Напоминание

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в рамках парциальной программы С.В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках»


Автор: Савельева Юлия Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Ручеек"
Населённый пункт: город Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в рамках парциальной программы С.В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и

сверстниками

в рамках парциальной программы С.В. Макушкиной

«Умные игры в добрых сказках»

Савельева Юлия Олеговна,

педагог дополнительного образования

МБДОУ д/с № 1 «Ручеек»

Г-к Анапа

Согласитесь, что мы живем в необычно время. Сейчас недостаточно просто

предложить детям игры и познакомить с технологией, необходимо увлечь играми.

Как известно, игра это лучший способ социально-коммуникативного развития

ребенка любого возраста. Игра была и остается ведущим видом деятельности, а

общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в

результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые

контакты с окружающим миром и людьми.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по

стандарту:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,

включая моральные и нравственные ценности;

развитие

общения

и

взаимодействия

ребенка

со

взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания,

формирование

готовности

к

совместной

деятельности

со

сверстниками,

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности

к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

формирование позитивных установок к различным видам

труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту,

социуме, природе.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в

4-х направлениях, одно из которых - развитие игровой деятельности.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в

воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать

эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Для

того

чтобы

заинтересовать

ребенка

развивающими

играми,

образовательной деятельностью в целом, можно сначала увлечь его сказкой, дать

ему пережить сопричастность к персонажам. После этого ребенок постарается

снова пережить очарование сказкой и потянется к этим играм. А там и сам начнет

создавать свои образы, по-своему развивать сюжет.

Во

все

времена

сказка

способствовала

развитию

позитивных

межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также

нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний

мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития

ребенка, которые во все времена использовали и педагоги и родители.

Такой микс игры и сказки предоставляет нам программа Светланы

Вячеславовны Макушкиной «Умные игры в добрых сказках» Ее отличительной

особенностью является синтез технологии развивающего обучения, элементов

сказкотерапии и информационно-коммуникационных технологий.

Немного о каждом компоненте программы.

Развивающие игры.

Базовыми являются игры Вячеслава Вадимовича

Воскобовича. Главной особенностью его технологии является то, что ее легко

внедрить в обычный игровой процесс. Детали конструкторов В.В.Воскобовича

«Чудо-Соты 1», «Чудо-Крестики 1, 2, 3» и другие легко сочетаются между собой,

что дает простор для творчества детей и педагога. Также включены такие игры,

как «Сложи узор» и «Кубики для всех» Никитиных, «Палочки Кюизенера».

Сказкотерапия. Любая сказка – это путь приобщения ребенка к опыту всего

народа, то есть социализация. На этой основе начинают формироваться чувства

дружбы, товарищества, коллективизма и более сложные социально-нравственные

чувства. Развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и

способность управлять отношениями. Основной смысл занятий – не только

познакомить с содержанием сказки, но и оформить у детей личностное

отношение к категориям духовности и нравственности на доступном их возрасту

уровне.

Инновационные

методы

и

технологии.

Использование

на

занятиях

мультимедийной установки позволяет в демонстрировать детям иллюстрации

отечественных

художников-иллюстраторов,

активизировать

музыкальное

сопровождение.

К

программе

прилагается

флешка

с

демонстрационным

материалом: картины, схемы, музыка.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Форма организации занятий – подгрупповая (8-15 детей).

Каждое занятие построено на основе сказочного либо былинного сюжета.

Описание элементов занятия

1.

Эмоциональное

реагирование.

На

протяжении

занятия

дети

знакомятся с чертами характера героев сказки и отражают их

эмоционально. Активно используется мимика, эмоции, жесты.

2.

Сказкотерапевтические

моменты.

Показывая

эмоционально

с

помощью мимики и жестов героев сказки, дети совместно с педагогом

пытаются понять их характер, смысл поступков; анализируют,

хорошо ли поступил данный герой, нравится им это или нет.

3.

Инструкция. С целью учета разного возраста и уровня интеллекта

детей предлагается два вида инструкций – для старших детей

(подготовительная группа) и для младших детей (старшая группа и

дети 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья).

4.

Работа с развивающими играми

5.

Ритуал прощания. В конце занятия педагог говорит «Вот и сказочке

конец, а кто делал – молодец!». Затем педагог перечисляет игры,

которые были сегодня на занятии и спрашивает детей, игра им

понравилась больше всего.

Для эффективного решения задач по социально-коммуникативному развитию

дошкольников предлагаю несколько вариантов проигрывания игр: в парах, в

малых группах, в командах. (показ слайдов с фотоматериалом и комментарии к

ним)

Предлагаю вам кейс для команды.

1. Выйдите две команды по 5 человек. Из деталей крестики 1 выложены фигурки.

Вам необходимо перенести фигурки на второй стол. Каждый член команды может

взять только одну деталь. Как вы будите это делать решите сами. У вас 5 минут.



В раздел образования