Автор: Курячая Ирина Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №39
Населённый пункт: х. Бараниковский
Наименование материала: Консультация для детей старшего дошкольного возраста детей с ТНР (ОНР)
Тема: «Что такое фонематический слух и как его развивать?»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей: «Что такое фонематический слух и как
его развивать?»
Учитель-логопед Курячая Ирина Александровна.
С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень
редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении
ребёнком родного языка. Самые распространённые трудности – со звуками.
Сразу правильно и чётко произносить все согласные получается далеко не у
всех.
Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные»
звуки, но и от умения их различать.
Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.
Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи.
Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать
звуки речи.
Фонематический
слух
является
основой
для
понимания
смысла
сказанного.
Ведь
заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово:
«Дом-том», «бочка-почка», коза-коса»…
Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки –
это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё
нельзя
научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать,
анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит
наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать
звуки. Но
его можно этому научить. Всем детям необходимо развивать
фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок
не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Тренировать фонематический слух просто необходимо! Чем раньше с ребёнком
начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти
общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.
Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Давай поиграем!
Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вскоре Вы
заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти
правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.
Игры на развитие фонематического слуха.
Поймай звук.
Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать»
заданныйзвук. Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он
услышит звук «А»: О-У-А-И-Э… Аналогичная работа с другими
гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.
Повтори за мной.
Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым
цепочку гласных звуков в разной последовательности.
Попросите ребёнка повторить за вами
звуки: А-О-И, И-У-Ы, …
И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, …
Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с
одинаковым звуком. Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным
звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети должны назвать одинаковый звук (с),
который есть в этих словах.
1.
Назови первый звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в
слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и
предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый
говорит: СССлон.
Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и
просит «Назови первый звук в слове».
2.
Назови последний звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает
определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и
последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ…
Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит
«Назови последний звук в слове».
3.
Придумай имя (слово).
Цель: учить подбирать слова на заданный звук. Придумай имя на
заданный звук, например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок,
сумка, слон, салат…
4.
Отвечай, не торопясь.
Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с
определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова с
одинаковым звуком.
Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился
слышать и выделять определённые звуки в словах.
-
Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К.. (кукла,
кубики, карандаши, книга..);
-
Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…);
-
Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.
5.
Собери слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса,
Ж, У, К – жук, К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…
6.
Разбери слово.
Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза.
Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б-Ы-К, роза
– Р-О-З-А, машина – М-А-Ш-И-Н-А…
Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку
процесс освоения чтения и письма.
Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в порядке.