Автор: Гладышева Любовь Валентиновна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 79 "Мальчиш-Кибальчиш"
Населённый пункт: г. Северодвинск Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Положение о наставничестве
Раздел: дошкольное образование
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ №79
Протокол №3 от «20» января 2022г. ___________ Гладышева Л.В.
Приказ № 144-р от
«21» января 2022г.
Положение о наставничестве
Муниципального бюджетного дошкольного учреждения
«Детский сад №79 «Мальчиш-Кибальчиш» комбинированного вида»
г. Северодвинск
1
1.
Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано в МБДОУ «Детский сад №79 «Мальчиш-Кибальчиш»
(далее Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
и регламентирует деятельность педагогов.
Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Положении:
Наставничество – форма адаптации, практического обучения и воспитания новых или менее
опытных работников организации в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками,
приобретения необходимой компетенции, приобщения к корпоративной культуре организации.
Наставник – более опытный работник организации, принимающий на себя функции по
обучению новых или менее опытных работников.
Стажер – новый работник организации, прикрепляемый к наставнику.
1.2. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного
педагога по развитию у молодого педагога необходимых навыков и умений ведения
педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области дошкольного образования
и методики преподавания.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целями наставничества являются адаптация стажеров к работе в организации на основе
единой системы передачи опыта и воспитания, повышение квалификации педагогов,
обеспечение оптимального использования времени и ресурсов для скорейшего достижения
стажерами необходимых результатов, снижение текучести кадров и мотивирования новых
работников к достижению целей организации.
2.2. Основными задачами наставничества являются:
− оказание помощи стажеру в освоении необходимых компетенций за счет ознакомления с
современными методами и приемами работы, передачи наставником личного опыта;
− обучение молодого педагога в минимальные сроки необходимому профессиональному
мастерству,
соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда;
− содействие достижению стажером высокого качества труда;
− вхождение молодого педагога в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры;
− воспитание у стажера чувства личной ответственности за результаты своей деятельности.
- приобщение педагога к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном
учреждении.
3. Организационные основы наставничества.
3.1. Наставничество организуется на основании приказа заведующего ДОО.
3.2. Руководство деятельностью наставников в ДОО осуществляет старший воспитатель.
3.3 Старший воспитатель выбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов по
следующим критериям:
высокий уровень профессиональной подготовки;
развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
опыт воспитательной и методической работы;
стабильные показатели в работе;
богатый жизненный опыт;
способность и готовность делиться профессиональным опытом;
стаж педагогической деятельности не менее 5 (пяти) лет.
3.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь
одновременно не более 2 (двух) подшефных педагогов.
2
3.5. Кандидатуры наставников рассматриваются на Педагогическом совете, утверждаются
заведующим ДОО.
3.6. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника
и молодого педагога, за которым он будет закреплен по рекомендации Педагогического совета,
приказом заведующего ДОО с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к
молодому педагогу, на срок не менее 1 (одного) года. Приказ о закреплении наставника
издается не позднее 1 месяца с момента назначения молодого педагога на должность.
3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий работников ДОО:
педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в ДОО;
педагогов, имеющих стаж педагогической деятельности не более 3 (трех) лет;
педагогов, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения непосредственно
образовательной деятельности в определенной группе (по определенной тематике).
3.8. Замена наставника производится приказом заведующего ДОО в случаях:
увольнения наставника;
перевода на другую работу молодого педагога или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и молодого педагога.
3.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является:
качественное
выполнение
молодым
педагогом
должностных
обязанностей
в
период
наставничества;
активное
участие
молодого
педагога
в
жизни
ДОО,
выступления
на
методических
мероприятиях ДОО, на методических мероприятиях муниципального, регионального уровней.
Участие молодого педагога в конкурсе профессионального мастерства различного уровня.
3.10. За успешную работу педагог-наставник отмечается заведующим ДОО по действующей
системе поощрения и стимулирования, вплоть до представления к почетным званиям.
3.11. По инициативе наставников может быть создан орган общественного самоуправления -
Совет наставников.
4. Обязанности педагога-наставника.
4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого педагога по занимаемой должности;
4.2. Изучать:
деловые и нравственные качества стажёра;
отношение молодого педагога, к проведению образовательной
деятельности, коллективу ДОО,
воспитанникам и их родителям;
его увлечения, наклонности, круг досугового общения;
4.3.Вводить
в
должность
(знакомить
с
основными
обязанностями,
требованиями,
предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны и
безопасности труда).
4.4. Проводить
необходимое
обучение;
контролировать
и
оценивать
самостоятельное
проведение молодым педагогом, НОД, режимных моментов и совместных мероприятий с
детьми;
4.5. Разрабатывать совместно с молодым педагогом план профессионального становления;
давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу,
оказывать необходимую помощь.
4.6.
Оказывать молодому педагогу, индивидуальную помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественного проведения НОД, выявлять и
совместно устранять допущенные ошибки.
4.7. Развивать положительные качества молодого педагога, корректировать его поведение в
детском саду, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать
развитию общекультурного и профессионального кругозора.
3
4.8.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого педагога, вносить предложения о его поощрении или применении мер
воспитательного и дисциплинарного воздействия.
4.9.
Периодически докладывать старшему воспитателю о процессе адаптации молодого
педагога, результатах его труда.
4.10.
Педагог-наставник:
- содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих
педагогов;
- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
- координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами
воспитания и обучения детей;
- оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации
воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями
и задачами реализуемых программ;
- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
- знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и
востребованными педагогическими технологиями;
- консультирует по подбору и использованию педагогически
целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает
позитивное влияние на рост профессиональной компетентности
начинающего педагога.
5. Права педагога-наставника.
5.1. С согласия старшего воспитателя подключать для дополнительного обучения молодого
педагога, других работников ДОО.
5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого педагога, как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности молодого педагога.
6.1.Изучать закон «Об образовании в Российской Федерации», нормативные документы,
определяющие его
служебную деятельность, структуру, особенности деятельности Учреждения
и функциональные обязанности по занимаемой должности.
6.2.Постоянно
работать
над
повышением
профессионального
мастерства,
овладевать
практическими навыками по занимаемой должности.
6.3.Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним.
6.4.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.5. Периодически отчитываться о своей работе перед наставником старшим воспитателем.
7. Права молодого педагога.
7.1. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
7.2. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать
по ним объяснения.
7.4. Посещать методические мероприятия, связанные с педагогической деятельностью.
7.6. Повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя
старшего воспитателя и заведующего Учреждения.
8.2. Старший воспитатель ДОО обязан:
представить назначенного молодого педагога, педагогам ДОО, объявить приказ о закреплении
за ним наставника;
4
создать необходимые условия для совместной работы молодого педагога, с закрепленным за
ним наставником;
посещать мероприятия, проводимые с детьми наставником и молодым педагогом;
оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодым
специалистом;
изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в
образовательном ДОО;
определить меры поощрения педагога-наставника.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставника с молодыми педагогами, несет
старший воспитатель, заведующий ДОО.
Старший воспитатель обязан:
рассмотреть индивидуальный план работы наставника;
провести инструктаж наставника и молодого педагога;
обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с
настоящим Положением;
осуществлять систематический контроль работы педагога-наставника;
заслушать и утвердить на заседании Педагогического совета отчеты молодого педагога, и
наставника и представить их заведующему ДОО.
9. Документы, регламентирующие наставничество.
9.1.К документам, регламентирующим деятельность наставника, относятся:
настоящее Положение;
приказ заведующего Учреждения об организации наставничества;
годовой планы работы ДОО.
10. Заключительные положения
10.1. Дополнения, изменения в настоящее Положение могут вноситься педагогами учреждения,
заведующим, старшим воспитателем.
10.2 Дополнения, изменения в Положение принимаются на заседании Педагогического совета и
утверждаются руководителем дошкольного учреждения.
5