Автор: Костяева Валентина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БПОУ УР «Глазовский технический колледж»
Населённый пункт: Глазов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Общие сведения об асинхронных машинах. Устройство асинхронных машин. Серии асинхронных двигателей
Раздел: среднее профессиональное
Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога: Костяева Валентина Александровна
Должность: преподаватель
Полное название: БПОУ УР «Глазовский технический колледж», г.Глазов, ул.Луначарского– 20
Дисциплина: Электрические машины и аппараты
Группа:221 группа (II курс)
Специальность: 35.08.02 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Учебник (УМК, программа): М.М Кацман . Электрические машины приборных устройств и средств автоматизации: –
10-е изд.,- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-496с .
Тема урока: Общие сведения об асинхронных машинах. Устройство асинхронных машин. Серии асинхронных
двигателей
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование
Оборудование: проектор, презентация, видеоматериал, раздаточный материал, Норма времени: 2 часа
Планируемые результаты:
Профессиональные компетенции
- ПК 1.1 Выполнять монтаж электрооборудования и автоматических систем управления.
-ПК 1.3 Поддерживать режимы работы и заданные параметры электрифицированных и автоматических систем
управления технологическими процессами.
Общие компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК
8
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых
ОК и ПК
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов
обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес
Приводят примеры по теме
занятия исходя из специфики
будущей профессии
1 уровень – ознакомительный (узнавание ранее
изученных свойств)
ОК
8
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повышение квалификации.
Высказывают
свое
мнение,
сообщают известные им сведения
по теме,
1 уровень – ознакомительный (узнавание ранее
изученных свойств)
Формулируют цель, определяют
задачи
2 уровень – репродуктивный (действия под
руководством преподавателя)
ОК 4 Осуществлять поиск и использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
Просматривают информацию
2 уровень – репродуктивный (действия под
руководством преподавателя)
Осуществляют
выбор
информации
Формируют способность
взаимодействовать с
однокурсниками в групповой
работе.
2 уровень – репродуктивный (действия под
руководством преподавателя)
ОК
5
Использовать
информационно-
коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
Выделяют
и
формируют
познавательные цели.
2 уровень – репродуктивный (действия под
руководством преподавателя)
Выполняют поиск и выделяют
необходимую
информацию.
Выбирают наиболее эффективные
способы
решения
задач
в
зависимости
от
конкретных
условий.
Структурируют знания.
Производят рефлексию способов
и условий действия, контроль и
оценку процесса и результатов
деятельности.
Умеют адекватно, осознанно и
произвольно
строить
речевые
высказывания
в
устной
и
письменной речи.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных
задач,
оценивать
их
эффективность и качество.
Оценивают
и
анализируют
собственные действия
3 уровень — продуктивный (самостоятельное
выполнение деятельности)
Эффективно
и
качественно
готовятся
к
выполнению
профессиональных задач.
2 уровень – репродуктивный (действия под
руководством преподавателя)
3 уровень — продуктивный (самостоятельное
выполнение деятельности)
Работают
в
микрогруппах,
защищают выполненное задание
ПК 1.1 Выполнять монтаж электрооборудования и
автоматических систем управления.
Осмысливают способы
соединения обмоток трехфазного
асинхронного двигателя;
1 уровень – ознакомительный (узнавание ранее
изученных свойств)
ПК 1.3 Поддерживать режимы работы и заданные
параметры электрифицированных и
автоматических систем управления
технологическими процессами.
Формируют умения
поддерживать режимы работы и
заданные параметры
электрифицированных и
автоматических систем
управления технологическими
процессами;
1 уровень – ознакомительный (узнавание ранее
изученных свойств)
Этап урока,
время этапа
Задачи этапа
Методы,
приемы
обучения
Формы
учебного
взаимодейс
твия
Деятельность педагога
Деятельность
обучающихся
Формируемые ОК и ПК
Мотивационно-
целевой (10
минут)
Обеспечить
эмоциональн
ое
переживание
и осознание
учащимся
неполноты
имеющихся
знаний.
Вызвать
познавательн
ый интерес к
проблеме,
организовать
самостоятель
ное
формулирова
ние темы.
Создание
проблемной
ситуации и
затруднения в
объяснении
поставленной
проблемы.
Фронтальна
я
1.Приветствует студентов.
2. Проверяет
присутствующих.
3.Предлагает обучающимся
вспомнить
изученные
сведения об электрических
машинах
(.Где
применяются
трехфазные
асинхронные двигатели?)
4.Задает решить тестовые
задания
5.Предлагает
сформулировать
цели
занятия.
6. Обобщает цели занятия.
1.Приветствуют
преподавателя.
2.Сообщают об
отсутствующих студентах.
3. Отвечают на вопрос.
4.Решают тест
5. Пытаются
сформулировать цели
занятия.
ОК 8 Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.
Ориентировоч
ный этап ( 10
мин.)
спланировать
деятельность
совместно
с
педагогом
стимулирую
щая беседа
фронтальна
я
предлагает
обозначить
задачи
и
определить
средства их осуществления
совместно
с
педагогом
планируют
дальнейший
ход своей деятельности
ОК 1. Понимать сущность
и социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый интерес
Поисково-
исследовательс
кий этап (60
минут)
Организовать
исследовател
ьскую работу
по изучению
темы.
Презентация.
Видеофрагме
нты. Беседа.
Работа с
раздаточным
материалом.
Фронтальна
я.
Групповая.
Индивидуал
ьная.
1.Предлагает поработать с
раздаточным материалом,
обсудить в микрогруппах
2.Предлагает разгадать
кроссворд.
3. Предлагает поработать с
презентацией .
4. Предлагает во время
просмотра презентации
ответить на вопросы теста
5. Предлагает поработать с
1. . Работают с
раздаточным материалом,
обсуждают в микрогруппах
2 Разгадывают кроссворд
3.Работают с презентацией
4. Отвечают на тестовые
задания
5.Работают с раздаточным
ОК 4 Осуществлять поиск
и
использование
информации, необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК
5
Использовать
информационно-
коммуникационные
раздаточным материалом,
обсудить в микрогруппах
расшифровку асинхронных
двигателей и выделить
серии А.Д .
6. Предлагает решить
задачу(Определить частоту
вращения трехфазного
четырехполюсного
асинхронного двигателя,
который работает со
скольжением 3%.)
материалом, обсуждают в
микрогруппах
6. Решают задачу.
технологии
в
профессиональной
деятельности.
ПК 1.1 Выполнять монтаж
электрооборудования и
автоматических систем
управления.
Рефлексивно-
оценочный
этап(10 мин)
Обеспечить
осмысление
процесса и
результатов
деятельности.
Беседа,
обсуждение в
микрогруппа
х.
Групповая
работа.
1. Подводит итоги работы
на занятии.
2. Задает домашнее
задание.
1. Анализируют
проделанную на занятии
работу.
2.Записывают домашнее
задание.
ОК 2 Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы
и способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их
эффективность и качество.
ПК 1.3 Поддерживать
режимы работы и заданные
параметры
электрифицированных и
автоматических систем
управления
технологическими
процессами.
Дата: 27.09.2022 Подпись педагога:
Самоанализа урока
Ф.И.О педагога: Костяева Валентина Александровна
Должность: преподаватель
Полное название: БПОУ УР «Глазовский технический колледж», г.Глазов, ул.Луначарского– 20
Дисциплина: Электрические машины и аппараты
Группа:221 группа (II курс)
Специальность: 35.08.02 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Учебник (УМК, программа): М.М Кацман . Электрические машины приборных устройств и средств автоматизации: – 10-е изд.,- М.:
Издательский центр «Академия», 2011.-496с .
Тема урока: Общие сведения об асинхронных машинах. Устройство асинхронных машин. Серии асинхронных двигателей
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование
Оборудование: проектор, презентация, видеоматериал, раздаточный материал, карта
Норма времени: 2 часа
Этапы урока
Вид
планируемых
ОК и ПК
Учебные действия
Планируемый уровень
достижения результатов
обучения
Возможные риски
Коррекционная
работа
Мотивацион
но-целевой
этап
ОК
8
Самостоятельно
определять
задачи
профессиональн
ого
и
личностного
развития,
заниматься
самообразовани
ем,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
Умение ставить учебные задачи
на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено
студентами на прошлых занятиях
и того, что ещё не усвоено.
Владеть понятиями по теме
занятия,
использовать
терминологию.
1. Обучающиеся не
могут применять
имеющиеся знания.
2. Обучающиеся
испытывают
трудности при
ответах на
поставленные
вопросы.
3. Обучающиеся не
могут определить
цели занятия.
1. Наводящие
вопросы.
2. Повторение
вопросов.
3. Ситуации-
подсказки;
4. Примеры из жизни.
Определять
цели
учебной
деятельности.
Выделять
и
формировать
познавательные цели.
Уметь
самостоятельно
конструировать
знания,
видеть проблему, осознавать
возникшие трудности.
Выражать свои мысли в устной
форме. Уметь слушать друг друга
и вступать в диалог.
Формировать умения строить
диалог.
Ориентиров
очный этап
ОК 1. Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
Определяют цели и задачи по
заявленной теме урока
Планирование
групповой
цели для работы на зантии;
Нацеливание
на
положительную
оценку
на
занятии.
Сложности
с
постановкой целей и
задач.
Помощь педагога при
определении задач;
Ситуации-подсказки.
профессии,
проявлять к ней
устойчивый
интерес
Поисково-
исследовател
ьский этап
ОК
4
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональн
ых
задач,
профессиональн
ого
и
личностного
развития.
Знать
устройство
трехфазного
асинхронного двигателя;
Применять полученные знания на
практике;
Уметь
дать
основные
характеристики
трехфазного
асинхронного двигателя.
Владеть
терминологией,
использовать ее на практике;
Делать
выводы
по
полученной
информации,
объяснять
полученные
результаты.
1. Студенты с
трудом
формулируют
выводы.
2. Обучающиеся
испытывают
сложности при
ответе на вопросы
кроссворда.
3. Студенты не
могут работать с
раздаточным
материалом.
5. Нехватка времени
вследствие
большого объема
изучаемого
материала.
1.Заранее подготовить
раздаточный
материал.
2.
Наводящие
вопросы.
3.
Создание
благоприятной
обстановки,
поддержка со стороны
членов группы.
4.
Индивидуальная
работа
в
ходе
выполнения
заданий
через консультации и
психологические
приемы
ОК
5
Использовать
информационно
-
коммуникацион
ные технологии
в
профессиональн
ой
деятельности.
Ставить учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено студентами на
прошлых занятиях и того, что
ещё не усвоено. Определять
причинно-следственные связи.
Соотносить
выполнение
задания
с
образцом,
предложенным
преподавателем.
Уметь
ориентироваться
в
предложенном материале.
ПК 1.1
Выполнять
монтаж
электрооборудо
вания и
автоматических
систем
управления.
Структурировать знания. Уметь
адекватно, осознанно и
произвольно строить речевые
высказывания в устной и
письменной речи.
Структурировать
знания,
анализировать
объекты,
явления.
Уметь
строить
высказывание
в
устной
форме.
Уметь
выступать
перед
аудиторией, уметь вступать в
диалог.
Рефлексивно
-оценочный
этап
ОК
2
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые методы
и
способы
выполнения
профессиональн
ых
задач,
оценивать
их
эффективность
и качество.
Оценивать качество и освоение
пройденного материала.
Саморегуляция.
Оценивать
степень усвоения материала.
1. Обучающиеся не
могут
сформулировать
выводы по занятию.
2. Студенты
затрудняются в
оценке достижения
целей занятия,
своей деятельности.
1.Наводящие
вопросы.
2. Помощь со стороны
преподавателя
и
успевающих
студентов.
ПК 1.3
Поддерживать
режимы работы
и заданные
параметры
электрифициров
анных и
автоматических
систем
управления
технологически
ми процессами.
Формировать способность
взаимодействовать с
однокурсниками в групповой
работе.
Формировать
навыки
социализации
и
умение
вежливо
общаться,
готовность вступать в беседу
в незнакомой обстановке.
Приложение 1
1. При нормальной работе обмотки статора асинхронного двигателя соединены треугольником. Линейное напряжение сети 220 В, полное сопротивление
каждой обмотки 22 Ом. Чему равны а) ток в обмотке; б) линейный ток, потребляемый двигателем?
А) а) 10 А; б) 10
√
3 А
Б) а) 10
√
3 А
; б) 10
√
3 А
В) а) 10
√
3 А
; б) 10 А
2. Для запуска двигателя обмотки соединены звездой, линейное напряжение равно 220 В, полное сопротивление каждой обмотки 22 Ом . Чему равны: а)
напряжение на каждой обмотке; б) ток в обмотке?
А) а) 220 В; б) 10 А
Б) а) 220
√
3 В
; б) 10
√
3 А
В) а) 220 В; б) 10
√
3 А
3. Чему равен линейный ток, потребляемый рассмотренным выше двигателем в момент пуска, когда обмотки соединены звездой?
А) 10
√
3 А
Б) 10 А
4. Во сколько раз уменьшится а) линейный ток, потребляемый двигателем; б) вращающий момент двигателя при переключении обмоток статора с
треугольника на звезду?
А) в 3 раза
Б) в
5. Индуктивное сопротивление статора 2,5 Ом. Приведенное индуктивное сопротивление ротора 2,5 Ом. Определите сопротивление цепи ротора, при
котором пусковой момент будет наибольшим
А)
= 2,5 Ом
Б)
= 4 Ом
В)
= 5 Ом
6.Индуктивное сопротивление статора 2,5 Ом. Приведенное индуктивное сопротивление ротора 2,5 Ом. Определите сопротивление цепи ротора, при
котором пусковой момент будет наибольшим
приведенное активное сопротивление обмотки ротора равно 1 Ом. Найдите приведенное сопротивление одной фазы пускового реостата, при котором
пусковой момент будет наибольшим
А) 1 Ом
Б) 3 Ом
В) 4 Ом
7. Определите действительное сопротивление одной фазы пускового реостата, если коэффициент трансформации рассмотренного выше асинхронного
двигателя к= 5
А) 100 Ом
Б) 0,16 Ом
В) 20 Ом
Приложение 2
Ключ для обработки материалов тестирования
№
задания
Эталон правильного ответа
Оценка в баллах
Источник
литературы с
указанием
страниц
1
А
1
2
Б
1
3
А
1
4
А
1
5
В
1
6
В
1
7
Б
1
Приложение 3
Асинхронные двигатели.
Асинхронным двигателем называется машина, преобразующая электрическую энергию переменного тока в механическую, у которой
скорость вращения ротора зависит от нагрузки.
Трехфазный асинхронный двигатель, изобретенный в конце 19 века
русским ученым – электротехником М. О. Доливо – Добровольским, получил в настоящее время преимущественное распространение в
промышленности и с/х (около 95% всех двигателей – асинхронные). Асинхронные двигатели бывают трехфазные, двухфазные и однофазные
и состоят из двух основных частей: статора и ротора.
Статор — неподвижная часть двигателя. С внутренней его стороны сделаны пазы, в которые укладываются фазные обмотки.
У трехфазного асинхронного двигателя три обмотки. Они выполнены одинаково и размещаются под углом 120°. По обмоткам протекает
трехфазный ток, который создает магнитное поле, вращающееся с частотой
Ротор — вращающаяся часть двигателя. Он может быть корот-козамкнутым и фазным. В двигателях с короткозамкнутым ротором обмотка
выполнена в виде медных или литых алюминиевых стержней, замкнутых по торцам между собой.
В двигателях с фазным ротором последний имеет фазные обмотки. Они выполняются по типу обмоток статора и имеют такое же число фаз.
Обмотки соединяются в «звезду», т. е. концы их соединены в одну точку, а начала подсоединяются к медным кольцам, закрепленным на
валу. У таких двигателей есть приспособление, дающее возможность либо включать роторную обмотку последовательно с реостатом во
время пуска, либо замыкать ее накоротко во время работы.
Для уменьшения потерь на вихревые токи статоры и роторы асинхронных двигателей набираются из отдельных, изолированных друг от
друга, листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм.
Если подключить статорные обмотки двигателя к сети трехфазного переменного тока, то внутри статора возникает вращающееся магнитное
поле. Это поле пересекает одновременно обмотки статора и ротора. В статорных обмотках индуктируются противоэлектродвижущие силы,
определяющие величину сил токов обмотки.
В роторных обмотках индуктируется ЭДС, под действием которой в обмотках протекают токи, которые, взаимодействуя с вращающимся
магнитным полем статора, создают вращающий момент, в результате которого ротор начинает вращаться в сторону вращения поля статора.
Ротор при своем вращении всегда должен иметь частоту вращения меньшую, чем частота вращения поля статора. Отсюда двигатель получил
название асинхронного (неодновременного). Разница между частотой вращения поля статора n и частотой вращения ротора n1
характеризуется величиной s, называемой скольжением. Для асинхронного двигателя скольжение изменяется от единицы до величины,
близкой к нулю.
Частота вращения ротора двигателей с короткозамкнутым ротором, регулируется либо переключением числа пар полюсов, либо изменением
величины подводимого напряжения.
Частота вращения ротора двигателя с фазным ротором регулируется реостатом, включенным в обмотки ротора. Изменяя сопротивление
реостата, изменяют силу тока в роторе, при этом изменяется поле ротора, соответственно изменяется сила взаимодействия полей ротора и
статора. Таким образом, изменяется величина скольжения.
Для изменения направления вращения асинхронных двигателей (реверсирования) необходимо изменить чередование фаз питающего
напряжения (поменять местами любые две фазы).
Широко применяются однофазные асинхронные двигатели. Они отличаются от трехфазных тем, что на статоре имеются две обмотки,
сдвинутые в пространстве на угол 90°. По обмоткам протекают токи со сдвигом по фазе, равным 90°. Такая система сдвига токов в
пространстве и по фазе создает вращающееся магнитное поле. Ротор двухфазных двигателей короткозамкнутый.
Иногда в качестве однофазного используют трехфазный асинхронный двигатель, у которого в цепь одной из обмоток включен конденсатор.
Асинхронные двигатели получили широкое применение в качестве электропривода различных механизмов. В настоящее время в России
ежегодно производится около десятка миллионов штук (80% всех двигателей) асинхронных двигателей от нескольких ватт до нескольких
сот киловатт.
Приложение 4
Кроссворд
1.
Кто изобрел 3 фазный АД?
5
3
4
2
1
8
6
7
2.
Какой двигатель преобразует электрическую энергию переменного тока в механическую?
3.
Что надо включить в цепь одной из обмоток трехфазного двигателя, что бы он работал как однофазный?
4.
Какие бывают АД?
5.
Как называется изменение направления вращения АД?
6.
Какой ток протекает по обмоткам 3 фазного АД?
7.
Разница между частотой вращения статора и частотой вращения ротора характеризуется какой величиной?
8.
Сколько обмоток имеется в статоре однофазного АД?
Приложение 5
3
4
р
2
к
т
е
а
1
д
о
б
р
о
в
о
л
ь
с
к
и
й
н
е
е
и
д
х
р
н
8
д
в
е
ф
с
х
н
а
и
6
т
р
е
х
ф а
з
н
ы й
с
з
р
о
а
н
о
н
т
ы
в
н
о
е
а
ы
р
н
й
и
7
с
к
о
л
ь
ж
е
н
и
е
м
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Статор в разрезе
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Устройство ротора
Приложение 17
Приложение 18
Приложение 19
Приложение 20
Приложение 21
Приложение 22
ОБЩЕПРОМЫШЛЕННЫЕ АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ СЕРИИ АИР
Электродвигатели асинхронные изобретены в 1889 году. Асинхронные электродвигатели имеют различное климатическое
исполнение. Бывают асинхронные электродвигатели серии АИР, а также асинхронные электродвигатели серии 4А.
Электродвигатели асинхронные - наиболее распространенный вид электрических машин. Асинхронные электромоторы отличаются
простотой и надежностью. Имеют модификации и специализированные исполнения. Электродвигатели асинхронные могут быть с
повышенным скольжением. Асинхронные электромоторы могут изготавливаться многоскоростными, могут быть быть разных монтажных
исполнений.
Диапазон мощностей асинхронных электродвигателей 0,06-315кВт, обороты на валу 750, 1000, 1500, 3000об./мин.
Асинхронные электродвигатели могут отличаться по следующим параметрам:
По монтажному исполнению:
По климатическому исполнению:
o
У - умеренный климат (от +400С до (-45)0С) ;
o
Т - тропический климат (от +500С до (-10)0С);
o
ОМ - морской климат (от +450С до (-40)0С);
o
О - для всех макроклиматических районов на суше кроме района с очень холодным климатом (от +350С до (-10)0С) ;
o
УХЛ1 - холодный климат (от +400С до (-60)0С);
По модификации:
o
С - с повышенным скольжением;
o
Р - с повышенным пусковым моментом;
o
К - с фазным ротором;
o
Е - со встроенным электромагнитным тормозом
По количеству скоростей:
o
Двухскоростные
o
Трехскоростные
o
Структура условного обозначения электродвигателей АИХХ ХХХ ХХХ-ХХХ:
А - асинхронный электродвигатель
И - унифицированная серия (И - Интерэлектро);
Х - привязка мощностей установочным размерам (Р - по РС 3031 -71, С - по CENELEK док. 28/64);
Х - Р - с повышенным пусковым моментом, - С - с повышенным скольжением;
XXX - габарит, мм;
Х - установочный размер по длине станины (S,M,L);
Х - длина сердечника статора
(А или В, отсутствие буквы- означает только одну длину сердечника - первую);
Х - число полюсов: 2, 4, 6, 8;
X - дополнительные буквы для модификаций электродвигателя (Б - со встроенной температурной защитой; П - с повышенной точностью по
установочным размерам; Х2 - химически стойкие; С - сельскохозяйственные);
XX - климатическое исполнение электродвигателя (У, Т, ХЛ) и категория размещения (1, 2, 3, 4, 5).
Условия эксплутации электродвигателей АИР
Температура окружающей среды от минус 40°С до плюс 40°С.
Относительная влажность воздуха при температуре плюс 25°С - до 98% для исполнения У2, У1.
Запыленность воздуха для двигателей со степенью защиты 1Р44 не более 10 мг/м3, 1Р23 не более 2 мг/м3.
Окружающая среда не взрывоопасная, не содержащая токопроводящей пыли, агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих
металл и изоляцию (кроме химически стойкого исполнения).
Среднее значение уровня звука на расстоянии 1 м от корпуса двигателя основного исполнения на холостом ходу составляет от 51 до 85 дБА
в зависимости от габарита (50-250 мм) и синхронной частоты вращения.
Двигатели серии 4А.
Двигатели серии 4А предназначены для широкого применения, в нефтяной промышленности они применяются на станках качалках.
Двигатели серии 4А имеют ряд модификаций:
1. 4АС – с повышенным скольжением.
2. 4АР – с повышенным пусковым моментом, двойной беличьей клеткой. Применяются для привода ленточных транспортеров.
3. 4АК – с фазным ротором.
4. 4АВ – встраиваемые.
5. Многоскоростные на 2,3 и 4 частоты вращения.
6. На частоту 60 Гц (экспортные).
7. Малошумные (имеют большой скос пазов).
8. Со встроенной температурной защитой (в лобовой части терморезистор).
9. Со встроенным ЭМТ.
Условия применения серии следующие:
1. Окружающая среда не взрывоопасна.
2. Нет токопроводящей пыли, агрессивных газов и паров.
Отличия двигателей серии АИР от серии 4А:
1. Применяются высокопрочные алюминиевые сплавы, пластмассы и более современная система вентиляции.
2. Применяются подшипники с улучшенной характеристикой виброустойчивости.
3. По сравнению с двигателями серии 4А снижена температура на 10 – 12 оС, что обеспечило в тех же габаритах увеличение мощности
электродвигателя.
Крановая и металлургическая серия асинхронных двигателей
Марки: 4MTF (с фазным ротором), 4 MTKF (с короткозамкнутым ротором).
Это двигатели повторно-кратковременного режима работы. Применяются на кранах с тяжелыми условиями работы. Основной режим работы
ПВ 40%.
Отличия от серии 4А:
1. Короткозамкнутый ротор выполнен из материала с повышенным активным сопротивлением (АМГ-сплав).
2. Имеет повышенный пусковой момент Мп/Мн = 3¸3,5.
3. Имеет повышенную перегрузочную способность Мкр/Мн = 3,3¸3,5
4. Имеет повышенную механическую прочность.
5. Двигатели рассчитаны на частые пуски и реверсы, в том числе и на торможение противовключением.
6. Большой воздушный зазор по сравнению с двигателями других серий.
7. Двигатели обладают худшими энергетическими показателями cos j и h по сравнению с двигателями общепромышленной серии.
8. Двигатели имеют большую длину по сравнению с другими двигателями.
Двигатели имеют как правило закрытое обдуваемое исполнение. Станина и подшипниковые щиты чугунные. Для кранов металлургического
производства используется модификация этих двигателей МТН, МТКН. Их особенность заключается в том, что они могут быть выполнены
на не стандартное напряжение 500 В. Для кранов с регулируемым электроприводом от ПЧ выпускаются двигатели серии: МАП 521 – 50 кВт,
МАП 422 – 10 кВт.
Приложение 24(ДЗ)
Структура условного обозначения электродвигателей АИХ ХХХ ХХХ-ХХХ:
А -
И -
Р –
XXX -
Х –
Х -
XX -
Двигатели серии 4А имеют ряд модификаций:
4АС
4АР
4АК
4АВ
Крановая и металлургическая серия асинхронных двигателей
4MTF
4 MTKF
Приложение 25
Ф.И.О______________________
Тип задания
Критерии оценивания
Оценка
Тест
7-6 «5»
5-4 «4»
3 «3»
2 «2»
Кроссворд
8-7 «5»
6-5 «4»
4- «3»
2 «2»
Контрольный опрос 1
6 «5»
5-4 «4»
3 «3»
2 «2»
Контрольный опрос 2
8-7 «5»
6-5 «4»
4- «3»
2 «2»
Контрольный опрос 3
5 «5»
4 «4»
3 «3»
2 «2»
Решение задачи
Задача решена в полном объеме «5»
Допущено два – три недочета, не более одной
негрубой ошибки и одного недочета «4»
Задача выполнена не полностью,
объем выполненной ее части позволяет
получить правильный результат «3»
Задача выполнена не полностью, объем
выполненной части задачи не позволяет
сделать правильный вывод