Автор: Заславская Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ №36 пос. Октябрьский МО Ейский район
Населённый пункт: пос. Октябрьский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование основ безопасного поведения в природе
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс «Формирование основ безопасного поведения в природе»
Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека,
именно в это время формируется здоровье, происходит становление
личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В
начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые
главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви
и
заботе,
эмоциональной
близости
и
поддержке,
ребенок
растет
и
развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы
с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и
невзгод продиктованы этим.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет
главное.
Как сберечь здоровье детей?
Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?
Как научить помогать друг другу?
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то,
что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может
стать таковой.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в
вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится
небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно
связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и
опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют
слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить
что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает
обратный результат.
Для выявления уровня знаний по основам экологической безопасности с
детьми своей группы, я провела мониторинг с использованием бесед,
игровых ситуаций, наблюдений, анализа детских рисунков. В то же время,
опираясь на уже имеющиеся
к старшему возрасту, у детей знания и
представления, я выделила направления, по которым необходимо провести
обучение
через
разные
виды
деятельности:
познавательно-
исследовательскую,
игровую,
коммуникативную,
двигательную,
художественно-творческую.
Основная цель
моей работы – подготовка ребенка к встрече с
различными
сложными
экологическими
ситуациями,
а
порой
и
чрезвычайными,
опасными
для
жизни;
формирование
важнейших
алгоритмов
восприятия
и
действия,
лежащих
в
основе
безопасного
поведения.
Главными задачами являются:
- закрепление у детей экологических знаний;
- обучение правилам поведения в парке, лесу, на водоёмах, с домашними
животными, насекомыми, ядовитыми растениями.
- формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами.
-
воспитание
чувства
взаимопомощи
к
окружающим,
внимательного
отношения к собственному здоровью.
Свою
работу
я
начала
с
создания
развивающей
предметно-
пространственной среды, именно она создаёт условия, где дети могут
познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы по
теме,
детские
рисунки,
настольно-печатные
игры,
картины,
наборы
иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы,
сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к творческим играм). Вместе с
детьми обустроили свою групповую комнату, периодически по желанию
меняли обстановку.
В целом в
группе
царит атмосфера занятости,
содержательного общения, исследования, творчества, радости.
При непосредственной помощи родителей, были изготовлены пособия по
ознакомлению детей с основами экологической безопасности:
Альбомы
«Дети на природе», «Дети и домашние животные», «Правила поведения в
лесу, на водоёмах», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения».
Дидактические игры
«Черный ящик», «Добрые и плохие поступки», «Азбука безопасности»,
«Пирамида здоровья», «Съедобно-несъедобно», «Что возьмём с собой в
поход», «Четвёртый лишний».
Формы работы для формирования основ экологической безопасности я
использую самые разнообразные:
Беседы
- Кто придумал правила поведения?
- Почему нельзя подходить к чужим собакам
-Что возьмём с собой в парк
- Как вести себя в парке
-Что оденем на прогулку, экскурсию,
Наблюдения
За объектами неживой природы, обследование их
Дидактические игры:
-Путешествие в « неизведанную природу»
- Путешествие в гости к жителям леса
- Путешествие по летнему саду
- Цветочная клумба
Сюжетно-ролевые игры:
-В гостях у доктора Пилюлькина
-Путешествие в лес
Развлечения
«Осенины»
«Лягушка-путешественница»
«Знатоки природы»
Чтение
художественных произведений,
в которых
красной линией
проходит тема осторожного и безопасного поведения в природе:
Т. Шорыгина «Осколок стекла»,
«На лесной тропинке», М.Фисенко
«Наказание за незнание», «Как Владик с Катей ходили купаться»
Просмотр видеофильмов и познавательных мультфильмов
(из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Фиксики», «Винни Пух» и т.д.),
Организация выставок
Создание проблемных ситуаций из жизненного опыта взрослых и детей
(что делать, если ты заблудился в лесу; как быть, если ты по дороге встретил
чужую собаку; что делать, если забыли дома панамку и др.)
Вся эта
работа способствует активизации и обогащению словаря, что
особенно важно для детей, имеющих ОНР. Они получают новые сведения об
окружающем мире, его целостности, овладевают новыми умениями, что
способствует развитию любознательности, самостоятельной активности.
Работа
с родителями по развитию у детей навыков экологической
безопасности построена мною в тесном партнёрстве с ними, проведены:
Родительские собрания
по теме «О безопасности и здоровье всерьёз»,
«Путешествие в страну здоровья»;
Оформлена информация для родителей в уголке под рубрикой «Опасные
ситуации в жизни детей».
Мамы и папы вместе с детьми принимали активное участие в оформлении
выставки рисунков « Моя безопасность», где постарались раскрыть опасные
ситуации, которые могут подстерегать детей на природе.
В дальнейшем я планирую продолжать работать по данной теме. Задачами
этого года обучения являются закрепление, дальнейшее обогащение и
систематизация конкретных представлений об опасностях окружающей
среды и способах защиты от них, используя новые технологии для того,
чтобы дети усвоили главное правило:
«Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать!»
А сейчас давайте с вами поиграем
Игра «Путешествие в лес».