Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: "Речевое развитие" по формированию грамматического строя речи для детей с ОНР. Тема: "Семья".
Автор: Юнг Лидия Михайловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Сказка" Населённый пункт: город Надым Наименование материала: конспект занятия Тема: Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: "Речевое развитие" по формированию грамматического строя речи для детей с ОНР. Тема: "Семья". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» г. Надыма»
(МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма»)
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области: «Речевое развитие» по формированию
грамматического строя речи для детей с ОНР.
Тема: «Семья».
Составила:
учитель- логопед
Л.М. Юнг
Надым
2015
Цели:
1) Активизация и обогащение словаря детей по теме «семья».
2) Закрепление умения образовывать сравнительную степень
прилагательных, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами, закрепить умение изменять слова по падежам ( тв.п., пр. п.)
3) Развитие связной речи: закреплять умение составлять рассказ по
картинному плану.
4) Развитие психических процессов (внимания и мышления).
5) Воспитание уважительного отношения к взрослым и членам семьи.
Оборудование: родословное дерево, предметные картинки с изображением
членов семьи ( 2 бабушки, 2 дедушки, папа, мама, сын ( внук), дочь (внучка),
сюжетная картина «Семья», Незнайка (кукла).
ИКТ-средства;
- презентация «Семья»;
- ноутбук;
- проектор;
- экран.
Ход занятия.
Логопед. -Здравствуйте, дети. Сегодня к нам на занятие пришел Незнайка, он
приготовил много вопросов, поможем ему ответить на них?
Сообщение темы занятия:
Логопед. -Ребята, перечислите кого вы видите на картинке.
-Как назвать их одним словом? (семья) Слайд 2
- Сегодня на занятии мы будем говорить о семье.
Беседа о семье.
Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге,
помогают, жалеют, относятся с уважением к друг другу, говорят друг с
другом ласково.
Игровое упражнение «С кем ты живешь?» (словоизменение
Тв.п.)
Я живу с мамой, папой, бабушкой, братом…»
Игра на внимание «Будь внимателен».
Логопед. - Хлопни в ладоши, если я назову члена семьи.
Бабушка, соседка, мама, дочка, врач, дворник, дедушка, учитель, папа, сын,
продавец, внучка, внук.
- Кто самый младший член семьи на этой картинке? Слайд 3
-Придумайте ему имя.
-Кто самый старший член семьи? Придумайте ему имя и отчество.
- Почему взрослых людей называют по И.О.?
-Откуда берется отчество?
С давних времен в России почитали и уважали отцов и дедов. К их мнению и
советам всегда прислушивались. Сажали в доме, за столом на самое почетное
место. Первый начинал есть дедушка и только потом приступали к еде все
остальные члены семьи.
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
1, 2 , 3, 4 - кто живет у нас в квартире?
1, 2, 3, 4, 5 - всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка,
два котенка, мой сверчок, щегол и я .
Вот и вся моя семья.
Игра «Ау вас»
(
образование сравнительной степени прилагательных)
Составление предложения со значением противопоставления.
Логопед . - Мы с Незнайкой начинаем предложение, а вы должны похвалить
семью ещё лучше, чем мы.
Наша семья большая, …а наша еще больше.
Наша семья дружная, а наша ещё дружнее.
крепкая, а наша ещё крепче.
культурная,…
заботливая, …
воспитанная,….
трудолюбивая,…
Знакомство с родословным деревом.
Незнайка:
-Ой, ребята, смотрите тут какое-то дерево стоит.
-Это не простое дерево, оно рассказывает о всех родственниках одной семьи.
Называется оно родословное дерево. Давайте расставим всех членов семьи на
свои места.
Внизу самые большие, старые ветви. Сюда мы поставим самых старых и
уважаемых членов семьи (бабушки и дедушки: 2 пары)
-Вторые (средние) ветки поменьше, помоложе.
Кого мы поставим на средние ветки? (маму, папу)
Кто ты для мамы?
Кто твоя мама для бабушки и дедушки?
Кто твой папа для бабушки и дедушки?
-Третьи веточки самые молодые. Кого мы поставим на самые верхние
веточки?
Кто ты для бабушки, для дедушки?
Кем приходятся мальчик и девочка друг друга (брат и сестра).
Игра «Старше или младше?»
Сравниваются 2 члена семьи (по картинкам с родословного дерева). Дети
составляют предложения.
Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы.
Дедушка-внучка;
Папа-сын и т.д.
Расскажи о себе по картинному плану.
На доске выставлены картинки-символы: мальчик, дом, цифра (5 или 6),папа,
мама, девочка, врач, школа. Каждый ребёнок должен составить рассказ о
своей семье, опираясь на картинки-подсказки. Логопед дает образец рассказа:
«Меня зовут Смирнов Виктор. Мне шесть лет. Я родился 5 декабря.
Я живу в многоэтажном доме, на пятом этаже, в двухкомнатной квартире.
Мой адрес: улица Беговая, дом 7 квартира 14.
Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом.
Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учительница.
Моей старшей сестре Лене 10 лет. Она учится в школе.»
1-2 ребенка составляет по плану рассказ.
Итог.
О чем сегодня мы говорили?
Незнайка: Я понял в семье я буду вежливым, воспитанным, заботливым, а
когда выйду во двор подерусь с мальчиком, разобью окно, поругаюсь с
соседкой, они же не члены моей семьи. Правильно?
Дети объясняют, что нужно быть вежливым всегда.