Напоминание

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ «ХАПСАГАЙ»


Авторы: Жирков Эдуард Егорович, Логинов Вячеслав Николаевич
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Нахаринская СОШ" имени И.И. Платонова
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Мегино-Кангаласский улус с.Хочо
Наименование материала: Статья
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ «ХАПСАГАЙ»
Раздел: среднее образование





Назад




УДК 37.378

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ «ХАПСАГАЙ»

Жирков Эдуард Егорович

Студент 5 курса

Логинов Вячеслав Николаевич

Старший преподаватель кафедры СПиНВС

ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт

физической культуры и спорта»

с. Чурапча, Российская Федерация

Аннотация:

В статье представлены результаты экспериментальной

работы по совершенствованию координационных способностей у детей

среднего

школьного

возраста,

занимающихся

национальной

борьбой

«Хапсагай». Предложены специальные, специально-подготовительные и

подводящие

упражнения

по

совершенствованию

координационных

способностей.

Ключевые

слова:

средний

школьный

возраст,

координационные

способности, специальные упражнения.

Zhirkov Eduard,

5 year student

Loginov Vyacheslav,

Churapcha state institute of physical education and sports, Yakutia, Russia

IMPROVEMENT OF COORDINACY ABILITIES IN CHILDREN OF

MIDDLE SCHOOL AGE, DOING WRESTLING “HAPSAGAY”

Annotation:

The article presents the results of experimental work to improve

the coordination abilities of children of secondary school age involved in the

national wrestling “Khapsagay”. Special, specially-preparatory and leading

exercises for improving coordination abilities are proposed.

Keywords: middle school age, coordination abilities, special exercises.

Национальный вид спорта частности борьба «Хапсагай» наравне с

другими видами спорта интенсивно развивается и пропагандируется в

сельских школах и в самой Республике Саха (Якутия). Борьба Хапсагай

развивает такие физические качества как ловкость, быстрота и силу.

Выступления спортсмена связаны с разнообразной деятельностью и

постоянными мышечными напряжениями. В движениях принимают участие

многие

взаимодействующие

мышечные

группы,

и

эффективность

выполнения приемов во многом зависит от уровня развития силы борца,

быстроты и самое главное, техничности исполнения, которая зависит от

уровня развития координации движений и от ловкости спортсмена.

Одним из ведущих физических качеств борца «хапсагаиста» является

ловкость, которая тесно связано с понятием координационные способности,

т.к. развитие этого качества на высоком уровне обеспечивает свободу,

быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного

приложения

усилий

при

выполнении

коронных

и

соревновательных

упражнений избранном виде спорта.

А недостаточное развитие координационных способностей затрудняет

движения спортсмена т.к. ограничивает перемещения отдельных движений

тела. Об этом говорит в своих работах Г.С. Туманян.

Известно, что

благоприятным

сенситивным периодом

для развития

координационных способностей

является младший и средний

школьный

возраст.

Поэтому

особое

внимание

в

развитии

координационных

способностей нужно уделять в этом возрасте.

Исходя из этого, возникает проблема: Как организовать тренировочные

занятия для совершенствования координационных способностей

у детей

среднего

школьного

возраста

занимающихся

национальной

борьбой

«Хапсагай».

Объект исследования:

Тренировочный процесс по национальной

борьбе «Хапсагай» для развития

координационных способностей у

учащихся среднего школьного возраста.

Предмет исследования:

Специальные упражнения для развития

координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста

занимающихся национальной борьбой «Хапсагай».

Цель исследования: Разработка и апробация тренировочных занятий с

использованием специальных упражнений для развития координационных

способностей у учащихся среднего школьного возраста занимающихся

национальной борьбой «Хапсагай».

Гипотеза исследования:

Разработка и апробация тренировочных

занятий

с

использованием

специальных

упражнений

для

развития

координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста

занимающихся национальной борьбой «Хапсагай» будет возможным, если

определить показатели и уровни развития координационных способностей

данных учащихся.

Задачи исследования:

1.

Раскрыть сущность тренировочного процесса по национальной борьбе

«Хапсагай» для развития координационных способностей у учащихся

среднего школьного возраста.

2.

Рассмотреть специальные упражнения для развития координационных

способностей у учащихся среднего школьного возраста занимающихся

национальной борьбой «Хапсагай».

3.

Разработать и апробировать тренировочные занятия с использованием

специальных

упражнений

для

развития

координационных

способностей у учащихся среднего школьного возраста занимающихся

национальной борьбой «Хапсагай».

4.

Определить

показатели

и

уровни

развития

координационных

способностей данных учащихся.

В нашей исследовательской работе с учетом показателей и уровни

развития

координационных

способностей

данных

учащихся

были

разработаны

тренировочные

занятия

с

использованием

специальных

упражнений

для

развития

координационных

способностей

у

детей

занимающихся

национальной

борьбой

«Хапсагай»

в

тренировочном

процессе.

В содержании тренировочных занятий включены и рассмотрены

разработанные нами специальные упражнения, направленные на развитие

координационных способностей у детей среднего школьного возраста,

занимающихся национальной борьбой «Хапсагай».

Тренировочные занятия по борьбе «Хапсагай» проходила в неделю три

раза, по 1,5 часа и планировался на развитие координационных способностей

с использованием специальных упражнений на базе МБУ «Спортивная

школа по спортивной борьбе», МР Мегино-Кангаласского улуса.

Для сравнения эффективности предлагаемой методики были использованы

общепринятые тесты для выявления физической подготовленности.

После повторного тестирования мы наблюдаем, что результаты у

юношей наблюдаются небольшие изменения в лучшую сторону, как

показано в диаграмме.

За время апробации группе улучшились показатели, характеризующие

эффективность выполнения тестов.

Разница показателей динамики определения уровней развития силовых

способностей улучшились:

1.

Равновесия на одной ноге (по очереди) на минуту – до - 167 после – 226

разница – до – 16,7 после – 22,6 средний показатель – (+5,9)

2.

Метание теннисного мяча рукой на точность попадания в цель

(ведущей и неведущей) на минуту – ДО - 32 ПОСЛЕ – 55 разница – ДО –3,2

ПОСЛЕ –5,5 средний показатель – (+ 2,3)

3.

Челночный бег 3х10м – ДО - 129 ПОСЛЕ – 149 разница – ДО – 12,9

ПОСЛЕ – 14,9 средний показатель – (+2)

4.

Три кувырка вперед и назад на минуту – ДО - 135 ПОСЛЕ – 169

разница – ДО – 13,5 ПОСЛЕ – 16,9 средний показатель – (+3,4)

5.

Свисток – упор присев – поворот ДО – 110, ПОСЛЕ – 150 разница –

ДО – 11 ПОСЛЕ – 15 средний показатель – (+4)

6.

Повороты на гимнастической скамье на минуту – ДО - 60 ПОСЛЕ – 82

разница – ДО – 6 ПОСЛЕ – 8,2 средний показатель – (+2,2)

Из этого следует вывод, что результаты у детей среднего школьного

возраста, занимающихся

национальной борьбой «Хапсагай» заметно

улучшились в лучшую сторону.

Таким

образом,

наше

пробное

обучение

показывает,

что

использование

специальных

упражнений

направленные

на

развитие

координационных способностей у детей среднего школьного возраста,

занимающихся

национальной

борьбой

«Хапсагай»

влияют

с

положительной

стороны

на

повышение

уровня

физической

подготовленности и координационных способностей.

Список использованной литературы:

1.

Борьба вольная: Примерная программа для системы дополнительного

образования детей: детско-юношеских спортивных школ олимпийского

резерва. – М.: Советский спорт, 2003.- 216 с.

2.

Волков, В.П. Анализ технического мастерства самбистов



Спортивная

борьба: Ежегодник./В.П.Волков, Е.М.Чумаков, В.С.Роднов. - М.: 1979. – С.2-

4.

3.

Волков, Н.Н. На ковре – борцы Якутии/ Н.Н.Волков. - Якутск, Бичик,

2003. - 240 с.

4.

Волков, Н.Н. Успехи ДЮСШ №3-в сплочении и единстве/Н.Н.Волков.



Спорт Якутии. Якутск, Бичик. 2006. - С.12-17.

5.

Волоков, Н.Н. Самоутверждение личности борца вольного стиля в

истории

развития

спорта

республики

Саха

(Якутия)

(Историко-

педагогический анализ): дис. канд. пед. наук / Н.Н. Волоков. – Якутск, 2001.

– 161 с.

6.

Прокопенко, В.И. Игры для учащихся начальной школы коренных

народов

Республики

Саха

(Якутия)/

В.И.Прокопенко,

А.Л.Поротова,

М.Д.Гуляев. – Мирный, 2005. – 118с.

7.

Лях, В.И. О классификации координационных способностей // В.И. Лях.

Теория и практика физической культуры. -1997. - №7.- С. 28-30.



В раздел образования