Напоминание

"Веселый круг"


Автор: Терентиенко Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад "Сказка" г. Игарки
Населённый пункт: Город Игарка
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Веселый круг"
Раздел: дошкольное образование





Назад




0

МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки

Методическое пособие

«Весёлый круг»

Организация утреннего и вечернего круга

в старшей группе детского сада.

Автор-составитель: Терентиенко И.Н.

2022 год

г. Игарка

Аннотация

1

Описание: в данном пособии представлено перспективно-тематическое

планирование утреннего и вечернего круга для работы с детьми старшей

группы детского сад. Так же пособие включат в себя картотеку игр,

направленные

на

стимуляцию

активного

участия

ребёнка

в

общей

деятельности, на развитие его коммуникативных и речевых возможностей.

Данные игры распределены по тематическим блокам и являются частью

режимного момента, проводимого в определённое время.

Утренний

круг

позволяет

создать

атмосферу

благоприятного

и

дружеского общения, устанавливает отношения доверия на весь день.

Вечерний круг помогает детям подвести итоги дня, провести рефлексию.

Пособие будет интересно педагогам и родителям, тем, кто занимается

вопросами социально-коммуникативного, речевого развития детей старшего

дошкольного возраста.

Содержание

2

Введение ……………………………………………………………..……..…….3

Основная часть………………………..…………………….…..………..……….5

1.Теоретическая часть……………………………………………………...…….5

2. Практическая часть……………………..……………………..…………...….8

2.1 Перспективно-тематическое планирование утреннего и вечернего круга

в старшей группе………………………………………………………………….9

2.2 Приветствие «Утренний круг»…………………………………………..25

2.3 Ритуал прощания «Вечерний круг». Пожелания……………………….28

Заключение …………………………………………………………………..….31

Список используемых источников…………………………………………….32

Введение

3

Актуальность

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной

социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых

социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв

поколений,

маркетизация

и

технологизация

детской

субкультуры,

изолированность ребёнка в семье, отсутствие дворовой социализации и

другие тенденции негативно отражаются на социально-коммуникативном

развитии современных детей. Эффективная социализация является одним из

главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности

ребёнка к школе, в частности.

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-

коммуникативного

развития

детей

являются

развитие

общения

и

взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального

и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей

семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной

организации.

Социальные психологи утверждают, что в современном обществе

ребенку принадлежит самостоятельное определение стратегии поведения в

той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Следовательно,

эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам,

правилам и ценностям социума – одно из главных условий жизни ребенка в

обществе, а также личной готовности ребенка к школе.

Дошкольное образовательное учреждение – это место, где дети могут

без

опасения

проявлять

свою

самостоятельность

и

инициативу,

взаимодействовать с детским коллективом и воспитателем (взрослым) в

различных видах деятельности, предложить которые семья не в состоянии.

Эффективной технологией успешной социализации детей дошкольного

возраста, по мнению авторов программы «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комарова и Э.М. Дорофеева, может выступать

технология «Утренний и вечерний круг».

Учитывая, что технология «Утренний и вечерний круг» является

инновационной в образовательном процессе ДОУ необходимо разработать

методические и практические материалы внедрения этой технологии в

практику работы, соотнести ее с комплексно-тематическим планированием

для детей старшего дошкольного возраста и интегрировать с основной

образовательной программой ДОУ.

Цель: создание организационных условий для внедрения технологии

«Утренний и вечерний круг» в образовательный процесс с детьми старшей

группы ДОУ.

Задачи:

4

- Разработать перспективно-тематическое планирование и картотеку

«Утренний и вечерний круг в старшей группе ДОУ».

-

Апробировать

технологию

«Утренний

и

вечерний

круг»

в

воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы ДОУ.

- Способствовать развитию социально-коммуникативных навыков детей

старшего дошкольного возраста посредствам технологии «Утренний и

вечерний круг».

- Способствовать речевому развитию детей.

Ожидаемый результат:

- Эффективная организация работы ДОУ по направлению «Социально-

коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста».

- Успешное развитие у большинства детей 5-6 лет ДОУ социально-

коммуникативных

навыков:

умение

общаться,

договариваться,

взаимодействовать в коллективе.

- Улучшение качества речи детей.

Основная часть

1. Теоретическая часть

Утренний круг – это новый для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО

ШКОЛЫ» элемент в режиме дня.

Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования

детского

сообщества,

развития

когнитивных

и

коммуникативных

способностей, саморегуляции детей. В Программе утренний круг проводится

в форме развивающего общения (развивающего диалога).

Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для

того,

чтобы

вместе

порадоваться

предстоящему

дню,

поделиться

впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить

совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д.

Именно

на

утреннем

круге

зарождается

и

обсуждается

новое

приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных

правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные»

проблемы (развивающий диалог) и т. д.

Основная цель утреннего круга – организация свободного общения

детей, создание положительного эмоционального настроя, определение

направления деятельности.

Задачи педагога:

-

планирование:

соорганизовать

детей

для

обсуждения

планов

реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

- информирование: сообщить детям новости, которые могут быть

интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день

рождения и т. д.).

- проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную

ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами

5

Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект,

образовательное событие и т.д.).

- развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего

диалога, т.е. направлять дискуссию не директивными методами, стараться

задавать открытые вопросы (т. е. вопросы, на которые нельзя ответить

однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить

детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.

- детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу,

поддерживать

атмосферу

дружелюбия,

создавать

положительный

эмоциональный настрой.

- навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди,

не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое

мнение и пр.).

- равноправие и инициатива: поддерживать детскую инициативу,

создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и

тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т. д.).

Рекомендовано

организовать

перед

завтраком

со

всеми

детьми,

присутствующими в группе.

Обсуждение в старшем дошкольном занимает возрасте от 10 до 20

минут.

Ожидаемый образовательный результат:

- коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения

доброжелательно

взаимодействовать

со

сверстниками,

готовности

к

совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника,

аргументированно высказывать свое мнение);

- когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения

формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения;

- регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные

нормы

и правила,

подчинять свои

интересы

интересам

сообщества,

планировать свою и совместную деятельность;

- навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие

речи;

- развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и

дружелюбного отношения детей друг к другу;

- обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного

настроя на день, положительного отношения к детскому саду.

Примерная структура «Утреннего круга».

Подготовительный этап:

1.

Правила

(определяются

группой

самостоятельно

по

мере

необходимости; могут быть обозначены не только словесно, но и в виде

рисунков или символов; могут быть использованы опорные предметы. В

начале группового сбора необходимо определить правила регулирования

общения (например, очередность высказывания) Пример правила: «Говорит

тот, у кого в руках мяч»).

6

2. Организующие (ритуальные) вопросы. Как правило, воспитатель

подбирает вопросы до начала общего сбора. Вопросы необходимы для

установления социально-коммуникативного контакта.

Примеры ритуальных вопросов:

- Все ли нашли себе место?

- Всем ли удобно?

- Кто еще не нашел себе место?

- Какое у вас сегодня настроение?

- Посмотрите друг на друга. Какие вы сегодня веселые, радостные,

красивые.

- Кто хочет задать вопрос?

- Кто хочет рассказать о чем-то интересном, поделиться новостями

(впечатлениями, идеями, мыслями)?

- О чем бы вы хотели узнать?

- Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

Основной этап:

1. Позывные утреннего круга (звук бубна, колокольчика, барабана,

горна, веселая музыка, речевка, «клубок дружбы»).

2. Организация круга. (Общение может проходить стоя, сидя на

стульчиках, на подушках-думках, на ковре и т.д. Каждая группа определяет

самостоятельно форму организации утреннего круга).

3. Приветствие или «Минутка вхождения в день». Каждое новое

приветствие вначале педагог моделирует сам, то есть показывает детям, как

это делается.

4. «Новости дня»: обмен информацией.

5. Динамическая пауза (физминутка, дыхательная, артикуляционная,

пальчиковая гимнастика).

6. Речевой материал. Стихотворение недели.

7. Игра-тренинг или коммуникативная (дидактическая) игра по теме

блока (проекта).

8. Планирование, календарь дел, обсуждение проблемной ситуации по

теме блока (проекта).

9. Выбор центра активности. Свой выбор дети закрепляют карточкой на

доске выбора.

10. Завершающий ритуал (звук бубна, колокольчика, барабана, горна;

чтение речевки, стихотворения, девиза; обмен рукопожатием, объятия и т.д.)

Вечерний круг – это новый для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО

ШКОЛЫ» элемент в режиме дня.

Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми

наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям

научиться

осознавать

и

анализировать

свои

поступки

и

поступки

7

сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению

слушать и понимать друг друга.

В теплое время года вечерний круг можно проводить на улице.

Основная цель – создание условий для самостоятельной рефлексивной

и аналитической деятельности детей, развивающего общения и радостного

настроя на следующий день.

Задачи педагога:

- рефлексия: вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и

интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к

другу и к детскому саду в целом.

- обсуждение проблем: обсудить проблемные ситуации, если в течение

дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и

урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации

совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

- развивающий диалог: предложить для обсуждения проблемную

ситуацию, интересную детям, в соответствии с образовательными задачами

Программы.

- детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу,

поддерживать

атмосферу

дружелюбия,

создавать

положительный

эмоциональный настрой.

- навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди,

не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое

мнение и пр.).

Ожидаемый образовательный результат:

- коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения

доброжелательно

взаимодействовать

со

сверстниками,

готовности

к

совместной деятельности.

- когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения

формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.

- регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные

нормы

и правила,

подчинять свои

интересы

интересам

сообщества,

планировать свою и совместную деятельность.

- навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие

речи.

- развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и

дружелюбного отношения детей друг к другу, положительного отношения к

детскому саду.

- эмоциональный комфорт: обеспечение эмоционального комфорта,

создание хорошего настроения, формирование у детей желания прийти в

детский сад на следующий день.

Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в

старшем дошкольном возрасте занимает от 10 до 20 минут.

Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо

создать определённый психологический настрой: включить медитативную

8

музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени).

Поставить в центр круга свечу, фонарик. Желательно, чтобы круг,

образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети

через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами

без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения

своих проблем.

Воспитатель проводит итоговую беседу по опорным вопросам. Через 2-

3 месяца дети старшего дошкольного возраста итоговую беседу могут

проводить самостоятельно.

Примеры опорных вопросов:

- Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

- Какая часть суток сейчас?

- Что вы делаете в это время в детском саду?

- Что делают в это время ваши близкие?

- Что интересного было сегодня? Чем занимались?

- Что нового сегодня узнали?

- Что лучше всего удалось?

- С кем было сегодня интересно играть/заниматься делом?

- Как выполнили свою работу?

- Какие новые слова узнали?

- За что вы можете себя сегодня похвалить?

- За что вы можете похвалить своего товарища?

- За что можете похвалить воспитателя?

- Было ли что-то такое, что не получилось или огорчило тебя?

- Что сегодня расскажем родителям? (Составление рассказов по

опорным картинкам или словам).

В заключительной части вечернего круга можно проводить рефлексивные

игры на разные темы.

Примерная структура «Вечернего круга»:

1. Ритуал сбора (звук бубна, колокольчика, барабана, горна; веселая

музыка; речевка и т.д.)

2. Коммуникативная игра.

3. Итоговая беседа, рефлексия.

4. Рефлексивная игра.

5. Пожелания на завтрашний день (друг другу, группе).

2. Практическая часть

9

2.1

Перспективно-тематическое

планирование

утреннего

и

вечернего круга в старшей группе.

Сентябрь. 1 неделя.

Тема: «Хочу всё знать. День знаний»

Утренний круг №1

1) Позывной звук (звук бубна).

2) Организация круга (дети стоят в кругу).

3) Утреннее приветствие «Здравствуй, солнышко родное!» (картотека

приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен новостями. Обмен информацией. Беседы: «Настроения и чувства»,

«Интересы и мечты».

5) Динамическая пауза «Это глазки. Вот. Вот»

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Что нужно, чтобы пойти учиться?», «Зачем

надо учиться?» Составление плана дня.

7) Игры «Собери фигуру», «Определи настроение»

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №1

1) Игры «Узнай, какое настроение»

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Хорошие новости» (картотека «Вечерний круг»).

Сентябрь. 2-4 неделя.

Тема: «Осень в гости к нам пришла»

Утренний круг №2

1)

Позывной (стук бубна).

2)

Организация круга (дети стоят в кругу).

3)

Утреннее приветствие «Собрались все дети в круг» (картотека приветствий).

4)

Коммуникативная деятельность. Обмен новостями, обмен информацией.

Беседы: «О настоящих девочках», «Настоящая женщина».

5)

Динамическая пауза «Девочки и мальчики».

6)

Обсуждение проблемной ситуации: «Почему на улице пасмурная погода и

холодно?», «Приметы осени». Составление плана дня.

7)

Игры: «Какое варенье?», «Одна дома».

8)

Работа с календарём.

Вечерний круг №2

1) Игра «Раз, два, три, нужное место найди».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «От сердца к сердцу» (картотека «Вечерний круг»).

10

Утренний круг №3

1) Позывной (стук бубна)

2) Организация круга (дети стоят в кругу).

3) Утреннее приветствие «Солнышко» (картотека приветствий)

4) Коммуникативная деятельность. Обмен новостями, обмен информацией.

Беседы: «О настоящих мальчиках», «Настоящий мужчина».

5) Динамическая пауза «Девочки и мальчики».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Какую одежду нужно одеть на прогулку?»

Составление плана дня.

7) Игры: «Какое варенье?», «Правильно – неправильно».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №3

1) Игра «Кому что нужно».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Хорошие новости» (картотека «Вечерний круг»).

Утренний круг №4

1) Позывной (стук бубна).

2) Организация круга (дети стоят в кругу)

3) Утреннее приветствие «Давайте порадуемся» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен новостями. Обмен информацией. Беседа об этикете «Этикет, это

история».

5) Динамическая пауза «Эти глазки. Вот. Вот».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Почему с деревьев опадают листья?»

Составление плана дня,

7) Игры: «С какого дерева лист?», «Кто больше скажет вежливых слов».

8) Работа с календарём

Вечерний круг №4

1) Игра «Запасы зверей».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Спасибо скажем» (картотека «Вечерний круг»).

Октябрь. 1 неделя.

Тема: «Кто живёт на птичьем дворе?»

Утренний круг №1

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети сидят в кругу).

3) Утреннее приветствие «Мы скажем небу, здравствуй!» (картотека

приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

11

Обмен новостями. Обмен информацией. Беседы: «Мальчики и девочки в нашей

группе», «Чем мальчики отличаются от девочек?».

5) Динамическая пауза «Стрекоза».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Какое место называют «птичьим двором?»

Составление плана дня.

7) Игры: «Назови птицу», «Чьё перо?».

Вечерний круг №1

1) Игра «Кому что нужно».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Встретимся опять» (картотека «Вечерний круг»).

Октябрь. 2 неделя

Тема: «Наши пернатые друзья»

Утренний круг №2

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети сидя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Башенка дружбы» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен новостями. Обмен информацией. Беседы: «Труд – мужской и женский»,

«Профессии».

5) Динамическая пауза «Страус».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Чьи перья нашли на прогулке?»

Составление плана дня.

7) Игры: «Что перепутал художник?», «Назови птицу».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №2

1) Игра «Угадай мою профессию».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Добрые дела» (картотека «Вечерний круг»).

Октябрь. 3 неделя

Тема: «Дом, в котором я живу.»

Утренний круг №3

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети сидят в кругу).

3) Утреннее приветствие «Дили-дили-дили-дили» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Спорт – это здоровье», «Виды спорта».

5) Динамическая пауза «Стрекоза».

6) Обсуждение проблемной ситуацию: «Где я живу?» Составление плана дня.

12

7) Игры: «Кому нужны эти вещи?», «Сложи картинку».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №3

1) Игра «Что к чему?».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Прощанье» (картотека «Вечерний круг»).

Октябрь. 4 неделя

Тема: «Моя Игарка. Моя Россия. Архитектура моей Родины»

Утренний круг №4

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети сидят в кругу).

3) Утреннее приветствие «Здравствуй, солнце золотое!» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Развитие труда человека», «Труд человека

кормит, а лень портит».

5) Динамическая пауза «Строители».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Самый лучший город». Составление

плана дня.

7) Игры: «Кому что нужно для труда?», «Сортировка».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №4

1) Игра «Орудия труда».

2) Итоговая беседа по теме

3) Пожелания: «Спасибо за приятное занятие!» (картотека «Вечерний круг»).

Ноябрь. 1 неделя

Тема: «День народного единства. Слава России»

Утренний круг №1

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Здравствуй, правая рука!» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Родственники», «Родословная».

5) Динамическая пауза «Яблоко».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Мои родственники» Составление плана

дня.

7) Игры: «Семья», «Ласковые имена».

8) Работа с календарём.

13

Вечерний круг №1

1)Игра «Как зовут членов семьи?».

2)Итоговая беседа по теме.

3)Пожелания: «Тепло рук и сердец» (картотека «Вечерний круг»).

Ноябрь. 2 неделя

Тема: «День народного единства. Мой район»

Утренний круг №2

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Давай поздороваемся» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Родственники», «Родословная».

5) Динамическая пауза «За малиной».

6) Обсуждение проблемной ситуацию: «Что мы называем Родиной?».

Составление плана дня.

7) Игры: «Семья», «Ласковые имена».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №2

1) Игра «Как зовут членов семьи?».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Солнечные лучики» (картотека «Вечерний круг»).

Ноябрь. 3 неделя

Тема: «Азбука безопасности»

Утренний круг №3

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети сидят в кругу).

2) Утреннее приветствие «Давай порадуемся!» (картотека приветствий).

3) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Соблюдение правил безопасности», «Дети на

улице».

4) Динамическая пауза «Эти глазки. Вот. Вот».

5) Обсуждение проблемной ситуации: «Один дома» Составление плана дня.

6) Игра: «Опасно -безопасно».

7) Работа с календарём.

Вечерний круг №3

1) Игра «Собери мясорубку».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Самый лучший сосед – мой сосед» (картотека «Вечерний круг»).

14

Ноябрь. 4 неделя

Тема:

«Наша дружная семья маму поздравляет»

Утренний круг №4

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети сидят в кругу).

3) Утреннее приветствие «Я так люблю себя…» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Взаимоотношения в общении в семье»,

«Семейные праздники».

5) Динамическая пауза «Эти глазки. Вот. Вот».

6) Обсуждение проблемной ситуации. «Кого поздравляют с праздником «День

Матери?». Составление плана дня.

7) Игры: «Кому что нужно для труда?», «Кто главный?».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №4

1) Игра «Как зовут членов семьи?».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания

: «

Обниму я крепко друга» (картотека «Вечерний круг»).

Декабрь. 1-2 недели

Тема: «Здравствуй, Зимушка-зима!»

Утренний круг №1

1) Позывной (звук бубна).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Башенка дружбы» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Что такое права человека?».

5) Динамическая пауза «Котята».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Почему на улице холодно?» Составление

плана дня.

7) Игра: «Для чего этот предмет?».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №1

1) Игра «Счастливый случай».

2) Итоговая беседа.

3) Пожелания: «Очень жаль нам расставаться» (картотека «Вечерний круг»).

Утренний круг №2

1) Позывной (звук бубна).

1) Организация круга (дети стоя в кругу).

2) Утреннее приветствие «Привет» (картотека приветствий).

15

3) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «История России».

4) Динамическая пауза «Котята».

5) Обсуждение проблемной ситуации: «Почему на улице холодно?» Составление

плана дня.

6) Игра: «Одень девицу, молодца».

7) Работа с календарём.

Вечерний круг №2

1) Игра «Счастливый случай».

2) Итоговая беседа.

3) Пожелания: «Очень жаль нам расставаться» (картотека «Вечерний круг»).

Декабрь. 3-4 недели

Тема: «Новый год уж у ворот, ребятишек чудо ждёт!»

Утренний круг №3

1) Позывной (звук бубна).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

3) Утреннее приветствие «С добрым утром!» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «История праздника».

5) Динамическая пауза «Котята».

6)Обсуждение проблемной ситуации: «Новогодние подарки». Составление плана

дня.

7)Игры: «Наряди ёлочку», «Испеки пирог».

8)Работа с календарём.

Вечерний круг №3

1) Игра «Счастливый случай».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Скажите доброе словечко» (картотека «Вечерний круг»)

Утренний круг №4

1) Позывной (звук бубна).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Здравствуй, Солнце…» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «История праздника».

5) Динамическая пауза «Котята».

6)Обсуждение проблемной ситуации: «Новогодние подарки». Составление плана

дня.

7)Игры: «Найди такой же шар», «Золушка».

8)Работа с календарём.

Вечерний круг №4

16

1) Игра «Разложи по порядку».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания «Обниму я крепко друга» (картотека «Вечерний круг»)

Январь. 1-2 недели

Тема: «Мои первые истории о Рождестве»

Утренний круг №1

1) Позывной (звук бубна).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Собрались все дети в круг!» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «История праздника», «Рождественские

истории».

5) Динамическая пауза «Щенок».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Что мы знаем о празднике «Рождество?»

Составление плана дня,

7) Игра: «Расскажи историю о рождественском ангеле».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №1

1) Игра «Рождественские гулянья».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: Прощаемся с разным настроением» (картотека «Вечерний

круг»).

Утренний круг №2

1)

Позывной (звук бубна).

2)

Организация круга (дети стоя в кругу).

3)

Утреннее приветствие «Вот и собрался наш круг!» (картотека приветствий).

4)

Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседа: «Что нового узнали о празднике «Рождество?»

5)

Динамическая пауза «Воробышек».

6)

Обсуждение проблемной ситуации: «Что мы знаем о празднике «Рождество

Христово?» Составление плана дня,

7)

Игра: «Угадай, где я нахожусь?»

8)

Работа с календарём.

Вечерний круг №2

1) Игра «Разложи по порядку».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Прощанья» (картотека «Вечерний круг»).

Январь. 3-4 недели

17

Тема: «Мои любимые книги»

Утренний круг №3

1) Позывной (звук бубна).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Улыбка в кругу» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Какие книги мы любим читать?».

5) Динамическая пауза «Щенок».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Какую книгу выбрать для чтения?»

Составление плана дня.

7) Игра: «Узнай героя».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №3

1) Игра «Сказочная викторина».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Прощание» (картотека «Вечерний круг»).

Утренний круг №4

1) Позывной (звук бубна).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Игра «интервью» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Какие книги есть у нас дома?».

5) Динамическая пауза «Весёлая игра».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Книжка заболела». Составление плана

дня.

7) Игра: «Назови книжку».

8)

Работа с календарём.

Вечерний круг №4

1) Игра «Сказочная викторина».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Подарок» (картотека «Вечерний круг»).

Февраль. 1 неделя

Тема: «Животные нашего дома»

Утренний круг №1

1) Позывной (звук бубна).

2) Организация круга (дети сидят в кругу).

3) Утреннее приветствие «Дили-дили-дили-дили» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседа: «Я - ребёнок».

18

5) Динамическая пауза «Кошечка».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Дома появился кот». Составление плана

дня.

7) Игра: «Для чего этот предмет?».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №1

1) Игра «Какие права нарушены?».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Дружба»

(картотека «Вечерний круг»).

Февраль. 2 неделя

Тема: «Кто живёт в лесу?»

Утренний круг №2

1) Позывной (звук бубна).

2) Организация круга (дети сидя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Давайте порадуемся» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседа: «Что такое права человека?».

5) Динамическая пауза «Заячья зарядка».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Как живут зимой звери?» Составление

плана дня.

7) Игра: «Для чего этот предмет?».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №2

1) Игра «Найди маму для малыша».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Аплодисменты по кругу» (картотека «Вечерний круг»).

Февраль. 3 неделя

Тема: «Наша Армия родная. Отмечаем день защитника Отечества»

Утренний круг №3

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети сидят в кругу).

3) Утреннее приветствие «Вот и собрался наш круг» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Мальчики и девочки», «Жилище человека»

5) Динамическая пауза «Аты – баты…».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Что мы знаем о празднике пап?»

Составление плана дня.

7) Игра: «Кому что нужно?».

8) Работа с календарём.

19

Вечерний круг №3

1) Игра «Назови папину профессию».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Подарок» (картотека «Вечерний круг»).

Февраль. 4 неделя

Март. 1 неделя

Тема: «8 Марта отмечаем, наших мам и бабушек поздравляем!»

Утренний круг №4

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети сидя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Волшебная палочка» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Женские профессии», «Кем работают наши

мамы».

5) Динамическая пауза «Птички».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Кого будем поздравлять с праздником?»,

«Какие подарки самые лучшие?» Составление плана дня.

7) Игры: «Варим компот», «Хорошая хозяйка»

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №4

1) Игра «Разложи по порядку».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «От сердца к сердцу» (картотека «Вечерний круг»).

Утренний круг №5

1)

Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети сидя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Давайте порадуемся» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Семейные праздники».

5) Динамическая пауза «Птички».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Кого можно поздравить с праздником 8

Марта?», «Какие подарки дарят женщинам?» Составление плана дня.

7) Игры: «Варим щи», «Где бывали- мы не скажем, а что видели – покажем.

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №5

1) Игра «Семейные обязанности».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Встретимся опять» (картотека «Вечерний круг»).

20

Март. 2-3 недели

Тема: «Традиции моего народа. Многоликая Россия»

Утренний круг №1

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети сидя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Волшебная палочка» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседа: «Наша страна - Россия».

5) Динамическая пауза «Птички».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Почему Россию называют многоликой?».

Составление плана дня.

7) Игры: «Собери пейзаж», «Огородник»

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №1

1) Игра «Разложи по порядку».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «От сердца к сердцу» (картотека «Вечерний круг»).

Утренний круг №2

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети сидя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Мой друг» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседа: «Предметы Русского быта».

5) Динамическая пауза «Лягушки».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Что такое «русский быт?», «Предметы

русского быта.» Составление плана дня.

7) Игры: «Чудесный мешочек», «Одень Машу в русский национальный костюм».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №2

1) Игра «Разложи по порядку».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «От сердца к сердцу» (картотека «Вечерний круг»).

Март. 4 неделя

«Удивительный мир театра.»

Утренний круг №3

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

21

3) Утреннее приветствие «С добрым утром!» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Знакомство с театром», «Театральные

профессии».

5) Динамическая пауза «Кто за кем идёт».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Что мы знаем о театре?», «Какие театры

нам знакомы?» Составление плана дня.

7) Игра: «Рукавичка».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №3

1) Игра «Теремок».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Спасибо скажем»

(картотека «Вечерний круг»).

Апрель. 1 неделя

Тема: «Азбука здоровья»

Утренний круг №1

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Дружное солнышко» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Хочу быть здоровым», «Витамины».

5) Динамическая пауза «1-2-3-4-5 –начинаем отдыхать».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Какого человека мы можем назвать

здоровым?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?». Составление плана дня.

7) Игра: «Назови вид спорта».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №1

1) Игра «Кому что принадлежит?»

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Прощанья» (картотека «Вечерний круг»).

Апрель. 2 неделя

Тема: «Путешествие в космос»

Утренний круг №2

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Собрались все дети в круг» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Что такое космос?».

22

5) Динамическая пауза «Ракета».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Кто летает в космос?», «Можем ли мы

летать?» Составление плана дня.

7) Игра: «Что лишнее?».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №2

1) Игра «Ракета».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Спасибо скажем» (картотека «Вечерний круг»).

Апрель. 3 неделя

Тема: «Мы весну встречаем – с Днём Земли поздравляем!»

Утренний круг №3

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Здравствуй, солнце!» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Признаки весны».

5) Динамическая пауза «Аист».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Почему люди стали по- другому

одеваться?», «Почему наступает весна?» Составление плана дня.

7) Игра: «Что лишнее?», «Мы разные»

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №3

1) Игра «Когда это бывает?»

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Добрые дела» (картотека «Вечерний круг»).

Апрель. 4 неделя. Май. 1 неделя

Тема: «Мой мир без войны. День Победы»

Утренний круг №4

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети сидят в кругу).

3) Утреннее приветствие Игра «Интервью» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Дружба народов», «Защитники отечества»

5) Динамическая пауза «Аист».

6) Обсуждение проблемной ситуацию: «Что такое мир?», «Для чего людям нужен

мир?» Составление плана дня.

7) Игра: «Где находится памятник?».

23

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №4

1) Игра «Кто подберёт больше слов».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Тепло рук и сердец» (картотека «Вечерний круг»).

Утренний круг №5

1)

Позывной (звук колокольчика).

1) Организация круга (дети сидят в кругу).

2) Утреннее приветствие Игра «Давайте порадуемся…» (картотека приветствий).

3) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Человек и его поступки», «Защитники отечества»

4) Динамическая пауза «Два хлопка».

5) Составление плана дня, обсуждение проблемной ситуации:

6) Игра: «Самые хорошие поступки», «Мы разные…»

7) Работа с календарём.

Вечерний круг №5

1) Игра «Добрые и злые сказки».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Тепло рук и сердец» (картотека «Вечерний круг»).

Май. 2-3 недели

«Мониторинг»

Утренний круг №1

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Солнышко» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Я - ребёнок».

5) Динамическая пауза «Попугай».

6) Обсуждение проблемной ситуации: «Почему мы ссоримся?», «Мой лучший

друг». Составление плана дня.

7) Игры: «Какие права нарушены?», «Мы разные…»

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №1

1) Игра «Ребёнок имеет право».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Дружба» (картотека «Вечерний круг»).

Утренний круг №2

1)Позывной (звук колокольчика).

24

2)Организация круга (дети стоя в кругу).

3)Утреннее приветствие «Свет солнца» (картотека приветствий).

4)Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседа: «Мы растём».

5)Динамическая пауза «Большие и маленькие».

6)Обсуждение проблемной ситуации: «Кто может быть твоим другом?».

Составление плана дня.

7)Игра: «Цветок доброты».

8)Работа с календарём.

Вечерний круг №2

1) Игра «Ребёнок имеет право».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Добрые дела» (картотека «Вечерний круг»).

Май. 4 неделя

Тема: «Безопасная дорога. Транспорт»

Утренний круг №3

1) Позывной (звук колокольчика).

2) Организация круга (дети стоя в кругу).

3) Утреннее приветствие «Здравствуйте!» (картотека приветствий).

4) Коммуникативная деятельность.

Обмен информацией. Беседы: «Соблюдение правил дорожного

движения».

5) Динамическая пауза «Щенок».

6) Обсуждение проблемной ситуацию: «Что такое проезжая часть?», «Где можно

перейти дорогу?». Составление плана дня.

7) Игра: «Правильно – не правильно».

8) Работа с календарём.

Вечерний круг №3

1) Игра «Назови правильно знаки».

2) Итоговая беседа по теме.

3) Пожелания: «Скажи доброе словечко» (картотека «Вечерний круг»).

2.2 Приветствие «Утренний круг»

«Здравствуй, солнышко родное!»

Все вместе в кругу: «Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка – Земля!

Здравствуй ты, и здравствуй Я!

«Собрались все дети в круг!»

25

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Мы по кругу пойдём, хоровод заведём (ходьба по кругу).

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

Глазки смотрят. Ушки слушают. Ручки хлопают. Ножки топают. Ура!

Мы проснулись!

«Солнышко»

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно!

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло – будто руку протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом, поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга!

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам

(дети поднимают руки вверх),

А также порадуемся улыбчивым лицам

(улыбаются друг другу),

И всем, кто живёт на этой планете (разводят руками),

«Доброе утро!» - скажем мы вместе (берутся за руки).

«Доброе утро!» - маме и папе.

«Доброе утро!» - останется с нами.

«Утро в деревне»

Солнце яркое встаёт, лучики свои нам шлёт.

Руки к солнцу мы протянем,

«Здравствуй, Солнышко!» - мы скажем.

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом как птички- носиками,

как рыбки- бочок об бочок, как зайчики- хвостиками. Посмотрим друг

другу в глаза и улыбнёмся!

«Башенка дружбы»

Дети из кулачков строят башенку дружбы.

«Дили-дили-дили-дили….»

«Дили-дили-дили-дили! Колокольчики звонили.

«Дили-дили-дили-дили! Колокольчики будили

26

Всех жуков, пауков и весёлых мотыльков.

Динь-день! Динь-день! Начинаем новый день

«Дили-дили-дили-дили! Колокольчики будили

Всех зайчат и ежат, всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся, и галчонок встрепенулся!

Динь-день! Динь-день! Не проспите новый день!

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

«Здравствуй, правая рука!» - протягиваем вперёд.

«Здравствуй, левая рука!» - протягиваем вперёд.

«Здравствуй, друг!» - протягиваем руку одному соседу.

«Здравствуй, друг!» - протягиваем другую руку другому соседу.

«Здравствуй, здравствуй, дружный круг!».

«Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со

всеми, кто встречается им на пути. Здороваются определённым образом: 1

хлопок – здороваются за руку; 2 хлопка – здороваются плечиками; 3 – хлопка

– здороваются спинками.

«Я так люблю себя…»

Я так люблю себя (руку на сердце), что могу любить тебя (руку на плечо

соседа). И ты будешь любить себя (руку на плечо соседа) и можешь

полюбить меня (руку на сердце).

«Привет»

Хлопая по ладошкам ребёнку, педагог приветствует его: «Привет,

Алёша!». Ребёнок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: «Привет, Ирина

Николаевна!» И так с каждым ребёнком.

«С добрым утром!»

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай! День хороший начинай!

«Улыбка в кругу»

Дети стоят в кругу, воспитатель улыбается детям, берёт «улыбку» в

соединённые ладони и бережно передаёт её ребёнку, стоящему около него.

27

Так продолжается, пока все дети не передадут «улыбку», и она вернётся

ведущему.

«Волшебная палочка»

Воспитатель держит в руках «волшебную палочку» и приглашает детей:

«1-2-3-4-5 – приглашаю всех играть. Кто быстрее подойдёт, тот быстрей

секрет найдёт. Все расскажет и покажет, объяснит и пусть укажет, во что

дальше поиграть, и кто будет начинать… Дети подходят, берутся за

«волшебную палочку» и такими же словами приглашают остальных детей к

игре, пока не соберутся все желающие поиграть.

«Целый день мы будем вместе»

Целый день мы будем вместе (потирают ладошки) заниматься и играть.

Кушать, спать, песни петь, прыгать, и конечно же играть (загибают по

очереди все пальчики). Рады видеть всех, друзья! (хлопают.) Крикнем весело:

«Ура!» (поднимают руки вверх.)

«Дружное солнышко»

Выполняется в кругу.

Давай с тобой обнимемся, и над землёй поднимемся. Тепло сердец

соединим и станем солнышком одним!

Игра «Интервью»

Участники сидят полукругом. У ведущего микрофон. Произнося

реплику, он одновременно передаёт микрофон соседу справа. Тот должен

передать его следующему, ответив при этом на заданный ему вопрос.

Например: «Какое у тебя настроение?», «Кого ты рад видеть сегодня?» и т.д.

«Здравствуйте!»

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щёчки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щёчки! Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, зубки! Щёлк-щёлк-щёлк!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Раз-два-три!

Девчонки и мальчишки, здравствуйте!

2.3 Ритуал прощания «Вечерний круг». Пожелания

«Хорошие новости»

28

Дети отвечают на вопрос: «Что хорошего произошло с ними за

прошедший день с ними в детском саду?». Высказываются по кругу,

передавая из рук в руки мяч (или другой привлекательный предмет). Время

высказывания воспитатель ограничивает звуковым сигналом. (Желательно,

чтобы каждый ребёнок высказался и был услышан.)

«От сердца к сердцу»

Педагог: «Улыбайтесь чаще, и тогда вы будете здоровыми, сильными и

красивыми. Давайте закончим наш день в кругу радости следующими

словами: «Нежные, добрые девочки!» (Воспитатель идёт по внешнему

кругу). Сильные, смелые мальчики! (Обращаясь то к девочке, то к мальчику).

И встанем в круг, за руки все возьмёмся (соединяет их руки), и радостно друг

другу улыбнёмся! (дети заглядывают в глаза друг другу и улыбаются).

«Спасибо скажем»

Спасибо скажем мы не раз

Всему живому вокруг нас:

«Как хорошо на свете жить!

Как хорошо уметь дружить!»

«Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперёд левую руку «от

сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные

слова: «1-2-3-4-5 – скоро встретимся опять.

«Добрые дела»

Дети говорят в круге о своих добрых делах. Можно предложить детям

рассказать о том, как они помогли кому –то, или что-то сделали для других

детей в течении дня.

«Прощанье»

А теперь мы улыбнёмся, дружно за руки возьмёмся,

И друг другу на прощанье мы подарим пожеланье –

Знания ищи всегда, умным станешь ты тогда!

«Спасибо за приятное занятие»

Педагог говорит детям: «Пожалуйста, встаньте в круг. Я хочу

предложить вам поучаствовать в церемонии, которая может выразить

дружеские чувства. Как это будет происходить? Один из вас становится в

центр круг, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за

приятное занятие!» Оба остаются в кругу, держась за руки. Затем подходит

третий участник, пожимает свободную руку либо первого, либо второго

ребёнка и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Постепенно группа в

центре увеличивается и все держат друг друга за руки.

29

«Тепло рук и сердца»

Дети встают в круг и передают в ладошке соседу своё имя, улыбаясь

самой доброй улыбкой. Педагог просит детей подарить ему что –нибудь на

прощанье: «У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое

можно почувствовать. Это тепло ваших ладоней». Рукопожатие по кругу.

«Солнечные лучики»

Поднять руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять,

пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

«Самый лучший сосед – мой сосед»

Дети стоят парами или в кругу и говорят: «Самый лучший сосед – мой

сосед (имя). Смотрит на своего соседа и отмечает хорошее, что есть у соседа.

«Обниму я крепко друга»

Дети становятся в круг и по очереди благодарят друг друга за

совместные игры, обнимаются друг с другом.

«Очень жаль нам расставаться»

Очень жаль нам расставаться, но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать, нужно крепко всех обнять!

«Скажи доброе словечко»

Педагог: «Ребята, давайте закончим наш день ритуалом: каждый по

очереди скажет соседу хорошие слова, за что-то похвалит его. Мы будем

делать это для того, чтобы уходить с хорошим настроением.

«Прощаемся с разным настроением»

Для проведения упражнения используется «кубик настроений», на

гранях

которого

расположены

изображения

смайликов

с

разным

настроением. Ребёнок прощается, стараясь передать то настроение, которое

соответствует картинке.

Педагог: «ребята, давайте прощаться друг с другом с разным

настроением. Поможет нам в этом «кубик настроений». Какое прощание

вызвало у вас приятные чувства?».

«Прощание»

Дети встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

«Дружба»

Все мы дружные ребята. Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем.

30

Никого в беде не бросим – не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло!

«Аплодисменты по кругу»

Педагог: «Мы сегодня хорошо поработали, и мне хочется продолжить

игру, в ходе которой аплодисменты звучат вначале тихо, а затем становятся

всё сильнее». Ведущий начинает хлопать в ладоши и постепенно подходит к

одному из игроков группы. Затем этот участник выбирает из группы

следующего, кому они аплодируют вдвоём и так далее. Последнему

участнику аплодирует вся группа.

«Подарок»

Воспитатель: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу». Начиная с

ведущего, каждый по очереди, средствами пантомимы, изображает какой-то

предмет и передаёт его соседу справа (Мороженое, игрушка, цветок т т.п.)

Заключение

Социально-коммуникативное развитие рассматривается, как: умение

детей общаться и взаимодействовать друг с другом, со сверстниками и с

взрослыми;

наличие

социального

и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной

деятельности; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей

семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду.

Внедрение в практику технологии «Утренний и вечерний круг»

способствует

социально-коммуникативному

развитию

дошкольников.

Результаты

использования

организационно-методических

материалов,

31

представленных в пособии «Веселый круг» показали положительную

динамику развития не только социально-коммуникативных, но и речевых

навыков старших дошкольников. Дети активно участвую в обсуждении

проблемной ситуации; умеют планировать свою деятельность; обсуждают

планы реализации совместных дел; рассказывают о своих новостях,

интересах, событиях своей жизни. В группе создана атмосфера дружелюбия,

дети стали относится друг к другу более внимательно.

Качество речи детей так же улучшилось, что подтверждают наличие у

них умения участвовать в развивающем диалоге, поддерживать дискуссию,

высказывать свое мнение.

В силу возрастных особенностей у многих детей еще не сформирована

культура

общения,

связная

речь.

У

детей

5-7

лет

социально-

коммуникативные навыки и умения еще только формируются. Дети учатся

понимать

свои

и

чужие

интересы,

действовать

соответственно

общепринятым социальным нормам, обсуждать и доказывать свою точку

зрения, усваивать основные понятия. Этот возраст считается сенситивным

для

социально-коммуникативного

развития.

Учитывая

положительные

результаты

технологии

«Утренний

и

вечерний

круг»

необходимо

продолжить эту работу, а методическое пособие будет дополнятся новым

материалом.

Список используемых источников

1.

ОТ

РОЖДЕНИЯ

ДО

ШКОЛЫ.

Инновационная

программа

дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

Э. М. Дорофеевой.

2.

М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения для

детей 3-7 лет 2015 год.

3.

Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (старшая

группа) 2015 год.

32

4.

Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 3-5

лет по социально-коммуникативному развитию».

5.

Р. Жадина «Дидактические игры для детей дошкольного возраста».

6.

Н.Б. Кондратовская «Игра в жизни дошкольника».

7.

М Королёва «Чувства внутри нас».



В раздел образования