Напоминание

«Формирование устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ»


Автор: Аксенова Анна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125
Населённый пункт: г.Новокузнецк , Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Формирование устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности

у детей дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ»

Аксенова Анна Анатольевна , воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125», г. Новокузнецк

Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую

готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития

личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом

производительного труда.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые

начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих

намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой

потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей

.

Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования

личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового

подхода

к

дошкольному

воспитанию,

основанному

на

принципах

вариативного

содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его

виды деятельности, обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых

для дальнейшего становления личности:

любознательность,

инициативность,

коммуникативность,

творческое воображение,

произвольность.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так,

интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное

отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм;

осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность;

сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм;

умение доводить дело до конца отражает степень сформированности

старательности, настойчивости, целеустремленности.

Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в

целом. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания

детей

.

ряд показателей трудолюбия:

осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;

готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально -

положительного отношения к труду;

адекватная оценка результатов деятельности;

аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда

наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в

учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной

трудовой деятельности

.

Требования к процессу воспитания у детей интереса к труду можно определить

следующим образом:

развитие у детей положительных качеств в процессе трудовой деятельности;

обеспечение детей «орудиями» труда с учётом их возрастных и индивидуальных

особенностей и в целях рационального использования;

предварительное формирование у детей умений и навыков, необходимых для

выполнения конкретных трудовых заданий, мотивация интереса к предстоящей

работе;

организация бесед, направленных на воспитание трудолюбия и развитие

нравственных качеств каждого ребёнка;

формирование у детей чувства ответственности перед обществом средствами

общественно-полезного труда;

понимание трудовой деятельности детей как неотъемлемой части педагогического

процесса и осуществление на этой основе воспитательной работы через

разнообразные формы организации воспитанников в образовательном

учреждении (Таблица1)

Таблица1 «Формы образовательной деятельности»

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Совместные действия

Наблюдения

Поручения

Беседа

Чтение

Совместная деятельность взрослого и

детей тематического характера

Рассматривание

Дежурство

Игра

Экскурсия

Проектная деятельность

Создание соответствующей

предметно-развивающей среды

во всех видах самостоятельной

детской деятельности

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие

детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно

необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность.

Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и

умственную деятельность, доставляя детям радость.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

Труд ребенка тесно связан с игрой

Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в

ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает

потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята

изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их

взаимоотношения.

Трудовая деятельность постоянно развивается

Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели,

мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои

особенности.

Формирование трудовых навыков: в раннем возрасте у ребенка складываются лишь

предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями

труда происходит в дошкольном возрасте.

Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в

труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания.

Вначале цель ставит педагог.

Старшие дошкольники

сами ставят цель, выполняя

повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При

изменении условий им следует подсказать, что надо делать.

Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех

видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Мотивы труда

У

младших

дошкольников

ярче

выражен

интерес

к

внешней

стороне

труда

(привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее

значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как

стремление сделать что-то полезное близким людям.

Планирование

Планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей:

они планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что

приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить и т. п.);

намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения;

они не планируют контроля и оценки своей работы;

словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату

Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат

своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса.

В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется. Дети уже до начала

работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат.

Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки,

преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить

работу сверстника, чем свою.

Трудовая деятельность детей имеет свою специфику , поэтому требует особого подхода

и руководства со стороны педагога.

Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учебной деятельностью по

основным компонентам : цель, план, процесс, результат (Таблица2)

таблица 2«Специфика трудовой деятельности детей»

Вид

деятельн

ости

Компоне

нт

ИГРА

ТРУД

УЧЕНИЕ

Цель

В её постановке главная

роль принадлежит детям,

обусловливается

интересами и желаниями

Совместная (для детей

и взрослых )

постановка цели

Цель перед детьми

ставит педагог,

который

руководствуется

программой

Планирование

Дети подчиняются

свободному замыслу,

обговариваемые пути

развития сюжета могут

изменяться.

(Предварительный план

не обязателен)

Характерно

предварительное

обговаривание всех

сторон деятельности

Занятие проводит

педагог по заранее

продуманному плану.

Дети выполняют

указания воспитателя.

Процесс

деятельности

В процессе руководства

педагог должен считаться

с замыслом и интересами

детей. Прямые указания

могут привести к

разрушению игры.

Участником педагог

может не быть. Общение

возникает либо на основе

единства замысла, либо на

основе личных симпатий.

Дети с помощью игрушек

или предметов-

заместителей изображают

деятельность взрослых.

Их действия носят

игровой, отобразительный

характер и не приводят к

реальному результату.

Взрослые и дети

действуют совместно,

направляя усилия на

достижение общего

результата. Педагог не

должен от начала и до

конца выполнять работу

с воспитанниками, но

они должны видеть

заинтересованность

взрослого в достижении

общей цели. Общение

возникает на основе

единства цели.

Сотрудничество и

взаимопомощь

поддерживаются и

поощряются педагогом.

Ведущими

являютсяся предметно-

орудийные действия, с

помощью которых и

достигается результат.

Педагог всецело

направляет

деятельность детей:

педагог учит – дети

учатся. Усилия детей в

достижении постав

ленной цели носят

индивидуальный

характер. Ведущими

являются умственные

действия и учебные

навыки

Результат

Не приносит

практического результата,

но вызывает у детей

радость, удовлетворение,

Может быть завершена на

любом этапе и от этого не

теряет своей

привлекательности.

Смысл труда состоит в

получении практичес

кого результата,

удовлетворяющего чью-

то потребность.

Дети получают

результат

познавательного

характера -

научился.

Систематичность детского труда

Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем

позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический

процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и

систематическое участие в них каждого ребенка

Постепенность рабочей нагрузки

Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может

вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства

«мышечной радости» (Е. А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного

отношения к труду.

Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления

ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют

частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут.

Ответная реакция со стороны сердечно - сосудистой к дыхательной систем говорит о

благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

Подбор оборудования для труда

Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей.

Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий

возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его

к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям

было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это

требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому,

насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое

отношение яри этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам.

Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы.

Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он

создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному

делу. Поэтому во всех возрастных группах детского сада и на игровых площадках

созданы оптимальные условия для трудового воспитания и самостоятельной деятельности

детей.

Оборудование в группах размещено по видам труда:

в природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных;

в месте, отведённом для ручного труда, - пилы, молотки;

принадлежности для хозяйственно-бытового труда – щёточки и совки для уборки

мусора размещены на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных

по столовой – ближе к буфетной и пр.

Всё оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и

соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная

форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – всё это

радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое

удовольствие .

Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию

устойчивого

интереса

к

трудовой

и

самостоятельной

деятельности,

развитию

продуктивно- творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и

воспитанию трудолюбия.

Оформлены и функционируют центры для трудовой и самостоятельной детской

деятельности:

художественный

конструктивно-строительный

природы

ручного труда

информативности (для саморазвития используются схемы, таблицы, алгоритмы

действий, образцы, перфокарты, календари, часы )

Воспитателями в работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной

деятельности используется разнообразный материал:

природный, бросовый;

развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;

материал для развития мелкой моторики рук;

различные конструкторы;

В нашем детском саду практикуется проведение смотров по созданию условий для

развития творческих способностей и трудового воспитания детей:

уголок природы;

мини-огород;

центр самостоятельной деятельности;

уголок ручного труда

Педагоги нашего детского сада, обобщая опыт работы, проводят консультации, где

освещают вопросы приобщения к труду через познание предметного мира, воспитания

самостоятельности у дошкольников, о формах организации труда дошкольников, о

значении ручного труда для формирования личности ребенка, о влиянии трудового

воспитания на психическое развитие ребенка.

Педагогами групп разработаны перспективные планы сюжетно-ролевых по

ознакомлению с трудом и профессиональной деятельностью взрослых; дидактические

игры( настольные игры, связанные с профессиями людей, например, «Предметное лото»,

в ходе которой нужно назвать инструмент, объяснить его назначение и назвать профессию

человека, которому он нужен.

Разработаны игры, связанными с современными профессиями, типа «Угадай

профессию по ключевым словам», «Спор профессионалов», «Придумай другое слово».

настольное лото «Кем быть?», «Играем в профессии».

наглядные пособия

мультимедийные презентации,

конспекты бесед, экскурсий

проблемных игровых ситуаций

картотеки пословиц и поговорок, стихотворений и т.п.

иллюстрации с изображением людей разных профессий

мини-музей «Все работы хороши».

Кроме того, в работе воспитателя могут быть использованы такие методы, как проведение

театрализованных кукольных представлений, подвижных, музыкально-плясовых игр,

занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности.

Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего детского сада. Тогда

и отношение к нему будет более ответственным.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в

отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для

формирования

у детей трудолюбия.

Это прежде

всего наглядность,

доступность

разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка,

ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать

в этом труде, работать вместе со взрослыми.

В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая

старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы

работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-

бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи,

почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих

важных качеств личности:

отзывчивости

заботливости

бережливости

ответственности

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной

деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых,

формирует интерес и уважение к нему.

При планировании работы с семьей педагогическое просвещение родителей по

вопросам трудового воспитания дошкольников должно занимать особое место.

В плане каждой возрастной группы необходимо отразить содержание и формы

пропаганды трудового воспитания, изучения и обобщения положительного семейного

опыта.

При этом следует учитывать типичные трудности, с которыми сталкиваются

родители, наиболее часто допускаемые ими ошибки в трудовом воспитании детей:

недооценка важности трудового воспитания начиная с младшего дошкольного

возраста,

недооценка нравственного значения труда ребенка как проявления его заботы о

членах семьи; незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей,

незнание того, каким по содержанию должен быть труд ребенка того или иного

возраста, правильных методов воздействия взрослых на ребенка;

отсутствие обязательности, систематичности в выполнении детьми поручений и

обязанностей;

недооценка важности формирования эмоционально положительного отношения к

труду, общественно-направленных мотивов трудовой деятельности.

Для пропаганды среди родителей содержания и методов трудового воспитания

дошкольников используем разнообразные формы:

собрания

консультации

беседы

лекции

дни открытых дверей

тематические стенды

выставки и др.

Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, у

нас широко практикуются:

совместная подготовка и проведение праздников

изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним

изготовление атрибутов сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования

дидактических и развивающих игр

пособий для занятий

изготовление инвентаря для организации трудовой деятельности (лопаты, грабли,

палочки для рыхления почвы),

совместные творческие выставки детей и родителей : «Творческая мастерская» -

поделки в технике оригами, бумажная пластика, аппликация;

фотовыставки « Радуга профессий», «Все работы хороши!».

Родителям важно помнить - именно в детстве формируется умение делать работу так,

чтобы потом не пришлось что-то поправлять, доделывать, совершенствовать. Такое

умение выполнять работу тщательно, добросовестно, то есть качественно - развивается в

семье благодаря домашнему труду.

Семья, воспитывает у ребенка общественно ценные мотивы трудолюбия, готовит, тем

самым, его к вдумчивому выбору профессии. К поиску дела по душе, интересам, по

общественной значимости. Кто, как не родители, лучше других знают склонности своего

ребенка, его возможности, кто лучше них сможет умело и ненавязчиво подсказать,

убедить.

Литература

1 .Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О.

Артамонова // Дошкольное воспитание. -2005. - № 4 – с. 16

2. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для

дошкольников. М.: Ювента, 2001. – с.67

3. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского :

Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2001 - 134 c.

4. Буре Р.С., Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания у детей

нравственных качеств и взаимоотношений в Российской дошкольной педагогике 50-60

годов // Ярославский Педагогический Вестник. - [Электронный источник]. - Режим

доступа: yspu.yar/vestnik/index.html

5. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших

6. Инновационные технологии дошкольного образования в современных

социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с.

7. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.

8. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми

3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с.

9. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детсом саду. М.: Линка-Пресс, 2009. –

278с.

10. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С.

А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.

11. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.

12. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы

дошкольного образования/ Н. В. Федина// Дошкольное воспитание. – 2008. - №8. – С. 13-

13. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста:

автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Г.С. Малунова; Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ,

2001. - 41 с.

14. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы Под ред. М.А.

Васильевой. М.: Просвещение, 1984.- 204с../Л.И. Фалюшина. – 2-е изд., испр. и доп. – М,:

АРКТИ



В раздел образования