Автор: Усольцева Елена Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад "Сказка" г. Игарки
Населённый пункт: Г. Игарка, Красноярский край
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Театр для малышей" (Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности)
Раздел: дошкольное образование
1
МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки
Методическое пособие
«Театр для малышей»
(Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной
деятельности)
Автор-составитель: воспитатель Усольцева Е.А.
Г. Игарка
2022г.
1
2
Аннотация.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств,
глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не
менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу.
Театрализованные игры помогают детям развить речь, внимание,
память, творческое воображение. В данное пособие включено перспективно-
тематическое планирование по театрализованной деятельности в группах
раннего возраста, а так же пальчиковые игры на основе знакомых детям
русских народных сказок и примерное содержание работы по сказкам.
Целевая аудитория – педагоги, родители, занимающиеся вопросами
речевого развития детей раннего возраста посредствам театрализованной
деятельности.
2
3
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…4
Основная часть…………………...........................................................................5
1. Теоретическая часть……………………………… ………..…..……........…..5
2. Практическая часть……………………………..………………………..........9
2.1 Перспективно-тематическое планирование по театрализованной
деятельности на учебный год в группах раннего возраста ……………...........9
2.2 Примерное содержание работы с детьми по сказкам.……….….....15
2.3 Пальчиковые игры по мотивам сказок………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………....20
Список используемых источников …………………………………….…..…..21
3
4
Введение
Актуальность
Театрализованная деятельность помогает решать задачи многих разделов
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования.
Например, по
художественно-эстетическому, познавательному, речевому
развитию, овладению навыками коммуникации. Театр прививает устойчивый
интерес
малышей
к
литературе, русскому
языку,
совершенствуют
артистические навыки детей, побуждают их к созданию разных образов.
Учитывая специфику раннего дошкольного возраста, театрализованные игры
вызывают у детей наибольший интерес, так как
создаю условия для
проявления
самостоятельной
активности
детей.
Реализуется
принцип
интерактивности
–
приобретение
опыта
личного
соприкосновения
с
реальностью через мир театра, где театр выступает как игровое пространство.
Актуальность использования элементов театрализованной игры в ДОУ
заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать
ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению
основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и
самостоятельности, так как игра является основным видом деятельности, в
которой развивается ребенок дошкольного возраста. Такой подход в развитии
дошкольников
соответствует
одному
из
принципов
личностно-
ориентированной дидактики.
4
5
Основная часть.
Цель: развитие связной речи детей раннего возраста через театральную
деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- дать детям элементарные представления о театре, приобщать детей к
театральному искусству;
- расширять представления о сказках.
Развивающие:
- создать условия для развития творческих способностей детей;
-
создать
мотивацию
для
самостоятельной
театрализованной
деятельности детей раннего возраста;
- способствовать успешному развитию речи и коммуникативных
навыков детей.
Воспитательные:
воспитывать
умение
взаимодействовать,
играть
вместе.
Ожидаемый результат:
- успешное развитие связной речи детей;
- формирование коммуникативных навыков и умений в соответствии с
возрастной нормой;
- наличие желания участвовать в совместных театрализованных играх.
1. Теоретическая часть.
Одной из важнейших задач современного образования России является
воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории,
к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным
традициям и обычаям. Уже в раннем возрасте решение практической задачи
воспитания
детей,
приобщения
к
русскому
языку
и
традициям
представляется возможным средствами театрализованной деятельности.
Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир
чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские
народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений,
происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат
доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного –
«воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека
волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать
чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их
равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в
5
6
сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка,
развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка
появляются не
только новые
знания,
но
и
самое
главное
– новое
эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о
времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами,
как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и
коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная
пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются
подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это
уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляются принцип
обучения: учить играя.
Игра – ведущий вид деятельности, создающий наиболее благоприятные
условия для всестороннего развития, поскольку в процессе игры он сам
стремится научиться тому, что еще не умеет.
Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие
речи детей. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного
запаса,
совершенствует
артикуляционный
аппарат.
Ребенок
усваивает
богатство родного языка, его выразительные средства.
Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной
любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с
окружающим миром во всем его многообразии.
В группах раннего возраста на первом этапе воспитатель показывает
сказки сам, используя разные виды театров: настольный, кукольный, на
фланелеграфе
и др. На втором этапе воспитатель подключает детей к
активного участия в игре, направляет игру. На третьем этапе дети играют
самостоятельно.
Игры-занятия имеют определенное программное содержание. Игровая
форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые
правила, игровые действия.
Основу театрализованной деятельности составляют игры. Но, кроме игры,
в работе с детьми педагог использует ещё другие группы методических
приёмов.
Наглядные
приёмы,
картинки,
иллюстрации.
Зрительный
канал
восприятия у малышей является ключевым для восприятия информации.
Любой вид театрализации должен сопровождаться иллюстрациями. Если это
теневой театр животных, то для начала ребята должны увидеть те образы,
которые
затем
будут
представлены
тенями.
А
когда
теневой
театр
используется на этапе закрепления темы о животных, то есть дети хорошо
знают ряд представителей фауны, их образы в виде теней можно угадывать. В
младшем дошкольном возрасте у детей ещё слишком мало опыта, чтобы
6
7
придавать своим персонажам индивидуальные черты. И чтобы малыши могли
его накопить, педагог должен сначала показать, как действует тот или иной
персонаж.
К тому же демонстрация является мотивационным приёмом,
побуждающим ребят к повторению манипуляций с куклами или имитации
движений. Например, в одной из первых разучиваемых сюжетно-ролевых
играх «Водители» воспитатель показывает ребятам, как ездят машинки, какие
звуки они издают. А на этапе усложнения игры, когда дети сами имитируют
водителей, сидя на стульях, взрослый демонстрирует движения руками,
держащими «руль», и ногами, нажимающими на «педали». И в том, и в другом
примерах дети с удовольствием повторяют образец.
Речевые
приёмы.
Слово
взрослого
в
работе
с
детьми,
только
осваивающими
речь,
должно
быть
содержательным,
понятным
и
выразительным. В театрализованной деятельности эти принципы реализуются
при помощи четырёх языковых приёмов.
Объяснение. Этим речевым приёмом педагог иллюстрирует все задания,
используя простые предложения с понятными словами (если встречаются
незнакомые, новые, то воспитатель отдельно разъясняет их суть), без оборотов
и
с
обязательной
подходящей
по
смыслу
эмоциональной
окрашенностью. Важным
условием
доступного
объяснения
является
сочетание с демонстрацией. Например, объяснить малышам первой младшей
группы, как сделать тень зайчика, можно так: «Ставим ладошку так
(показывает положение ладони параллельно стенду для теневого театра),
сгибаем все пальчики, кроме указательного-второго и среднего-третьего, и
придерживаем их большим (показывает)». После разъяснения дети повторяют
манипуляции.
Беседа. Традиционно беседа применяется для мотивации ребят, включения
в тему деятельности. В первой младшей группе этот речевой приём
реализуется в основном вопросами к малышам, требующим однословных
ответов: «Как рычит медведь, воет волк, мяукает кошка и т.д.?», «Кого в
помощь позвал Дед, чтобы вытащить репку?» и др. Во второй младшей группе
в беседу включаются вопросы, требующие развёрнутых ответов, например,
«Кто такой кукловод?», «Почему теневой театр так называется?» и другие
вопросы.
Стихотворения и загадки.
Рифмованные строки обладают свойствам
привлекать внимание малышей. Кроме того, они помогают ввести детей в
тему занятия. Но если стихотворения могут использоваться уже с первой
младшей группы, то загадки лучше начинать практиковать со второй, когда
опыта у малышей прибавится, и они смогут находить ответ, опираясь на
личный опыт.
Сказка. Ещё один словесный приём, используемый для мотивации ребят.
В своей практике я обращаюсь к сказкам не только в качестве материала для
постановок, но и с целью решить важную воспитательную задачу: приучить
малышей
к
порядку.
Обычно
после
работы
с
фланелеграфом
или
7
8
пальчиковыми куклами дети оставляют все материалы там, где закончили с
ними играть.
Реквизит группируется в театральном уголке в группе. Исходя из видов
театра, с которыми знакомятся дети группах раннего возраста, обязательным
реквизитом для театрализации с младшими дошколятами является:
- фланелеграф с наборами фигурок на липучках;
- стенд для теневого театра;
- настольная ширма (может быть в виде леса или избушки — наиболее
распространённого антуража для постановок);
- пальчиковые, перчаточные куклы;
- разные вида театра (на банках, ложках, варежках и т.д.).
- элементы костюмов героев сказок;
- элементы быта;
- музыкальные инструменты.
В дополнение можно использовать технические средства обучения:
аудиозаписи с музыкальными произведениями и голосами животных и птиц.
Это позволит повысить интерес детей к театрализованной деятельности,
вызвать
эмоциональное
восприятие
и
положительный
отклик
на
театрализованную игру.
В образовательном процессе театрализованную деятельность можно
проводить как в свободную организованную деятельность детей в вечернее
или утреннее время, так и вместо занятий по ознакомлению с художественной
литературой. Знакомство детей с художественной литературой происходит в
течение всего пребывания детей в детском саду, поэтому не целесообразно
ограничивать его одним занятием в неделю.
Вместо этого занятия по
театрализованной деятельности несут большие возможности для развития
речи детей и эффективно влияют на их общее развитие, что подтверждено
нашей практикой.
8
9
2. Практическая часть
2.1. Перспективно-тематическое планирование по театрализованной
деятельности на учебный год в группах раннего возраста.
Сентябрь
Занятие 1
«Кошка в гостях у ребят»
Цели:
познакомить
с
персонажем
игрушкой
кошкой.
Вызвать
эмоциональное восприятие образа, обогатить детей яркими впечатлениями.
Активизировать
внимание,
слуховое,
зрительное
восприятие,
учить
выполнять по показу подражательные движения, повторять отдельные слова,
словосочетания.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №1, стр.7)
Занятие 2.
Настольный театр «Курочка Ряба»
Цели: побуждать детей эмоционально откликаться
на содержание
сказки, включаться в ее рассказывание, знакомить с разными видами театра,
учить повторять ритмические движения, развивать умение слушать простую
мелодию.
(Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в 1 мл. гр.» стр. 78)
Занятие 3.
«Кошка и котята»
Цели: закрепить у детей образ кошки и котят. Обратить внимание на
отличительные особенности. Учить выполнять подражательные, игровые
движения по тексту, с музыкальным сопровождением, побуждать детей
включаться в игровое действие.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №2, стр.11)
Занятие 4.
Дидактическая игра «Курица-красавица». Театр на фланелеграфе
«Курочка Ряба»
Цели: формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к
фольклору. Знакомить детей с разными видами театра, с разнообразными
средствами речевого общения и способами выражения эмоций.
(Е. Фадеева «Прыг-скок по радуге», цикл 2, стр.19-21)
Октябрь
Занятие 1
«Котенок и собачка»
9
10
Цели:
побуждать
детей
эмоционально
откликаться
на
знакомые
произведения фольклора, учить выполнять игровые, плясовые движения по
тексту, повторять отдельные слова, словосочетания, закреплять знания об
окружающем.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №5, стр.24)
Занятие 2
«Про Кузю»
Цели:
познакомит
детей
с
новыми
персонажами,
вызвать
их
эмоциональное восприятие, закрепить знания об окружающем. Побуждать
детей включаться в совместные игровые действия.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №6, стр.28)
Занятие 3
Игра-инсценировка по сказке «Курочка Ряба»
Цели: вызвать у детей интерес к сказке, к ряженью, учить выполнять
действия
по
тексту
сказки,
имитационные
движения,
проговаривать
отдельные слова, словосочетания, побуждать использовать отрывки из сказки
в собственной игре.
(Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в 1 мл. гр.» стр. 99)
Занятие 4
«Облачковое молочко»
Цели: вызвать эмоциональное восприятие новых персонажей, показать
их отличительные особенности. Уточнить представление детей о сезонных
изменениях в природе осенью. Учить выполнять игровые, плясовые
движения, сочетая их с речью.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №7, стр.33)
Ноябрь
Занятие 1
Рассказывание русской народной сказки «Репка»
Цели: познакомить со сказкой, учить внимательно слушать, помочь
понять содержание, вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем,
уточнить представления детей о том, кто что ест, активизировать речь детей.
(В.В. Гербова, стр.39)
Занятие 2
«Семечки»
Цели: расширять представление детей об окружающем мире, учить
замечать сезонные изменения зимой, помочь понять содержание новых
произведений, сопровождающих игровые действия, побуждать активно
включаться в игру.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №9, стр.42).
10
11
Занятие 3.
Повторение русской народной сказки Репка» с использованием
моделирования ее эпизодов.
Цели: напомнить малышам содержание сказки, побуждать их к
проговариванию и повторению отдельных слов и фраз, воспитывать интерес
к художественной литературе, развивать ловкость и быстроту реакции и
движений.
(Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в 1 мл. гр.» стр. 201)
Занятие 4.
«Про рыжую лисичку»
Цели:
побуждать
эмоционально
воспринимать
знакомые
художественные
произведения,
повторять
отдельные
слова
и
фразы,
познакомить с новым персонажем, отметить его отличительные особенности,
учить выполнять игровые, плясовые движения, напевая.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №10, стр.46).
Декабрь
Занятие 1
Рассказывание русской народной сказки «Колобок»
Цели помочь понять содержание сказки, побуждать проговаривать слова
песенки колобка.
(Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в 1 мл. гр.» стр. 192).
Занятие 2
«Зимушка-зима»
Цели: обратить внимание детей на сезонные изменения в окружающем
мире, формировать эмоциональное
восприятие
окружающего мира,
познакомить с новыми худ. произведениями, помочь понять их содержание.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», № 13, стр.61).
Занятие 3
«Зимняя прогулка»
Цели: закрепить представление детей о сезонных изменениях в
окружающем
мире,
обогатить
новыми
яркими
впечатлениями,
заинтересовать
разными
игровыми
сюжетами,
развивать
способность
понимать игровую ситуацию, вызвать желание участвовать в игре.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №14, стр.67).
Занятие 4
«Дед Мороз деткам елочку принес»
Цели:
обогатить
детей
новыми
яркими
впечатлениями,
вызвать
эмоциональное восприятие зимнего праздничного действия, побуждать детей
11
12
участвовать в играх, плясках, подпевать песни, повторять и проговаривать
отдельные слова, словосочетания, фразы.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №16, стр.76).
Январь
Занятие 1
«Елочка в лесу»
Цели:
закрепить
представление
детей
о
зимнем
празднике,
способствовать созданию радостного настроения при встрече со знакомыми
персонажами, побуждать активно участвовать в инсценировках, плясовых
действиях, использовать знакомые навыки в новых игровых ситуациях.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №17, стр.80).
Занятие 2
«Про то, как Мишку спать укладывали»
Цели: познакомить с новым персонажем, отметить его отличительные
особенности, учить выполнять имитационные движения, формировать
элементарные
способы
общения,
доброжелательное
отношение
к
окружающим.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №18, стр.85).
Занятие 3
Рассказывание русской народной сказки «Колобок»
Цели: формировать интерес к фольклору, способствовать развитию у
детей
представлений
о
форме,
величине
предметов
через
яркий
художественный
образ
и
игровую
деятельность,
знакомить
детей
с
разнообразными средствами речевого общения и способами выражения
эмоций.
(Е. Фадеева «Прыг-скок по радуге», цикл 2, стр.24).
Занятие 4
Инсценирование русской народной сказки «Курочка Ряба»
Цели: продолжать знакомить с разными средствами речевого общения и
способами выражения эмоций, учить поддерживать диалог, «держать» роль,
действовать в соответствии с образом.
(Е.Фадеева «Прыг-скок по радуге», цикл 2, стр.32).
Февраль
Занятие 1
«Кукла Маша на прогулке»
Цели: Цели: закрепить представление детей о сезонных изменениях в
окружающем мире, способствовать развитию внимания, наблюдательности,
12
13
создать эмоционально-положительный настрой, учить выполнять игровые,
танцевальные движения, сочетая с речью. Подпевать, действовать совместно.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №19, стр.89)
Занятие 2.
Настольный театр «Теремок»
Цели: учить слушать сказку, помочь понять ее содержание, различать по
внешнему
виду
животных.
Называть
их,
закреплять
правильное
звукопроизношение, знакомить с разными видами театра, учить строить
домик, обыгрывать постройку.
(Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в 1 мл. гр.» стр. 213).
Занятие 3
«Зимний теремок»
Цели: побуждать детей эмоционально воспринимать знакомую сказку в
новой интерпретации, уточнить представление детей о героях сказки, учить
узнавать и называть их по отличительным особенностям, закреплять
правильное звукопроизношение, побуждать детей участвовать в театр. игре.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №12, стр.57)
Занятие 4
«Поиграем с куклой»
Цели: вызвать у детей радостное эмоциональное восприятие нового
персонажа, формировать элементарные способы общения, воспитывать
доброжелательное отношение к окружающим, учить использовать знакомые
навыки в новых игровых ситуациях, стимулировать интерес к фольклору и
худ. произведениям.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №20, стр.92).
Март
Занятие 1
«У куклы день рождения»
Цели: стимулировать эмоциональное восприятие детьми театр. игры,
учить принимать активное участие в игре, развивать внимание, речь,
обогащать малышей яркими впечатлениями, закреплять представление об
окружающем мире.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №21, стр.98).
Занятие 2
Рассказывание русской народной сказки «Козлята и волк»
Цели: вызвать желание слушать сказку, побуждать принимать участие в
рассказывании, договаривании фраз, активизировать зрительное, слуховое
восприятие, речь, знакомить с разными видами театра.
(В.В. Гербова, стр.93)
13
14
Занятие 3
«Игрушки»
Цели: формировать эмоциональное восприятие худ. произведений,
вызвать желание слушать стихи, повторять словосочетания, фразы, учить
обыгрывать сюжет, выполнять игровые, танцевальные действия, подпевать.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №24, стр.110).
Занятие 4
Инсценирование русской народной сказки «Козлята и волк»
Цели: обогатить малышей теплотой материнской любви, воплощенной в
народном слове, укреплять авторитет матери на основе воспитания добрых
чувств, способствовать развитию речи, способам выражения эмоций, учить
поддерживать диалог.
(Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в 1 мл. гр.» стр. 161).
Апрель
Занятие 1
«Сорока-белобока»
Цели: формировать интерес к фольклору, худ. слову, театрализованной
игре, развивать подражательные способности, способствовать развитию
речевой и двигательной активности детей.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №25, стр.113).
Занятие 2
Рассказывание русской народной сказки «Теремок»
Цели:
вызвать
желание
слушать
знакомую
сказку,
побуждать
проговаривать слова, словосочетания, фразы, знакомить с разными видами
театра, развивать моторику рук в сочетании с речью.
(Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в 1 мл. гр.» стр. 234).
Занятие 3
«Весеннее солнышко и пальчики»
Цели:
формировать
умение
внимательно
слушать
и
понимать
содержание художественных произведений, обыгрывать простые сюжеты,
побуждать самостоятельно выполнять игровые, танцевальные действия,
сочетая их с речью, песенкой, обратить внимание на сезонные изменения в
окружающем мире весной.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №28, стр.127).
Занятие 4
Игра-инсценировка
по
мотивам
русской
народной
сказки
«Колобок»
14
15
Цели:
учить
малышей
участвовать
в
инсценированной
сказке,
формировать
интонационно
выразительную
речь,
развивать
ловкость,
координацию движений.
(Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в 1 мл. гр.» стр. 252).
Май
Занятие 1
«Солнечные зайчики»
Цели: побуждать детей эмоционально откликаться на знакомые худ.
произведения, активно участвовать в совместных играх, способствовать
развитию выразительной интонационной речи, уточнить представления о
сезонных изменениях в окружающем мире, способствовать развитию
внимания, наблюдательности.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №30, стр.137).
Занятие 2
«Игра-драматизация по сказке «Теремок»
Цели:
продолжать
развивать
интерес
к
театр.
игре,
побуждать
участвовать в драматизации сказки. Развивать имитационные способности,
формировать запас эмоций и впечатлений, способствовать воспитанию
любви к животным.
(Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в 1 мл. гр.» стр. 239).
Занятие 3
«Курочка Ряба»
Цели:
побуждать
детей
участвовать
в
театр.
игре,
вызвать
эмоциональное восприятие знакомой сказки, учить использовать знакомые
навыки в новой игровой ситуации, выполнять действия в соответствии с
показом или словесным указанием, развивать имитационные способности
детей.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №35, стр.161).
Занятие 4
«Цыпленок»
Цели: формировать у детей интерес к фольклору, худ. произведениям,
учить внимательно слушать, сочетать движение с речью, знакомить с
разнообразными средствами речевого общения и способами выражения
эмоций,
развивать
имитационные
способности
детей,
воспитывать
доброжелательное отношение к животным.
(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей», №36, стр.166).
2.2 Примерное содержание работы с детьми по сказкам.
Сказка «Теремок»:
15
16
- рассказывание сказки «Теремок» с показом кукольного театра;
- рассказывание сказки вместе с детьми с использованием пальчикового
театра;
- конструирование домиков для животных теремка;
- ряжение в костюмы и драматизация сказки «Теремок»;
- имитационные движения героев сказки и их голосов;
- дидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке
живет?»;
- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору»;
Сказка «Репка»:
- рассказывание сказки «Репка» с показом кукольного театра;
- рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми с показом театра на
магнитах;
- лепка «Репка»;
- имитационные упражнения;
- использование раскрасок к сказке «Репка»;
Сказка «Курочка Ряба»:
- рассказывание сказки «Курочка Ряба» с показом театра на магнитах;
- рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» с использованием
настольного театра;
- пение детских песенок «Петушок, петушок…»;
- дидактические игры: «Мои любимые сказки»;
- подвижные игра «Курочка и цыплята»;
Сказка «Колобок»:
- рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом настольного
театра;
- лепка, рисование «Колобок»;
- ряжение в костюмы и драматизация сказки «Колобок»;
- упражнение «Изобрази героя»;
- подвижные игра: «Лиска – лиса»;
- использование раскрасок по сказке «Колобок»;
Сказка «Заюшкина избушка»:
- рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с показом кукольного театра;
- конструирование домиков для животных лисы и зайчика;
- ряжение в костюмы и драматизация сказки «Заюшкина избушка»;
- имитационные движения героев сказки и их голосов;
- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору».
16
17
2.3 Пальчиковые игры по мотивам сказок.
«КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»
Жили Котик с Петушком Утащила Петушка
У лесной опушки, За высоки горы,
Но однажды Лисонька Утащила Петушка
Подкралась к избушке. В свою лисью нору.
(«Колечки») («Кулачки», «Лучики»)
Смелый Котик в лес пошел Живут Котик с Петушком
И нору Лисы нашел. У лесной опушки.
(«Колечки», «Здравствуй») («Колечки»)
Умный Котик спас дружка И теперь уже Лиса
Петю-Петю-Петушка. Не ходит к их избушке.
(«Гребешок») («Маятник»)
«РУКАВИЧКА»
На охоту вышел дед
Зимнею порою
(«Колечки»),
Рукавицу потерял
Под большой сосною.
(«Лучики»)
Дома стал ее смотреть
(«Колечки») –
Не нашел на месте
(«Веер»)
И отправился искать
(«Колечки»)
В лес с собакой вместе.
(«Кулачки»)
«РЕПКА»
В огороде дедка
Репку посадил,
И водой из лейки
17
18
Репку он полил.
(«Колечки»).
Расти, расти, репка,
И сладка, и крепка.
Расти, расти, репка,
И сладка, и крепка.
(«Хлопки»)
Игровые приемы.
«КОЛЕЧКИ» –
подушечки
больших пальцев не просто поочередно
прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.
«КУЛАЧКИ» – с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.
«ЛУЧИКИ» – при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.
«ВЕЕР» – прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.
«ЗАМОК»
– соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть,
прижимать их к тыльной стороне кистей.
«ГРЕБЕШОК» – положение ладоней как в предыдущем упражнении, но
скрещенные пальцы прямые и напряжены.
«БОРОДКА» – соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих
рук скрестить и выпрямить.
«КЛЮВИКИ» – большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются
подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.
«КОЗА» – соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев,
указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими.
«ВОЛНЫ» – шевелить прямыми пальцами без напряжения.
«МАЯТНИК» –
прямой указательный палец наклонять влево и вправо,
остальные пальцы согнуты в кулачок.
«КНОПОЧКИ»
–
кисти
рук
держать
параллельно
друг
другу,
с
надавливанием
ритмично
соединять
подушечки
одноименных
пальцев
(«стучать» подушечками).
«ХЛОПКИ» – ритмично хлопать в ладоши.
«ЦЕПОЧКА» – соединить подушечки большого и указательного пальцев
левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся
колечко и соединить его с большим пальцем правой руки.
«КОГОТКИ» – прямые пальцы разведены, напряжены – ритмично сгибать
первые и вторые фаланги пальцев.
«МОЛОТОЧКИ» – ритмично с чередованием постукивать кулачком одной
руки по ладони другой руки.
18
19
«БУТОН» – соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони
другой руки.
«ЗДРАВСТВУЙ» –
ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь
противоположной руки.
19
20
Заключение.
Ранний возраст – это особый мир, где основной движущей силой
развития
являются
эмоции
и
интерес
к
происходящему
вокруг.
Театрализованная деятельность – это та сфера жизни детей, которая может
удовлетворить потребности маленького ребенка в общении, активности,
самостоятельности,
самовыражении,
познании.
Учитывая,
что
ранний
возраст является сенситивным в речевом развитии, необходимо учитывать
все возможности для эффективного развития речи детей. Речь развивается в
процессе подражания. Театрализованная игра дает детям речевые образцы
для подражания, окрашенные ярким эмоциональным восприятием, что
делает игры наиболее привлекательными для малышей. Театрализованная
игра приносит ребенку радость и удивление, способствует не только
успешному речевому развитию, но и развитию творческих истоков. Она
наиболее
полно
соответствует
специфике
развития
его
психических
процессов, поэтому имеет широкий развивающий потенциал.
20
21
Список используемых источников
1. «Театрализованные игры в детском саду» Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С.
Петрова
2. Различные формы работы с народной сказкой, как средством воспитания
нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста [Электронный
ресурс]
3. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада/ Т.М.
Бондаренко. - М.: изд. Учитель, 2010
4. Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет/
М.Ю. Картушина. – М.: Изд. ТЦ Сфера, 2005
5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Первая младшая группа. – М.:
Мозаика – Синтез, 2014
21