Авторы: Оксана Васильевна Витищенко, Сарыг-Оол Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: Республика Хакасия, г Черногорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
План лектория:
1.Сенсорное развитие детей раннего возраста.
2.Задачи сенсорного воспитания.
3.Развивающая среда
Прежде чем раскрыть тему лектория я бы хотела спросить у вас как
вы понимаете, что такое сенсорное воспитание.
Ответ родителей………
Из литературного источника, сенсорное воспитание это
целенаправленное совершенствование, развитие у детей
сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)
Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование,
развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий,
представлений)
Основой умственного воспитания дошкольника является сенсорное
воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение
чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о
свойствах и качествах предметов. С помощью ощущений ребёнок
узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, запах, величину,
звук, вес и т.д.
Целью сенсорного воспитания является формирование
сенсорных способностей у малышей. Сенсорные способности
складываются в процессе восприятия, которое определяется
усвоением и использованием.
Первая задача сенсорного воспитания направлена на развитие,
обучение и обследование предметов. Например: перед рисованием
дети обследуют игрушку, обращая внимание на контур, форму и
цвет. Перед лепкой полезно рассмотреть игрушку с разных сторон,
а перед составлением рассказа об игрушки важно установить, из
какого материала она сделана, определить её цвет, величину и т. д
Второй задачей является, дети выделяют некоторые особенности
формы, величину, отдельные особенности предметов.
ВЫВОД:
- различать и называть цвета и их оттенки, сравнивать предметы по
цвету, видеть как с помощью цвета создаётся картинка;
- усваивать пространственные ориентировки: (вперёд-назад; вверх-
вниз; далеко-близко);
- различать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольник
и треугольник);
- ориентироваться во времени (вчера, сегодня, завтра) но это ещё
для нас рановато;
Развивать слуховую чувствительность, умение вслушиваться в
речь, различать звуки, развивать слух;
- развивать музыкальный слух (ритм, высота звуков и т.п);
- развивать тактильную чувствительность (мягкий, холодный и т.д);
- различать меры длины, веса;
- развивать обаяние, вкусовые ощущения (запах, вкус овощей).
Условия для выполнения задач:
использование дидактических игр (настольные, сюжетно-
ролевые, игры на внимание, игры на развитие внимание;
создание условий для ознакомления детей с цветом,
формой, величиной.
В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий
мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным,
запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно
организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому
обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально
положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и
таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно
усложняющимся содержанием.
Дидактические игры: например которые вы видите на экране
Д/и «Спрячь мышку», «Нарядим солнышко»
Цель которых – научить детей обобщать предметы по сюжету и
цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было
представлено обиженное солнышко, которое не нарядили
солнышко. И ребятам предлагалось подарить ему косички с
бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить
солнышку. Это можно сделать и в домашних условиях.
У всех дома есть куклы разных размеров, машины – разные
размеры и цвета (большие, средние, маленькие. Основные цвета
машин). Также как и в садике у каждого наверное дома есть
конструктор. Конструктор имеет основные цвета ( с ребёнком
можно поиграть сказав «Например давай соберём башню из
красного цвета и т.д. – получается что вы играя с ребёнком
знакомитесь или закрепляете цвета.
Основной вид деятельности наших малышей — игровой. В нашем группе
есть «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с
окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми
для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят
полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Дети играют в посудку,
кормят кукол, игрушек, готовят для них еду. Это можно делать и дома
(Например сегодня мишка хочет пить из синей чашки и синего блюдца, а
катя хочет пить из зелёной чашки и зелёного блюдца.
Сенсорное обучение также предполагает наличие нескольких
этапов: на первом этапе взрослый привлекает внимание детей к
тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.
Воспитатель предлагает ребенку, что то сделать сходное с образцом
– собрать пирамидку, матрёшку и т. д. Вначале малыш допускает
ошибки в выполнение задания, поэтому нужна помощь взрослого,
уточнение правил выполнения задания – например, кольца в
пирамидке ставятся в порядке убывания, маленькую матрёшку
можно поместить в большую и т. д.
Затем второй этап овладение действиями накапливают
представления о сенсорных признаков. Например, мяч катится, а
кубик нет.
У нас в группе на ходится уголок для рисования, точно так же у вас
дома есть стол за которым дети рисуют можно спросить каким
карандашом ты хочешь рисовать? Или каким цветом у тебя будет
травка, солнышко и т. д; здесь мы закрепляем и учим цвета.
Книжный уголок
У
всех есть книжный угол, только у вас дома это наверное шкафчик или
полочка.
Развитие активной речи является основной задачей развитие детей, у нас в
группе находятся различные сказки рассказы, для развития речи подобраны
наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по
познавательному развитию и речевому развитию.
Ещё бы хотела рассказать про одно место – это место уединения.
Дети его очень любят, это место в котором в котором можно почитать в
одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть.
Сенсорное обучение также предполагает наличие нескольких
этапов: на первом этапе взрослый привлекает внимание детей к
тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.
Воспитатель предлагает ребенку, что то сделать сходное с образцом
– собрать пирамидку, матрёшку и т. д. Вначале малыш допускает
ошибки в выполнение задания, поэтому нужна помощь взрослого,
уточнение правил выполнения задания – например, кольца в
пирамидке ставятся в порядке убывания, маленькую матрёшку
можно поместить в большую и т. д.
Затем второй этап овладение действиями накапливают
представления о сенсорных признаков. Например, мяч катится, а
кубик нет.
Богатые возможности для сенсорного развития и
совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки:
башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши, пирамидки,
матрёшки и много другое.