Напоминание

Безличные глаголы


Автор: Благодарова Наталья Егоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Тема: Безличные глаголы
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Безличные глаголы»

Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах.

Задачи урока:

Образовательная:

дать понятие безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лексическое

значение, формы употребления, привитие умения отличать безличные глаголы от личных,

употреблять безличные глаголы в речи;

закрепление навыков синтаксического и морфологического разборов;

повторение и отработка слабо усвоенных орфограмм (в индивидуальном порядке).

Воспитательная:

воспитывать культуру речи;

поддерживать интерес к урокам русского языка;

воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Развивающая:

развитие речи;

продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;

формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;

развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;

обогащать словарный запас школьников.

Оборудование:

учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов,

Т.А.Ладыженская и др. - М.: Просвещение, 2020);

раздаточный материал (задания, листочки)

План урока:

1.

Организационный момент

2.

Подготовка к изучению нового материала.

3.

Наблюдение над фактами языка.

4.

Обобщение структурных и семантических признаков понятия.

5.

Применение понятия на новом языковом материале.

6.

Итог урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

момент.

Мотивация на работу.

2. Актуализация

знаний. Повторение

ранее изученного

материала.

*Приветствие. Настрой на работу.

*Прежде чем начнем работу,

послушайте

стихотворение-загадку. О чем идет речь? Что

это? Чтение учителем стихотворения: (Слайд

презентации)

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - все в действие придет.

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.

- Открываем свои рабочие тетради, отступа-

ем две строки, записываем сегодняшнюю

дату, а на следующей строке «классная рабо-

та».

- Почему же мы не записываем тему урока?

Правильно, попробуем е самостоятельно

сформулировать.

-Какую часть речи изучаем?

- Дайте определение глагола как части речи.

Назовите основные признаки этой части речи.

- Мы знаем о глаголе уже немало, однако не

все. Глагол – это самая сложная по составу

форм часть речи русского языка. И сегодня

мы познакомимся еще с одним морфологиче-

ским признаком глагола.

На доске: Прочитайте выразительно отры-

вок из стихотворения; найдите главные

члены предложения; какие глаголы ис-

пользует поэт А.А.Фет?

Прозвучало над ясной рекою.

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою.

Засветилось на том берегу

- Что вы можете сказать о признаках глаго-

лов?

Распределите предложения в две груп-

пы. Распределите по наличию главных

членов предложения.

Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В

зимнюю пору смеркается рано. Мой друг

тоже не спит. Мы выходим из дома. Нам

легко дышится. Мы не спеша прогуливаемся

по зимнему лесу. Пахнет хвоей. Стоит ти-

шина.

Учащиеся приветствуют учи-

теля, стоя около своих парт.

Учащиеся внимательно слу-

шают и настраиваются на

предстоящий урок.

Отвечают на загадку.

Учащиеся записывают дату,

«классная работа».

- Глагол.

– Глагол — часть речи,

обозначающая действие или

состояние и выражающая эти

значение в грамматических

категориях вида, лица, числа,

времени, наклонения и рода

(в прошедшем времени и

условном наклонении).

Прозвучало, прозвенело, про-

катилось, засветилось –

прош. вр.

2 группы:

- с двумя главными членами;

- с одним главным членом

Учащиеся работают, отвеча-

3.Наблюдение над

фактами языка.

4. Обобщение струк-

турных и семантиче-

ских признаков поня-

тия.

На какие группы разделили? Свое мнение

обоснуйте.

- Работаем с группой предложений:

Подморозило. Мне не спится. В зимнюю

пору смеркается рано. Нам легко дышит-

ся. Пахнет хвоей.

-Что общего, кроме того, что это односостав-

ные предложения, вы заметили?

- А что можно сказать о подлежащем? Требу-

ется ли оно в таких предложениях?

- Есть ли здесь действующее лицо?

Тогда, какие это глаголы?

Значит, называются они ....

- Правильно, это безличные глаголы. Итак,

записываем тему урока. (Слайд презентации)

-Ребята, чему мы должны научиться на уро-

ке?

-Верно, сегодня мы выясним особенности

безличных глаголов, что они обозначают, ка-

кие формы имеют, с какой целью мы упо-

требляем их в тексте.

- А где нам это пригодится в жизни?

На доске:

1.

Глаголы, при которых нет и не может

быть действующего лица (учитель поясня-

ет: например, смеркалось).

2.

Глаголы, обозначающие явления при-

роды и состояние человека (снова поясне-

ние учителя: не спалось, штормило).

- Запись под диктовку.

Работа с учебником.

- Открываем учебник, стр.207.

Совсем рассвело. Не сидится дома. Хочется

к реке. Как легко дышится на рассвете!

- Читаем предложения, записываем, коммен-

тируем (каждое предложение с новой строч-

ки):

Совсем рассвело.

Дома не сидится.

-Определите время, род, число глаголов;

-Подчеркните

грамматические

основы

предложений.

-Можно ли добавить подлежащее?

-Что обозначают глаголы в данных предложе-

ниях?

Слово учителя о безличных глаголах.

Признаки безличных глаголов (в учебнике):

ют на поставленные вопро-

сы:

- Главный член предложения

один, это сказуемое..

- Его нет, и оно не требуется.

- Нет действующего лица.

- Без лица.

- Безличные глаголы.

.

Формулировка учащимися

целей и задач урока

- При написании сочине-

ний, при общении, при

подготовке к экзаменам.)

Совсем рассвело (в прош. вр.,

ср. р., ед. ч.)

Дома не сидится ( в наст. вр.,

3 л., ед. ч.)

- Данные глаголы не имеют

лица.

Учащиеся делают вывод, что

в данных предложениях нет

подлежащих.

-

5. Применение поня-

тия на новом языко-

вом материале.

а) в изъявительном наклонении изменяются

по временам;

имеют форму 3 лица единственного числа в

настоящем и будущем времени – нездоровит-

ся, будет нездоровиться;

форму среднего рода единственного числа в

прошедшем времени – нездоровилось;

б) в условном наклонении имеют одну форму

– нездоровилось бы;

в) в начальной форме – нездоровиться.

1. Безличные глаголы обозначают действие

без действующего лица.

2. По значению безличные глаголы делятся

на 4 группы :

а) состояние природы;

б) состояние человека;

в) различные модальные значения;

г) мера наличия чего-нибудь.

3. Безличные глаголы изменяются по вре-

менам.

4. Безличные глаголы имеют только форму

3-его лица единственного числа настояще-

го времени, форму среднего рода

единственного числа прошедшего времени,

имеют форму условного наклонения.

5. Безличные глаголы имеют постоянные

категории: вид, спряжение, возвратность.

6. Безличные глаголы могут быть образова-

ны от личных с помощью суффиксов – ся, -

сь.

7. В безличном значении могут быть ис-

пользованы личные глаголы.

8. В предложении безличные глаголы вы-

ступают в роли сказуемого, при них нет

подлежащего, следовательно, они употреб-

ляются в односоставных безличных

предложениях.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Укажите, к какой группе по значению отно-

сятся следующие безличные глаголы:

а) обозначение явлений природы и состоя-

ния окружающей среды;

б) физическое или психическое состояние

живого существа;

в) наличие, отсутствие, недостаток чего-

либо.

1) вечерело; 2) спится; 3) нездоровится;

4) думается; 5) пахло; 6) хватит; 7) рабо-

тается; 8) недостает

Работа с учебником (упр. 617).

- Первое предложение записываем на доске и

в тетрадях, подчеркиваем сказуемое, рассу-

Сказуемое

«не

дышится»,

выражено глаголом, который

обозначает действие, выпол-

няемое само по себе; стоит в

форме изъявительного накло-

6. Рефлексия. Итог

урока.

ждаем по образцу:

- Нигде не дышится вольней родных лугов,

родных полей.

Два – три предложения выполняются устно.

Спишите, раскрывая скобки, найдите

в предложениях безличные глаголы.

Подчеркните их.

Светает. Яркое солнце поднимает?ся из-

за гор. К утру посв..жело. Где(то) д..л..ко

прогр..мело эхо. (Ни) где (не) дышится воль-

ней родных лугов, родных полей. (Не) с..дит?

ся в хат.. тесной, (не) л..жит?ся на печи

.

- В какой колонке личные глаголы упо-

треблены как безличные?

Свежая листва приятно пахнет.

Пахнет

весной.

Ель темнеет вдали. В лесу темнеет.

Игра «Фокусник». Работа в парах.

- Превратите личные глаголы в безличные.

Личные глаголы

Безличные глаголы

Ветер дует в

окно.

В окно сильно дует.

Гроза зажгла

дерево.

Грозою зажгло дерево.

Дождь льёт как из

ведра.

На улице льёт как из

ведра.

Липы сладко

пахнут.

Сладко пахнет липами.

Ветер сломал

осину.

Ветром сломало осину.

Творческая работа. (5-7 минут).

Вам надо составить текст, используя

безличные глаголы. Попробуйте описать

картину ночного звездного неба весной.

Или прогулки в весеннем лесу.

Однотипные предложения делают текст

малоинтересным. Более того: это является

ошибкой. Используйте разные типы предло-

жений!

-Какие цели мы ставили в начале урока?

Задачи выполнили?

- Какие глаголы называются безличными?

-Какие признаки этих глаголов вы

запомнили?

Выставление оценок, их комментирование.

Пояснить домашнее задание.

Всем: Знать материал урока (п.98), допол-

нить сведениями из параграфа учебника.

нения, в настоящем времени,

3 лице, единственном числе.

Проверка сочинений-миниа-

тюр.

Ответы учащихся.

7. Домашнее задание.

По выбору:

1). Выпишите из учебника литературы приме-

ры предложений с безличными глаголами,

указать их форму (5-7 предложений).

2). Составьте свои предложения (5-7 предло-

жений).

Подчеркните безличный глагол, в котором

все согласные звонкие.

- На этом урок окончен. Спасибо за работу.



В раздел образования