Напоминание

Формирование основ безопасного поведения в природе


Автор: Заславская Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ №36 пос. Октябрьский МО Ейский район
Населённый пункт: пос. Октябрьский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование основ безопасного поведения в природе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс «Формирование основ безопасного поведения в природе»

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека,

именно в это время формируется здоровье, происходит становление

личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В

начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые

главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви

и

заботе,

эмоциональной

близости

и

поддержке,

ребенок

растет

и

развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы

с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и

невзгод продиктованы этим.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет

главное.

Как сберечь здоровье детей?

Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?

Как научить помогать друг другу?

Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то,

что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может

стать таковой.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в

вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится

небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно

связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и

опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют

слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить

что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает

обратный результат.

Для выявления уровня знаний по основам экологической безопасности с

детьми своей группы, я провела мониторинг с использованием бесед,

игровых ситуаций, наблюдений, анализа детских рисунков. В то же время,

опираясь на уже имеющиеся

к старшему возрасту, у детей знания и

представления, я выделила направления, по которым необходимо провести

обучение

через

разные

виды

деятельности:

познавательно-

исследовательскую,

игровую,

коммуникативную,

двигательную,

художественно-творческую.

Основная цель

моей работы – подготовка ребенка к встрече с

различными

сложными

экологическими

ситуациями,

а

порой

и

чрезвычайными,

опасными

для

жизни;

формирование

важнейших

алгоритмов

восприятия

и

действия,

лежащих

в

основе

безопасного

поведения.

Главными задачами являются:

- закрепление у детей экологических знаний;

- обучение правилам поведения в парке, лесу, на водоёмах, с домашними

животными, насекомыми, ядовитыми растениями.

- формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами.

-

воспитание

чувства

взаимопомощи

к

окружающим,

внимательного

отношения к собственному здоровью.

Свою

работу

я

начала

с

создания

развивающей

предметно-

пространственной среды, именно она создаёт условия, где дети могут

познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы по

теме,

детские

рисунки,

настольно-печатные

игры,

картины,

наборы

иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы,

сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к творческим играм). Вместе с

детьми обустроили свою групповую комнату, периодически по желанию

меняли обстановку.

В целом в

группе

царит атмосфера занятости,

содержательного общения, исследования, творчества, радости.

При непосредственной помощи родителей, были изготовлены пособия по

ознакомлению детей с основами экологической безопасности:

Альбомы

«Дети на природе», «Дети и домашние животные», «Правила поведения в

лесу, на водоёмах», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения».

Дидактические игры

«Черный ящик», «Добрые и плохие поступки», «Азбука безопасности»,

«Пирамида здоровья», «Съедобно-несъедобно», «Что возьмём с собой в

поход», «Четвёртый лишний».

Формы работы для формирования основ экологической безопасности я

использую самые разнообразные:

Беседы

- Кто придумал правила поведения?

- Почему нельзя подходить к чужим собакам

-Что возьмём с собой в парк

- Как вести себя в парке

-Что оденем на прогулку, экскурсию,

Наблюдения

За объектами неживой природы, обследование их

Дидактические игры:

-Путешествие в « неизведанную природу»

- Путешествие в гости к жителям леса

- Путешествие по летнему саду

- Цветочная клумба

Сюжетно-ролевые игры:

-В гостях у доктора Пилюлькина

-Путешествие в лес

Развлечения

«Осенины»

«Лягушка-путешественница»

«Знатоки природы»

Чтение

художественных произведений,

в которых

красной линией

проходит тема осторожного и безопасного поведения в природе:

Т. Шорыгина «Осколок стекла»,

«На лесной тропинке», М.Фисенко

«Наказание за незнание», «Как Владик с Катей ходили купаться»

Просмотр видеофильмов и познавательных мультфильмов

(из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Фиксики», «Винни Пух» и т.д.),

Организация выставок

Создание проблемных ситуаций из жизненного опыта взрослых и детей

(что делать, если ты заблудился в лесу; как быть, если ты по дороге встретил

чужую собаку; что делать, если забыли дома панамку и др.)

Вся эта

работа способствует активизации и обогащению словаря, что

особенно важно для детей, имеющих ОНР. Они получают новые сведения об

окружающем мире, его целостности, овладевают новыми умениями, что

способствует развитию любознательности, самостоятельной активности.

Работа

с родителями по развитию у детей навыков экологической

безопасности построена мною в тесном партнёрстве с ними, проведены:

Родительские собрания

по теме «О безопасности и здоровье всерьёз»,

«Путешествие в страну здоровья»;

Оформлена информация для родителей в уголке под рубрикой «Опасные

ситуации в жизни детей».

Мамы и папы вместе с детьми принимали активное участие в оформлении

выставки рисунков « Моя безопасность», где постарались раскрыть опасные

ситуации, которые могут подстерегать детей на природе.

В дальнейшем я планирую продолжать работать по данной теме. Задачами

этого года обучения являются закрепление, дальнейшее обогащение и

систематизация конкретных представлений об опасностях окружающей

среды и способах защиты от них, используя новые технологии для того,

чтобы дети усвоили главное правило:

«Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать!»

А сейчас давайте с вами поиграем

Игра «Путешествие в лес».



В раздел образования