Автор: Мельниченко Нина Александровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: СОГБОУ "Смоленский областной образовательный комплекс - Лицей-интернат "Феникс"
Населённый пункт: д.Мольгино, Новодугинский район, Смоленская область
Наименование материала: разработка урока
Тема: Влияние наркогенных веществ на здоровье человека
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по биологии
Учитель: Мельниченко Нина Александровна
Дата проведения: 18.05.2022г.
Класс: 8
Тип урока: урок изучения нового учебного материла
Технологии: критического мышления, здоровьесберегающая, ИКТ
УМК: И.Н. Пономарева
Технологическая карта
Тема
Вред наркогенных веществ. Опасность привыкания к наркотикам и токсическим веществам
Цель
Пропаганда здорового образа жизни, формирование личностной установки на отрицательное
отношение к наркогенным веществам
Задачи
Задачи урока:
1. Предметные:
- организовать поиск и обсуждение убедительных доводов и аргументов отрицательного отношения к
наркогенным веществам;
- формировать установку на здоровый образ жизни
- формировать представление о наркомании как о глобальной проблеме, о её последствиях и
ответственности
2. Метапредметные :
- регулятивные - развивать умение самостоятельно определять цель урока ставить и формировать
задачи, способствовать развитию навыков самоконтроля и самооценки
- коммуникативные – формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность работать индивидуально и в группе;
- формулировать, аргументировать, отстаивать своё мнение;
- познавательные – способствовать формированию умений искать и отбирать необходимую
информацию в учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, делать выводы;
3. личностные – добиться, чтобы знания о необходимости здорового стиля жизни приобрели
личностный смысл для них;
формировать готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания;
Формируемые УУД
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Познавательные: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению
моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать
знания
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Презентация, социальный видеоролик, мультимедийное оборудование, фломастеры, листы белой
бумаги А4
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Задания для учащихся,
выполнение которых приведет
к достижению
запланированных результатов
Планируемые результаты
I. Самоопределение
к деятельности
Когда люди,
приветствуя друг
друга, говорят
“Здравствуйте!”,
какой они
вкладывают
смысл?
Повернитесь друг к
другу, посмотрите
в глаза,
улыбнитесь.
Разверните ладони
друг к другу, но не
прикасайтесь.
Желают здоровья
Выполнение
задания
«Пожелайте друг другу
здоровья». Теперь соединяем
пальцы со словами:
Желаю (большой)
Большого (Указательный)
Успеха (средний)
Удачи(безымянный)
Во всем (мизинец)
Здравствуй ( всей ладонью)
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстникам
II. Актуализация
знаний
В течении всей
жизни наш
организм
Быть раненым,
обморожения,
ушибы, организм
Коммуникативные УУД:
осуществлять взаимный контроль
правильности усвоение понятий;
подвергается к
опасностям. Как
вы думаете, какая
опасность
существует в наше
время?
может быть
отравлен,
отравление и т.д.
Некачественная
пища, алкоголь,
табак, наркотики и
т.д.
III. Постановка
учебной задачи
Открываем
тетради,
записываем
сегодняшнее число
и тему урока: Вред
наркогенных
веществ
Что мы сегодня
должны выяснить
на уроке, какие
задачи решить?
Работа с текстом.
Ученики
определяют цель и
задачи урока.
Что относится к
наркогенным
веществам?
Запись в тетради: наркогенные
вещества- вещества, вызывающие
зависимость и разрушение
организма.
Никотин, алкоголь, наркотики,
токсины(яды)
Термин «наркотик» происходит
от греческого глагола «narkoo»,
что означает оцепенеть,
сделаться не чувствительным
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности
(формулировка задачи урока
Личностные УУД:
- обладать учебно-познавательной
мотивацией и интересом к учению.
IV. «Открытие»
учащимися новых
знаний
Какие причины, на
ваш взгляд,
толкают подростка
на употребление
наркотиков?
Сейчас я попрошу
вас взять чистый
лист бумаги и
обвести
карандашом кисть
руки. Затем в
Мозговой штурм
«Почему люди
употребляют
наркотики?
Возможные ответы
учащихся.
Причины: •За
компанию •Модно
•Назло родителям
•Чтобы испытать
новые ощущения
Мозговой штурм
«Почему люди употребляют
наркотики?
Задание «Ладошка»
(После того, как учащиеся
выполнят это задание, учитель
выборочно предлагает учащимся
зачитать свои ответы и
коллективно обсудить).
Познавательные: выбор наиболее
эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий
центре ладони
написать основную
причину, по
которой, на ваш
взгляд, подростки
начинают
употреблять
наркотики.
Как развивается
наркомания?
Показ
социального
ролика
«Наркомания».
У: Теперь я
попрошу вас
внутри каждого
пальца написать
Опасности,
последствия,
связанные с
употреблением
наркотиков.
•От нечего делать
•Из любопытства
Страх прослыть
«белой вороной»
или «маменькиным
сынком».
- Неумение сказать
«нет».
- Бесплатное
предложение
попробовать
наркотик.
опасности,
Передозировка,
которая ведет к
потере сознания, и
даже смерти.
- Привыкание,
физическая и
психологическая
зависимость.
- Повышенная
эмоциональная
возбудимость и
нерациональное
поведение.
- Провалы памяти.
- Мгновенная
смерть (при
употреблении
чистого кокаина).
- СПИД и другие
сопутствующие
заболевания.
- Потеря интереса,
стремлений, лень
(при употреблении
марихуаны).
- Физические и
психические
нарушения.
- Врожденные
дефекты у
будущих детей и
т.д.
Объяснение
физиологических
поцессов
возникновения
зависимости,
состояния ломки
Решение
проблемного
вопроса
Появление закона взаимной
индукции, анализ схемы
Познават-е: моделирование, решение
проблемы, построение логических
цепей, анализ, умение
структурировать знания
.
Физминутка
Зрительная
гимнастика
Зрительная
гимнастика
Зрительная гимнастика
V. Первичное
закрепление
И, наконец, в
завершении
напишите на
внешней стороне
пальцев, какие
Меры
профилактики
нужно
предпринять для
того, чтобы
подростки не стали
употреблять
Учащиеся
выполняют
предложенное
задание.
-Пропаганда
здорового образа
жизни
- Запрет на
производство и
распространение
наркотиков
- Запрет на
У: Что же на ваш взгляд нужно
делать, чтобы защитить себя от
употребления наркотиков?
По окончанию тренинга укрепить
на доске ладошки в виде
«СОЛНЦА».
(По окончании работы
проводится коллективное
обсуждение, в ходе которого
каждый ученик высказывает свое
мнение и пытается отстоять свою
Познавательные: выбор наиболее
эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий
наркотики, таким
образом, пусть
каждый из вас
выскажет свою
личную позицию
по отношению к
проблеме
наркомания.
пропаганду
наркотиков
- Воспитание
безопасного и
ответственного
поведения
точку зрения).
VI.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
Если утверждение
миф-сидим
спокойно, если
реальность
поднимаем руку.
Во многих
европейских
странах
производство,
хранение,
употребление и
продажа
наркотиков - это
уголовные
преступление. А в
странах Азии за
одно только
хранение
наркотиков грозит
смертная казнь. В
нашей стране
уголовная
ответственность
грозит и тем, кто
Упражнение "Миф или
реальность?»
На экране высвечиваются
вопросы, имеющие отношение к
употреблению наркотиков:
1. Марихуана не вызывает
зависимости.
2.Если употреблять наркотики в
меру, то никогда не станешь
наркоманом.
3. После начала употребления
наркотиков человек в среднем
живет 5—7 лет.
4. Употребление наркотиков
тесно связано с риском
заражения гепатитом и ВИЧ-
инфекцией.
5. Употребление наркотиков
никогда не бывает без
правонарушения.
6. "Ломок" наркомана не
существует. Это просто один из
методов запугивания молодых
людей.
7. Наркоман ради дозы способен
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности
(формулировка задачи урока
Личностные УУД:
- обладать учебно-познавательной
мотивацией и интересом к учению.
Познават-е: моделирование, решение
проблемы, построение логических
цепей, анализ, умение
структурировать знания
производит,
переправляет,
сбывает наркотики,
и тем, кто их
покупает, хранит,
подделывает
документы для их
получения якобы в
медицинских
целях.
. За хранение
наркотиков в
крупном размере -
3 года тюремного
заключения, в
особо крупном
размере - до 10 лет.
предать родных, друзей.
8. Легкие наркотики безвредны.
9. Наркомания - это болезнь.
10. Прекратить употреблять
наркотики можно в любой
момент.
11. Наркотики повышают
творческий потенциал.
12. Прекратить употреблять
наркотики можно в любой
момент.
13.Наркомания излечима.
14.Наркоман может умереть от
передозировки.
15.Продажа наркотиков не
преследуется законом.
VII Включение
новых знаний в
систему знаний и
повторение
Цель.
Включение нового
знания в систему
изученного
материала.
Тренинг работа в
группах "Умей
сказать нет".
Цель: дать
возможность
участникам
овладеть навыками
уверенного
поведения,
аргументационного
отказа в ситуации
выбора
Работа проводится
в микрогруппах,
каждой из которых
предлагается одна
из ситуаций
Ситуации:
Одноклассник (сосед, лидер
двора) просит разрешения
приготовить наркотик у тебя
дома.
Одноклассник (сосед, лидер
двора) предлагает попробовать
наркотик "за компанию".
Одноклассник (сосед, лидер
двора) просит достать для него
наркотик.
Одноклассник приглашает:
«Пойдём со мной в гости. Ребята
обещали принести наркотики. В
жизни надо попробовать все. Не
упрямься».
Представьте, что вы на дискотеке. К
вам подходит провокатор и предлагает
таблетку для поднятия настроения. Вы
знаете, что эта таблетка может стать
первым шагом в пропасть. И у вас уже
есть наготове спасительная фраза.
Листочки бумаги с этими фразами
лежат у вас на партах. Главное,
отвечать быстро, решительно и
громко, чтобы показать, что вы
человек уверенный в себе, который не
нуждается ни в каких стимуляторах
Задание подгруппам: придумать
как можно больше аргументов
для отказа в этой ситуации.
После этого каждая подгруппа
"проигрывает" свою ситуацию
перед остальными участниками.
VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание
учащимися своей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей
и всего класса.
У: Таким образом,
еще раз обратим на
доску и
задумываемся
Так мы сегодня что
узнали?
И пришли
ассоциации: руки –
это наша поступки,
наши дела, бабочка
– это наша судьба,
наша жизнь, наше
будущее. Как часто
мы играем
судьбой, порой не
задумываясь о
последствиях…
Всё в твоих руках:
жизнь и смерть,
здоровье и болезнь,
жизнь без
наркотиков и
Уч: -
разновидности
наркотических
средств
-влияние
наркотиков на
организм человека
-последствия
употребления
наркотических
средств
- кто в основном
подвержен к
наркозависимости
- мифы и
настоящее про
наркотики
Когда-то давно, в одном
городе, жил великий мудрец.
Слава о его мудрости разнеслась
далеко вокруг его родного города,
люди издалека приходили к нему
за советом.
Но был в городе человек,
завидующий его славе. Пришел он
как-то на луг, поймал бабочку,
посадил ее между сомкнутых
ладоней и подумал: «Пойду-ка я к
мудрецу и спрошу у него: скажи,
о мудрейший, какая бабочка у
меня в руках - живая или
мертвая? Если он скажет
мертвая, я открою ладони,
бабочка улетит, если он скажет
живая, я сомкну ладони и
бабочка умрет. Вот тогда все
поймут, кто из нас умнее!»
Так все и получилось.
Завистник пришел в город и
спросил у мудреца: «Скажи, о
мудрейший, какая бабочка у меня
в руках - живая или мертвая?»
Тогда мудрец, который
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли;
Регулятивные: планирование,
контроль, оценка, коррекция,
выделение и осознание того, что
усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные: умение
структурировать знания
Личностные: смыслообразование.
жизнь «на игле»,
интересная работа
и «скука
смертная»,
был действительно умным
человеком, сказал: “Всё в твоих
руках”
IX. Д/з.
Мини-сочинение
«Все в моих руках»
«Вокруг столько способов быть
счастливым: можно...»
Как бы вы закончили это
предложение?