Автор: Дементьева Наталья Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБДОУ центр развития - детский сад № 18
Населённый пункт: Санкт - Петербург, Колпино
Наименование материала: статья
Тема: Игровые упражнения для развития фонематического слуха
Раздел: дошкольное образование
«Игровые упражнения для развития фонематического слуха»
Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки, из
которых состоит наша речь) – называется фонематическим слухом.
При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает, запоминает и повторяет не то, что ему
сказали, а то, что он услышал – некоторые слова точно, а некоторые - очень приблизительно. Ребёнок
не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов «та-па-ка, та-
да», трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка).
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и
чтению.
Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи – способность фонематического слуха -
является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и
письменной.
Уже с 6 месяцев дети начинают различать звуки речи и сами включаются в процесс гуления и лепета,
начинают тренировать артикуляционный аппарат. Задача взрослого – всеми силами стимулировать,
помогать и развивать речь, начиная с раннего возраста.
Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве? Для начала, потренируйтесь с детьми
выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных
инструментов, звуки животных и птиц). Потом можно приступать к формированию чётких
фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия
как - гласные и согласные звуки и т. д. Уделяя внимание развитию фонематического слуха, вы
облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем - чтения и
письма.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному,
поэтапно, в соответствии с возрастом детей.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
1 этап – узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие
бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки»
Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны
угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в комнате.
Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом усложните задание - дети
отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два
хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.
2 этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и
когда тихо. Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо – касаются
пальцами рук щёк.
Игра «Три медведя»
Дети отгадывают за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок
сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
3 этап - различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет
предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно»
Взрослый показывает детяму картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота,
морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный
вариант произношения.
4 этап - различение слогов.
Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно
разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на,)отхлопывая слоги.
Более сложный вариант - предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок должен хлопнуть,
когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый этап - различение звуков.
Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть.
Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр.
Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.
Игра «Похлопаем»
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
6 этап - освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называет их количество.
Игра «Похлопаем»
Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с
заданного звука. Более сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в
середине.