Напоминание

«Что такое фонематический слух и как его развивать?»


Автор: Курячая Ирина Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №39
Населённый пункт: х. Бараниковский
Наименование материала: Консультация для детей старшего дошкольного возраста детей с ТНР (ОНР)
Тема: «Что такое фонематический слух и как его развивать?»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей: «Что такое фонематический слух и как

его развивать?»

Учитель-логопед Курячая Ирина Александровна.

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень

редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении

ребёнком родного языка. Самые распространённые трудности – со звуками.

Сразу правильно и чётко произносить все согласные получается далеко не у

всех.

Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные»

звуки, но и от умения их различать.

Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.

Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи.

Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать

звуки речи.

Фонематический

слух

является

основой

для

понимания

смысла

сказанного.

Ведь

заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово:

«Дом-том», «бочка-почка», коза-коса»…

Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки –

это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё

нельзя

научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать,

анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит

наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать

звуки. Но

его можно этому научить. Всем детям необходимо развивать

фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок

не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Тренировать фонематический слух просто необходимо! Чем раньше с ребёнком

начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти

общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.

Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Давай поиграем!

Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вскоре Вы

заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти

правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.

Игры на развитие фонематического слуха.

Поймай звук.

Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать»

заданныйзвук. Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он

услышит звук «А»: О-У-А-И-Э… Аналогичная работа с другими

гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.

Повтори за мной.

Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым

цепочку гласных звуков в разной последовательности.

Попросите ребёнка повторить за вами

звуки: А-О-И, И-У-Ы, …

И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, …

Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с

одинаковым звуком. Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным

звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети должны назвать одинаковый звук (с),

который есть в этих словах.

1.

Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в

слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и

предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый

говорит: СССлон.

Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и

просит «Назови первый звук в слове».

2.

Назови последний звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает

определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и

последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ…

Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит

«Назови последний звук в слове».

3.

Придумай имя (слово).

Цель: учить подбирать слова на заданный звук. Придумай имя на

заданный звук, например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок,

сумка, слон, салат…

4.

Отвечай, не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с

определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова с

одинаковым звуком.

Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился

слышать и выделять определённые звуки в словах.

-

Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К.. (кукла,

кубики, карандаши, книга..);

-

Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…);

-

Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.

5.

Собери слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса,

Ж, У, К – жук, К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…

6.

Разбери слово.

Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза.

Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б-Ы-К, роза

– Р-О-З-А, машина – М-А-Ш-И-Н-А…

Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку

процесс освоения чтения и письма.

Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в порядке.



В раздел образования