Автор: Аитова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ›МДОУ "Д/с № 161 О.В."
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Адаптация детей к детскому саду.
Тема: Адаптация детей
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей к детскому саду
Работа с детьми раннего возраста не такая простая, как кажется на первый
взгляд. Малыша оторвали от мамы и поместили в новую, непонятную для
него, обстановку. Он эмоционально слаб. Отсюда и слезы, и сложности
привыкания. Некоторые родители, вместо того чтобы помочь ребенку,
переживают больше него самого.
Задача воспитателя в этот период не только адаптировать малыша к новой
обстановке, но и грамотно распланировать работу с родителями. То есть
создать среду взаимопонимания и доверия.
Период привыкания детей к детскому саду – достаточно сложная проблема.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому режиму дня, к
незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое
развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в
семье.
Если родители приняли необходимые меры перед поступлением в детский
сад: новый режим дня, общение со сверстниками, постепенное отдаление от
мамы, то сложностей с адаптацией произойти не должно.
Что же делать, если малышу все же сложно привыкает к детскому саду?
Прежде всего надо смотреть на индивидуальные особенности ребенка, его
привычки и увлечения, проводить беседы с родителями. Как он кушает,
ходит в туалет, засыпает. Чем он любит заниматься дома, есть ли у него
любимая игрушка.
Стоит предложить родителям принести свои фото в детский сад и отвлекать
детей от слез фотографиями: кто это? Постепенно переводя внимание
ребенка на книги или игрушки.
В облегчении адаптации детей помогают групповые «ритуалы». Например:
детей встречает игровой персонаж, утром включается любимая песня,
воспитатель обнимает каждого ребенка при встрече. Каждый может
придумать что-то свое.
А объятия и поглаживания - это элементы телесной терапии, которые
создают у ребенка положительную установку на предстоящие режимные
процессы.
При всем этом у воспитателя должна быть четкая позиция о соблюдении
режимных моментов. Нельзя допускать разброс требований к разным детям.
Во время приема пищи все сидят за столами. Все идут на прогулку. Все
ложатся спать и так далее.
Обращения к
детям
должны
быть
понятны
и, при необходимости,
повторяться несколько раз. Важно малышей побуждать к действию и хвалить
за выполнение этого действия. «Ванечка, пойдем одеваться на прогулку. Где
твой шкафчик? Покажи свой шкафчик. Молодец, Ваня».
Если дети понимают
воспитателя — их легко обучить тем вещам, с которыми дома они не
сталкивались или привыкли делать по-другому.
И самое главное в раннем возрасте – это развитие культурно-гигиенических
навыков. Если ребенок самостоятельно умывается, раздевается, одевается, то
он становится менее зависим от взрослых. А это, опять же, ведет к более
легкому привыканию к детскому саду.