Автор: Савельева Юлия Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Ручеек"
Населённый пункт: город Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в рамках парциальной программы С.В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках»
Раздел: дошкольное образование
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками
в рамках парциальной программы С.В. Макушкиной
«Умные игры в добрых сказках»
Савельева Юлия Олеговна,
педагог дополнительного образования
МБДОУ д/с № 1 «Ручеек»
Г-к Анапа
Согласитесь, что мы живем в необычно время. Сейчас недостаточно просто
предложить детям игры и познакомить с технологией, необходимо увлечь играми.
Как известно, игра это лучший способ социально-коммуникативного развития
ребенка любого возраста. Игра была и остается ведущим видом деятельности, а
общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в
результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые
контакты с окружающим миром и людьми.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по
стандарту:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности;
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в
4-х направлениях, одно из которых - развитие игровой деятельности.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в
воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать
эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Для
того
чтобы
заинтересовать
ребенка
развивающими
играми,
образовательной деятельностью в целом, можно сначала увлечь его сказкой, дать
ему пережить сопричастность к персонажам. После этого ребенок постарается
снова пережить очарование сказкой и потянется к этим играм. А там и сам начнет
создавать свои образы, по-своему развивать сюжет.
Во
все
времена
сказка
способствовала
развитию
позитивных
межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также
нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний
мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития
ребенка, которые во все времена использовали и педагоги и родители.
Такой микс игры и сказки предоставляет нам программа Светланы
Вячеславовны Макушкиной «Умные игры в добрых сказках» Ее отличительной
особенностью является синтез технологии развивающего обучения, элементов
сказкотерапии и информационно-коммуникационных технологий.
Немного о каждом компоненте программы.
Развивающие игры.
Базовыми являются игры Вячеслава Вадимовича
Воскобовича. Главной особенностью его технологии является то, что ее легко
внедрить в обычный игровой процесс. Детали конструкторов В.В.Воскобовича
«Чудо-Соты 1», «Чудо-Крестики 1, 2, 3» и другие легко сочетаются между собой,
что дает простор для творчества детей и педагога. Также включены такие игры,
как «Сложи узор» и «Кубики для всех» Никитиных, «Палочки Кюизенера».
Сказкотерапия. Любая сказка – это путь приобщения ребенка к опыту всего
народа, то есть социализация. На этой основе начинают формироваться чувства
дружбы, товарищества, коллективизма и более сложные социально-нравственные
чувства. Развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и
способность управлять отношениями. Основной смысл занятий – не только
познакомить с содержанием сказки, но и оформить у детей личностное
отношение к категориям духовности и нравственности на доступном их возрасту
уровне.
Инновационные
методы
и
технологии.
Использование
на
занятиях
мультимедийной установки позволяет в демонстрировать детям иллюстрации
отечественных
художников-иллюстраторов,
активизировать
музыкальное
сопровождение.
К
программе
прилагается
флешка
с
демонстрационным
материалом: картины, схемы, музыка.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Форма организации занятий – подгрупповая (8-15 детей).
Каждое занятие построено на основе сказочного либо былинного сюжета.
Описание элементов занятия
1.
Эмоциональное
реагирование.
На
протяжении
занятия
дети
знакомятся с чертами характера героев сказки и отражают их
эмоционально. Активно используется мимика, эмоции, жесты.
2.
Сказкотерапевтические
моменты.
Показывая
эмоционально
с
помощью мимики и жестов героев сказки, дети совместно с педагогом
пытаются понять их характер, смысл поступков; анализируют,
хорошо ли поступил данный герой, нравится им это или нет.
3.
Инструкция. С целью учета разного возраста и уровня интеллекта
детей предлагается два вида инструкций – для старших детей
(подготовительная группа) и для младших детей (старшая группа и
дети 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья).
4.
Работа с развивающими играми
5.
Ритуал прощания. В конце занятия педагог говорит «Вот и сказочке
конец, а кто делал – молодец!». Затем педагог перечисляет игры,
которые были сегодня на занятии и спрашивает детей, игра им
понравилась больше всего.
Для эффективного решения задач по социально-коммуникативному развитию
дошкольников предлагаю несколько вариантов проигрывания игр: в парах, в
малых группах, в командах. (показ слайдов с фотоматериалом и комментарии к
ним)
Предлагаю вам кейс для команды.
1. Выйдите две команды по 5 человек. Из деталей крестики 1 выложены фигурки.
Вам необходимо перенести фигурки на второй стол. Каждый член команды может
взять только одну деталь. Как вы будите это делать решите сами. У вас 5 минут.