Напоминание

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»


Авторы: Оксана Васильевна Витищенко, Сарыг-Оол Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: Республика Хакасия, г Черногорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

План лектория:

1.Сенсорное развитие детей раннего возраста.

2.Задачи сенсорного воспитания.

3.Развивающая среда

Прежде чем раскрыть тему лектория я бы хотела спросить у вас как

вы понимаете, что такое сенсорное воспитание.

Ответ родителей………

Из литературного источника, сенсорное воспитание это

целенаправленное совершенствование, развитие у детей

сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)

Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование,

развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий,

представлений)

Основой умственного воспитания дошкольника является сенсорное

воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение

чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о

свойствах и качествах предметов. С помощью ощущений ребёнок

узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, запах, величину,

звук, вес и т.д.

Целью сенсорного воспитания является формирование

сенсорных способностей у малышей. Сенсорные способности

складываются в процессе восприятия, которое определяется

усвоением и использованием.

Первая задача сенсорного воспитания направлена на развитие,

обучение и обследование предметов. Например: перед рисованием

дети обследуют игрушку, обращая внимание на контур, форму и

цвет. Перед лепкой полезно рассмотреть игрушку с разных сторон,

а перед составлением рассказа об игрушки важно установить, из

какого материала она сделана, определить её цвет, величину и т. д

Второй задачей является, дети выделяют некоторые особенности

формы, величину, отдельные особенности предметов.

ВЫВОД:

- различать и называть цвета и их оттенки, сравнивать предметы по

цвету, видеть как с помощью цвета создаётся картинка;

- усваивать пространственные ориентировки: (вперёд-назад; вверх-

вниз; далеко-близко);

- различать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольник

и треугольник);

- ориентироваться во времени (вчера, сегодня, завтра) но это ещё

для нас рановато;

Развивать слуховую чувствительность, умение вслушиваться в

речь, различать звуки, развивать слух;

- развивать музыкальный слух (ритм, высота звуков и т.п);

- развивать тактильную чувствительность (мягкий, холодный и т.д);

- различать меры длины, веса;

- развивать обаяние, вкусовые ощущения (запах, вкус овощей).

Условия для выполнения задач:

использование дидактических игр (настольные, сюжетно-

ролевые, игры на внимание, игры на развитие внимание;

создание условий для ознакомления детей с цветом,

формой, величиной.

В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий

мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным,

запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно

организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому

обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально

положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и

таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно

усложняющимся содержанием.

Дидактические игры: например которые вы видите на экране

Д/и «Спрячь мышку», «Нарядим солнышко»

Цель которых – научить детей обобщать предметы по сюжету и

цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было

представлено обиженное солнышко, которое не нарядили

солнышко. И ребятам предлагалось подарить ему косички с

бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить

солнышку. Это можно сделать и в домашних условиях.

У всех дома есть куклы разных размеров, машины – разные

размеры и цвета (большие, средние, маленькие. Основные цвета

машин). Также как и в садике у каждого наверное дома есть

конструктор. Конструктор имеет основные цвета ( с ребёнком

можно поиграть сказав «Например давай соберём башню из

красного цвета и т.д. – получается что вы играя с ребёнком

знакомитесь или закрепляете цвета.

Основной вид деятельности наших малышей — игровой. В нашем группе

есть «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с

окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми

для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят

полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Дети играют в посудку,

кормят кукол, игрушек, готовят для них еду. Это можно делать и дома

(Например сегодня мишка хочет пить из синей чашки и синего блюдца, а

катя хочет пить из зелёной чашки и зелёного блюдца.

Сенсорное обучение также предполагает наличие нескольких

этапов: на первом этапе взрослый привлекает внимание детей к

тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Воспитатель предлагает ребенку, что то сделать сходное с образцом

– собрать пирамидку, матрёшку и т. д. Вначале малыш допускает

ошибки в выполнение задания, поэтому нужна помощь взрослого,

уточнение правил выполнения задания – например, кольца в

пирамидке ставятся в порядке убывания, маленькую матрёшку

можно поместить в большую и т. д.

Затем второй этап овладение действиями накапливают

представления о сенсорных признаков. Например, мяч катится, а

кубик нет.

У нас в группе на ходится уголок для рисования, точно так же у вас

дома есть стол за которым дети рисуют можно спросить каким

карандашом ты хочешь рисовать? Или каким цветом у тебя будет

травка, солнышко и т. д; здесь мы закрепляем и учим цвета.

Книжный уголок

У

всех есть книжный угол, только у вас дома это наверное шкафчик или

полочка.

Развитие активной речи является основной задачей развитие детей, у нас в

группе находятся различные сказки рассказы, для развития речи подобраны

наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по

познавательному развитию и речевому развитию.

Ещё бы хотела рассказать про одно место – это место уединения.

Дети его очень любят, это место в котором в котором можно почитать в

одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть.

Сенсорное обучение также предполагает наличие нескольких

этапов: на первом этапе взрослый привлекает внимание детей к

тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Воспитатель предлагает ребенку, что то сделать сходное с образцом

– собрать пирамидку, матрёшку и т. д. Вначале малыш допускает

ошибки в выполнение задания, поэтому нужна помощь взрослого,

уточнение правил выполнения задания – например, кольца в

пирамидке ставятся в порядке убывания, маленькую матрёшку

можно поместить в большую и т. д.

Затем второй этап овладение действиями накапливают

представления о сенсорных признаков. Например, мяч катится, а

кубик нет.

Богатые возможности для сенсорного развития и

совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки:

башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши, пирамидки,

матрёшки и много другое.



В раздел образования