Напоминание

"От яркого родного к иностранному"


Автор: Тимонина Людмила Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1194
Населённый пункт: город Зеленоград
Наименование материала: статья
Тема: "От яркого родного к иностранному"
Раздел: дошкольное образование





Назад




От яркого родного – к иностранному.

Воспитание ребенка, его становление как личности проходит в соответствующей

национальной общности людей через воздействие национальной культуры, носители которой

окружающие его люди. Каждая культура обязательно предполагает наличие своего языка, на

котором говорит ребенок в раннем детстве свои первые слова и пользуется им в течение всей

жизни в различных жизненных ситуациях. Это родной язык, самый любимы и самый понятный.

На этом языке человек передает и получает информацию, на этом языке думает и общается с

другими. Важнейшая социальная роль языка именно коммуникативная, ведь человек всегда

представляется нам в коммуникации, в мотивах, в стимулах общения.

Нормально

развивающийся

ребенок

вступает

в

разнообразные

отношения

с

окружающими его людьми, сверстниками, умение общаться – необходимое условие для этого.

Для полноценного, интересного общения нужна хорошая речь: богатая, грамотная, точная,

выразительная. Приятно говорить с человеком, у которого каждое слово к месту, и ко времени,

а каждый звук в нем звучит четко, ясно. Речь человека – лакмусовая бумажка его общей

культуры и показатель интеллекта. При неразвитой речи не приходится говорить о хорошем

интеллекте, и, наоборот, при невысоких умственных способностях не надо ждать качественной

речи.

«Как богат и красив наш родной русский язык, наша родная речь! С раннего детства

ребенок активно подражает речи окружающих, поэтому речь родителей, педагогов должна быть

всегда правильной: корректной, отчетливой, грамотной, четкой по артикуляции. Речевая среда

ребенка

должна

способствовать

обогащению

лексики,

совершенствованию

речи

в

количественном

и

качественном

плане.

Детский

возраст

благодатное

время

для

словотворчества, развития связной речи, восприятия знаний. Хочется, чтобы и родители

уделяли внимание речевому развитию своих детей: больше читали им, рассказывали,

беседовали, а не оставляли надолго один на один с телевизором или телефоном как с основным

собеседником.

К сожалению, речевая патология имеет тенденцию к росту. Неблагоприятное воздействие

разных факторов на ребенка во внутриутробном состоянии, во время родов негативно

сказывается на его речи как самой молодой функции.

Логопед призван содействовать правильной речи детей в силу своей профессии, активно

сотрудничая с педагогами и, конечно, с родителями, пропагандируя речевую работу не только

как коррекционную, но и профилактическую. Достижение успеха напрямую зависит от

постоянной и добросовестной работы педагогов и родителей.

Центральное место в работе по развитию родной речи занимает связная речь, которая

включает в себя диалог и монолог. Диалог – это коммуникация, умение вести беседу, умение

слушать, понимать собеседника, задавать вопросы и строить ответ. Детей учат подбирать слова,

фразы, подходящие к конкретной ситуации, быть вежливыми, правильно произносить фразы в

интонационном плане. Для знакомства с разными видами диалога детям часто читаются

диалоги из художественных произведений, разыгрываются сценки. Умение вести диалог

необходимо при обучении иностранному языку, форма диалога оптимальна для детей.

Современный мир увлек изучением языков огромные массы учащихся, разных по возрасту, по

интересам, по мотивации. Овладевая иностранным языком, человек получает доступ к

обширной, разнообразной новой информации, получает возможность общения с носителями

другого языка.

Обучение детей иностранному языку как средству общения можно начинать в раннем

детстве Игровая деятельность особенно эффективна. В игре учебные цели незаметны,

деятельность ребенка в определенном смысле носит непроизвольный характер. В игре

присутствуют все психологические компоненты – ощущения, эмоции, мыслительные процессы.

Дети комфортно чувствуют себя, воспринимая иностранную речь на слух и запоминая не

сколько отдельные слова, сколько фразы. Дети настолько вживаются в игровые ситуации, что

искусственная

иноязычная

среда

становится

психологически

очень

близкой.

Дети

разговаривают без потребности анализировать то, что происходит.

К обязательному условию успешного овладения иностранным языком относится развитие

родной речи: ребенок должен иметь большой словарный запас, уметь правильно строить

предложения, владеть навыками словоизменения и словообразования, уметь пользовать

диалогом и монологом, правильно использовать интонационные средства для выразительности

своего высказывания и, конечно, правильно произносить все звуки родной речи.

Для усвоения звуков родного и иностранного языка у ребёнка должна быть хорошо

развита

артикуляционная

моторика.

Она

помогает

укрепить

мышцы

языка,

всего

артикуляционного аппарата.

В результате мускулы рта освобождаются от излишней

напряженности или, наоборот от вялости и неподвижности во время речи, становятся гибкими,

подвижными, послушными. Движения языка становятся точными, он быстрее принимает

нужную позу при постановке конкретного звука. Развитие артикуляционной моторики,

владение голосом и речевым дыханием, правильное звукопроизношение обеспечивает хорошую

дикцию.

Для того, чтобы овладеть произношением иностранного языка, надо создать новые

стереотипы, не менее прочные, чем стереотипы родного языка, создать новые слухо-зрительно-

моторные образы звуков, которые были бы полностью автоматизированы, а это достигается при

очень большой частности артикуляционных движений. При изучении иностранного языка

необходимо постоянное взаимодействие этого языка с родным, потому что каждый новый звук

ассоциируется

с

соответствующими

звуковыми

комплексами

родного

языка.

После

артикуляционной гимнастики, перед введением иностранной лексики, следует поработать над

русскими скороговорками. Предварительная работа на базе родного языка очень полезна, так

как при этом изменения в артикуляционной базе станут более органичными. Прочным должен

быть фундамент всего родного языка, который стал основным кодом, а овладение иностранным

языком приравнивается к овладению новым кодом, который накладывается на речевую

деятельность на родном языке.

Чтобы достичь хороших результатов в обучении, педагог обращается не только к разуму

своих учеников, но и к чувствам, строит обучение так, чтобы детям было интересно. Атмосфера

психологического

комфорта,

ведение

занятий

в

доступной

и

занимательной

форме,

продуманная повторяемость всего заученного материала, умелое воздействие педагога, его

богатая образная, эмоциональная речь – все это помогает привить любовь к родному языку и

вызвать интерес к иностранному.



В раздел образования