Автор: Уханова Евгения Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 9 д/ с " Солнышко"
Населённый пункт: город Кулебаки , Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности для детей группы дошкольного возраста от 6 до 7 лет компенсирующего вида с нарушением речи
Тема: «Христианский праздник Светлой Пасхи»
Раздел: дошкольное образование
Городской округ города Кулебаки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №9 «Солнышко»
Муниципальный творческий конкурс: « Пасхальные традиции»
Номинация : « Методическая копилка»
Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности
для детей группы дошкольного возраста от 6 до 7 лет компенсирующего
вида с нарушением речи на тему: «Христианский праздник Светлой Пасхи»
Разработала: воспитатель
I квалификационной категории
Уханова Евгения Олеговна
Г.о.г.Кулебаки , 2022 год
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Хри-
стово Воскресенье , называемое также Пасхой. Этот день является центром всей тра-
диции , истории православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом
широком смысле. Но , к сожалению , с каждым годом праздники забываются, отхо-
дят на второй план .Именно поэтому детей надо приобщать к народной культуре
уже в детском саду .
Цель:
Приобщение дошкольников к национальной культуре , посредством формирования
интересов к традициям празднования христианского праздника « Пасха»
Задачи :
Образовательные:
Способствовать формированию личности ребенка как носителя нравственных
ценностей;
Познакомить с историей возникновения праздника, утраченными пасхальными
традициями русского народа, с произведениями русского фольклора;
Обобщить знания по основным темам: “Русские народные сказки, потешки и
песни”, “Узоры и орнаменты”, “Праздники народов мира”;
Закрепить и расширить умения и навыки рисования акварелью на бумаге.
Развивающие:
Формирование художественно – эстетического вкуса; развитие творческой ин-
дивидуальности каждого ребёнка;
Активизация творческой фантазии и воображения;
Развивать творческие возможности детей, мелкую моторику рук, память и
речь детей.
Воспитательные:
Воспитание любви к своей земле, к своему народу;
Приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
Пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Целевая аудитория: воспитанники логопедической группы 6-7 лет.
Место проведения мероприятия : группа детского сада.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-
эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование и наглядный материал: Выставка детских рисунков «Узоры и ор-
наменты»; Выставка пасхальных открыток; Подборка книг «Русские народные
сказки»; “крашеные” пасхальные деревянные яйца, композиция ”пасхальное дере-
во”; аудиокассеты с записью стихов, потешек, русских народных песен.
Ход занятия.
Воспитатель:
Сегодня у нас опять необычное занятие.
Вы видите много знакомых и не знакомых вам предметов. Все эти предметы приго-
дятся нам для занятия.
Но сейчас давайте посмотрим на доску. (Открыть выставку детских рисунков «Узо-
ры и орнаменты».) Это выполненные вами узоры и орнаменты. Как они красивы и
ни один не похож на другой.
На предыдущем занятии мы с вами уже говорили, что же такое узоры и орнаменты.
Вспомним рисунки к русским народным сказкам, которые мы читали.
Я сейчас вам раздам книги, внимательно рассмотрите их. (Колобок; Волк и семеро
козлят; Лиса и заяц; Мужик и медведь / рассматриваются книги, где персонажи
изображены в русской национальной одежде).
Где здесь мы встречаемся с орнаментами?
Дети: На домиках и одежде. ( Избы: конёк крыши, наличники окон, косяки дверей.
Одежда: горловина, рукав, подол, поясок и т. д.).
Воспитатель: А где же в наше время мы можем увидеть орнаменты и узоры?
Дети: На тарелках и чашках, на обоях, на домах в деревне…
Воспитатель: Отлично. Узоры и орнаменты дошли до наших дней в виде украше-
ния на посуде, на одежде, бордюров на обоях, в виде гирлянд и т. д. Ещё мы обяза-
тельно рисуем их в этот праздник на…(Открыть экспозицию художественных пла-
катов и открыток «Пасхальное яйцо».)
Дети: На пасхальных яйцах.
Воспитатель: Конечно. А для чего нужны пасхальные яйца, что это такое – Пас-
ха? (на доске модуль со словом Пасха). Пасха - это христианский религиозный
праздник, который отмечает смерть и воскресение Христа.
У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их и
в Пасху. Давай перенесёмся в прошлое нашей страны и рассмотрим их.
Прослушайте стишок :
Ой, весна моя, ты весняночка!
Из – за тёмных лесов, из – за синих морей
Приходи! Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки , Птички ласточки!
Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Воспитатель: Кого мы закликали? ( Весну )
Какие старинные праздники приносит с собой весна? (Вербное воскресенье, Пасху).
Воспитатель: Прочитаем на доске : Пасха. Слово "Пасха" пришло к нам из грече-
ского языка и означает «избавление». Считается, что в этот день Сын Божий Хри-
стос воскрес из мертвых.
Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на
весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами. Этот
праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение –
день радостный, светлый. Все верующие в этот праздник задолго до полуночи, в
светлых одеждах, собираются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пас-
хального Торжества. Священнослужители облачаются в торжественные, парадные
одежды. Перед самою полуночью торжественный благовест (звон колоколов) возве-
щает о наступлении великой минуты Праздника Воскресения Христова. Священно-
служители с крестом, светильниками и фимиамом выходят и вместе с народом обхо-
дят вокруг церкви с пением. В это время с высоты колокольни, как с небес, льется
ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выра-
жая тем радость Светоносного Праздника.
Раньше на Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в
колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множе-
ство колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна
подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.
Воспитатель: Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона колоко-
лов (включается аудиозапись «Пасхальный перезвон») . Какое у вас появилось на-
строение после звучания колокольного звона? ( Радостное, приподнятое, празднич-
ное, торжественное ).
Воспитатель: Хотя Пасха — одно из наиболее важных событий христианского ка-
лендаря, она хранит древние, дохристианские обычаи и ритуалы. Яйцо занимает
главное место в пасхальных обрядах. Крашенное или расписное, оно стало знаком,
символом праздника. Яйцами обмениваются, их дарят родным, соседям, всем, кто
придет поздравить с праздником, берут с собой, отправляясь в гости.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые пасхальные яйца вы видите на выставке!
А как вы думаете, ребята, зачем же красят или разрисовывают яйца для этого празд-
ника?
Дети: Чтобы были красивыми и нарядными.
Воспитатель: Говорят, что эта традиция зародилась еще в Древнем Египте. Сведе-
ния о раскрашенных яйцах встречаются и в средневековых источниках. Во время
поста запрещалось потребление яиц. В старину накапливали по 100 – 200 яиц, а что-
бы они сохранялись как можно дольше, их варили. Как проще можно было отличить
вареное яйцо от сырого? Только разукрасив его!
В Светлое Христово Воскресение верующие радостно приветствуют друг друга сло-
вами: «Христос воскресе!» – и ответным : «Воистину воскресе!»
Воспитатель: Пасха – время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: мо-
лодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. В Пасху повсюду звучала
музыка. Ещё на пасху на Руси весёлые хороводы водили!
Давайте и мы так сделаем. ( Дети встают в круг и под звуки русской народной песни
«На горе – то калина» начинают хоровод / включается аудиокассета ).
Воспитатель: С каким настроением вы водили этот хоровод?
Дети: С весёлым, радостным, светлым, озорным…
Воспитатель: Какие вы молодцы. Теперь тихонько садитесь на места.
Давайте подведём итоги.
Воспитатель:
Дети, с каким праздником русского народа вы познакомились сегодня?
Что вы узнали нового, интересного?
Какие незнакомые слова вам повстречались? (Пасха, благоговейно, благовест, фи-
миам, трезвон ).
Какое у вас сейчас настроение?
Давайте сейчас с этим прекрасным настроением раскрасим наши наброски пасхаль-
ных яиц, которые мы приготовили с вами на прошлом занятии.
Готовые рисунки собираются, и оформляется выставка творческих работ воспитан-
ников.
Список использованной литературы
1. Праздники и обычаи народов мира. Энциклопедия «Я познаю мир». Издательство
« Астрель », 2002.
2. Книга для воспитателей детского сада. Занятия по изобразительной деятельности
детей. Комарова «Просвещение», 1991.
3. Книга для учителя по воспитательной работе. Творчество в начальных классах.
Перевертень «Просвещение», 1988.
4. Учебно – методическое пособие «Цветные ладошки». Лыкова «Карапуз», 2005.
5. Русские народные сказки. ( Издания разных лет ).
6. Подборка статей из газет и журналов (в том числе журналы «Завуч», «Начальная
школа», газета «Первое сентября» ).
7. Сборник русских народных песен, частушек.