Авторы: Жирков Эдуард Егорович, Логинов Вячеслав Николаевич
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Нахаринская СОШ" имени И.И. Платонова
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Мегино-Кангаласский улус с.Хочо
Наименование материала: Статья
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ «ХАПСАГАЙ»
Раздел: среднее образование
УДК 37.378
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ «ХАПСАГАЙ»
Жирков Эдуард Егорович
Студент 5 курса
Логинов Вячеслав Николаевич
Старший преподаватель кафедры СПиНВС
ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт
физической культуры и спорта»
с. Чурапча, Российская Федерация
Аннотация:
В статье представлены результаты экспериментальной
работы по совершенствованию координационных способностей у детей
среднего
школьного
возраста,
занимающихся
национальной
борьбой
«Хапсагай». Предложены специальные, специально-подготовительные и
подводящие
упражнения
по
совершенствованию
координационных
способностей.
Ключевые
слова:
средний
школьный
возраст,
координационные
способности, специальные упражнения.
Zhirkov Eduard,
5 year student
Loginov Vyacheslav,
Churapcha state institute of physical education and sports, Yakutia, Russia
IMPROVEMENT OF COORDINACY ABILITIES IN CHILDREN OF
MIDDLE SCHOOL AGE, DOING WRESTLING “HAPSAGAY”
Annotation:
The article presents the results of experimental work to improve
the coordination abilities of children of secondary school age involved in the
national wrestling “Khapsagay”. Special, specially-preparatory and leading
exercises for improving coordination abilities are proposed.
Keywords: middle school age, coordination abilities, special exercises.
Национальный вид спорта частности борьба «Хапсагай» наравне с
другими видами спорта интенсивно развивается и пропагандируется в
сельских школах и в самой Республике Саха (Якутия). Борьба Хапсагай
развивает такие физические качества как ловкость, быстрота и силу.
Выступления спортсмена связаны с разнообразной деятельностью и
постоянными мышечными напряжениями. В движениях принимают участие
многие
взаимодействующие
мышечные
группы,
и
эффективность
выполнения приемов во многом зависит от уровня развития силы борца,
быстроты и самое главное, техничности исполнения, которая зависит от
уровня развития координации движений и от ловкости спортсмена.
Одним из ведущих физических качеств борца «хапсагаиста» является
ловкость, которая тесно связано с понятием координационные способности,
т.к. развитие этого качества на высоком уровне обеспечивает свободу,
быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного
приложения
усилий
при
выполнении
коронных
и
соревновательных
упражнений избранном виде спорта.
А недостаточное развитие координационных способностей затрудняет
движения спортсмена т.к. ограничивает перемещения отдельных движений
тела. Об этом говорит в своих работах Г.С. Туманян.
Известно, что
благоприятным
сенситивным периодом
для развития
координационных способностей
является младший и средний
школьный
возраст.
Поэтому
особое
внимание
в
развитии
координационных
способностей нужно уделять в этом возрасте.
Исходя из этого, возникает проблема: Как организовать тренировочные
занятия для совершенствования координационных способностей
у детей
среднего
школьного
возраста
занимающихся
национальной
борьбой
«Хапсагай».
Объект исследования:
Тренировочный процесс по национальной
борьбе «Хапсагай» для развития
координационных способностей у
учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования:
Специальные упражнения для развития
координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста
занимающихся национальной борьбой «Хапсагай».
Цель исследования: Разработка и апробация тренировочных занятий с
использованием специальных упражнений для развития координационных
способностей у учащихся среднего школьного возраста занимающихся
национальной борьбой «Хапсагай».
Гипотеза исследования:
Разработка и апробация тренировочных
занятий
с
использованием
специальных
упражнений
для
развития
координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста
занимающихся национальной борьбой «Хапсагай» будет возможным, если
определить показатели и уровни развития координационных способностей
данных учащихся.
Задачи исследования:
1.
Раскрыть сущность тренировочного процесса по национальной борьбе
«Хапсагай» для развития координационных способностей у учащихся
среднего школьного возраста.
2.
Рассмотреть специальные упражнения для развития координационных
способностей у учащихся среднего школьного возраста занимающихся
национальной борьбой «Хапсагай».
3.
Разработать и апробировать тренировочные занятия с использованием
специальных
упражнений
для
развития
координационных
способностей у учащихся среднего школьного возраста занимающихся
национальной борьбой «Хапсагай».
4.
Определить
показатели
и
уровни
развития
координационных
способностей данных учащихся.
В нашей исследовательской работе с учетом показателей и уровни
развития
координационных
способностей
данных
учащихся
были
разработаны
тренировочные
занятия
с
использованием
специальных
упражнений
для
развития
координационных
способностей
у
детей
занимающихся
национальной
борьбой
«Хапсагай»
в
тренировочном
процессе.
В содержании тренировочных занятий включены и рассмотрены
разработанные нами специальные упражнения, направленные на развитие
координационных способностей у детей среднего школьного возраста,
занимающихся национальной борьбой «Хапсагай».
Тренировочные занятия по борьбе «Хапсагай» проходила в неделю три
раза, по 1,5 часа и планировался на развитие координационных способностей
с использованием специальных упражнений на базе МБУ «Спортивная
школа по спортивной борьбе», МР Мегино-Кангаласского улуса.
Для сравнения эффективности предлагаемой методики были использованы
общепринятые тесты для выявления физической подготовленности.
После повторного тестирования мы наблюдаем, что результаты у
юношей наблюдаются небольшие изменения в лучшую сторону, как
показано в диаграмме.
За время апробации группе улучшились показатели, характеризующие
эффективность выполнения тестов.
Разница показателей динамики определения уровней развития силовых
способностей улучшились:
1.
Равновесия на одной ноге (по очереди) на минуту – до - 167 после – 226
разница – до – 16,7 после – 22,6 средний показатель – (+5,9)
2.
Метание теннисного мяча рукой на точность попадания в цель
(ведущей и неведущей) на минуту – ДО - 32 ПОСЛЕ – 55 разница – ДО –3,2
ПОСЛЕ –5,5 средний показатель – (+ 2,3)
3.
Челночный бег 3х10м – ДО - 129 ПОСЛЕ – 149 разница – ДО – 12,9
ПОСЛЕ – 14,9 средний показатель – (+2)
4.
Три кувырка вперед и назад на минуту – ДО - 135 ПОСЛЕ – 169
разница – ДО – 13,5 ПОСЛЕ – 16,9 средний показатель – (+3,4)
5.
Свисток – упор присев – поворот ДО – 110, ПОСЛЕ – 150 разница –
ДО – 11 ПОСЛЕ – 15 средний показатель – (+4)
6.
Повороты на гимнастической скамье на минуту – ДО - 60 ПОСЛЕ – 82
разница – ДО – 6 ПОСЛЕ – 8,2 средний показатель – (+2,2)
Из этого следует вывод, что результаты у детей среднего школьного
возраста, занимающихся
национальной борьбой «Хапсагай» заметно
улучшились в лучшую сторону.
Таким
образом,
наше
пробное
обучение
показывает,
что
использование
специальных
упражнений
направленные
на
развитие
координационных способностей у детей среднего школьного возраста,
занимающихся
национальной
борьбой
«Хапсагай»
влияют
с
положительной
стороны
на
повышение
уровня
физической
подготовленности и координационных способностей.
Список использованной литературы:
1.
Борьба вольная: Примерная программа для системы дополнительного
образования детей: детско-юношеских спортивных школ олимпийского
резерва. – М.: Советский спорт, 2003.- 216 с.
2.
Волков, В.П. Анализ технического мастерства самбистов
Спортивная
борьба: Ежегодник./В.П.Волков, Е.М.Чумаков, В.С.Роднов. - М.: 1979. – С.2-
4.
3.
Волков, Н.Н. На ковре – борцы Якутии/ Н.Н.Волков. - Якутск, Бичик,
2003. - 240 с.
4.
Волков, Н.Н. Успехи ДЮСШ №3-в сплочении и единстве/Н.Н.Волков.
Спорт Якутии. Якутск, Бичик. 2006. - С.12-17.
5.
Волоков, Н.Н. Самоутверждение личности борца вольного стиля в
истории
развития
спорта
республики
Саха
(Якутия)
(Историко-
педагогический анализ): дис. канд. пед. наук / Н.Н. Волоков. – Якутск, 2001.
– 161 с.
6.
Прокопенко, В.И. Игры для учащихся начальной школы коренных
народов
Республики
Саха
(Якутия)/
В.И.Прокопенко,
А.Л.Поротова,
М.Д.Гуляев. – Мирный, 2005. – 118с.
7.
Лях, В.И. О классификации координационных способностей // В.И. Лях.
Теория и практика физической культуры. -1997. - №7.- С. 28-30.