Напоминание

Игровые упражнения для развития фонематического слуха


Автор: Дементьева Наталья Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБДОУ центр развития - детский сад № 18
Населённый пункт: Санкт - Петербург, Колпино
Наименование материала: статья
Тема: Игровые упражнения для развития фонематического слуха
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игровые упражнения для развития фонематического слуха»

Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки, из

которых состоит наша речь) – называется фонематическим слухом.

При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает, запоминает и повторяет не то, что ему

сказали, а то, что он услышал – некоторые слова точно, а некоторые - очень приблизительно. Ребёнок

не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов «та-па-ка, та-

да», трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка).

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и

чтению.

Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи – способность фонематического слуха -

является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и

письменной.

Уже с 6 месяцев дети начинают различать звуки речи и сами включаются в процесс гуления и лепета,

начинают тренировать артикуляционный аппарат. Задача взрослого – всеми силами стимулировать,

помогать и развивать речь, начиная с раннего возраста.

Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве? Для начала, потренируйтесь с детьми

выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных

инструментов, звуки животных и птиц). Потом можно приступать к формированию чётких

фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия

как - гласные и согласные звуки и т. д. Уделяя внимание развитию фонематического слуха, вы

облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем - чтения и

письма.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному,

поэтапно, в соответствии с возрастом детей.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

1 этап – узнавание неречевых звуков.

Игра «Угадай, что звучало»

Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие

бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки»

Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны

угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в комнате.

Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом усложните задание - дети

отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки»

Ребенку завязывают глаза и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем»

Дети повторяют ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два

хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.

2 этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Громко-тихо»

Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и

когда тихо. Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо – касаются

пальцами рук щёк.

Игра «Три медведя»

Дети отгадывают за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок

сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

3 этап - различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет

предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно»

Взрослый показывает детяму картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота,

морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный

вариант произношения.

4 этап - различение слогов.

Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно

разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на,)отхлопывая слоги.

Более сложный вариант - предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?»

Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок должен хлопнуть,

когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап - различение звуков.

Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть.

Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр.

Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.

Игра «Похлопаем»

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6 этап - освоение навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков»

Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называет их количество.

Игра «Похлопаем»

Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с

заданного звука. Более сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в

середине.



В раздел образования