Автор: Федосеева Марианна Юрьевна
Должность: преподаватель химии, экологии
Учебное заведение: ГБПОУ РО «Зимовниковский педагогический колледж»
Населённый пункт: п.Зимовники, Ростовская область
Наименование материала: Сборник
Тема: "Проверочные тестовые работы по экологии"
Раздел: среднее профессиональное
ГБОУ РО
"Зимовниковский педагогический колледж"
Сборник
«Проверочные
тестовые работы
по экологии»
Преподаватель химии
Федосеева М.Ю.
п. Зимовники
2022 г.
ВАРИАНТ – III
Фамилия
Вариант 3
дата
вопрос
ответ
вопрос
ответ
вопрос
ответ
вопрос
ответ
1
2
12
1,3
23
2
34
3
2
1
13
3,4
24
3
35
1
3
3
14
1,3,4
25
1
36
2
4
4
15
3
26
1
37
1
5
4
16
1
27
3
38
1
6
1
17
3
28
4
39
3
7
1
18
4
29
2
40
3
8
4
19
3
30
1
41
3
9
3
20
4
31
1
42
1
10
2
21
2
32
2
43
1
11
2
22
1
33
4
44
4
ВАРИАНТ - IV
Фамилия
Вариант 4
дата
вопрос
ответ
вопрос
ответ
вопрос
ответ
вопрос
ответ
1
3
12
1
23
4
34
1
2
1
13
1,2
24
3
35
2
3
2
14
3,2,1,4
25
2
36
3
4
3
15
4
26
1
37
3
5
2
16
5
27
3
38
2
6
2
17
2
28
4
39
1
7
2
18
3
29
3
40
2
8
1
19
1
30
1
41
2
9
4
20
2
31
1
42
1
10
2
21
2
32
1
43
3
11
2
22
4
33
3
44
2
-44-
Пособие может быть использовано при обобщении, повторении
учебного материала и проверке знаний учащихся. Задания,
составленные автором, проверены в практике его работы в колледже.
Тест № 1 «Этапы развития науки экология»
ВАРИАНТ-1
1. Вклад Гиппократа в зарождение и становление экологии как науки:
a)
Описывал внешнее и внутреннее строение растений.
b)
Обобщил сведения о зависимости растений от условий
произрастания.
c)
Выдвинул идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей.
d)
Создал основы научной системы животных и растений, обобщив
свои наблюдения в работе «Система природы».
2. Шведский естествоиспытатель Карл Линней:
a)
Представил развитие Земли, животного мира и человека как
единый эволюционный ряд.
b) Создал основы научной системы животных и растений, обобщив
свои наблюдения в работе «Система природы».
c)
3. Подчеркивал ведущее значение климатических факторов в
экологии организмов.
3. Термин экология ввел в науку:
a)
Французский натуралист Жан Батист Ламарк
b)
немецкий биолог Эрнст Геккель
c)
профессор Московского университета Карл Рулье
4. Французский натуралист Жан Батист Ламарк
a)
впервые предположил возможность негативных последствий
воздействия человечества на природу и влияния
внешних условий среды на эволюцию растений животных.
b)
подчеркивал ведущее значение климатических факторов в
экологии организмов
5. Часть экологии, занимающаяся исследованием взаимоотношения
популяций, сообществ и экосистем со средой.
a)
Аутоэкология b) Синэкология
6. Изучением взаимодействия и взаимоотношений между косной и
живой природой, между человеком и окружающей средой занимается
учение о:
-1-
a)
о биосфере
b)
о биотопе
c)
о ноосфере
ВАРИАНТ-2
1. Основоположник отечественной экологии, профессор Московского
университета Карл Рулье
a)
Сформулировал принцип исторического единства живого
организма и окружающей среды.
b)
Создал основы научной системы животных и растений, обобщив
свои наблюдения в работе «Система природы»
c)
Обобщил сведения о зависимости растений от условий
произрастания.
2. Учение об эволюционном развитии видов, описанном в книге
«Происхождение видов путем естественного отбора» создал:
a)
Карл Рулье
b)
Эрнст Геккель
c)
Жан Батист Ламарк
d)
Чарльз Дарвин
3. Французский исследователь природы Жорж Бюффон:
a)
Предпринял попытку представить развитие Земли, животного
мира и человека как единый эволюционный ряд. В его более
поздних трудах подчеркивалось ведущее значение
климатических факторов в экологии организмов
b)
Изучал влияние среды на организмы.
c)
Написал работу «Философия зоологии».
4. Основоположник учения о биосфере изучении взаимодействия и
взаимоотношений
между косной и живой природой, между человеком и окружающей
средой.
a)
Эрнст Геккель
b)
Жан Батист Ламарк.
c)
В.И. Вернадский
5. Любая совокупность совместно обитающих организмов и
окружающая их среда.
a)
биоценоз
b)
Экосистема
c)
Ноосфера
-2-
Ответы на итоговую тестовую работу
ВАРИАНТ - I
Фамилия
Вариант 1
дата
вопрос
ответ
вопрос
ответ
вопрос
ответ
вопрос
ответ
1
2
12
1,3
23
4
34
1
2
1
13
3,4
24
3
35
2
3
3
14
1,3,4
25
2
36
3
4
4
15
3
26
1
37
3
5
4
16
1
27
3
38
2
6
1
17
3
28
4
39
1
7
1
18
4
29
3
40
2
8
4
19
3
30
1
41
2
9
3
20
4
31
1
42
1
10
2
21
2
32
1
43
3
11
2
22
1
33
3
44
2
ВАРИАНТ - II
Фамилия
Вариант 2
дата
вопрос
ответ
вопрос
ответ
вопрос
ответ
вопрос
ответ
1
3
12
1
23
2
34
3
2
1
13
1,2
24
3
35
1
3
2
14
3,2,1,4
25
1
36
2
4
3
15
4
26
1
37
1
5
2
16
5
27
3
38
1
6
2
17
2
28
4
39
3
7
2
18
3
29
2
40
3
8
1
19
1
30
1
41
3
9
4
20
2
31
1
42
1
10
2
21
2
32
2
43
1
11
2
22
4
33
4
44
4
-45-
Ответы на тест № 3 по теме
«Вид. Популяция. Биогеоценоз»
I
II
III
IV
1
В
Б
Б
А
2
В
В
А
В
3
Г
А
В
Г
4
В
Б
Г
Б
5
Г
Б
В
А
6
Б
Г
А
А
7
А
Б
А
Б
8
Г
В
А
Г
9
Б
А
Г
В
10
Ответы на тест № 4 по теме «Биосфера»
Вариант 1
№ вопроса
№ ответа
№ вопроса
№ ответа
1
1
4
1,3,4
2
1,3
5
3
3
3,4
6
1
Вариант 2
№ вопроса
№ ответа
№ вопроса
№ ответа
1
2
4
3,2,1,4
2
1
5
4
3
1,2
6
5
Ответы на тест № 5 по теме
«Концепция устойчивого развития»
ВАРИАНТ 1
1
2
3
4
5
a
b
c
c
b
ВАРИАНТ 2
1
2
3
4
5
a
b
a
a
c
-44-
6. Экология отдельных видов, организмов, изучающая их
взаимоотношения с окружающей средой, условия среды, в которых
обитает биоценоз называется:
a)
Аутоэкология b) Синэкология
Тест (Контрольная № 1) по темам
«Экология, как научная дисциплина»
«Среда, как экологическое понятие»
ВАРИАНТ-1
1. Вклад Гиппократа в зарождение и становление экологии как науки:
1.
Описывал внешнее и внутреннее строение растений.
2.
Обобщил сведения о зависимости растений от условий
произрастания.
3.
Выдвинул идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей.
4.
Создал основы научной системы животных и растений, обобщив
свои наблюдения в работе «Система природы».
2. Шведский естествоиспытатель Карл Линней:
1.
Представил развитие Земли, животного мира и человека как
единый эволюционный ряд.
2.
Создал основы научной системы животных и растений, обобщив
свои наблюдения в работе «Система природы».
3.
Подчеркивал ведущее значение климатических факторов в
экологии организмов.
3. Термин экология ввел в науку:
1.
Французский натуралист Жан Батист Ламарк
2.
немецкий биолог Эрнст Геккель
3.
профессор Московского университета Карл Рулье
4. Французский натуралист Жан Батист Ламарк
1.
впервые предположил возможность негативных последствий
воздействия человечества на природу и влияния
внешних условий среды на эволюцию растений животных.
2.
подчеркивал ведущее значение климатических факторов в
экологии организмов
5. Часть экологии, занимающаяся исследованием взаимоотношения
популяций, сообществ и экосистем со средой.
1.
Аутоэкология 2. Синэкология
- 3 –
6. Изучением взаимодействия и взаимоотношений между косной и
живой природой, между человеком и окружающей средой занимается
учение о:
1.о биосфере 2. о биотопе 3.о ноосфере
7. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи,
популяции, виды, называют
1. Абиотическими; 2. Биотическими; 3. Экологическими; 4.
Антропогенными
8. К абиотическим факторам относят
1. подрывание кабанами корней; 2. нашествие саранчи; 3.
образование колоний птиц; 4. обильный снегопад
9.Пищевые связи в экосистеме называются
1. Абиотическими; 2. Антропогенными; 3. Ограничивающими;
4. Биотическими
10. Какое определение соответствует понятию «абиотические факторы
среды»:
1. компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или
косвенно действующие на живые организмы;
2. природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых
или косвенных взаимоотношениях;
3. перемена в средообразующих компонентах или их сочетаниях,
которая не может быть компенсирована в ходе природных
восстановительных процессов;
4. факторы, оказывающие как непосредственное, так и косвенное
влияние на организмы;
5. взаимосвязи между видами, при которых организмы одного вида
живут за счет питательных веществ других видов.
11. Какие факторы называют антропогенными?
1. связанные с деятельностью человека; 2. абиотического характера;
3. биотического характера; 4. определяющие функционирование
агроценозов
12. К биотическим компонентам экосистемы относят
1. газовый состав атмосферы; 2. состав и структуру почвы; 3.
особенности климата и погоды; 4. хищники, жертвы
13. Какой абиотический фактор может привести к резкому сокращению
численности популяции речного бобра?
- 4 –
Ответы на тест № 1 «Этапы развития науки экология»
Фамилия
Вариант 1
дата
вопрос
ответ
вопрос
ответ
вопрос
ответ
1
С
3
b
5
b
2
b
4
a
6
а
Фамилия
Вариант 2
дата
вопрос
ответ
вопрос
ответ
вопрос
ответ
1
A
3
А
5
В
2
d
4
с
6
а
Ответы на тест № 2 (Контрольная № 1) по темам
«Экология, как научная дисциплина»
«Среда, как экологическое понятие»
Фамилия
Вариант 1
дата
вопрос
ответ
вопрос
ответ
вопрос
ответ
1
3
6
1
11
1
2
2
7
3
12
4
3
2
8
4
13
3
4
1
9
4
14
2
5
2
10
1
15
2
Фамилия
Вариант 2
дата
вопрос
ответ
вопрос
ответ
вопрос
ответ
1
1
6
1
11
2
2
4
7
2
12
2
3
1
8
3
13
1
4
3
9
2
14
4
5
2
10
4
15
2
-43-
деятельности человека;
3. естественная гибель растений при достижении старости;
4. различные заболевания растений в результате их поражения
бактериями, грибами.
42. Создание заповедников, заказников, ботанических садов
способствует:
1. сохранению разнообразия видов;
2. выведению новых сортов растений;
3. выведению новых пород животных;
4.возникновению новых видов.
43. Невозобновимым природным ресурсом является:
1. лес; 2. почва; 3. каменный уголь; 4. вода.
44. Систему мер, обеспечивающих рациональное использование
всех природных ресурсов, восстановление возобновимых
природных ресурсов и сохранение природных условий,
благоприятных для жизни человека, а также защиту от разрушений
типичных, редких и исчезающих природных объектов называются:
1. охраной природных ресурсов; 2. охраной природы;
3. охраной окружающей среды; 4. охраной полезных ископаемых
-42-
1. обильные дожди летом; 2. увеличение численности водных растений;
3. пересыхание водоема
4. интенсивный отстрел животных
14. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению
численности популяции зайцев в лесу?
1. рубка деревьев; 2. отстрел волков и лисиц; 3. вытаптывание
растений; 4. разведение костров
15. Антропогенные факторы — это:
1 совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на
жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
2. формы деятельности человека, которые воздействуют на
естественную природную среду, изменяя условия обитания живых
организмов;
ВАРИАНТ-2
1. Основоположник отечественной экологии, профессор Московского
университета Карл Рулье
1.
Сформулировал принцип исторического единства живого
организма и окружающей среды.
2.
Создал основы научной системы животных и растений, обобщив
свои наблюдения в работе «Система природы»
3.
Обобщил сведения о зависимости растений от условий
произрастания.
2. Учение об эволюционном развитии видов, описанном в книге
«Происхождение видов путем естественного отбора» создал:
1.
Карл Рулье; 2. Эрнст Геккель; 3. Жан Батист Ламарк; 4.Чарльз
Дарвин.
3. Французский исследователь природы Жорж Бюффон:
1.
Предпринял попытку представить развитие Земли, животного
мира и человека как единый эволюционный ряд. В его более
поздних трудах подчеркивалось ведущее значение
климатических факторов в экологии организмов
2.
Изучал влияние среды на организмы.
3.
Написал работу «Философия зоологии».
4. Основоположник учения о биосфере изучении взаимодействия и
взаимоотношений между косной и живой природой, между
человеком и окружающей средой.
1. Эрнст Геккель; 2. Жан Батист Ламарк; 3. В.И. Вернадский
- 5 –
5. Любая совокупность совместно обитающих организмов и
окружающая их среда.
1.
Биоценоз; 2. Экосистема; 3. Ноосфера.
6. Экология отдельных видов, организмов, изучающая их
взаимоотношения с окружающей средой, условия среды, в которых
обитает биоценоз называется:
1.
Аутоэкология 2. Синэкология
7. Биотические факторы среды – это:
1. физиолого-экологическая адаптация организмов, обеспечивающая
высокий уровень обмена веществ в период активности животных и
низкие потери энергии в период зимней спячки;
2. совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на
жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
3. соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее
расходом на построение тела и процессы жизнедеятельности;
4. экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на
численность и жизнедеятельность организмов.
5. силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с
жизнедеятельностью ныне живущих организмов.
8. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:
1. абиотического; 2. биотического; 3. антропогенного; 4. вообще не
экологического; 5. гидробионтного.
9. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с
деятельностью человека, называют
1. ограничивающими; 2. Антропогенными; 3. Биотическими; 4.
Абиотическими
10.Парниковый эффект может способствовать бурному развитию
растений в биосфере, так как он ведет
1 к накоплению в атмосфере кислорода; 2. к увеличению прозрачности
атмосферы;
3. к увеличению плотности атмосферы; 4. к накоплению в атмосфере
углекислого газа
11. Условия среды обычно определяют как:
1. перемены в средообразующих компонентах или их сочетаниях,
имеющие колебательный характер с восстановлением прежних условий
жизни;
- 6 -
35. Программа Устойчивого развития – повестка на XXI век была
принята:
1.
В 1972 г. в Стокгольме на конференции по человеческому
измерению
2.
В 1992 г Рио-де-Жанейро международная конференция по
окружающей среде и развитию
3.
В 2002 г в ЮФР Йоханнесбурге на Всемирном саммите «Рио
+10»
36. Под экономическим развитием, как частью Устойчивого
развития понимают:
1.
Инновации, управление рисками, экологическое правосудие
2.
Инновации, управление рисками, соблюдение прав человека
3.
Инновации, управление рисками, экспансию
37. Под экологическим развитием, ответственностью за
окружающую среду понимают:
1.
Инновации, управление рисками, экологическое правосудие
2.
Экологическое правосудие, «нулевые отходы»
3.
Сохранение чистого воздуха и воды, Экологическое правосудие,
«нулевые отходы»
38. Под пригодным для жилья миром понимают:
1.
Развитие здравоохранения, контроль над изменениями климата,
экспансия
2.
Контроль над изменениями климата, сохранение
биоразнообразия, развитие здравоохранения.
39. Естественное загрязнение атмосферы происходит в результате:
1. лесных пожаров;
2. отмирания значительного количества биомассы в экосистеме;
3. многократного увеличения численности одного из видов;
4. обработки растений пестицидами.
40. Появление «озоновых дыр» приводит к:
1. повышению температуры воздуха;
2. усилению ультрафиолетового измерения;
3. понижению температуры воздуха;
4. уменьшению прозрачности атмосферы.
41. Главным фактором, вызывающим массовую гибель растений,
является:
1. их поедание и вытаптывание животными;
2. загрязнение почвы, воды, воздуха в результате хозяйственной
-41-
2. увеличивается;
3. изменяется по сезонам года;
4. поддерживается на определенном уровне.
29. Примером природной экосистемы служит:
1. пшеничное поле; 2. оранжерея; 3. дубрава; 4. теплица.
30. Ярусное строение фитоценоза:
1. дает
растениям возможность
более
полно использовать
ресурсы среды;
2. не имеет никакого значения для растений;
3. связано с ярусным распределением животных в сообществе;
3. приводит к уменьшению видового разнообразия.
31. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые
связи, начинаются с растений, так как:
1.
они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;
2.
на Земле существует огромное разнообразие растений;
3.
растения расселились во все среды обитания;
4.
численность растений каждого вида очень высокая.
32. Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей,
участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
1. уменьшается;
2. увеличивается;
3. остается неизменным;
4. изменяется по синусоидному графику (циклически).
33.
Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к
последующему происходит передача вещества, называют:
1. экологической пирамидой массы;
2. экологической пирамидой энергии;
3. цепью питания;
4. саморегуляцией.
34. Под понятием устойчивого развития понимается:
1.
такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего
времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений
удовлетворять свои потребности.
2.
такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего
времени.
3.
такое развитие, которое не ставит под угрозу способность
будущих поколений удовлетворять свои потребности.
-40-
2. экологические факторы, оказывающие влияние (положительное или
отрицательное) на существование и географическое распространение
живых существ;
3. степень соответствия природных условий потребностям людей или
других живых организмов;
12. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к
перелетам?
1. понижение температуры воздуха; 2. изменение продолжительности
светового дня
3. увеличение облачности; 4. изменение атмосферного давления
13. Антропогенные факторы — это:
1. формы деятельности человека, которые воздействуют на
естественную природную среду, изменяя условия обитания живых
организмов;
2. совокупность естественно-природных особенностей
существования организмов и антропогенных воздействий;
14. К биотическому фактору относится:
1. свет; 2. Влажность; 3. состав почвы; 4. паразитизм
15. Опыление растений насекомыми это пример фактора:
1. Абиотического; 2. Биотического; 3. Антропогенного.
Дополнительные задания по вариантам:
ВАРИАНТ 1 Что такое природная среда? Что такое экологические
факторы? Какие ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ природной среды вам
известны? Все ли факторы среды имеют благоприятное значение?
ВАРИАНТ 2 На какие группы делятся живые организмы по отношению
к абиотическим факторам среды? Взаимосвязано ли действие факторов
на организм? Какой фактор называют Ограничивающий фактор? Что
такое Толерантность. На какие группы по диапазону выносливости
делятся организмы?
ВАРИАНТ 3 Что такое Толерантность. На какие группы по диапазону
выносливости делятся организмы? Что такое Адаптация, На какие
группы делятся адаптации, приведите примеры.
ВАРИАНТ
4
Что
такое
биологические
ритмы?
Что
такое
фотопериодизм? На какие группы делят растения по отношению к длине
светового дня? На что влияет длина светового дня у животных? Что
такое биологические часы? На какие группы делят людей?
-
7 -
Тест № 3 по теме «Вид. Популяция. Биогеоценоз»
ВАРИАНТ - I
1) Число особей вида на единицу площади или на единицу объема
жизненного пространства показывает:
а) видовое разнообразие;
б) плодовитость;
в) плотность
популяции;
г) обилие популяции.
2) Возрастная структура популяции:
а) определяется внешними условиями;
б) не зависит от жизненного цикла вида;
в)
зависит
от
интенсивности
смертности
и
от
величины
рождаемости;
г) зависит от размеров популяции.
3) Численность популяции из года в год остается примерно
одинаковой, потому что:
а) каждый год погибает примерно одинаковое количество особей;
б) организмы размножаются более интенсивно при меньшей
плотности и менее интенсивно при большей плотности;
в) организмы прекращают размножение, после того как численность
популяции превысит средний уровень;
г) смертность и рождаемость примерно одинаковы.
4)Сохранению популяций и видов промысловых
животных
способствует:
а) полный запрет на охоту;
б) вселение их в новую экосистему;
в) регуляция численности частичным запретом на охоту;
г) полное уничтожение их врагов.
5) Почему дубраву считают биогеоценозом?
а) Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные
связи;
б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные
связи;
в) особи разных видов скрещиваются между собой и связаны
родством;
6) Наибольшее число видов характерно для экосистемы:
а) березовой рощи; б) экваториального леса; в) дубравы; г) тайги.
7) Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же
трофическом уровне, потому что и те, и другие:
- 8 –
20. Популяции угрожает гибель, если ее численность:
1. максимальна; 2. минимальна;
3. колеблется по сезонам; 4. колеблется по годам.
21. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме
служит показателем:
1. ее изменения; 2. ее устойчивости;
3. ее закономерного развития; 4. конкуренции видов.
22. Наименьшее число видов входит в биоценоз:
1. тропического леса; 2. степи;
3. широколиственного леса; 4.тундры.
23. Определите правильно составленную пищевую цепь:
1. ястреб → дрозд → гусеница → крапива;
2. крапива → дрозд → гусеница → ястреб;
3. гусеница → крапива → дрозд → ястреб;
4. крапива → гусеница → дрозд → ястреб.
24.
Какие
организмы
первыми
заселят
остров,
залитый
вулканической лавой?
1. деревья; 2. кустарники; 3. лишайники; 4.
лисицы.
25.Соотношение особей популяции по возрастному состоянию
называют:
1. средней продолжительностью жизни особей в популяции;
2. возрастным спектром популяции;
3. физиологической плодовитостью;
4.экологической рождаемостью.
26. Знания демографических показателей популяции имеет важное
практическое значение:
1. в охотничьих хозяйствах;
2. для медико-санитарной службы;
3. в рыболовстве.
27. Показателем процветания популяций в экосистеме служит:
1. связь с другими популяциями;
2. связь между особями популяции;
3. их высокая численность;
4. колебания численности популяций.
28. Истребление хищниками больных и ослабленных животных
способствует тому, что численность популяций жертв:
1. сокращается,
-39-
1.
Ноосфе
́
ра – земная оболочка, заселенная живыми организмами
растительного происхождения. Включающая в себя изменённую
ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы
органического происхождения и т.п.).
2.
Ноосфе
́
ра – земная оболочка, включающая в себя только живые
организмы.
13. Какие понятия даны верно:
1.
Живое вещество – совокупность организмов
2.
Биогенное вещество – результат жизнедеятельности организмов
(газ, уголь, известняки,…)
3.
Косное вещество – совместный результат биологических и
небиологических процессов. (почвы)
4.
Биокосное вещество – вещество образованное, без участия
организмов
14. Расположите по порядку слои атмосферы:
1.
Стратосфера, 2. Озоновый слой, 3. Тропосфера, 4. Мезосфера
15. Геохимическая функция, проявляющаяся в разложении
вещества и вовлечение его в биологический круговорот.
1.
Энергетическая, 2. Газовая, 3. Концентрационная,
4. Деструктивная, 5. Средообразующая
16. Геохимическая функция, заключающаяся в преобразовании
физико-химических параметров среды в процессе существования
живого вещества.
1.
Энергетическая, 2. Газовая, 3. Концентрационная,
4. Деструктивная, 5. Средообразующая
17. Общее число особей популяции, или общая масса особей на
определенной территории, – это:
1. индекс численности; 2. обилие популяции;
3. плотность популяции; 4. экологическая пирамида.
18. Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:
1.одну популяцию одного вида; 2.две популяции одного вида;
3. две популяции двух видов; 4.одну популяцию двух видов.
19. Колебания численности популяции связаны:
1. с изменением условий жизни (температуры, влажности);
2. с загрязнением окружающей среды;
3. со средой обитания;
4. с уровнем организации организмов.
а) из-за благоприятного здесь климата;
б) более снежных зим; -38-
а) поедают растительноядных животных; б) живут в сходных
местообитаниях;
в) имеют примерно одинаковые размеры;
г) имеют
разнообразную кормовую базу.
8) Определите правильно составленную пищевую цепь:
а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;
б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;
в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;
г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.
9)
Какие
организмы
первыми
заселят
остров,
залитый
вулканической лавой?
а) деревья; в) кустарники; б) лишайники; г) лисицы.
ВАРИАНТ -II
1) Общее число особей популяции, или общая масса особей на
определенной территории, – это:
а) индекс численности; б) обилие популяции;
в) плотность популяции; г) экологическая пирамида.
2) Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:
а) одну популяцию одного вида; б) две популяции одного вида;
в) две популяции двух видов; г) одну популяцию двух видов.
3) Колебания численности популяции связаны:
а) с изменением условий жизни (температуры, влажности);
б) с загрязнением окружающей среды;
в) со средой обитания;
г) с уровнем организации организмов.
4) Популяции угрожает гибель, если ее численность:
а) максимальна; б) минимальна;
в) колеблется по сезонам; г) колеблется по годам.
5) Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме
служит показателем:
а) ее изменения; б) ее устойчивости;
в) ее закономерного развития; г) конкуренции видов.
6) Наименьшее число видов входит в биоценоз:
а) тропического леса; б) степи;
в) широколиственного леса; г) тундры.
-9-
7)Организмы,
питающиеся
готовыми
органическими
веществами, относят:
а) к автотрофам;
б) гетеротрофам;
в) продуцентам;
г) хемотрофам.
8) Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня
на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:
а) 1 %; б) 5 %; в) 10 %; г) 15 %.
9) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате
полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме,
причиной которых является фактор:
а) антропогенный;
б) биотический;
в) лимитирующий;
г) метеорологический.
ВАРИАНТ -III
1)Соотношение особей популяции по возрастному состоянию
называют:
а) средней продолжительностью жизни особей в популяции;
б) возрастным спектром популяции;
в) физиологической плодовитостью;
г) экологической рождаемостью.
2) Знания демографических показателей популяции имеет важное
практическое значение:
а) в охотничьих хозяйствах; б) для медико-санитарной службы; в)
в рыболовстве.
3) Показателем процветания популяций в экосистеме служит:
а) связь с другими популяциями; б) связь между особями
популяции;
в) их высокая численность; г) колебания численности
популяций.
4) Истребление хищниками больных и ослабленных животных
способствует тому, что численность популяций жертв:
а) сокращается; б) увеличивается;
в) изменяется по сезонам года; г) поддерживается на
определенном уровне.
- 10 –
5. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды,
связанные с деятельностью человека, называют
1. ограничивающими; 2. Антропогенными;
3. Биотическими; 4. Абиотическими
6. Условия среды обычно определяют как:
1. перемены в средообразующих компонентах или их сочетаниях,
имеющие колебательный характер с восстановлением прежних условий
жизни;
2. экологические факторы, оказывающие влияние (положительное
или отрицательное) на существование и географическое
распространение живых существ;
3. степень соответствия природных условий потребностям людей
или других живых организмов;
7. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к
перелетам?
1. понижение температуры воздуха;
2. изменение продолжительности светового дня
3. увеличение облачности;
8. Антропогенные факторы — это:
1. формы деятельности человека, которые воздействуют на
естественную природную среду, изменяя условия обитания живых
организмов;
2. совокупность естественно-природных особенностей
существования организмов и антропогенных воздействий;
9. К биотическому фактору относится:
1. свет; 2. Влажность; 3. состав почвы; 4. паразитизм
10. Опыление растений насекомыми это пример фактора:
1. Абиотического; 2. Биотического; 3. Антропогенного.
11. Без участия живых организмов образуется:
1.
Живое вещество, 2. Косное вещество,
3. Биогенное вещество, 4.Биокосное вещество
12. Какое из утверждений о ноосфере верно (выберете правильный
ответ)
Ноосфе
́
ра— сфера взаимодействия общества и природы, в границах
которой разумная человеческая деятельность становится определяющим
фактором развития.
-37-
2. расширение площади агроценозов;
3. борьба с вредителями сельскохозяйственных растении;
4. повышение продуктивности агроценозов.
43. Наиболее опасными загрязнителями вод являются:
1.
нефтепродукты; 2. пестициды; 3. жиры; 4. бытовые отходы.
44. В процессе исторического развития роль воздействия человека
на природу:
1. не менялось;
2. незначительно усилилось;
3. ослабевает;
4. значительно усилилось и является геологической силой.
ВАРИАНТ -IV
1.
Основоположник учения о биосфере изучении взаимодействия и
взаимоотношений между косной и живой природой, между
человеком и окружающей средой.
1.
Эрнст Геккель; 2. Жан Батист Ламарк; 3. В.И. Вернадский.
2.
Любая совокупность совместно обитающих организмов и
окружающая их среда.
1. Биоценоз; 2. Экосистема; 3. Ноосфера
3. Биотические факторы среды – это:
1. физиолого-экологическая адаптация организмов, обеспечивающая
высокий уровень обмена веществ в период активности животных и
низкие потери энергии в период зимней спячки;
2. совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на
жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
3. соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее
расходом на построение тела и процессы жизнедеятельности;
4. экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на
численность и жизнедеятельность организмов.
5. силы и явления природы, происхождение которых прямо не
связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов.
4. Строительство человеком плотины можно рассматривать как
пример фактора:
1. абиотического; 2. биотического; 3. антропогенного;
4. вообще не экологического; 5. гидробионтного.
-36-
Примером природной экосистемы служит:
а) пшеничное поле; б) оранжерея; в) дубрава; г) теплица.
6) Ярусное строение фитоценоза:
а) дает
растениям возможность
более
полно использовать
ресурсы
среды;
б) не имеет никакого значения для растений;
в) связано с ярусным распределением животных в сообществе;
г) приводит к уменьшению видового разнообразия.
7) Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи,
начинаются с растений, так как:
а) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;
б) на Земле существует огромное разнообразие растений;
в) растения расселились во все среды обитания;
г) численность растений каждого вида очень высокая.
8)
Согласно
правилу
пирамиды
чисел
общее
число
особей,
участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
а) уменьшается; б) увеличивается;
в) остается неизменным; г) изменяется по синусоидному графику
(циклически).
9) Для каждого следующего уровня пищевой цепи:
а) биомасса организмов значительно больше, чем для предыдущего;
б) биомасса организмов сравнима с биомассой предыдущего уровня;
в) сумма биомасс организмов двух следующих уровней равна
биомассе предыдущего;
г) биомасса организмов обычно меньше, чем для предыдущего.
ВАРИАНТ -IV
1) Популяцию характеризуют следующие свойства:
а) рождаемость, смертность; б) площадь территории;
в) распределение в пространстве; г) среда обитания, условия
жизни.
2) Старые особи составляют большую долю в популяциях:
а) быстро растущих; б) находящихся в стабильном
состоянии;
в) со сниженной численностью;
г) в которых не наблюдается четкой закономерности роста.
3) Численность популяций колорадского жука, завезенного из
Америки в Европу, сильно выросла:
-11 –
в) более влажного климата;
г) отсутствия врагов этого насекомого.
4) В наименьшей степени связано с численностью популяции
действие фактора:
а) паразитизма; б) накопления отходов
жизнедеятельности;
в) хищничества; г) суровой зимы.
5) Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой
обитания видов, длительное время обитающих на определенной
территории с однородными природными условиями, представляет
собой:
а) экосистему; б) биосферу; в) сообщество; г) агроценоз.
6)
К
важнейшим
показателям,
характеризующим
структуру
сообщества, относят:
а) видовой состав, видовое разнообразие;
б) перемещение (круговорот) веществ и энергии;
в) экологические взаимодействия организмов.
7) Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические
вещества превращаются в органические и дыхание, при котором
органические
вещества
расщепляются
до
неорганических,
составляют основу:
а) обмена веществ; б) круговорота веществ;
в) пищевых связей; г) территориальных связей.
8) Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве
экосистем являются:
а) бактерии; б) грибы; в) животные; г) растения.
9) К глубоким изменениям экосистемы степи приводит:
а) отмирание надземных частей растений летом;
б) изменение активности животных в течение суток;
в) распашка земель;
г) бурное развитие растительности зимой.
Тест № 4 по теме «Биосфера»
ВАРИАНТ - I
1. Учение о биосфере было создано в 1926 году
1.
В.И. Вернадским. 2. Эдуардом Зюссом
3. Ж.Б. Ламарком
-12-
36. Под социальным прогрессом понимают
1.
Соблюдение прав человека, «нулевые отходы»
2.
Соблюдение прав человека, инвестиции в некоммерческие
организации
3.
Инвестиции в некоммерческие организации, «нулевые отходы»
37. Под честным миром понимают:
1.
Занятость населения, бизнес-этику, повышение квалификации
2.
Здравоохранение, бизнес-этику, повышение квалификации
3.
Контроль над изменениями климата, бизнес-этику, повышение
квалификации
38.Под изобильным миром понимают:
1.
Производство, согласно принципов устойчивого развития,
управление жизненным циклом продуктов, эффективное
использование ресурсов.
2.
Контроль над изменениями климата, управление жизненным
циклом продуктов, эффективное использование ресурсов.
39. Какое из определений точно и правильно раскрывает суть
понятия устойчивого развития?
1.
такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего
времени.
2.
такое развитие, которое не ставит под угрозу способность
будущих поколений удовлетворять свои потребности.
3.
такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего
времени, но не ставит под угрозу способность будущих
поколений удовлетворять свои потребности.
40. Наличие в атмосфере загрязняющих и часто ядовитых
аэрозолей, состоящих из пылеватых и сконденсированных жидких
веществ, называется:
1. дымом; 2. туманом; 3. смогом; 4. взвесью.
41. «Парниковый эффект» на Земле наблюдается из-за:
1. запылённости атмосферы;
2. накопления в атмосфере ядовитых веществ;
3. накопления в атмосфере углекислого газа;
4. накопления в атмосфере кислорода.
42. В сохранении многообразия видов растений и животных в
биосфере большое значение имеет:
1. создание заповедников;
-35-
3. отсутствия врагов этого насекомого.
29. В наименьшей степени связано с численностью популяции
действие фактора:
1. паразитизма; 2. накопления отходов жизнедеятельности;
3. хищничества; 4. суровой зимы.
30.
Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой
обитания видов, длительное время обитающих на определенной
территории с однородными природными условиями, представляет
собой:
1. экосистему; 2. биосферу; 3. агроценоз.
31.
К
важнейшим
показателям,
характеризующим
структуру
сообщества, относят:
1. видовой состав, видовое разнообразие;
2. перемещение (круговорот) веществ и энергии;
3. экологические взаимодействия организмов.
32. Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические
вещества превращаются в органические и дыхание, при котором
органические
вещества
расщепляются
до
неорганических,
составляют основу:
1. обмена веществ; 2. круговорота веществ;
3. пищевых связей; 4.территориальных связей.
33.Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве
экосистем являются:
1. бактерии; 2. грибы; 3. животные; 4. растения.
34. К глубоким изменениям экосистемы степи приводит:
1. отмирание надземных частей растений летом;
2. изменение активности животных в течение суток;
3. распашка земель;
4. бурное развитие растительности летом.
35. Когда социально-экономическая модель по которой
развивались страны была признана неприемлемой, ставящей под
угрозу существование жизни на земле?
1.
В 1972 г. в Стокгольме на конференции по человеческому
измерению
2.
В 1992 г Рио-де-Женейро международная конференция по
окружающей среде и развитию
3.
В 2002 г в ЮФР Йоханнесбурге на Всемирном саммите «Рио
+10»
-34-
2. Какие из утверждений о биосфере верны (выберете правильные
ответы)
1.
Биосфера – земная оболочка, область существования живого
вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и
изменённую ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные
породы органического происхождения и т.п.).
2.
Биосфера – земная оболочка, область существования живого
вещества. Она включает в себя только живые организмы.
3.
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и
преобразованная ими.
3. Какие понятия даны неверно:
1.
Живое вещество – совокупность организмов
2.
Биогенное вещество – результат жизнедеятельности организмов
(газ, уголь, известняки,…)
3.
Косное вещество – совместный результат биологических и
небиологических процессов. (почвы)
4.
Биокосное вещество – вещество образованное, без участия
организмов
4. Какими из перечисленных слоев представлена континентальная
кора литосферы?
1.
Базальтовый
2.
Песчаный
3.
Осадочный
4.
Гранитный
5.
Пиролитовый
5.Геохимическая функция, при которой происходит извлечение из
окружающей среды и избирательное накопление химических
элементов для построения тел живых организмов и вовлечение этих
элементов в биологический круговорот веществ.
1.
Энергетическая
2.
Газовая
3.
Концентрационная
4.
Деструктивная
5. Средообразующая
6.
6. Геохимическая функция, при которой происходит
поглощение солнечной энергии при фотосинтезе; запасание энергии
в химических связях органических соединений и передача её по
цепям питания и разложения.
-13-
1.
Энергетическая
2.
Газовая
3.
Концентрационная
4.
Деструктивная
5.
Средообразующая
7. Дать характеристику атмосферы
ВАРИАНТ II
1. Без участия живых организмов образуется:
1.
Живое вещество
2.
Косное вещество
3.
Биогенное вещество
4.
Биокосное вещество
2. Какое из утверждений о ноосфере верно (выберете правильный
ответ)
1.
Ноосфе
́
ра— сфера взаимодействия общества и природы, в
границах
которой
разумная
человеческая
деятельность
становится определяющим фактором развития.
2.
Ноосфе
́
ра – земная оболочка, заселенная живыми организмами
растительного происхождения. Включающая в себя изменённую
ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы
органического происхождения и т.п.).
3.
Ноосфе
́
ра – земная оболочка, включающая в себя только живые
организмы.
3. Какие понятия даны верно:
1.
Живое вещество – совокупность организмов
2.
Биогенное вещество – результат жизнедеятельности организмов
(газ, уголь, известняки,…)
3.
Косное вещество – совместный результат биологических и
небиологических процессов. (почвы)
4.
Биокосное вещество – вещество образованное, без участия
организмов
4.Расположите по порядку слои атмосферы:
1.
Стратосфера 2. Озоновый слой
3. Тропосфера 4. Мезосфера
-14-
20. Почему дубраву считают биогеоценозом?
1. Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные
связи;
2. Между обитающими в ней видами отсутствуют родственные
связи;
3. Особи разных видов скрещиваются между собой и связаны
родством;
4. Обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами
неживой природы.
21. Наибольшее число видов характерно для экосистемы:
1.Березовой рощи; 2. Экваториального леса; 3. Дубравы; 4. Тайги.
22. Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же
трофическом уровне, потому что и те, и другие:
1. Поедают растительноядных животных;
2. Живут в сходных местообитаниях;
3. Имеют примерно одинаковые размеры;
4. Имеют разнообразную кормовую базу.
23.Организмы,
питающиеся
готовыми
органическими
веществами, относят:
1. к автотрофам; 2. гетеротрофам; 3. продуцентам; 4.хемотрофам.
24.
Количество энергии, передаваемой с одного трофического
уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего
уровня:
1) 1 %; 2) 5 %; 3) 10 %; 4) 15 %.
25. Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате
полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме,
причиной которых является фактор:
1. антропогенный; 2. биотический;
3. лимитирующий; 4. метеорологический.
26 Популяцию характеризуют следующие свойства:
1. рождаемость, смертность; 2. площадь территории;
3. распределение в пространстве; 4. среда обитания, условия
жизни.
27. Старые особи составляют большую долю в популяциях:
1. быстро растущих; 2. находящихся в стабильном состоянии;
3. со сниженной численностью;
28. Численность популяций колорадского жука, завезенного из
Америки в Европу, сильно выросла:
1. из-за благоприятного здесь климата;
2. более снежных зим;
-33-
14. Какими из перечисленных слоев представлена континентальная
кора литосферы?
1.
Базальтовый 2. Песчаный 3. Осадочный
4.Гранитный 5. Пиролитовый
15.Геохимическая функция, при которой происходит извлечение из
окружающей среды и избирательное накопление химических
элементов для построения тел живых организмов и вовлечение этих
элементов в биологический круговорот веществ.
1. Энергетическая, 2.Газовая, 3.Концентрационная,
4. Деструктивная, 5.Средообразующая
16.
Геохимическая функция, при которой происходит
поглощение солнечной энергии при фотосинтезе; запасание энергии
в химических связях органических соединений и передача её по
цепям питания и разложения.
1. Энергетическая, 2. Газовая, 3.Концентрационная,
4. Деструктивная, 5.Средообразующая
17. Возрастная структура популяции:
1. Определяется внешними условиями;
2. Не зависит от жизненного цикла вида;
3.Зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;
4. Зависит от размеров популяции.
18. Численность популяции из года в год остается примерно
одинаковой, потому что:
1.
каждый год погибает примерно одинаковое количество особей;
2.
организмы
размножаются
более
интенсивно
при
меньшей
плотности и менее интенсивно при большей плотности;
3.
организмы прекращают размножение, после того как численность
популяции превысит средний уровень;
4.
смертность и рождаемость примерно одинаковы.
19.Сохранению популяций и видов промысловых животных
способствует:
1.Полный запрет на охоту;
2. вселение их в новую экосистему;
3. Регуляция численности частичным запретом на охоту;
4. Полное уничтожение их врагов.
-32-
5. Геохимическая функция, проявляющаяся в разложении вещества
и вовлечение его в биологический круговорот.
1.
Энергетическая
2.
Газовая
3.
Концентрационная
4.
Деструктивная
5.
Средообразующая
6. Геохимическая функция, заключающаяся в преобразовании
физико-химических параметров среды в процессе существования
живого вещества.
1.
Энергетическая
2.
Газовая
3.
Концентрационная
4.
Деструктивная
5.
Средообразующая
7. Дать характеристику гидросферы.
Тест № 5 по теме «Концепция устойчивого развития»
ВАРИАНТ-I
1.
Под понятием устойчивого развития понимается:
a)
такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего
времени, но не ставит под угрозу способность будущих
поколений удовлетворять свои потребности.
b)
такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего
времени.
c)
такое развитие, которое не ставит под угрозу способность
будущих поколений удовлетворять свои потребности.
2. Программа Устойчивого развития – повестка на XXI век была
принята:
a)
В 1972 г. в Стокгольме на конференции по человеческому
измерению
b)
В 1992 г Рио-де-Женейро международная конференция по
окружающей среде и развитию
c)
В 2002 г в ЮФР Йоханнесбурге на Всемирном саммите «Рио
+10»
-15-
3. Под экономическим развитием, как частью Устойчивого
развития понимают:
a.
Инновации, управление рисками, экологическое правосудие
b.
Инновации, управление рисками, соблюдение прав человека
c.
Инновации, управление рисками, экспансию
4. Под экологическим развитием, ответственностью за
окружающую среду понимают:
a.
Инновации, управление рисками, экологическое правосудие
b.
Экологическое правосудие, «нулевые отходы»
c.
Сохранение чистого воздуха и воды, Экологическое правосудие,
«нулевые отходы»
5. Под пригодным для жилья миром понимают:
a.
Развитие здравоохранения, контроль над изменениями климата,
экспансия
b.
Контроль над изменениями климата, сохранение
биоразнообразия, развитие здравоохранения.
6. В каких глобальных целях устойчивого развития представлены
экономический и экологический компоненты.
ВАРИАНТ-II
1. Когда социально-экономическая модель по которой развивались
страны была признана неприемлемой, ставящей под угрозу
существование жизни на земле?
a.
В 1972 г. в Стокгольме на конференции по человеческому
измерению
b.
В 1992 г Рио-де-Женейро международная конференция по
окружающей среде и развитию
c.
В 2002 г в ЮФР Йоханнесбурге на Всемирном саммите «Рио
+10»
2. Под социальным прогрессом понимают
a.
Соблюдение прав человека, «нулевые отходы»
b.
Соблюдение прав человека, инвестиции в некоммерческие
организации
c.
Инвестиции в некоммерческие организации, «нулевые отходы»
3. Под честным миром понимают:
a.
Занятость населения, бизнес-этику, повышение квалификации
b.
Здравоохранение, бизнес-этику, повышение квалификации
-16-
8. К биотическим компонентам экосистемы относят
1. газовый состав атмосферы; 2. состав и структуру почвы;
3. особенности климата и погоды; 4. Хищников и жертв
9. Какой абиотический фактор может привести к резкому
сокращению численности популяции речного бобра?
1. обильные дожди летом;
2. увеличение численности водных растений;
3. пересыхание водоема
4. интенсивный отстрел животных
10. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению
численности популяции зайцев в лесу?
1. рубка деревьев; 2. отстрел волков и лисиц;
3. вытаптывание растений; 4. разведение костров
11. Антропогенные факторы — это:
1 совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на
жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
2. формы деятельности человека, которые воздействуют на
естественную природную среду, изменяя условия обитания живых
организмов;
12. Какое из утверждений о биосфере верно (выберете правильные
ответы)
1.
Биосфера – земная оболочка, область существования живого
вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и
изменённую ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные
породы органического происхождения и т.п.).
2.
Биосфера – земная оболочка, область существования живого
вещества. Она включает в себя только живые организмы.
3.
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и
преобразованная ими.
13. Какие понятия даны неверно:
1.
Живое вещество – совокупность организмов
2.
Биогенное вещество – результат жизнедеятельности организмов
(газ, уголь, известняки,…)
3.
Косное вещество – совместный результат биологических и
небиологических процессов. (почвы)
4.
Биокосное вещество – вещество образованное, без участия
организмов
-31-
ВАРИАНТ - III
1. Термин экология ввел в науку:
1.
Французский натуралист Жан Батист Ламарк
2.
немецкий биолог Эрнст Геккель
3.
профессор Московского университета Карл Рулье
2. Изучением взаимодействия и взаимоотношений между косной и
живой природой, между человеком и окружающей средой
занимается учение о:
1.
о биосфере 2. о биотопе 3.о ноосфере
3. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на
особи, популяции, виды, называют
1. Абиотическими; 2. Биотическими;
3. Экологическими; 4. Антропогенными
4. К абиотическим факторам относят:
1. подрывание кабанами корней; 2. нашествие саранчи;
3. образование колоний птиц; 4. обильный снегопад
5.Пищевые связи в экосистеме называются
1. Абиотическими; 2. Антропогенными;
3. Ограничивающими; 4. Биотическими
6. Какое определение соответствует понятию «абиотические
факторы среды»:
1. компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо
или косвенно действующие на живые организмы;
2. природные тела и явления, с которыми организм находится в
прямых или косвенных взаимоотношениях;
3. перемена в средообразующих компонентах или их сочетаниях,
которая не может быть компенсирована в ходе природных
восстановительных процессов;
4. факторы, оказывающие как непосредственное, так и косвенное
влияние на организмы;
5. взаимосвязи между видами, при которых организмы одного вида
живут за счет питательных веществ других видов.
7. Какие факторы называют антропогенными?
1. связанные с деятельностью человека;
2. абиотического характера;
3. биотического характера;
4. определяющие функционирование агроценозов
-30-
c.
Контроль над изменениями климата, бизнес-этику, повышение
квалификации
4.Под изобильным миром понимают:
a.
Производство, согласно принципов устойчивого развития,
управление жизненным циклом продуктов, эффективное
использование ресурсов.
b.
Контроль над изменениями климата, управление жизненным
циклом продуктов, эффективное использование ресурсов.
5.Какое из определений точно и правильно раскрывает суть
понятия устойчивого развития?
a.
такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего
времени.
b.
такое развитие, которое не ставит под угрозу способность
будущих поколений удовлетворять свои потребности.
c.
такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего
времени, но не ставит под угрозу способность будущих
поколений удовлетворять свои потребности.
6. В каких глобальных целях устойчивого развития представлены
социальный и экологический компоненты.
Итоговая тестовая работа
ВАРИАНТ -I
1. Термин экология ввел в науку:
2.
Французский натуралист Жан Батист Ламарк
3.
немецкий биолог Эрнст Геккель
4.
профессор Московского университета Карл Рулье
2. Изучением взаимодействия и взаимоотношений между косной и
живой природой, между человеком и окружающей средой
занимается учение о:
1.
о биосфере 2. о биотопе 3.о ноосфере
3. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на
особи, популяции, виды, называют
1. Абиотическими; 2. Биотическими; 3. Экологическими;
4. Антропогенными
4. К абиотическим факторам относят:
1. подрывание кабанами корней; 2. нашествие саранчи;
-17-
3. образование колоний птиц; 4. обильный снегопад
5.Пищевые связи в экосистеме называются
1. Абиотическими; 2. Антропогенными;
3. Ограничивающими; 4. Биотическими
6. Какое определение соответствует понятию «абиотические
факторы среды»:
1. компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо
или косвенно действующие на живые организмы;
2. природные тела и явления, с которыми организм находится в
прямых или косвенных взаимоотношениях;
3. перемена в средообразующих компонентах или их сочетаниях,
которая
не
может
быть
компенсирована
в
ходе
природных
восстановительных процессов;
4. факторы, оказывающие как непосредственное, так и косвенное
влияние на организмы;
5. взаимосвязи между видами, при которых организмы одного вида
живут за счет питательных веществ других видов.
7. Какие факторы называют антропогенными?
1. связанные с деятельностью человека; 2. абиотического характера;
3. биотического характера; 4. определяющие функционирование
агроценозов
8. К биотическим компонентам экосистемы относят
1. газовый состав атмосферы; 2. состав и структуру почвы;
3. особенности климата и погоды; 4. Хищников и жертв
9. Какой абиотический фактор может привести к резкому
сокращению численности популяции речного бобра?
1. обильные дожди летом;
2. увеличение численности водных растений;
3. пересыхание водоема
4. интенсивный отстрел животных
10. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению
численности популяции зайцев в лесу?
1. рубка деревьев; 2. отстрел волков и лисиц;
3. вытаптывание растений; 4. разведение костров
11. Антропогенные факторы — это:
1 совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на
жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
-18-
1.
Контроль над изменениями климата, бизнес-этику,
повышение квалификации
38.Под изобильным миром понимают:
1.
Производство, согласно принципов устойчивого развития,
управление жизненным циклом продуктов, эффективное
использование ресурсов.
2.
Контроль над изменениями климата, управление жизненным
циклом продуктов, эффективное использование ресурсов.
39. Какое из определений точно и правильно раскрывает суть
понятия устойчивого развития?
1.
такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего
времени.
2.
такое развитие, которое не ставит под угрозу способность
будущих поколений удовлетворять свои потребности.
3.
такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего
времени, но не ставит под угрозу способность будущих
поколений удовлетворять свои потребности.
40. Наличие в атмосфере загрязняющих и часто ядовитых
аэрозолей, состоящих из пылеватых и сконденсированных жидких
веществ, называется:
1. дымом; 2. туманом; 3. смогом; 4. взвесью.
41. «Парниковый эффект» на Земле наблюдается из-за:
1. запылённости атмосферы;
2. накопления в атмосфере ядовитых веществ;
3. накопления в атмосфере углекислого газа;
4. накопления в атмосфере кислорода.
42. В сохранении многообразия видов растений и животных в
биосфере большое значение имеет:
1. создание заповедников; 2. расширение площади агроценозов;
3. борьба с вредителями сельскохозяйственных растении; 4. повышение
продуктивности агроценозов.
43. Наиболее опасными загрязнителями вод являются:
1.
нефтепродукты; 2. пестициды; 3. жиры; 4. бытовые отходы.
44. В процессе исторического развития роль воздействия человека
на природу:
1. не менялось; 2. незначительно усилилось; 3. ослабевает; 4.
значительно усилилось и является геологической силой.
-29-
1. экосистему; 2. биосферу; 3. агроценоз.
31.
К
важнейшим
показателям,
характеризующим
структуру
сообщества, относят:
1. видовой состав, видовое разнообразие;
2. перемещение (круговорот) веществ и энергии;
3. экологические взаимодействия организмов.
32. Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические
вещества превращаются в органические и дыхание, при котором
органические
вещества
расщепляются
до
неорганических,
составляют основу:
1. обмена веществ; 2. круговорота веществ;
3. пищевых связей; 4.территориальных связей.
33.Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве
экосистем являются:
1. бактерии; 2. грибы; 3. животные; 4. растения.
34. К глубоким изменениям экосистемы степи приводит:
1. отмирание надземных частей растений летом;
2. изменение активности животных в течение суток;
3. распашка земель;
4. бурное развитие растительности летом.
35. Когда социально-экономическая модель по которой
развивались страны была признана неприемлемой, ставящей под
угрозу существование жизни на земле?
1.
В 1972 г. в Стокгольме на конференции по человеческому
измерению
2.
В 1992 г Рио-де-Женейро международная конференция по
окружающей среде и развитию
3.
В 2002 г в ЮФР Йоханнесбурге на Всемирном саммите «Рио
+10»
36. Под социальным прогрессом понимают
1.
Соблюдение прав человека, «нулевые отходы»
2.
Соблюдение прав человека, инвестиции в некоммерческие
организации
3.
Инвестиции в некоммерческие организации, «нулевые отходы»
37. Под честным миром понимают:
2.
Занятость населения, бизнес-этику, повышение квалификации
Здравоохранение, бизнес-этику, повышение квалификации
-28-
2. формы деятельности человека, которые воздействуют на
естественную природную среду, изменяя условия обитания живых
организмов;
12. Какое из утверждений о биосфере верно (выберете правильные
ответы)
1.
Биосфера – земная оболочка, область существования живого
вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и
изменённую ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные
породы органического происхождения и т.п.).
2.
Биосфера – земная оболочка, область существования живого
вещества. Она включает в себя только живые организмы.
3.
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и
преобразованная ими.
13. Какие понятия даны неверно:
1.
Живое вещество – совокупность организмов
2.
Биогенное вещество – результат жизнедеятельности организмов
(газ, уголь, известняки,…)
3.
Косное вещество – совместный результат биологических и
небиологических процессов. (почвы)
4.
Биокосное вещество – вещество образованное, без участия
организмов
14. Какими из перечисленных слоев представлена континентальная
кора литосферы?
1.
Базальтовый 2. Песчаный
3. Осадочный 4.Гранитный 5. Пиролитовый
15.Геохимическая функция, при которой происходит извлечение из
окружающей среды и избирательное накопление химических
элементов для построения тел живых организмов и вовлечение этих
элементов в биологический круговорот веществ.
4. Энергетическая, 2.Газовая, 3.Концентрационная,
4. Деструктивная, 5.Средообразующая
16.
Геохимическая функция, при которой происходит
поглощение солнечной энергии при фотосинтезе; запасание энергии
в химических связях органических соединений и передача её по
цепям питания и разложения.
1.
Энергетическая, 2. Газовая, 3.Концентрационная,
4. Деструктивная, 5.Средообразующая
-19-
17. Возрастная структура популяции:
1. Определяется внешними условиями;
2. Не зависит от жизненного цикла вида;
3.Зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;
4. Зависит от размеров популяции.
18. Численность популяции из года в год остается примерно
одинаковой, потому что:
1. каждый год погибает примерно одинаковое количество особей;
2.
организмы размножаются более интенсивно при меньшей
плотности и менее интенсивно при большей плотности;
3. организмы прекращают размножение, после того как численность
популяции превысит средний уровень;
4. смертность и рождаемость примерно одинаковы.
19.Сохранению популяций и видов промысловых животных
способствует:
1.Полный запрет на охоту;
2. вселение их в новую экосистему;
3. Регуляция численности частичным запретом на охоту;
4. Полное уничтожение их врагов.
20. Почему дубраву считают биогеоценозом?
1. Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные
связи;
2. Между обитающими в ней видами отсутствуют родственные
связи;
3. Особи разных видов скрещиваются между собой и связаны
родством;
4. Обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами
неживой природы.
21. Наибольшее число видов характерно для экосистемы:
1.Березовой рощи; 2. Экваториального леса; 3. Дубравы; 4. Тайги.
22. Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же
трофическом уровне, потому что и те, и другие:
1. Поедают растительноядных животных;
2. Живут в сходных местообитаниях;
3. Имеют примерно одинаковые размеры;
4. Имеют разнообразную кормовую базу.
23. Определите правильно составленную пищевую цепь:
1. ястреб → дрозд → гусеница → крапива;
-20-
21. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме
служит показателем:
1. ее изменения; 2. ее устойчивости;
3. ее закономерного развития; 4. конкуренции видов.
22. Наименьшее число видов входит в биоценоз:
1. тропического леса; 2. степи;
3. широколиственного леса; 4.тундры.
23.Организмы,
питающиеся
готовыми
органическими
веществами, относят:
1. к автотрофам; 2. гетеротрофам; 3. продуцентам; 4.хемотрофам.
24.
Количество энергии, передаваемой с одного трофического
уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего
уровня:
1) 1 %; 2) 5 %; 3) 10 %; 4) 15 %.
25. Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате
полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме,
причиной которых является фактор:
1. антропогенный; 2. биотический;
3. лимитирующий; 4. метеорологический.
26 Популяцию характеризуют следующие свойства:
1. рождаемость, смертность; 2. площадь территории;
3. распределение в пространстве; 4. среда обитания, условия
жизни.
27. Старые особи составляют большую долю в популяциях:
1. быстро растущих; 2. находящихся в стабильном состоянии;
3. со сниженной численностью;
28. Численность популяций колорадского жука, завезенного из
Америки в Европу, сильно выросла:
1. из-за благоприятного здесь климата;
2. более снежных зим;
3. более влажного климата;
4. отсутствия врагов этого насекомого.
29. В наименьшей степени связано с численностью популяции
действие фактора:
1. паразитизма; 2. накопления отходов жизнедеятельности;
3. хищничества; 4. суровой зимы.
30.
Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой
обитания видов, длительное время обитающих на определенной
территории с однородными природными условиями, представляет
собой:
-27-
2.
Ноосфе
́
ра – земная оболочка, включающая в себя только живые
организмы.
13. Какие понятия даны верно:
1.
Живое вещество – совокупность организмов
2.
Биогенное вещество – результат жизнедеятельности организмов
(газ, уголь, известняки,…)
3.
Косное вещество – совместный результат биологических и
небиологических процессов. (почвы)
4.
Биокосное вещество – вещество образованное, без участия
организмов
14. Расположите по порядку слои атмосферы:
1.
Стратосфера, 2. Озоновый слой, 3. Тропосфера, 4. Мезосфера
15. Геохимическая функция, проявляющаяся в разложении
вещества и вовлечение его в биологический круговорот.
1.
Энергетическая, 2. Газовая, 3. Концентрационная,
4. Деструктивная, 5. Средообразующая
16. Геохимическая функция, заключающаяся в преобразовании
физико-химических параметров среды в процессе существования
живого вещества.
1.
Энергетическая, 2. Газовая, 3. Концентрационная,
4. Деструктивная, 5. Средообразующая
17. Общее число особей популяции, или общая масса особей на
определенной территории, – это:
1. индекс численности; 2. обилие популяции;
3. плотность популяции; 4. экологическая пирамида.
18. Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:
1.одну популяцию одного вида; 2.две популяции одного вида;
3. две популяции двух видов; 4.одну популяцию двух видов.
19. Колебания численности популяции связаны:
1. с изменением условий жизни (температуры, влажности);
2. с загрязнением окружающей среды;
3. со средой обитания;
4. с уровнем организации организмов.
20. Популяции угрожает гибель, если ее численность:
1. максимальна; 2. минимальна;
3. колеблется по сезонам; 4. колеблется по годам
-26-
2. крапива → дрозд → гусеница → ястреб;
3. гусеница → крапива → дрозд → ястреб;
4. крапива → гусеница → дрозд → ястреб.
24.
Какие
организмы
первыми
заселят
остров,
залитый
вулканической лавой?
1. деревья; 2. кустарники; 3. лишайники; 4.
лисицы.
25.Соотношение особей популяции по возрастному состоянию
называют:
1. средней продолжительностью жизни особей в популяции;
2. возрастным спектром популяции;
3.физиологической плодовитостью;
4.экологической рождаемостью.
26. Знания демографических показателей популяции имеет важное
практическое значение:
1. в охотничьих хозяйствах;
2. для медико-санитарной службы;
3. в рыболовстве.
27. Показателем процветания популяций в экосистеме служит:
1. связь с другими популяциями;
2. связь между особями популяции;
3. их высокая численность;
4. колебания численности популяций.
28. Истребление хищниками больных и ослабленных животных
способствует тому, что численность популяций жертв:
1. сокращается,
2. увеличивается;
3. изменяется по сезонам года;
4. поддерживается на определенном уровне.
29. Примером природной экосистемы служит:
1. пшеничное поле; 2. оранжерея; 3. дубрава; 4. теплица.
30. Ярусное строение фитоценоза:
1. дает
растениям возможность
более
полно использовать
ресурсы среды;
2. не имеет никакого значения для растений;
3. связано с ярусным распределением животных в сообществе;
3. приводит к уменьшению видового разнообразия.
-21-
31. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые
связи, начинаются с растений, так как:
1.
они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;
2.
на Земле существует огромное разнообразие растений;
3.
растения расселились во все среды обитания;
4.
численность растений каждого вида очень высокая.
32. Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей,
участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
1. уменьшается; 2. увеличивается; 3. остается неизменным;
4. изменяется по синусоидному графику (циклически).
33.
Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к
последующему происходит передача вещества, называют:
1. экологической пирамидой массы;
2. экологической пирамидой энергии;
3. цепью питания;
4. саморегуляцией.
34. Под понятием устойчивого развития понимается:
1.
такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего
времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений
удовлетворять свои потребности.
2.
такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего
времени.
3.
такое развитие, которое не ставит под угрозу способность
будущих поколений удовлетворять свои потребности.
35. Программа Устойчивого развития – повестка на XXI век была
принята:
1.
В 1972 г. в Стокгольме на конференции по человеческому
измерению
2.
В 1992 г Рио-де-Жанейро международная конференция по
окружающей среде и развитию
3.
В 2002 г в ЮФР Йоханнесбурге на Всемирном саммите «Рио +10»
36. Под экономическим развитием, как частью Устойчивого
развития понимают:
1.
Инновации, управление рисками, экологическое правосудие
2.
Инновации, управление рисками, соблюдение прав человека
3.
Инновации, управление рисками, экспансию
37. Под экологическим развитием, ответственностью за
окружающую среду понимают:
-22-
6. Условия среды обычно определяют как:
1. перемены в средообразующих компонентах или их сочетаниях,
имеющие колебательный характер с восстановлением прежних условий
жизни;
2. экологические факторы, оказывающие влияние (положительное
или отрицательное) на существование и географическое
распространение живых существ;
3. степень соответствия природных условий потребностям людей
или других живых организмов;
7. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к
перелетам?
1. понижение температуры воздуха;
2. изменение продолжительности светового дня
3. увеличение облачности;
8. Антропогенные факторы — это:
1. формы деятельности человека, которые воздействуют на
естественную природную среду, изменяя условия обитания живых
организмов;
2. совокупность естественно-природных особенностей
существования организмов и антропогенных воздействий;
9. К биотическому фактору относится:
1. свет; 2. Влажность; 3. состав почвы; 4. паразитизм
10. Опыление растений насекомыми это пример фактора:
1. Абиотического; 2. Биотического; 3. Антропогенного.
11. Без участия живых организмов образуется:
1.
Живое вещество, 2. Косное вещество,
3. Биогенное вещество, 4.Биокосное вещество
12. Какое из утверждений о ноосфере верно (выберете правильный
ответ)
3.
Ноосфе
́
ра— сфера взаимодействия общества и природы, в
границах
которой
разумная
человеческая
деятельность
становится определяющим фактором развития.
4.
Ноосфе
́
ра – земная оболочка, заселенная живыми организмами
растительного происхождения. Включающая в себя изменённую
ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы
органического происхождения и т.п.).
-25-
ресурсов и сохранение природных условий, благоприятных для
жизни человека, а также защиту от разрушений типичных, редких и
исчезающих природных объектов называются:
1. охраной природных ресурсов; 2. охраной природы;
3. охраной окружающей среды; 4. охраной полезных
ископаемых
ВАРИАНТ – II
1.
Основоположник учения о биосфере изучении взаимодействия
и взаимоотношений между косной и живой природой, между
человеком и окружающей средой.
1.
Эрнст Геккель; 2. Жан Батист Ламарк; 3. В.И. Вернадский.
2.
Любая совокупность совместно обитающих организмов и
окружающая их среда.
1. Биоценоз; 2. Экосистема; 3. Ноосфера
3. Биотические факторы среды – это:
1. физиолого-экологическая адаптация организмов, обеспечивающая
высокий уровень обмена веществ в период активности животных и
низкие потери энергии в период зимней спячки;
2. совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на
жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
3. соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее
расходом на построение тела и процессы жизнедеятельности;
4. экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на
численность и жизнедеятельность организмов.
5. силы и явления природы, происхождение которых прямо не
связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов.
4. Строительство человеком плотины можно рассматривать как
пример фактора:
1. абиотического; 2. биотического; 3. антропогенного;
4. вообще не экологического; 5. гидробионтного.
5. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды,
связанные с деятельностью человека, называют
1. ограничивающими; 2. Антропогенными;
3. Биотическими; 4. Абиотическими
-24-
1.
Инновации, управление рисками, экологическое правосудие
2.
Экологическое правосудие, «нулевые отходы»
3.
Сохранение чистого воздуха и воды, Экологическое правосудие,
«нулевые отходы»
38. Под пригодным для жилья миром понимают:
1.
Развитие здравоохранения, контроль над изменениями климата,
экспансия
2.
Контроль над изменениями климата, сохранение
биоразнообразия, развитие здравоохранения.
39. Естественное загрязнение атмосферы происходит в результате:
1. лесных пожаров;
2. отмирания значительного количества биомассы в экосистеме;
3. многократного увеличения численности одного из видов;
4. обработки растений пестицидами.
40. Появление «озоновых дыр» приводит к:
1. повышению температуры воздуха;
2. усилению ультрафиолетового измерения;
3. понижению температуры воздуха;
4. уменьшению прозрачности атмосферы.
41. Главным фактором, вызывающим массовую гибель растений,
является:
1. их поедание и вытаптывание животными;
2. загрязнение почвы, воды, воздуха в результате хозяйственной
деятельности человека;
3. естественная гибель растений при достижении старости;
4. различные заболевания растений в результате их поражения
бактериями, грибами.
42. Создание заповедников, заказников, ботанических садов
способствует:
1. сохранению разнообразия видов;
2. выведению новых сортов растений;
3. выведению новых пород животных;
4.возникновению новых видов.
43. Невозобновимым природным ресурсом является:
1. лес; 2. почва; 3. каменный уголь; 4. вода.
44.
Систему мер, обеспечивающих рациональное использование
всех
природных
ресурсов,
восстановление
возобновимых
природных
-23-