Напоминание

«ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ»


Автор: Адъютантов Николай Егорович
Должность: Инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБНОУ «Октемский научно-образовательный уентр» детский сад «Мичээр»
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) Хангаласский улус, с.Октемцы
Наименование материала: Статья
Тема: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ОЗДОРОВЛЕНИЕ

ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Адъютантов Николай Егорович

ФГБОУ ВО ЧГИФКИС

Республика Саха (Якутия), Россия

Научный руководитель Макарова Т.А.

к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики

Аннотация: Данная статья определяет актуальность проблемы по оздоровлению детей

старшего

дошкольного

возраста

посредством

применения

здоровьесберегающей

технологии.

Ключевые

слова:

здоровье,

педагогические

условия,

дошкольный

возраст,

здоровьесберегающие технологии, оздоровление детей, региональный компонент и

проект.

"HEALTHY ELDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE APPLICATION OF

HEALTH-SAVING TECHNOLOGY"

Aduytantov Nikolay Egorovich

FGBOU VO CHGIFKIS

Republic of Sakha (Yakutia), Russia

Scientific adviser Makarova T.A.

Ph.D., Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy

Abstract. This article defines the urgency of the problem of improving the health of children of

senior preschool age through the use of health-preserving technology.

Key word:

health, pedagogical conditions, preschool age, health-preserving technologies,

children’s health improvement, regional component and project.

Нет ничего более ценного, чем жизнь человека, нет ничего важнее, чем забота о

нём. 24 декабря 2020 года глава Якутии Айсен Сергеевич Николаев в своём ежегодном

Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) РС (Я) 2021 год объявил «Годом

здоровья».

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние

здоровья детей. Формирование ценностного отношения к своему здоровью начинается с

детства, поэтому в общеобразовательной программе дошкольного образования особое

место уделено формированию у дошкольников здорового образа жизни, воспитанию

культуры

здоровья,

выработке

негативного

отношения

к

вредным

привычкам.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех

известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак –

использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению

возникающих проблем. За последние годы состояние здоровья детей постоянно

ухудшается. Это вызвано рядом факторов:

-

ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки

в продуктах питания;

- облучение детей (гаджеты, смартфоны, компьютерные игры, длительное

пребывание перед телевизором);

-

значительное ограничение двигательной активности;

-

социальная напряженность в обществе.

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих

образовательных

документах,

в

том

числе

и

в

Федеральных

государственных

образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных

направлений

деятельности

детского

сада

является

проведение

физкультурно-

оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих

технологий в ДОУ.

Целью нашей педагогической деятельности стало оздоровление детей старшего

дошкольного возраста посредством применения здоровьесберегающей технологии.

С целью достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

1)

Анализировать и изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме

исследования.

2)

Определить

педагогические условия для оздоровления детей старшего

дошкольного

возраста

посредством

применения

здоровьесберегающих

технологий.

3)

Разработать

и

апробировать

проект

«Чэгиэн

буол!»

с

региональным

компонентом по оздоровлению детей.

4)

Разработать практические рекомендации педагогам по оздоровлению детей

старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования

процесс оздоровления детей старшего дошкольного

возраста посредством применения здоровьесберегающих технологий будет эффективным,

если создавать педагогические условия для оздоровления детей старшего дошкольного

возраста:

- создать развивающую предметно-пространственную среду с компонентами

здоровьесберегающей среды;

- разработать содержание проекта «Чэгиэн буол!» по оздоровлению детей на

основе принципов научности, доступности и привлекательности, принципа полезности,

принципа творческого развития;

- организовать взаимодействие ДОО и семьи по формированию основ здорового

образа жизни.

В результате изучения и анализа психолого-педагогической литературы по

оздоровлению детей старшего дошкольного возраста для применения в практической

деятельности нами были отобраны и апробированы здоровьесберегающие технологии.

Выбор

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

проводился

с

учетом

образовательной программы, по которой работает детский сад, условий, созданных в

группе, показаний заболеваемости детей.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных

технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников

образовательного процесса в ДОУ.

Констатирующем этапе исследования было проведено анкетирование родителей

по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей. Это помогло определить, как часто

болеют дети, причины заболеваемости, и на что необходимо обратить внимание, заботясь

о здоровье и физическом развитии ребенка. А также, проводили опрос-беседу для

медицинского работника и воспитателей детского сада «Мичээр» и сделали анализ

посещаемости детей, определили из-за чего часто болеют дети. Как оказалось

большинство детей подготовительной группы болеют (ОРВИ, бронхит легкой степени,

ларингит).

Понимая важность этой проблемы, проанализировав уровень состояния здоровья

детей, мы пришли к выводу, чтобы воспитать здорового ребенка – необходимо создать все

условия для его физического роста и нравственного развития. Большое внимание было

уделено

созданию

необходимых

условий

для

реализации

здоровьесберегающих

технологий.

Опираясь

на

инновационные

здоровьесберегающие

технологии

и

теоретические основы, нами был разработан и апробирован проект «Чэгиэн буол!» по

оздоровлению воспитанников страше-подготовительной группы «Оркон» детского сада

«Мичээр» с.Чапаево, Хангаласского улуса.

Цель проекта: создание условий для оздоровление детей старшего дошкольного

возраста посредством применения здоровьесберегающй технологии

Задачи проекта:

-расширение знаний и представлений детей о своем организме;

-привитие и закрепление санитарно-гигиенических навыков;

-развитие потребности в двигательной активности, воспитание положительного

отношения к спорту, физическим упражнениям, здоровому образу жизни;

-развитие умения избегать опасных для здоровья ситуаций.

Принципами изучения краеведческого материала при составлении авторских

разработок являются:

1. Доступность и привлекательность. Воспитанники желают знать историю своей

семьи, своей школы, своего села, своего края. Это естественное желание человека – знать

свои истоки, свои корни. Научатся гордиться прошлым своего села.

2. Принцип полезности. Связь с жизнью.

3. Принцип научности. Вся информация, получаемая в процессе деятельности,

должна быть достоверной и научно обоснованной.

4. Принцип творческого развития. Дети не любят стоять на месте. Им необходимо

делать постоянно что-то новое, добиваться новых результатов.

Проект «Чэгиэн буол!» состоит из 3 этапов: подготовительный этап, основной и

заключительный. В содержании проекта входят: ознакомление с проектом, конкурс для

родителей «Дорожка здоровья», «Закаляйся» водная процедура ног до сна, хождение

босиком, воздушная ванна; общение с природой занятии со сменой обстановки.

Разработана система закаливающих мероприятий, их вид и методика меняются в

зависимости

от

сезона

и

погоды

(ежедневные

прогулки,

утренняя

гимнастика,

дыхательная гимнастика, полоскание горла отваром ромашки, питание). Помимо этого, в

проекте «Чэгиэн буол!» входят авторские разработки: конкурс «Дорожка Здоровья»,

спортивный праздник «Мы юные туристы», «Лыжный десант» и составления программы

кружка «Национальные виды спорта» в детском саду.

Конкурс «Дорожка Здоровья». Данный конкурс проводил для мам и бабушек

старше-подготовительной группы «Оркон», участники конкурса проявили инициативу и

создали дорожку здоровья своими руками. Соблюдая принцип полезности, связь с жизнью

родители сделали дорожки из конских волос, дети узнали в чем польза. «Дорожка

здоровья» предназначена для развития опорно-двигательного аппарата ребенка, особенно

для профилактики плоскостопия.

Спортивный праздник «Мы юные туристы».

Дошкольный туризм является

мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется

общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него

серьезных патологий. Уникальность

туризма заключается в том, что он всесезонен.

Получают развитие все стороны речи; формируется умение пользоваться монологической

и диалогической речью, совершенствуется эмоциональная сфера. Прививаются основы

экологических знаний, закрепляется умение применять правила безопасного поведения в

походе. Формируется желание беречь и охранять природу.

Организация работы по внедрению туризма в оздоровительную работу ДОУ

включает в себя ряд компонентов: эстетический и познавательный; эмоционально-

психологический; физкультурно-оздоровительный; социально-коммуникативный, а также

умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты,

оздоровительную гимнастику.

«Лыжный десант»

В популяризацию лыжного спорта, воспитанники детского сада «Мичээр» должны,

ощутить на себе сложность трассы, морозную погоду и представили, как трудно было

якутским стрелкам преодолевать путь на озере Ильмень. Участниками проекта являются:

подготовительная, старшая и средняя группа. Ходьба на лыжах с учётом возрастных

особенностей детей создаёт условия для организованного и правильного расхода

физической энергии. А также, работа ведется по оздоровлению детей через проектную

деятельность «Чэгиэн буол!» Прививаем

чувство гордости, уважения к ветеранам и

старшему поколению, воспитываем чувства любви к Родине.

Программа кружка «Национальные виды спорта». В суровых условиях крайнего

севера, где восемь месяцев зимы наши предки, народ Саха, учитывая многовековую

историю народа и географа-климатические условия, создали самобытные, уникальные,

разнообразные национальные виды спорта, физические упражнения, игры, которые

всесторонне развивают физические качества, а также морально-волевые качества,

воспитывают нравственные, эстетические ценности человека. Философией национального

вида спорта и подвижных игр становятся пропаганда молодежи к ведению здорового

образа жизни, активным занятиям физической культурой и спортом. Содержание занятий

такова, во-первых знакомство с историей «Куобах», «Ыстана», «Кылыы» правилами

выполнения данного вида и обучения техники ее выполнения.

На контрольном этапе динамика показателей физической подготовленности детей

свидетельствует о наличии целенаправленной системы оздоровления дошкольников в

процессе физического воспитания, включающая повышение двигательной активности

детей в течение дня надо отметить, что дети самостоятельно выполняют доступные

возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа

жизни.

Таким образом, здоровье ребенка зависит от многих факторов, определили главные

правила

оздоровления:

постепенность;

систематичность

(непрерывность);

индивидуальный подход; применение закаливающих процедур на разные участки тела;

проведение оздоровительных процедур в состоянии покоя и в сочетании с физическими

нагрузками; создание условий для благоприятного эмоционального состояния детей и их

положительного отношения к процедурам.

Наши воспитанники проявили значительный рост ценностного отношения к своему

здоровью и здоровью окружающих, после проведенной работы. Уверенно можно сказать,

что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет

дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. И для

этого разработали методические рекомендации для родителей, педагогов ДОУ и

инструкторам

по

физической

культуре.

Конечная

цель

использования

здоровьесберегающих технологий в детском саду через проектную деятельность, как

целый ряд работ по оздоровлению детей является еще эффективнее, что служит

обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса,

и способствовало решению поставленной цели и задач исследования и подтверждение

гипотезы. Только здоровые дети - здоровое будущее страны.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Борисова, Н.Н. Организация оздоровительной работы с детьми и родителями / Н.

Н. Борисова. Медработник ДОУ-2010-№8-С.6265.

2.

Орла В.И. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях /

под ред. В. И. Орла, С. Н. Агаджановой. – СПб: Питер, 2008. - 131 с.

3.

Павлова, М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного

учреждения: Модели программ. Рекомендации. Разработка занятий / М. А. Павлова, М. В.

Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2014. - 192 с.

4.

Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной

школе / Н. К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с.

5.

Шебеко, В. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно оздоровительной

деятельности / В. Шебеко. - Дошкольное воспитание – 2011. - №5. – С.28-33.



В раздел образования