребенка раннего возраста формируется под влиянием речи

взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики ,

нормального речевого окружения и от воспитания и обучения , которые

начинают с первых дней его жизни.

Поэтому очень важно чтобы взрослые в разговоре со своими детьми:

-Четко произносили все звуки и слова;

-Говорили с детьми, не торопясь;

-Следили за своим произношением.

Торопливая , нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии

речи ребенка , впоследствии он может так же не заботиться о том , как его

речь воспринимается слушателем. Если дома говорят громко , торопливо ,

раздраженным тоном , то и речь ребенка будет такой же. Развитие речи у

различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается

раннее появление первых слов и бурное , ускоренное развитие речи, у

других детей развитие речи отстает. Поэтому таким детям нужно помочь :

побольше им рассказывать , побуждать их к пользованию новыми словами,

учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно , не перенапрягая

нервную систему непосильными требованиями.

Чтобы ребенок сам , по своей инициативе начал говорить , у него должна

возникнуть потребность в общении со взрослыми и в каком -нибудь

предмете. Только общение со взрослыми по поводу предмета или

предметные действия, включенные в общение , вызывают необходимость

назвать этот предмет , произнести слово.

Существует ряд задач по развитию речи детей дошкольного возраста,

которыми должен умело пользоваться воспитатель:

-Обогащение словарного словаря ;

-Формирование грамматического строя речи;

-Звуковая культура речи;

-Развитие связной речи.

Исходя из опыта работы с детьми от 3-х до 5-ти лет, можно выделить

основные проблемы существующие в речи детей:

-Односложная , состоящая из простых предложений речь;

-Неспособность построить монолог, например: сюжетный или описательный

рассказ на предложенную тему ,пересказ текста своими словами.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации;

-Недостаточный словарный запас;

-Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос;

-Плохая дикция.

Самой главной задачей, по моему мнению, является развитие связной речи у

дошкольников. Именно от овладения связной речью зависит успешность

обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее

интеллектуальное развитие ребенка.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного

содержания ,которое осуществляется логично, последовательно, правильно и

образно.

С чего начать формирование связной речи у ребенка?:

-Восприятие речи взрослых и собственной речевой активности;

-Умение описывать свойства явлений и предметов;

-Чтение сказок обогащает словарь детей и развивает воображение;

-Формирование причинно-следственных связей.

Прежде всего, конечно, в развитии речи дошкольников играет культура

речи педагога.

Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих

мыслей. В нашей работе, речь – это главный инструмент, с помощью

которого мы воздействуем на детей. Именно через общение с нами, дети

реализуют себя как личности. И очень важную роль в развитии речи играет

культура речи педагога. Я, как педагог, задаю детям образец правильной

литературной речи и стимулирую речевую активность.

Методы и приемы, которые я использую для стимулирования речевой

активности детей ( из опыта работы):

-

Я стараюсь постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог,

создавать потребность в собственных высказываниях;

-Проговариваю все действия ребенка: что он видит,

слышит ,чувствует ,трогает. Как бы подсказываем ребенку слова,

выражающие его опыт , слова, которые впоследствии он начинает

использовать самостоятельно;

-Провоцирую ребенка на разговор. Не спешу проявить свою понятливость, а

временно становлюсь непонимающим. Конечно же , первой реакцией

ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это и будет и первым

мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужный ему предмет. В

подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые

возможности . чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием

эффективен не только для называния предметов, но и словесного

обозначения действий , производимых с ними.

Для развития связной, нормальной речи у дошкольников в своей работе я

применяю такие формы работы:

-Индивидуальные и игровые формы обучения;

- Пересказывание знакомых сказок;

-Рассматривание сюжетных картин;

-Пальчиковые игры;

-Артикуляционная гимнастика;

-Инсценировки знакомых сказок;

-Настольные речевые дидактические игры;

-Подвижные игры.

Все эти формы работы благоприятно влияют на развитие речи дошкольника.



В раздел образования