Авторы: Прошунина Светлана Сергеевна, Александрова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: г.Игарки
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Круг Дружбы"
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки
Методическое пособие
«Круг Дружбы»
(Организация утреннего и вечернего круга
в старшей группе)
Воспитатель
Прошунина С.С.
г. Игарка
2022г.
Аннотация
Описание: в данном пособии представлено перспективно-тематическое
планирование утреннего и вечернего круга для работы с детьми старшего
дошкольного возраста.
Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет
создать атмосферу благоприятного и дружеского общения, устанавливает
отношения доверия на весь день, помогает детям подвести итоги дня,
провести рефлексию. Помогает преодолевать назревшие трудности у детей с
заниженной самооценкой, работоспособностью, застенчивостью в контактах
со сверстниками и малознакомыми людьми. Все элементы утреннего и
вечернего круга, работают на формирование связной речи, способствуют
более легкому и быстрому взаимодействию ребёнка со сверстниками и
взрослыми людьми в детском коллективе.
Пособие предназначено педагогам и родителям, занимающимся
вопросами социально-коммуникативного, речевого развития детей старшего
дошкольного возраста.
Содержание
Введение……………………………………………………………..………..…..3
Основная часть…………………………………………………………….…......4
1.
Теоретическая часть…………………………………………………...….4
2.
Практическая часть………………………………………………….….....9
2.1.
Пример проведения утреннего круга…………………………………9
2.2.
Пример проведения вечернего круга………………………………...10
2.3.Структура организации утреннего и вечернего круга. Тема «День
знаний»
(фрагмент)..............................................................................................10
2.4. Перспективно-тематическое планирование организованной
деятельности детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
…………………………..…………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………...29
Список используемых источников…………………………………….........29
Введение
Актуальность.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной
социализации. Эффективная социализация является одним из главных
условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка
к школе, в частности.
Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развития детей
является одними из приоритетных задач дошкольного образования.
Социальные психологи утверждают, что в современном обществе
ребенку уже с дошкольного возраста приходится определять стратегию
своего поведения в разных ситуациях. Следовательно, эффективная
социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и
ценностям социума – одно из главных условий жизни ребенка в обществе, а
также личной готовности ребенка к школе.
Дошкольное образовательное учреждение – это место, где дети могут
проявлять свою самостоятельность и инициативу, взаимодействовать с
детским коллективом и воспитателем (взрослым) в различных ситуациях и
видах деятельности. Организация жизнедеятельности в детском саду
способствует эффективному внедрению и апробации коммуникативных
технологий.
Одной из эффективных технологий успешной социализации детей
дошкольного возраста, по мнению авторов программы «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комарова и Э.М. Дорофеева,
является технология «Утренний и вечерний круг».
Учитывая, что технология «Утренний и вечерний круг» является
инновационной в образовательном процессе ДОУ необходимо разработать
методические и практические материалы внедрения этой технологии в
практику работы, соотнести ее с комплексно-тематическим планированием
для детей старшего дошкольного возраста и интегрировать с основной
образовательной программой ДОУ.
Цель: создание организационных условий для внедрения технологии
«Утренний и вечерний круг» в образовательный процесс с детьми старшей
группы ДОУ.
Задачи:
- Разработать перспективно-тематическое планирование и картотеку
«Утренний и вечерний круг в старшей группе ДОУ».
- Апробировать технологию «Утренний и вечерний круг» в
воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы ДОУ.
- Способствовать развитию социально-коммуникативных навыков детей
старшего дошкольного возраста посредствам технологии «Утренний и
вечерний круг».
- Способствовать речевому развитию детей.
Ожидаемый результат:
- Эффективная организация работы ДОУ по направлению «Социально-
коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста».
- Успешное развитие у большинства детей 5-6 лет ДОУ социально-
коммуникативных навыков: умение общаться, договариваться,
взаимодействовать в коллективе.
- Улучшение качества речи детей.
Основная часть.
1. Теоретическая часть
Утренний круг – это новый для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ» элемент в режиме дня.
Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования
детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных
способностей, саморегуляции детей. В Программе утренний круг проводится
в форме развивающего общения (развивающего диалога).
Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для
того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться
впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить
совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д.
Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое
приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных
правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные»
проблемы (развивающий диалог) и т. д.
Основная цель утреннего круга – организация свободного общения
детей, создание положительного эмоционального настроя, определение
направления деятельности.
Задачи педагога:
- планирование: соорганизовать детей для обсуждения планов
реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
- информирование: сообщить детям новости, которые могут быть
интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день
рождения и т. д.).
- проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную
ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами
Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект,
образовательное событие и т.д.).
- развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего
диалога, т.е. направлять дискуссию не директивными методами, стараться
задавать открытые вопросы (т. е. вопросы, на которые нельзя ответить
однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить
детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.
- детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу,
поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный
эмоциональный настрой.
- навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди,
не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое
мнение и пр.).
- равноправие и инициатива: поддерживать детскую инициативу,
создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и
тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т. д.).
Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми,
присутствующими в группе.
Обсуждение в старшем дошкольном занимает возрасте от 10 до 20
минут.
Ожидаемый образовательный результат:
- коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения
доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к
совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника,
аргументированно высказывать свое мнение);
- когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения
формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения;
- регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные
нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества,
планировать свою и совместную деятельность;
- навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие
речи;
- развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и
дружелюбного отношения детей друг к другу;
- обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного
настроя на день, положительного отношения к детскому саду.
Примерная структура «Утреннего круга».
Подготовительный этап:
1.
Правила
(определяются
группой
самостоятельно
по
мере
необходимости; могут быть обозначены не только словесно, но и в виде
рисунков или символов; могут быть использованы опорные предметы. В
начале группового сбора необходимо определить правила регулирования
общения (например, очередность высказывания) Пример правила: «Говорит
тот, у кого в руках мяч»).
2. Организующие (ритуальные) вопросы. Как правило, воспитатель
подбирает вопросы до начала общего сбора. Вопросы необходимы для
установления социально-коммуникативного контакта.
Примеры ритуальных вопросов:
- Все ли нашли себе место?
- Всем ли удобно?
- Кто еще не нашел себе место?
- Какое у вас сегодня настроение?
- Посмотрите друг на друга. Какие вы сегодня веселые, радостные,
красивые.
- Кто хочет задать вопрос?
- Кто хочет рассказать о чем-то интересном, поделиться новостями
(впечатлениями, идеями, мыслями)?
- О чем бы вы хотели узнать?
- Что вас порадовало (огорчило, удивило)?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Основной этап:
1. Позывные утреннего круга (звук бубна, колокольчика, барабана,
горна, веселая музыка, речевка, «клубок дружбы»).
2. Организация круга. (Общение может проходить стоя, сидя на
стульчиках, на подушках-думках, на ковре и т.д. Каждая группа определяет
самостоятельно форму организации утреннего круга).
3. Приветствие или «Минутка вхождения в день». Каждое новое
приветствие вначале педагог моделирует сам, то есть показывает детям, как
это делается.
4. «Новости дня»: обмен информацией.
5. Динамическая пауза (физминутка, дыхательная, артикуляционная,
пальчиковая гимнастика).
6. Речевой материал. Стихотворение недели.
7. Игра-тренинг или коммуникативная (дидактическая) игра по теме
блока (проекта).
8. Планирование, календарь дел, обсуждение проблемной ситуации по
теме блока (проекта).
9. Выбор центра активности. Свой выбор дети закрепляют карточкой на
доске выбора.
10. Завершающий ритуал (звук бубна, колокольчика, барабана, горна;
чтение речевки, стихотворения, девиза; обмен рукопожатием, объятия и т.д.)
Вечерний круг – это новый для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ» элемент в режиме дня.
Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми
наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям
научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки
сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению
слушать и понимать друг друга.
В теплое время года вечерний круг можно проводить на улице.
Основная цель – создание условий для самостоятельной рефлексивной
и аналитической деятельности детей, развивающего общения и радостного
настроя на следующий день.
Задачи педагога:
- рефлексия: вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и
интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к
другу и к детскому саду в целом.
- обсуждение проблем: обсудить проблемные ситуации, если в течение
дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и
урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации
совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
- развивающий диалог: предложить для обсуждения проблемную
ситуацию, интересную детям, в соответствии с образовательными задачами
Программы.
- детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу,
поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный
эмоциональный настрой.
- навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди,
не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое
мнение и пр.).
Ожидаемый образовательный результат:
- коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения
доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к
совместной деятельности.
- когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения
формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.
- регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные
нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества,
планировать свою и совместную деятельность.
- навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие
речи.
- развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и
дружелюбного отношения детей друг к другу, положительного отношения к
детскому саду.
- эмоциональный комфорт: обеспечение эмоционального комфорта,
создание хорошего настроения, формирование у детей желания прийти в
детский сад на следующий день.
Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в
старшем дошкольном возрасте занимает от 10 до 20 минут.
Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо
создать определённый психологический настрой: включить медитативную
музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени).
Поставить в центр круга свечу, фонарик. Желательно, чтобы круг,
образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети
через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами
без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения
своих проблем.
Воспитатель проводит итоговую беседу по опорным вопросам. Через 2-
3 месяца дети старшего дошкольного возраста итоговую беседу могут
проводить самостоятельно.
Примеры опорных вопросов:
- Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?
- Какая часть суток сейчас?
- Что вы делаете в это время в детском саду?
- Что делают в это время ваши близкие?
- Что интересного было сегодня? Чем занимались?
- Что нового сегодня узнали?
- Что лучше всего удалось?
- С кем было сегодня интересно играть/заниматься делом?
- Как выполнили свою работу?
- Какие новые слова узнали?
- За что вы можете себя сегодня похвалить?
- За что вы можете похвалить своего товарища?
- За что можете похвалить воспитателя?
- Было ли что-то такое, что не получилось или огорчило тебя?
- Что сегодня расскажем родителям? (Составление рассказов по
опорным картинкам или словам).
В заключительной части вечернего круга можно проводить рефлексивные
игры на разные темы.
Примерная структура «Вечернего круга»:
1. Ритуал сбора (звук бубна, колокольчика, барабана, горна; веселая
музыка; речевка и т.д.)
2. Коммуникативная игра.
3. Итоговая беседа, рефлексия.
4. Рефлексивная игра.
5. Пожелания на завтрашний день (друг другу, группе).
2.
Практическая часть.
2.1. Пример проведения утреннего круга.
Приветствие. Минутка вхождения в день
Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя на стульях или
стоя).
Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель
организует его по-своему. Рассмотрим несколько примеров проведения
«Утреннего круга». Например:
-Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые
имена. Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг
радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?
Встань скорее,
Раз, два, три!
Свое имя назови!
(участники называют свои имена и становятся в круг, все здороваются и
повторяют имя).
У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было
очень приятно повторить их.
А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому?
Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа
слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами,
спинами, ступнями, лбами… Замечательно!
-Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь
друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!
-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)
-Я согласна с вами: круг сближает, объединяет людей. Все равны,
каждый часть целого.
-А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно
в жизни (руки вперед, пальцы, как
солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
2. «Новости дня» Обмен информацией.
Представьте, что я корреспондент детского журнала «Добрые детки»
(можно использовать микрофон). По очереди обращайтесь к каждому,
задавайте вопросы.
Следующий момент Утреннего круга -
3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.
Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, выдохните
из себя свежесть и красоту белого снега. Вдохните глубоко и со вздохом
забудьте злобу, выдохните из себя тепло солнечных лучей. Вдохните глубоко
и со вздохом забудьте беспокойство, выдохните из себя чистоту рек. Я желаю
вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
4. Игра по теме периода или проекта.
Практикуются такие виды игровой деятельности, которые заставляют
детей смеяться, при этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий
момент темы по программе. Игра по правилам периода.
5.Планирование или календарь дел.
(Совместное планирование деятельности на текущий день)
Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение
сказок, далее выбор карточки изображающей занятие и работы в центрах
активности.
Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться
на непосредственно образовательную деятельность.
Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он
становится любимым «ритуалом» и для детей и для взрослых.
2.2 Пример проведения вечернего круга
Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать
длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать
друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на
ковер и к ним «прилетает» красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по
теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку,
который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о
своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.
Педагогам предлагается разработать тематический план по технологии
«Ежедневный рефлексивный круг» на неделю, с учетом возрастных
особенностей детей и в рамках «Темы недели».
2.3 Структура организации утреннего и вечернего круга. Тема «День
знаний» (фрагмент)
Сентябрь.
1 неделя. «День Знаний. Профессия Учитель»
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Приветствие «Дружные ребята»
В нашей группе яркое
Солнышко сияет! идём по кругу, держась за руки
Здесь ребята дружные,
Это каждый знает! здороваемся за руку с соседом
стоящим справа и слева, потом обнимаемся
Игра – тренинг «Общий круг»
Ход: сядьте в круг, чтобы я вас могла всех видеть.
Поздороваемся глазами, глядя в глаза друг другу. Слегка
кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа,
улыбнусь ему (показываю без слов). Сделайте, как я.
Работа с календарем (число, день недели, погодные карточки и т.д.).
Понедельник. Беседа «Школьные принадлежности».
Вторник. Д/и «Собери портфель (ранец)».
Среда. Беседа «Профессия учитель».
Четверг. Д/и «Назови ласково (школьные принадлежности)».
Пятница Д/и «Четвертый лишний (школьные принадлежности)».
Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу мы пойдем»
Скоро в школу мы пойдем
«шагают» пальцами по столу
И портфель с собой возьмем
загибают пальцы по одном
Книжки, ручку, карандаш
Мы в портфель положим наш.
соединяют и разъединяют пальцы
Будем мы читать, писать,
хлопают в ладоши
И учиться все на «пять»!
показывают пять пальцев
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка». Улыбнуться без напряжения
так, чтобы были видны передние верхние и
нижние зубы. Удержать мышцы губ в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
«Хоботок». Вытянуть сомкнутые губы
вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
«Домик открывается». Слегка
улыбнуться, медленно открыть рот (как
для пропевания звука «а»: «а-а-а»),
подержать рот открытым 5-10 секунд,
медленно закрыть.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -
«Домик открывается».
Стихотворение недели
Первый день осени — это день
знаний,
Вас, малыши, с этим днем
поздравляем.
Пусть в первый класс вы еще не
идете,
Многое вы и в саду узнаете.
Знания — это развитие, сила,
Чтобы быть умным, духовно
красивым.
К знаниям нужно стремиться, друзья,
Ведь в наше время быть глупым
нельзя.
Так что желаем всему научиться,
Будут родители вами гордиться,
Будете быстро читать и считать,
Радость от знаний своих получать!
Завершающий ритуал
(Дать «пять» воспитателю, ударить в барабан (бубен), стихотворение).
ВЕЧЕРНИЙ КРУГ
Проводится в форме рефлексии-обсуждения с детьми наиболее важных
моментов прошедшего дня.
Игра на развитие коммуникативных навыков «Имена».
Ход: воспитатель по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить
твоё имя? Как ласково зовут дома? Как бы ты
хотел, чтобы тебя звали?»
Воспитатель задает детям вопросы:
3.
Какой день недели сегодня? Какое сегодня число? Какой день
недели завтра? Какая часть суток сейчас?
4.
Что сегодня мы сделали? Что больше всего удалось? Что
сегодня было интересного?
5.
Что хорошего произошло с нами за прошедший день в детском
саду?
6.
Кому с кем было интересно и комфортно общаться (играть,
трудиться, работать в центрах активности)?
7.
Было ли что-то такое, что вас огорчило?
8.
За что ты можешь похвалить воспитателя?
9.
За что ты можешь похвалить себя?
Пожелания на завтрашний день (друг другу, группе).
Завершающий ритуал (Дать «пять» воспитателю, ударить в барабан (бубен),
стихотворение).
2.4.
Перспективно-тематическое планирование организованной
деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Сентябрь.
1 неделя. Тема «Хочу всё знать! День знаний»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия).
Организация круга стоя в кругу.
Приветствие «Дружные ребята».
Новость дня сообщение темы недели.
Динамическая пауза «Скоро в школу мы пойдём».
Речевой материал (стихотворение недели) «Первый день осени – это
день знаний»
Игра – тренинг «Общий круг»
Обсуждение проблемной ситуации: «Ученье – свет, а не ученье
тьма» как понимаем мы эту пословицу?
Завершающий ритуал дать пять воспитателю
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Имена»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
2 неделя. Тема «Что происходит с деревьями осенью?»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Собрались все дети в круг»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза – пальчиковая игра «Деревья»
Речевой материал (стихотворение недели) И.Агеева «Белоствольная
берёза»
Игра – тренинг «Утреннее фото»
Обсуждение проблемной ситуации: «Почему падают листья?»
Планирование.
Завершающий ритуал дать пять воспитателю
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Слепец и поводырь»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
3 неделя. Тема «Осень пришла – фрукты, овощи принесла»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга сидя на стульчиках
Приветствие «Найдём дружочка»
Новость дня сообщение темы недели
Пальчиковая гимнастики «Огород»
Речевой материал (стихотворение недели) В. Коркин «Что растёт на
нашей грядке»
Игра – тренинг «Овощи»
Обсуждение проблемной ситуации «Откуда приехали фрукты?»
Планирование.
Выбор центра активности
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Ладошка к ладошке»
Итоговая беседа (рефлексия) «Труд людей на полях и огородах»
Пожелания на завтрашний день
4 неделя. Тема «В лес осенний мы пойдем – грибы, ягоды найдем»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия).
Организация круга стоя в кругу.
Приветствие «Друг».
Новость дня сообщение темы недели.
Динамическая пауза «Осень».
Речевой материал (стихотворение недели) В.Степанов «Лисички».
Игра – тренинг «Гриб».
Обсуждение проблемной ситуации: «Где сидит грибок?».
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия).
Коммуникативная игра Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».
Итоговая беседа (рефлексия).
Пожелания на завтрашний день.
Октябрь.
1 неделя. Тема «Кто живёт на птичьем дворе?»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Здравствуй»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза «Прилетели птицы, голуби синицы»
Речевой материал - загадки о домашних птицах
Игра - тренинг «Маленький комочек»
Обсуждение проблемной ситуации: «Кто рано встаёт, громче всех
поёт?» почему петух громко кричит утром? Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Подарок для всех»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
2 неделя. Тема «Перелётные птицы нашего края»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Начинаем новый день»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза «Птицы»
Речевой материал (стихотворение недели) «Улетают журавли»
Игра – тренинг «Ласковая мама»
Обсуждение проблемной ситуации: «Куда улетели птицы?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора ( звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Зеркало»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
3 неделя. Тема «Мой дом. Моя квартира»
Утренний круг.
Условный сигнал ( звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга сидя на ковре
Приветствие «Собрались все дети в круг»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза пальчиковая гимнастика «Мебель»
Речевой материал (стихотворение недели) «Помощники есть в
квартире у мамы»
Игра – тренинг «Шалтай-Болтай»
Обсуждение проблемной ситуации: «Зачем нужен дом?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Цифры»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
4 неделя. Тема «Моя Игарка. Моя Россия»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Солнечный круг»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза «Мы по городу пойдем»
Речевой материал (стихотворение недели) «Игарка не иголка»
Игра – тренинг «Мой город»
Обсуждение проблемной ситуации: «Где ты любишь отдыхать в нашем
городе?» Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Игра интервью «Где в городе бывали? Что в городе видали?»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
Ноябрь.
1, 2 неделя. Тема «Что мы носим? (Одежда, обувь, головные уборы)»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Подойдите ко мне»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза физминутка «Мойдодыр», пальчиковая
гимнастика «Обувь»
Речевой материал – стихотворение «Это чья рубашка – синие
горошинки»
Игра – тренинг «Настроение», игра – импровизация «Сапожки»
Обсуждение проблемной ситуации: «Как одеться по погоде?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра с мячом «Назови одним словом»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
3 неделя. Тема «Азбука безопасности»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга сидя на ковре
Приветствие «Улыбка»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза пальчиковая гимнастика «Светофор», физминутка
«Пешеходы»
Речевой материал (стихотворение недели) «Не играйте мелкими,
острыми предметами»
Игра – тренинг «Настроение»
Обсуждение проблемной ситуации: «Как работает розетка?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Дидактическая игра «Собери знак»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
4 неделя. Тема «Наша дружная семья маму поздравляет!»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга сидя на ковре в кругу
Приветствие «Наши глазки»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза пальчиковая гимнастика «Дымковкие барышни»,
«Семья», физминутка «Наша дружная семья»
Речевой материал (стихотворение недели) «Солнышко»
Игра – тренинг «Хорошо»
Обсуждение проблемной ситуации: «Ели мамы дома нет, чем заняться
можно?» Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Изобрази пословицу»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
Декабрь.
1, 2 неделя. Тема «Здравствуй, Зимушка – зима!»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Найдем дружочка»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза «Снежок»
Речевой материал - загадки о зимних явлениях, стихотворение недели
«Здравствуй, гостья-зима»
Игра – тренинг «Здравствуй»
Обсуждение проблемной ситуации: «Почему пришла зима?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Разговор через стекло»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
3,4 неделя. Тема «Новый год уж у ворот!»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга сидя на ковре
Приветствие «Собрались все дети в круг»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза пальчиковая гимнастика «Подарки», физминутка
«Снежок»
Речевой материал (стихотворение недели) на новогоднюю тематику
Игра – тренинг «Снежинки»
Обсуждение проблемной ситуации: «Кто придумал новый год?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Зимние забавы»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
Январь.
2 неделя. Тема «Мои первые истории о рождестве»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Дружные ребята»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Речевой материал – рождественские колядки
Игра – тренинг «Настроение»
Обсуждение проблемной ситуации: «Откуда пришли колядовщики?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора ( звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Подарок для всех»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
3 неделя. Тема «Профессии разные нужны, профессии разные важны»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Дружные ребята»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза пальчиковая игра «Профессии»
Речевой материал стихотворения о профессиях
Игра – тренинг «Зеркало»
Обсуждение проблемной ситуации: «Кем быть?» Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Травинка»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
3,4 неделя. Тема «Мои любимые книги»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Ладошка к ладошке»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза пальчиковая гимнастика «Много книжек есть на
свете»
Речевой материал (стихотворение недели) «Все девчонки и мальчишки
очень любят читать книжки»
Игра – тренинг «Снежинки»
Обсуждение проблемной ситуации: «Откуда появилась книга?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Игра-ситуация»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
Февраль.
1 неделя. Тема «Животные нашего дома»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга сидя на ковре в кругу
Приветствие «Здравствуй»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза «Хозяюшка»
Речевой материал - загадки о домашних птицах
Игра – тренинг «Маленький комочек»
Обсуждение проблемной ситуации: «О чем мурлычет кошка?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Продолжи фразу»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
2 неделя. Тема «Дикие животные Севера и жарких стран»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Начинаем новый день»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза «Жираф»
Речевой материал (стихотворение недели) загадки о животных жарких
стран и севера.
Игра – тренинг »
Обсуждение проблемной ситуации: «Почему у жирафа длинная шея?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Зеркало»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
3 неделя. Тема «Наша Армия родная. День защитника Отечества»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга стоя парами
Приветствие «Мой дружочек!»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза пальчиковая гимнастика «Солдаты»
Речевой материал (стихотворение недели) «Быть мужчиной это гордо»,
армейские загадки
Игра – тренинг «Доброе сердце»
Обсуждение проблемной ситуации: «Хочу в армию пойти, что для
этого надо» Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Сигнал»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
4 неделя. Тема «Комнатные растения»
Утренний круг.
Условный сигнал музыка «Вальс цветов»
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Венок»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза «Цветочки»
Речевой материал (стихотворение недели) «Кактус»
Игра – тренинг «Будь внимательным»
Обсуждение проблемной ситуации: «Очищают воздух, создают уют, на
окнах зеленеют, в группе нашей живут. Кто это?» Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Цветочек»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
Март.
1 неделя. Тема «Мы весну встречаем, праздник отмечаем»
Утренний круг.
Условный сигнал детская песня про маму
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Назови ласково»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза физминутка «Мама»
Речевой материал – стихотворение недели Л.Казакова «Мамочку
поздравим»
Игра – тренинг «Маленький комочек»
Обсуждение проблемной ситуации: «Мамины объятья, лучшая
кроватка. Почему?» Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Комплименты»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
2 неделя. Тема «Моя Родина Россия, Москва столица моей Родины»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга сидя на ковре
Приветствие «Здравствуй»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза «Раз, два вот Москва»
Речевой материал (стихотворение недели) «Москва»
Игра – тренинг «»
Обсуждение проблемной ситуации: «Где находится Красная площадь»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Зеркало»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
3 неделя. Тема «Кто такие рыбы? Где они живут?»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга сидя на ковре
Приветствие «Мой дружок»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза пальчиковая гимнастика «Акула»
Речевой материал (стихотворение недели) В.Степанов «Что такое
море?»
Игра – тренинг «Мы приклеились друг к другу»
Обсуждение проблемной ситуации: «Чьи чешуйки?» в группе в уголке
экспериментирования появляются рыбьи чешуйки. Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Плохое настроение»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
4 неделя. Тема «Удивительный мир театра»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Ладошка к ладошке»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза «Дымковские барышни»
Речевой материал загадки о театре
Игра – тренинг «Изобрази пословицу»
Обсуждение проблемной ситуации: «Как стать актёром?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Радио»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
Апрель.
1 неделя. Тема «Азбука здоровья»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга сидя на ковре
Приветствие «Здравствуйте ребята»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза гимнастика для глаз «Солнышко»
Речевой материал – загадки про здоровье и витамины
Игра – тренинг «Настроение»
Обсуждение проблемной ситуации: «Кто такой здоровый человек?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Вопросы и ответы»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
2 неделя. Тема «Путешествие в космос»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Здравствуй, это я…»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза физминутка «Строим звездолет»
Речевой материал загадки про космос, стихотворение
Игра – тренинг «Радио»
Обсуждение проблемной ситуации: «Кто первый полетел в космос?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Зеркало»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
3 неделя. Тема «Мы весну встречаем, с Днем Земли поздравляем»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга сидя на ковре
Приветствие «Пожелание»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза пальчиковая гимнастика «Шаловливые сосульки»
Речевой материал стихотворение о весне, загадки о весенних
изменениях в природе.
Игра – тренинг «Да - нет»
Обсуждение проблемной ситуации: загадка о весне. Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Найди ошибку»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
4 неделя. Тема «Весенние цветы»
Утренний круг.
Условный сигнал детская песенка
Организация круга сидя на ковре в кругу
Приветствие «Дружба начинается с улыбки»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза логоритмическая игра «Цветы»
Речевой материал загадки «Цветочная полянка»
Игра – тренинг «Цветы»
Обсуждение проблемной ситуации: «Какие цветы появятся первые?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Магазин цветов»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
Май.
1 неделя. Тема «Мой мир без войны»
Утренний круг.
Условный сигнал мелодия песня военных лет
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Ладошка к ладошке»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»
Речевой материал – стихотворение «День Победы»
Игра – тренинг «Я бросаю тебе мяч»
Обсуждение проблемной ситуации: «Почему на войне страшно?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Имена»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
2,3 неделя. Тема «Удивительный мир насекомых»
Утренний круг.
Условный сигнал детская песня о божьей коровке
Организация круга стоя в кругу
Приветствие «Подари тепло друг другу»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза физминутка «Кузнечики», пальчиковая
гимнастика «Насекомые»
Речевой материал (стихотворение недели) Б.Цветков «Мир
насекомых»
Игра – тренинг «Жук»
Словесная игра «Подскажи словечко»
Обсуждение проблемной ситуации: «Где найти жука?» Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Путаница»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
4 неделя. Тема «Безопасная дорога. Транспорт вокруг нас»
Утренний круг.
Условный сигнал (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Организация круга сидя на ковре
Приветствие «Собрались все дети в круг»
Новость дня сообщение темы недели
Динамическая пауза пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Речевой материал (стихотворение недели) «Ты скажи-ка умница, что
же это? Улица»
Игра – тренинг «Хорошо»
Обсуждение проблемной ситуации: «Как пройти через дорогу?»
Планирование.
Завершающий ритуал (дать «пять» воспитателю, ударить в бубен,
стихотворение)
Вечерний круг.
Ритуал сбора (звук бубна, колокольчик, мелодия)
Коммуникативная игра «Хорошо»
Итоговая беседа (рефлексия)
Пожелания на завтрашний день
Заключение
Социально-коммуникативное развитие рассматривается, как: умение
детей общаться и взаимодействовать друг с другом, со сверстниками и с
взрослыми; наличие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной
деятельности; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду.
Внедрение в практику технологии «Утренний и вечерний круг»
способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Результаты использования организационно-методических материалов,
представленных в пособии «Круг Дружбы» показали положительную
динамику развития не только социально-коммуникативных, но и речевых
навыков старших дошкольников. Дети активно участвую в обсуждении
проблемной ситуации; умеют планировать свою деятельность; обсуждают
планы реализации совместных дел; рассказывают о своих новостях,
интересах, событиях своей жизни. В группе создана атмосфера дружелюбия,
дети стали относится друг к другу более внимательно.
Качество речи детей так же улучшилось, что подтверждают наличие у
них умения участвовать в развивающем диалоге, поддерживать дискуссию,
высказывать свое мнение.
В силу возрастных особенностей у многих детей еще не сформирована
культура общения, связная речь. У детей 5-6 лет социально-
коммуникативные навыки и умения еще только формируются. Дети учатся
понимать свои и чужие интересы, действовать соответственно
общепринятым социальным нормам, обсуждать и доказывать свою точку
зрения, усваивать основные понятия. Этот возраст считается сенситивным
для социально-коммуникативного развития. Учитывая положительные
результаты технологии «Утренний и вечерний круг» необходимо
продолжить эту работу, а методическое пособие будет дополнятся новым
материалом.
Список используемых источников
1. ОТ
РОЖДЕНИЯ
ДО
ШКОЛЫ.
Инновационная
программа
дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М.
Дорофеевой. – Издание
пятое (инновационное), испр. и доп. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2019. – c. 336
2. Лютова-Робертс,
Монина
«Игры
приветствия
для
хорошего
настроения»
3. Алябьева Е.А Психогимнастика в детском саду: методические
материалы в помощь психологам и педагогам. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 88с.
4. Иванова Н.С. Технология группового сбора как средство развития
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
научно – методический электронный журнал Концепт – 2015, Т. – 586 – 590с.
5. Фоппель К. «Как научить детей сотрудничать» Психологические игры
и упражнения. М.: Генезис, 2003. – 160с.