Напоминание

«Христианский праздник Светлой Пасхи»


Автор: Уханова Евгения Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 9 д/ с " Солнышко"
Населённый пункт: город Кулебаки , Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности для детей группы дошкольного возраста от 6 до 7 лет компенсирующего вида с нарушением речи
Тема: «Христианский праздник Светлой Пасхи»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Городской округ города Кулебаки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №9 «Солнышко»

Муниципальный творческий конкурс: « Пасхальные традиции»

Номинация : « Методическая копилка»

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности

для детей группы дошкольного возраста от 6 до 7 лет компенсирующего

вида с нарушением речи на тему: «Христианский праздник Светлой Пасхи»

Разработала: воспитатель

I квалификационной категории

Уханова Евгения Олеговна

Г.о.г.Кулебаки , 2022 год

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Хри-

стово Воскресенье , называемое также Пасхой. Этот день является центром всей тра-

диции , истории православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом

широком смысле. Но , к сожалению , с каждым годом праздники забываются, отхо-

дят на второй план .Именно поэтому детей надо приобщать к народной культуре

уже в детском саду .

Цель:

Приобщение дошкольников к национальной культуре , посредством формирования

интересов к традициям празднования христианского праздника « Пасха»

Задачи :

Образовательные:

Способствовать формированию личности ребенка как носителя нравственных

ценностей;

Познакомить с историей возникновения праздника, утраченными пасхальными

традициями русского народа, с произведениями русского фольклора;

Обобщить знания по основным темам: “Русские народные сказки, потешки и

песни”, “Узоры и орнаменты”, “Праздники народов мира”;

Закрепить и расширить умения и навыки рисования акварелью на бумаге.

Развивающие:

Формирование художественно – эстетического вкуса; развитие творческой ин-

дивидуальности каждого ребёнка;

Активизация творческой фантазии и воображения;

Развивать творческие возможности детей, мелкую моторику рук, память и

речь детей.

Воспитательные:

Воспитание любви к своей земле, к своему народу;

Приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

Пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Целевая аудитория: воспитанники логопедической группы 6-7 лет.

Место проведения мероприятия : группа детского сада.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-

эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Оборудование и наглядный материал: Выставка детских рисунков «Узоры и ор-

наменты»; Выставка пасхальных открыток; Подборка книг «Русские народные

сказки»; “крашеные” пасхальные деревянные яйца, композиция ”пасхальное дере-

во”; аудиокассеты с записью стихов, потешек, русских народных песен.

Ход занятия.

Воспитатель:

Сегодня у нас опять необычное занятие.

Вы видите много знакомых и не знакомых вам предметов. Все эти предметы приго-

дятся нам для занятия.

Но сейчас давайте посмотрим на доску. (Открыть выставку детских рисунков «Узо-

ры и орнаменты».) Это выполненные вами узоры и орнаменты. Как они красивы и

ни один не похож на другой.

На предыдущем занятии мы с вами уже говорили, что же такое узоры и орнаменты.

Вспомним рисунки к русским народным сказкам, которые мы читали.

Я сейчас вам раздам книги, внимательно рассмотрите их. (Колобок; Волк и семеро

козлят; Лиса и заяц; Мужик и медведь / рассматриваются книги, где персонажи

изображены в русской национальной одежде).

Где здесь мы встречаемся с орнаментами?

Дети: На домиках и одежде. ( Избы: конёк крыши, наличники окон, косяки дверей.

Одежда: горловина, рукав, подол, поясок и т. д.).

Воспитатель: А где же в наше время мы можем увидеть орнаменты и узоры?

Дети: На тарелках и чашках, на обоях, на домах в деревне…

Воспитатель: Отлично. Узоры и орнаменты дошли до наших дней в виде украше-

ния на посуде, на одежде, бордюров на обоях, в виде гирлянд и т. д. Ещё мы обяза-

тельно рисуем их в этот праздник на…(Открыть экспозицию художественных пла-

катов и открыток «Пасхальное яйцо».)

Дети: На пасхальных яйцах.

Воспитатель: Конечно. А для чего нужны пасхальные яйца, что это такое – Пас-

ха? (на доске модуль со словом Пасха). Пасха - это христианский религиозный

праздник, который отмечает смерть и воскресение Христа.

У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их и

в Пасху. Давай перенесёмся в прошлое нашей страны и рассмотрим их.

Прослушайте стишок :

Ой, весна моя, ты весняночка!

Из – за тёмных лесов, из – за синих морей

Приходи! Солнцем, светом озари!

Жаворонки, перепёлушки , Птички ласточки!

Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Воспитатель: Кого мы закликали? ( Весну )

Какие старинные праздники приносит с собой весна? (Вербное воскресенье, Пасху).

Воспитатель: Прочитаем на доске : Пасха. Слово "Пасха" пришло к нам из грече-

ского языка и означает «избавление». Считается, что в этот день Сын Божий Хри-

стос воскрес из мертвых.

Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на

весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами. Этот

праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение –

день радостный, светлый. Все верующие в этот праздник задолго до полуночи, в

светлых одеждах, собираются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пас-

хального Торжества. Священнослужители облачаются в торжественные, парадные

одежды. Перед самою полуночью торжественный благовест (звон колоколов) возве-

щает о наступлении великой минуты Праздника Воскресения Христова. Священно-

служители с крестом, светильниками и фимиамом выходят и вместе с народом обхо-

дят вокруг церкви с пением. В это время с высоты колокольни, как с небес, льется

ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выра-

жая тем радость Светоносного Праздника.

Раньше на Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в

колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множе-

ство колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна

подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

Воспитатель: Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона колоко-

лов (включается аудиозапись «Пасхальный перезвон») . Какое у вас появилось на-

строение после звучания колокольного звона? ( Радостное, приподнятое, празднич-

ное, торжественное ).

Воспитатель: Хотя Пасха — одно из наиболее важных событий христианского ка-

лендаря, она хранит древние, дохристианские обычаи и ритуалы. Яйцо занимает

главное место в пасхальных обрядах. Крашенное или расписное, оно стало знаком,

символом праздника. Яйцами обмениваются, их дарят родным, соседям, всем, кто

придет поздравить с праздником, берут с собой, отправляясь в гости.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые пасхальные яйца вы видите на выставке!

А как вы думаете, ребята, зачем же красят или разрисовывают яйца для этого празд-

ника?

Дети: Чтобы были красивыми и нарядными.

Воспитатель: Говорят, что эта традиция зародилась еще в Древнем Египте. Сведе-

ния о раскрашенных яйцах встречаются и в средневековых источниках. Во время

поста запрещалось потребление яиц. В старину накапливали по 100 – 200 яиц, а что-

бы они сохранялись как можно дольше, их варили. Как проще можно было отличить

вареное яйцо от сырого? Только разукрасив его!

В Светлое Христово Воскресение верующие радостно приветствуют друг друга сло-

вами: «Христос воскресе!» – и ответным : «Воистину воскресе!»

Воспитатель: Пасха – время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: мо-

лодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. В Пасху повсюду звучала

музыка. Ещё на пасху на Руси весёлые хороводы водили!

Давайте и мы так сделаем. ( Дети встают в круг и под звуки русской народной песни

«На горе – то калина» начинают хоровод / включается аудиокассета ).

Воспитатель: С каким настроением вы водили этот хоровод?

Дети: С весёлым, радостным, светлым, озорным…

Воспитатель: Какие вы молодцы. Теперь тихонько садитесь на места.

Давайте подведём итоги.

Воспитатель:

Дети, с каким праздником русского народа вы познакомились сегодня?

Что вы узнали нового, интересного?

Какие незнакомые слова вам повстречались? (Пасха, благоговейно, благовест, фи-

миам, трезвон ).

Какое у вас сейчас настроение?

Давайте сейчас с этим прекрасным настроением раскрасим наши наброски пасхаль-

ных яиц, которые мы приготовили с вами на прошлом занятии.

Готовые рисунки собираются, и оформляется выставка творческих работ воспитан-

ников.

Список использованной литературы

1. Праздники и обычаи народов мира. Энциклопедия «Я познаю мир». Издательство

« Астрель », 2002.

2. Книга для воспитателей детского сада. Занятия по изобразительной деятельности

детей. Комарова «Просвещение», 1991.

3. Книга для учителя по воспитательной работе. Творчество в начальных классах.

Перевертень «Просвещение», 1988.

4. Учебно – методическое пособие «Цветные ладошки». Лыкова «Карапуз», 2005.

5. Русские народные сказки. ( Издания разных лет ).

6. Подборка статей из газет и журналов (в том числе журналы «Завуч», «Начальная

школа», газета «Первое сентября» ).

7. Сборник русских народных песен, частушек.



В раздел образования