Напоминание

Проект по работе с детьми логопедической группы компенсирующей направленности с ТНР (ОНР) "Раз словечко, два словечко"


Автор: Курячая Ирина Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №39
Населённый пункт: х. Бараниковский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект по работе с детьми логопедической группы компенсирующей направленности с ТНР (ОНР) "Раз словечко, два словечко"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 ХУТОРА БАРАНИКОВСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

Методическая разработка

(проект)

по работе с детьми логопедической группы

компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)

по теме:

«Раз словечко, два словечко!»

учителя-логопеда логопедической группы МБДОУ д/с №39

Курячей Ирины Александровны

х. Бараниковский, 2021

1

Содержание

1. Аннотация проекта………………………………………………………...……..3

2. Актуальность темы проекта…………………………………………………….4

3. Цели и задачи проекта…………………………………………………..………..5

4. Возможные риски и пути их преодоления…………………………….………..6

5. Этапы и механизм реализации проекта…………………………………….…..7

6. Результаты и критерии оценивания………………..……………………………9

7. Ресурсное обеспечение проекта………………………………………………...11

8. Перспективы развития проекта…………………………………….…………...11

Литература

2

1.

Аннотация проекта

Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад,

который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу

коррекционно-развивающей

работы

в

соответствии

с

потребностями

дошкольников и запросами родителей. Данный проект направлен на оказание

коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям

(законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект

рассчитан на детей от 4 до7 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он

позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической

помощи в период развития и формирования речи дошкольников в условиях

ДОУ.

К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями

задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за

помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также

владеть

диалогической

речью.

В

современной

практике

дошкольного

образования возникает ряд проблем, требующих решения. Во-первых, дети

достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-

логопеда. Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд

вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень

его обучаемости. В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у

дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не

является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Проект «Раз словечко, два словечко» носит открытый характер: изучив

запросы родителей детей, посещающих группы детского сада по результатам

анкетирования, решено ввести и предложить заинтересованным родителям

посещать логопедические занятия вместе с детьми, что окажет педагогическую

помощь и повысит компетентность родителей. Таким образом, достигается

индивидуализация оказываемой логопедической помощи по определенному

запросу

родителей

и

конкретного

ребенка

с

речевым

недоразвитием,

разрабатывается индивидуальный маршрут, направленный на коррекцию

речевой патологии. Реализация проекта будет осуществляться через различные

формы

организации

коррекционно-развивающей

логопедической

помощи

детям и их родителям (законным представителям).

Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-

логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования.

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: август - сентябрь 2021 года.

II этап – организационно – проектировочный: октябрь 2021 г. – декабрь 2021 г.

III этап – практический: с 10.01.2022г. – 30.05.2022 г.

IV этап – аналитический: июнь – август 2022 года.

3

2. Актуальность темы проекта

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет

социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка

необходимо

готовить.

Важно,

чтобы

будущие

первоклассники

владели

грамотной фразой и лексически развёрнутой речью. Нормативно-правовая база

и положение о логопедической группе ДОУ даёт возможность пересмотреть

приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что

будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с

детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы

ДОУ. Маленькие проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам

в школьной жизни. Название проекта было выбрано мною не случайно, только

идя тропой красивой и правильной речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну

знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь! Известно, что вторичные

отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся

нарушения. Поэтому, актуальность данной проблемы состоит еще и в том, что

объединив усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую

возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и

фонетически чистой речью. Нам необходимо было разрешить следующие

противоречия:

1. В ДОУ с общеразвивающими группами задача коррекционно-развивающей

деятельности при реализации основной образовательной программы является

дополнительной. В расписании НОД нет времени, специально отведенного для

коррекционно-развивающей деятельности логопеда, поэтому приходится очень

тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы

не помешать реализации образовательной программы и не нарушать СанПин.

2. Наблюдается недостаточная морально-психологическая и профессиональная

подготовленность воспитателей в оказании коррекционной помощи детям с

ОВЗ.

3. Основными формами организации работы с детьми, имеющими недостатки в

речевом развитии, являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно

организованная

деятельность.

НОД

кратковременная

(15-20минут),

краткосрочная (1-2 раза в неделю) и рассчитана на 6-ти или 12 месячный срок

обучения, при необходимости сопровождения некоторых детей в течение 2-3

лет.

4. Учитель-логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день,

когда ребенок посещает его занятия. Сами дети получают коррекционную

помощь порционно, а не ежедневно.

Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-

логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования. Разрешение обозначенных противоречий мы видим в реализации

новой модели предоставления логопедической

помощи

в присутствии

4

родителей для детей от 4 до 7 лет (с возможностью присутствия родителей и

предоставления

им

возможности

выбора

времени

услуги)

на

базе

логопедической группы ДОУ. Реализация проекта будет осуществляться через

различные формы организации предоставления услуги:

1. Коллективная на базе ДОУ (игры-занятия совместно с родителями в ДОУ,

встречи за круглым столом, родительские собрания и т.д.)

2. Индивидуальная на базе ДОУ в кабинете учителя-логопеда (индивидуально с

детьми по графику, совместно ребенок и родитель по предварительной записи).

Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия ДОУ с

семьями в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи

ребенка. Направления работы данной системы:

Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов

звукопроизношения, приглашая к участию в них родителей.

Воспитатели - в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных

моментах чаще подбирая время с возможностью участия в них родителей.

Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.

Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей

работы.

Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует

устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в

целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами,

при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы

системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

3. Цели и задачи проекта

Цель

- создание и организация системы коррекционно-развивающей

логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям),

обеспечивающей индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и

последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу,

максимально удовлетворяющие запросы родителей.

Задачи:

1.

Разработать и осуществить организационно – содержательные и методические

условия проведения групповых и индивидуальных НОД для детей с речевыми

нарушениями в присутствии родителей.

2.

Составить перспективный план совместной организации работы учителя-

логопеда и воспитателей группы.

3.

Способствовать развитию всех компонентов речи детей (артикуляционной

моторики;

физиологического

дыхания;

развитие

темпа,

ритма

речи,

координации

речи

с

движением;

развитие

слухового

внимания

и

фонематического восприятия).

4.

Внедрить в практику работы ДОУ новые формы преемственности в работе с

родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ.

Проект является долгосрочным.

5

Срок реализации – 1 год (август 2021 - август 2022).

Участники

проекта:

воспитанники

старшей-

подготовительной

разновозрастной группы, воспитатели, учитель-логопед, родители.

4.

Возможные риски и пути их преодоления

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели

пути их преодоления.

Факторы,

представляющие

возможности

(благоприятные

факторы)

внешней среды:

семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда;

имеется

потенциальная

возможность

(при

необходимости)

раннего

вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невролога,

психолога, ЛОР и т.д.);

интернет-ресурсы дают возможность подобрать методическое сопровождение

образовательной услуги;

возможности изучения опыта инновационной деятельности других ДОУ

района;

Факторы, представляющие угрозы

для ДОУ

:

низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка

раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании

ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка;

недостаточное материально – техническое состояние;

маленькая площадь логопедического кабинета – не позволяет проводить

подгрупповые занятия с детьми и родителями.

Сильные стороны ДОУ:

режим работы детского сада позволяет организовать предоставление услуги в

вечернее время;

потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги

работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе по

реализации проектной деятельности;

в практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются

различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и

их индивидуализации под конкретного ребенка;

функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта, что позволит обеспечить

открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи

детям.

Слабые стороны ДОУ:

высокая степень загруженности педагогов и администрации детского сада

текущей работой.

Определение возможной стратегии реализации проекта:

6

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых

возможностей:

Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных

обследования речи детей, обозначить проблемы и приоритетные направления

их преодоления.

Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к

сотрудничеству.

Провести опрос родителей

старшей- подготовительной

разновозрастной

группы МБДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности

услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

НОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 18.00;

Провести

консультации

для

педагогов

по

реализации

логопедической

программы в ДОУ.

Использовать библиотеку учреждения и Интернет в разработке и подборе

методического сопровождения НОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

Изучить опыт по данной работе в поселке.

Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с

целью их педагогического просвещения.

5.Этапы и механизм реализации проекта.

Направления

Действия по

реализации задач

Ожидаемые

результаты

Участники

реализации

I этап – подготовительный: август - сентябрь 2021 года

Изучение

нормативно-

правовой базы

регионального и

федерального

уровня

Ранжирование

законодательной базы по

осуществлению

деятельности в условиях

реализации ФГОС

Оформление папки

«Нормативно-

правовое

сопровождение

дошкольников

старшего возраста с

речевой патологией в

логогруппе ДОУ»

Учитель-

логопед,

заведующий

педагоги

II этап – организационно – проектировочный:

октябрь 2021 г. – декабрь 2021 г.

Нормативно-

правовое

обеспечение для

создания условий

работы

логогруппы

Разработка изменений для

внедрения проекта;

положение о логогруппы

ДОУ;

перспективные планы.

пакет «Нормативно –

правовые документы,

регламентирующие

деятельность

логогруппы ДОУ»

Учитель-

логопед,

заведующий

педагоги

7

Проектирование

модели

логогруппы ДОУ

Определение направлений,

форм деятельности

логогруппы ДОУ

Модель логогруппы

ДОУ

Программно-

методическое

обеспечение

Подбор методической

литературы;

согласование и утверждение

планов работы

Пакет документов по

каждому

направлению:

- индивидуальные

планы

- перспективные

планы

- методическое

обеспечение

- диагностические

материалы

Создание

комфортных

условий для

оказания услуг

Оснащение материально-

технической базы;

приобретение материалов и

оборудования согласно

требованиям СанПиН

Комфортная

предметно –

развивающая среда

по всем

направлениям

(готовность кабинета

коррекции к

осуществлению

деятельности)

III этап – практический: с 10.01.2022г. – 30.05.2022 г.

Организация

информационной

акции

-Организация родительского

собрания;

-организация

индивидуальных встреч с

родителями с целью -

ознакомления с

дополнительными услугами

и формирования их заказа;

-заказ родителя, выход на

индивидуальный маршрут

ребенка.

Учитель-

логопед,

педагоги,

родители

Проведение

логопедической

НОД в

присутствии

родителей

НОД проводится по

предварительной записи в

специальной тетради;

-формирование

методических материалов;

-организация «обратной

связи» с родителями через

систему анкетирования и

сайта ДОУ;

8

-ежеквартальные совещания

участников проекта с целью

анализа качества

предоставления услуги;

-внесения корректировок;

-утвержденные списки

групп;

-утверждение расписания

услуг;

-определение качества

оказываемой

образовательной услуги;

подведение промежуточных

результатов

IV этап – аналитический: июнь – август 2022 года.

Промежуточный

мониторинг

деятельности

логопедической

НОД в

присутствии

родителей

Анализ результатов

выполнения проекта:

анкетирование;

опрос удовлетворенностью

качеством предоставляемых

услуг.

Анализ устойчивости

контингента получения

услуг;

изучение спроса на

предоставление услуг;

анализ спроса заявленных

услуг;

анализ эффективности

работы логопедической

НОД в присутствии

родителей

Учитель-

логопед,

заведующий,

педагоги

6.

.

Результаты и критерии их оценивания

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы

с детьми с 4 до 7 лет в условиях логопедической группы ДОУ, через успешное

функционирование логопедической НОД в присутствии родителей.

Модель деятельности логопедической группы

МБДОУ детский сад №39 «Колосок»

9

Условия

Логопедическая КНОД в присутствии родителей

(в течение учебного года)

Продолжительность

работы

Январь – май 2018 г.

Режим дня

2-ая половина дня

Время

20-25 минутное индивидуальное

Недельная

цикличность

1-2 раза в неделю

Специальные

предложения

Консультирования ребёнка у узких специалистов (по

необходимости)

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом

сопровождении (механизм оценки – количественный анализ);

Наличие апробированной модели логопедической группы (критерий

оценки – наличие пакета «Нормативно – правовые документы,

регламентирующие деятельность логогруппы ДОУ по оказанию

логопедической КНОД в присутствии родителей»)

Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда

кабинета учителя-логопеда и группы ДОУ.

Наличие логопедической программы психолого-педагогической

поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания

опыта деятельности педагогического коллектива).

Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых

услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).

Расширение информационного поля о деятельности логопедической

группы ДОУ.

Планирование работы консультационного пункта для родителей (круглые

столы, семинары, консультации).

Количественные

Выполнение ФГОС ДО по повышению качества образования и

предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в

школу.

Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных

партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в

возрасте от 4 до 7 лет (критерий оценки - показатель мониторинга по

обследованию речи дошкольников).

10

Охват разных категорий потребителей образовательных услуг (дети и

родители).

Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение

заболеваемости

Обучено и проконсультировано не менее 20 родителей (законных

представителей)

Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему

дошкольному возрасту.

Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

7.

:

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые: в настоящий момент группы укомплектованы 2 воспитателя и

помощник воспитателей, в штате ДОУ -1 учитель-логопед (1 ставка) , 1

музыкальный руководитель

Информационные: кабинет логопеда оснащен большим количеством

современной методической литературы, компьютером с доступом к сети

Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Временные: проект рассчитан на 1 год, считаем, что данного времени

достаточно для его реализации и получения первичных результатов.

Материально – технические: в ДОУ:

- кабинет логопеда с различными наглядными и методическими пособиями,

дополнительные компьютерные программы и оборудование;

-методический кабинет имеет наглядные, дидактические пособия по различным

линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.

Структура управления проектом

Автор проекта:

осуществляет общее руководство.

отслеживает выполнение плана реализации проекта.

разрабатывает нормативно-правовую базу по оказанию логопедической

КНОД в присутствии родителей.

анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой

услуги.

анализирует результаты выполнения проекта.

организует работу специалистов и педагогов

11

оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту,

создает условия осуществления образовательного процесса,

формирует индивидуальный заказ родителя.

организует работу по проведению мероприятий с детьми.

анализирует результаты диагностики детей.

координирует взаимосвязь между участниками проекта.

разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом

запроса родителей).

8. Перспективы развития проекта

В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из

вариативных моделей оказания дополнительных услуг семьям ДОУ.

Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта (индивидуальный заказ

родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволяет

реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.

Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного

проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 3 года).

Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так

как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные

аспекты предоставления дополнительных услуг детям.

Модель компетентности

Компетентность родителей в речевом развитии детей:

ЗНАЮ о проблеме ребёнка!

УМЕЮ использовать знания!

ХОЧУ владеть знаниями!

МОГУ самостоятельно помочь!

Результат реализации проекта:

Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого

развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы

воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.

Разработана и апробирована система методических и практико-

ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого

развития дошкольников 4-7 лет через организацию и проведение

индивидуальной логопедической КНОД в присутствии родителей.

Создана копилка методических, практических и электронных пособий,

картотек.

Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям

и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

12

На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Раз словечко,

два словечко» проводить логопедическую КНОД в присутствии

родителей в логопедической группе ДОУ для детей от 4 до 7 лет.

Публикации опыта работы, распространение в хуторе.

Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.

13

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.,

№ 30384).

3. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи

в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

6. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.

Арти. М., 2005

7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -

М. 2007.

14

Приложения

Приложение 1

Совместная деятельность с родителями «Мяч и речь».

Цель: научить родителей использовать различные виды мячей в совместной

деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики;

Задачи:

расширять словарный запас детей и родителей;

развивать артикуляционный аппарат детей;

развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление,

восприятие);

воспитание

Оборудование:

проектор, экран, ПК; ножницы, альбомные листы с нарисованными кругами;

цветные карандаши; клей; нитки (для бумажных мячиков); фольга; резиновые

мячи по количеству детей; массажные мячи по количеству детей; картинка

зашифрованная (мяч с ушками); зеркала по количеству детей; салфетки.

Ход занятия

Теоретическая часть.

Мячи появились очень давно. Раньше в России мячи шились из тряпок и

набивались соломой, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро

рвались. Впоследствии мячи стали изготавливать из кожи и набивать их

шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической формы,

очевидно, они были для игр - катаний, таких, как катание яиц. Но и эти мячи

были неудобны, т. к. были тяжелыми. И вот, люди долго экспериментировали,

и впоследствии, получили резиновые мячи, наполненные воздухом, которые

были очень прыгучие. Как и в Древней Руси, так и сейчас дети очень любят

играть с мячом.

Для чего нужен мяч?

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и

побуждают его к общению.

Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста

неподвижности на занятиях.

Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном

занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни

регуляции.

15

Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Помогают

проводить

работу

над

развитием

просодических

компонентов речи.

Регулируют силу и точность движения

Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то,

что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное

внимание.

Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую

сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов –

легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Как можно играть с мячами, сегодня мы вам покажем.

Практическая часть.

Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с

мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы

видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и

красивыми.

Дети закрашивают круги на листе бумаги.

-Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи?

Дети отвечают.

-А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами

вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.

Дети и родители выполняют задание.

-Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на

мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Как правильно нужно подуть

на мяч: вдох через нос короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через

«трубочку», щеки не раздувать. Сдуйте мячик с дороги.

Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют.

-А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать

его в ворота. Правило дыхания то же.

Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети (а затем мамы) дуют,

«загоняют мячики в ворота».

Пальчиковая гимнастика «Будем мячики считать»

16

Будем мячики считать (Дети сжимают и разжимают все

пальчики)

Этот мяч — он из резины. (Загибают пальчики, начиная

с большого)

Этот мячик синий-синий.

Этот мяч большой и красный.

Этот мяч такой прекрасный!

Будем мы его катать, (Выполняют круговые движения между

ладонями)

Будем с ним мы играть.

Во время игры сигнал компьютера – электронное письмо. «Дети, чтобы

поиграть с мячами, вам нужно выполнить задание: провести гимнастику для

язычка». Гимнастика на экране для шипящих звуков.

Упражнения артикуляционные:

чередование «Птенчик» - «заборчик»

«накажу непослушный язычок»

«лопаточка

«чашечка»

«маляр»

«вкусное варенье

После выполнения детьми и родителями речевой гимнастики, появляется

картинка на экране мяча с ушками.

Логопед:

Разделимся на 3 команды и будем прыгать на мячиках, выполняя гимнастику

для тела.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой —

Не угнаться за тобой.

-Дети, посмотрите, что нам еще принесли.

Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда

массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол.

-А теперь поиграем.

17

1.

Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и

разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите

упражнение.

Покатайте

массажный

мяч

между

ладонями

круговыми

движениями кистей рук.

2.

Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре

сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.

3.

Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.

4.

Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте

и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.

5.

Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за

спину.

Где

мячик? (За

спиной.) Положите

мячик

на

стол.

Где

лежит

мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под

столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)

Дидактическая игра «Выбери мяч»

Логопед (таинственно обращается к детям). Посмотрите, какая большая

корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее

стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами?

Дети высказываются.

Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит

детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух

размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной

последовательности: сначала маленькие, затем — большие.

-Сейчас мы будем передавать мяч друг другу.

Дети и их родители садятся в круг.

У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: мячи какие?

Дидактическая игра «Поймай

скажи» (показ детьми)

Дети становятся в

круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок,

поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого

животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...

«Поймай

скажи наоборот» (с родителями.) Антонимы.

Дидактическая игра «Что это? Кто это?»

Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и

называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно

назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.

Логопед. Игра на внимание. Мячики захотели с нами поиграть в прятки.

Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой

мячик спрятался от вас? Дети отвечают.

Итог занятия.

18

Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь вставайте в круг.

Много с мячиком играли

И немножечко устали.

Встанем дружно все в кружок

И надуем мяч разок.

Сдуем мы его руками

И надуем снова сами.

Ловко вы мячи бросали,

В игры весело играли.

Все ребята молодцы! Получайте-ка призы!

Логопед угощает всех витаминами.

Приложение 2

Памятка для родителей

«Приемы автоматизации звуков в домашних

условиях»

Кнопочки

Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая

пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и

т.д.). Сколько кнопочек — столько повторов.

Шарик

19

Во время произнесения слов дети перекатывают (передают из рук в руки)

шарик от пинг-понга, мячик. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на

пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком,

проговаривая предложения, чистоговорки.

Заборчик.

Дети рисуют горизонтальные палочки с одновременным произнесением слогов,

слов.

Дорожка.

Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные

палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

Узоры

Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным

произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Пирамидка

Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые

ряды, слова.

Кубик с цифрами

Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог,

слово, предложение.

Часики

Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет

стрелка на часиках.

Бусы

Ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики,

нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Улиточка

Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя

пальцем по спирали — домику улиточки.

Тихо - громко

Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур,

проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на

маленькой — тихо.

Пальчики здороваются

20

Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении

произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять

обеими руками одновременно и попеременно.

Кулачки

Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги, слова.

Кулачки 2

Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.

Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока не «стечет»

песочек в часах (1 мин, 3 мин).

Приложение 3

Праздник красивой речи

Цель:

подвести итоги логопедической работы за учебный год в праздничной

обстановке;

совершенствовать правильную, эмоционально насыщенную речь.

Задачи:

автоматизировать поставленные звуки в связной речи;

закреплять правильные речевые навыки в различных речевых ситуациях;

развивать языковое чутьё, память, слуховое внимание;

воспитывать любовь к родному языку;

воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, смелость,

веру в собственные силы, умение работать в коллективе сверстников;

привлекать родителей к участию в праздниках.

Оборудование: мяч, шапочки-буквы, штурвал, бинокль, пособие «Цветик-

речецветик», карта страны Правильной речи, магнитная доска, предметные

картинки, костюмы, дипломы, прописи-раскраски.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети и родители проходят в празднично украшенный музыкальный зал под

музыкальное сопровождение.

Ведущий. Здравствуйте, мы рады видеть гостей на нашем празднике. Вы

услышите, как дети научились правильно произносить звуки, слова. Дети, для

чего нужно правильно говорить?

21

Дети. Чтобы общаться с другими людьми, общаться друг с другом, понимать

друг друга.

Ведущий. Да, красивую речь приятно слушать. Приглашаю вас совершить

путешествие по стране «Красивой и правильной речи». Но прежде, чем

отправиться в путешествие, давайте вспомним секреты правильной и красивой

речи, поможет нам в этом ЦВЕТИК-РЕЧЕЦВЕТИК.

(Дети смотрят на цветик-речецветик, размещённый на магнитной доске, и

после того как ведущий показывает на лепесток, хором отвечают)

Ухо – Слушаем всегда внимательно логопеда и воспитателя.

Язык – Язычком своим играем, напрягаем, выгибаем.

Губы – Губами двигаем красиво, плавно и неторопливо.

Правильное дыхание – Плавно, долго выдыхаем, звук протяжный получаем.

Рука – С пальчиками мы играем, лучше речь мы развиваем.

Книга – Книги разные читаем, в них о многом мы узнаем.

Ведущий. Эти правила помогут вам в путешествии.

Ведущий. Я буду вашим капитаном. (Надевает капитанскую фуражку и под

музыку И.Дунаевского «Песенка отважного капитана», марширует по залу)

Ведущий.

За высокими горами

За глубокими морями

Чудная страна там есть

Под названием «Правильная речь»

Отправляемся в путешествие: закрываем глаза и дружно скажем: «Один, два,

три – волшебство к нам приходи». Вот мы уже слышим шум моря, крики чаек,

вдыхаем свежий, чистый, морской воздух. Сделайте глубокий вдох через нос и

вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и

обиды.

Дети делают вдох и выдох по 3 раза.

Ведущий. Дружно глазки открываем, на корабле в путешествие

уплываем. (Крутит штурвал)

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Кораблик» с проговариванием.

Дети.

Наш корабль стоял в порту

С ярким флагом на борту

По волнам теперь плывёт

В путешествие нас везёт.

Ведущий. Первая остановка «Остров звуков».

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

22

А бывают звуки речи

Мы их точно знать должны!

Вот уж звуки встали в ряд

Начинается парад!

Под музыкальное сопровождение выходят дети, у которых на голове шапочки-

буквы: «Ш», «С», «Р», «Л», «З».

Дети.

Шуршит опавший лист: ш-ш-ш.

Насоса слышен свист: с-с-с.

Жуки в саду жужжат: ж-ж-ж.

Комарики громко звенят: з-з-з.

Летит самолёт: л-л-л.

А мотор ревёт: р-р-р.

Ведущий. Да, как раз произношение этих звуков и осваивали дети на наших

логопедических занятиях. Не волнуйтесь, дети, звуки вас полюбили!

Ведущий. На острове звуков предлагаю поиграть в игру «Замени звук». (игра с

мячом)

Замени первый звук в слове на звук «Р», «Л», «С». Какое слово получится?

Дети ловят мяч, заменяют первый звук в слове на предложенный ведущим звук

и называют получившееся слово, возвращая мяч.

«р» «л» «с»

мак – рактом – лом моль – соль

пот – ротрама – лама мода – сода

мука – рука рад – ладбок – сок

лама – рама кожа – ложа

ток – рок маска – ласка

Ведущий. Корабль с якоря снимаем, путешествие продолжаем! (Крутит

штурвал). Наш корабль причалил к острову «Стихотворный».

Ребёнок.

В жизни правильно сказать

Очень просто братцы

Надо просто не робеть,

Просто постараться!

Ведущий. А давайте послушаем истории ребят, они расскажут, как научились

произносить очень

важный звук «р».

Дети читают стихотворения.

1-й ребёнок.

23

Очень трудно научиться звук,

Рычащий, как тигрица,

Без запиночки сказать.

А теперь скажу на «пять»:

Рыба, рысь, ракета, марка,

Горка, роза и подарки

Я красиво говорю,

Всё, что хочешь – повторю!

2-й ребёнок.

У меня везде, всегда

С буквой «р» была беда,

Скажу «рак» – выходит «лак»,

Вместо «рожь» – выходит «ложь».

У щенка, который злился,

Я рычанью научился

И теперь всегда, везде

Говорю я букву Р.

3-й ребёнок.

Потерялась буква Р. Где?

В трамвае, например.

Или мы её вчера

Не забрали со двора?

Уронили в гастрономе,

Не нашли за дверью в доме?

Или спрятали, проверьте

В запечатанном конверте?

Может быть, милиционер

Принесёт нам букву ЭР?

Но сказала громко Наташа:

– Отыскалась буква наша!

Посмотри, как просто это:

Рыба! Рак! Река! Ракета!

Ведущий. Очень интересные истории рассказали нам дети. А скажите, что

помогло вам научиться правильно произносить звуки?

Дети. Гимнастика для язычка, упражнения, стихи, скороговорки.

Ведущий. Давайте послушаем, как вы говорите? Умеете ли вы сказать чётко,

ясно, красиво?

На острове «Стихотворном» дружно встанем на пригорке, да споём

скороговорку!

Дети «делятся» на две группы и встают одна напротив другой. Под музыку

Т.Зебряк идут навстречу друг другу обычным шагом , на слово «Егорка»

24

останавливаются и топают левой ногой и хлопают в ладоши.. Затем обе

группы расходятся от центра на исходное место.

В перелеске у пригорка,

Cобирал грибы Егорка,

Собирал грибы Егорка,

Говорил скороговорку!

Ведущий. А, давайте послушаем какую скороговорку говорил Егорка.

Ребёнок Егорка. Три сороки тараторки, тараторили на горке.

Ведущий предлагает родителям в быстром темпе проговорить следующие

скороговорки:

Сыпь в суп всех круп.

Водовоз вез воду из водопровода.

Вор у вора веревку своровал.

Фотограф Пров готовил плов.

Ведущий. Молодцы ребята и родители, хорошо потрудились. Корабль с якоря

снимаем, путешествие продолжаем! (Крутит штурвал). Плыли, плыли и

остановились в бухте «Пропавших слов».

Ведущий.

Есть ещё игра для вас,

Я начну стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором слово добавляйте!

Поднимаем выше руки

Произносим громко… звуки

Звук становится приятен

Лишь тогда, когда … понятен.

Буквы видеть, звуки слышать,

И писать, произносить,

Помогает нам без бед

Наш учитель… логопед.

Для язычка нужна нежная пластика –

Артикуляционная… гимнастика.

Чтобы чётко говорить

Нужно с пальцами … дружить.

Чтоб звуки правильно могли ребята различать,

Они должны с учителем, свой слух фонематический

Усердно ... развивать.

Будем вместе мы беречь

Нашу правильную… речь.

(Дети внимательно слушают и добавляют хором нужное слово).

Ведущий.

25

Молодцы, друзья мои,

С заданием справиться смогли!

Ведущий. А сейчас на корабле музыкальная пауза.

Эй, девчушки-веселушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Под музыкальное сопровождение дети исполняют частушки.

Дети.

Вместе дружно занимались

Звуки изучать старались

Говорим теперь на пять

Можем дикторами стать.

Ведущий. Следующая остановка – «Город Грамотеев». Налетел в городе

ветерок, разлетелся наш волшебный цветок. Соберите лепестки-картинки,

названия которых начинаются на звуки «Р», «Л», «Ш», «С», и у вас получится

цветок. Победит тот, кто быстрее справится с заданием и правильно соберёт

цветок.

(Дети выполняют задание под музыкальное сопровождение.)

Ведущий. В городе Грамотеев очень любят пословицы. Пословицы украшают

нашу речь, делают её ярче, выразительнее. Без углов дом не строится, без

пословицы речь не молвится.

Дети, помогите мне закончить пословицу. (Ведущий начинает, а дети говорят

окончание пословицы).

Семеро одного … не ждут.

Делу время … потехе час.

Волков бояться … в лес не ходить.

Учение свет … не учение тьма.

Дело мастера … боится.

Молодцы, все пословицы знаете.

Ведущий. Корабль с якоря снимаем путешествовать продолжаем. (Крутит

штурвал).

У нас по курсу (смотрит в бинокль) всего один остров, там очень красивое

озеро «Театральное».

Вот мы и причалили. На этом острове живут замечательные артисты.

Слышите музыку? Это песня бродячих артистов. (Звучит фонограмма песни

«Бродячие артисты» ВИА «Весёлые ребята»)

Инсценировки:

«Серый кот и старушка-говорушка»

1-й ребёнок:

26

Серый кот вернись к старушке,

Одинокой говорушке!

2-й ребёнок:

Ни за что я не вернусь,

Под забором я свернусь:

По утрам и вечерам

В твоём доме тарарам!

1-й ребёнок:

Не ходи ты под забор,

С кем вести мне разговор?

У старушки-говорушки

Серый кот – одна подружка!

2-й ребёнок:

Я вернусь, но, чур-чур-чур!

Не ругать за мур-мур-мур!

У старушки-говорушки

Будет котик-говорушка!

«Обидчивый Федул»

1-й ребёнок: Федул, что губы надул?

2-й ребёнок: Кафтан прожёг.

1-й ребёнок: Можно зашить?

2-й ребёнок: Да иглы нет.

1-й ребёнок: А велика ли дыра?

2-й ребёнок: Один ворот на мне!

«Штранная история»

Ведущий: Встретил жук в густом лесу симпатичную осу.

1-й ребёнок: Ах, какая модница, пожвольте пожнакомиться?

2-й ребёнок:

Увазаемый прохозий,

Ну на сто это похозе?

Вы не представляете,

Как вы сепелявите!

Ведущий: И красавица оса улетела в небеса.

1-й ребёнок: Штранная гражданка, наверно иноштранка!

Ведущий. Вот, что бывает, когда звуки речи не исправляют, придавайте

большое значение правильности звукопроизношения!

Ведущий. Пора нам, дети, возвращаться в детский сад. А поможет нам

вернуться песня. Звуки очень любят песни, с песней жить нам интересней!

27

(Под фонограмму песни» Маленькая страна» И.Николаева дети исполняют

песню)

Песня «Маленькая страна»

В эту страну попасть непросто

Грамота там живёт.

И по тропе красивой речи

Нас она поведёт.

Надо всем детям научиться

Правильно говорить.

В эту страну тот час умчимся

Будем всегда там жить.

Припев:

Маленькая страна,

Правильная страна.

Там говорят и пишут верно

Звуки и все слова.

В этой стране не будет места

Грубым и злым словам.

Трудности и ошибки речи

Не приживутся там.

Нас логопед научил все звуки

Чётко произносить.

Будем всегда и везде стараться

Правильно говорить.

Припев:

Ведущий. Молодцы, дети, очень красивая песня. Вот и подошло к концу наше

путешествие.

Ведущий.

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить.

Смеяться, плакать, но при всём при этом

ДОЛЖНЫ МЫ ЧЁТКО И КРАСИВО ГОВОРИТЬ!

Ведущий. Дорогие дети!

Вы много трудились на протяжении года над развитием своей речи. Это было

не так просто. Приходилось много работать, проявлять терпение, волю, верить

в победу! Гости и родители увидели прекрасный результат огромного труда:

как вы правильно, красиво произносите звуки, следите за произношением,

легко выполняете задания.

Жители города Грамотеев дарят вам прописи-раскраски, чтобы вы и дальше

совершенствовали свои знания и умения. Научились красиво писать.

(Вручение подарков и дипломов под музыкальное сопровождение).

28

Итоговый речевой праздник «Красивую речь – приятно слушать»

В ходе праздника решаются важные задачи:

1. Закрепление у детей самоконтроля за собственной речью.

2. Совершенствование речевого слуха, ритма, темпа речи, дикции.

3. Закрепление графического образа печатных букв, прочтение слов.

4. Развитие зрительно –пространственной координации, воображения,

внимания, мышления, памяти, чувства юмора.

5.

Воспитание

доброжелательности,

чувства

коллективизма,

умение

выслушивать друг друга.

Оборудование: мольберт, фломастеры, 5 букв, вырезанные из плотного

картона крупного формата, 3 еловых шишки, дипломы и сувениры по

количеству детей.

Логопед: Добрый вечер, дорогие ребята и гости! Я приветствую всех кто

пришел к нам на праздник

«Красивой речи»! Как и положено, на празднике, мы с вами будем, петь,

играть, шутить, рассказывать веселые стихи и при, этом, конечно, красиво

говорить.

Звучит музыка в зал вбегает сказочный персонаж Тараторка, напевает

песенку

Тараторка: Тары – бары, тары – бары, тары – бары, тару – ра.

Тараторю без умолка, прямо с самого утра.

- Здравствуйте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!

Надеюсь, я не опоздал?

Логопед: Здравствуй, Тараторка, мы рады видеть тебя на нашем празднике!

Тараторка: Мне не до веселья. Я пришел к вам за советом, за помощью.

Логопед : Ну что ж, мы с ребятами будем рады тебе помочь.

Тараторка:

Хорошо бы! Мой дедушка все время говорит, что я плохо

разговариваю потому, что у меня во рту «каша», а у меня во рту никакой каши

нет (открывает рот).

Логопед: Не расстраивайся, Тараторка, слушай и запоминай:

Кто хочет красиво разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Дети: Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Дети поют песню «Игра» муз. В.Шаинского, сл.Р.Рождественского

Тараторка: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Я все понял, и теперь

буду стараться говорить не торопясь. А можно мне, ребята, остаться на вашем

празднике? Может быть, я еще чему-нибудь у вас научусь.

29

Дети: Оставайся, Тараторка.

Логопед:

Конечно, оставайся. А начнем мы с игры разминки «Доскажи

словечко»

1. Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый…(слон)…медведь.

2.В теплой лужице своей

Громко квакал…(воробей)…нет, лягушонок.

3. С пальмы – вниз, на пальму снова

Ловко прыгает…(корова)…нет обезьяна!

4. К цветку приставишь ухо,

А в нем жужжит, поет

Старательная…(муха)…нет пчела

И собирает мед.

Тараторка: А теперь, ребята, угадайте, что у меня лежит в кармане на звук

«В»?

(предположения детей слов на звук «В») Сдаетесь? Да нет ничего!

(выворачивает карман)

Логопед: Как ничего? Ты говорил на звук «В»?

Тараторка: Воздух!

Логопед: Приглашаю всех поиграть. «Руку другу тянет друг, выходи в

широкий круг»

Дети по цепочке протягивают друг другу руки и выходят в центр зала.

Дети поют песню «Слово на ладошках» муз. Е.Попляновой, сл. Н.Пикулевой

Логопед: Что случилось? …

Тараторка: Что случилось?

Дети: (хором) С печки азбука свалилась.

1й ребенок: Больно вывихнула ножку

Прописная буква М

Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем!

2й ребенок: Потеряла буква Ю

Перекладину свою!

Очутившись на полу

Поломала хвостик У!

3й ребенок: Ф, бедняжку, так раздуло –

Не прочесть её никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак.

4й ребенок: Буква С совсем сомкнулась –

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

30

Не узнала никого!

Тараторка: Не беда, я знаю, как помочь буквам. Надо добавить к каждой

поломавшейся букве один элемент.

Выставляется мольберт, на ней написаны буквы с недостающими

элементами.

Дети по одному выходят к доске и дорисовывают недостающую деталь.

Игра «Допиши буквы»

Логопед: Ребята, кто сможет прочитать, что получились? (дети читают

пословицу)

Дети: «Один за всех и все за одного»

Тараторка: А ещё я знаю игру с буквами, называется «Кто быстрее возьмет

букву».

Игра «Кто быстрее возьмет букву».

Кладет в круг несколько букв. В игру приглашают на одного ребенка

больше чем букв.

Пока звучит музыка, дети бегают по кругу, как только музыка замолкает,

надо быстро

взять букву. Из игры выбывает тот, кто остался без буквы.

Логопед: А вы знаете дети, что бывают заколдованные буквы?

Дети: Нет!

Сценка «Заколдованная буква» – по мотивам В. Драгунского. Участвуют

трое детей.

Логопед: Однажды гуляли во дворе Матвей, Тимоша и Аня.

Вдруг Аня увидела на тропинке еловые шишки.

Аня: Смотрите, сыски!

Логопед: Матвей с Тимошей так и покатились со смеха.

Матвей: Ой, умру от смеха! Сыски!

Тимоша: 5 лет девчонке, а говорит «сыски». Хахаха!

Логопед: Тимоша упал в обморок и застонал:

Тимоша: Ах, мне плохо, «сыски»!

Логопед: А Матвей кричал:

Матвей: Девчонке 5 лет, скоро замуж выходить, а она «сыски»!

Логопед: У Анюты нижняя губа скривилась, и она чуть не заплакала:

Аня: Я правильно сказала. У меня зуб вывалился и свистит.

Я хочу сказать «шишки», а у меня высвистывается «сыски».

Тимоша: Эка невидаль – у неё зуб вывалился. У меня целых три вывалилось

и два шатается.

А все равно правильно говорю. Вот слушай: «хыхки». Ну что, правда,

здорово: «хыхки»!

Вот как у меня легко выходит, я даже петь могу: ох, хыхечка зеленая,

боюся, уколюся я.

Логопед: Ну, Аня как закричит:

31

Аня: Неправильно! Ура! Ты говоришь «хыхки», а надо «сыски».

Тимоша: Нет, неправильно, не надо «хыхки», а надо «сыски».

Логопед: И оба заревели.

Матвей: Чего они так спорят, раз оба не правы? Ведь это очень простое

слово.

Не какие не «сыски» и не какие не «хыхки». А коротко и ясно: «фыфки».

Вот и всё!

Тараторка: Я хочу пригласить ребят в круг, и поиграть в мою любимую игру

«4 шага».

Игра «4 шага» игра с ускорением темпа.

текст песни проговаривается каждый раз с ускорением

Игра проходит с участием родителей.

Логопед: Тараторка, послушай какие веселые стихи, расскажут наши дети.

1й ребенка: Мурка задумчиво в небо глядит:

Может быть там, колбаса пролетит?

Мысль, что бывают еще чудеса,

Даже приятнее, чем колбаса.

2й ребенок: Лает кошка из лукошка, на сосне растет картошка,

Море по небу летит, звонко квакают утята,

Тонко крякают котята, проползла змеею луковица –

Получилась перепутаница.

3й ребенок: Ну и Петя – петушок,

Удивились хрюшки,

Почему ты гребешок

Носишь на макушке?

Говорит петух в ответ:

У меня карманов нет.

4й ребенок: Что со мною стало? Целый день пляшу.

Ах, как я устала. Я едва дышу.

Отдохнуть охота. Мама, посмотри.

Может, пляшет кто-то у меня внутри?

Тараторка: Весело тут у вас. Я рад был познакомиться с такими умными,

сообразительными ребятами, которые знают звуки, буквы, вопросы разные

задают, а как правильно и красиво говорят. Но мне пора в свою сказку. До

свидания!

Тараторка уходит

Логопед: Вот и подошел к концу наш праздник. Но для вас, дорогие ребята,

у нас есть сюрприз.

32



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники