Автор: Дегтярева Туяра Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 29 "Теремок", филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: п.Светлый, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Якутский узор в нетрадиционной технике рисования (рисование солью)
Раздел: дошкольное образование
Детский сад №29 «Теремок», филиал АН ДОО «Алмазик»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
нетрадиционная техника рисования с использованием ИКТ
в младшей группе
Тема «Якутский узор для Чысхаана»
Подготовила:
Дегтярева Туяра Николаевна
Воспитатель первой
квалификационной категории
п. Светлый - 2019
Тема: «Якутский узор для Чысхаана»
Цель: Познакомить детей с персонажами якутского фольклора – Чысхаан и
Хаарчааной, с якутским узором, с нетрадиционным методом рисования –
рисование солью, закрашивание
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в технике закрашивания солевого рисунка.
Познакомить детей с якутским фольклором – с якутскими
Дедом Морозом - Чысхааном и Снегурочкой - Хаарчааной.
Развивающие:
Приобщать детей к якутской национальной культуре
посредством знакомства с якутскими национальными
персонажами.
Развивать умение пользоваться кисточкой, закрашивать, держа
кисточку вертикально
Развивать умение отличать животные Севера от животных
жарких стран
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к лесным жителям.
Способствовать проявлению самостоятельности, уверенности,
аккуратности в работе с красками.
Воспитывать чувство радости к результату своего труда.
Воспитывать интерес к якутской национальной культуре
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование:
слайдовая презентация «Чысхаан – повелитель холода»,
«Тайга», «Звери»
разрезные картинки «Снежинка»
краски (гуашь)
кисточки
бумага с контурным рисунком якутского узора, покрытый
солью
игрушечные Чысхаан и Хаарчаана
баночки под краску
Предварительная работа:
Рассматривание якутских узоров
Беседа о животных Якутии
Ход НОД
Дети заходят в группу,
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте
поздороваемся
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: а теперь улыбнемся друг другу и садимся на стульчики
Звучит музыка, с воем ветра. 1й слайд
Воспитатель:
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? Ребята?
Дети: Зимой.
Воспитатель:Правильно! А скажите, где мы живём?
Дети: в Якутии
Воспитатель: Молодцы! Мы живём на самом Северном краю – Якутии. Как вы
думаете, кто хозяин этих холодов?
Дети: Дед Мороз.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто же хозяин холодов в Якутии
Презентация 2й слайд
Воспитатель:У нас в Якутии живет свой дед Мороз – Чысхаан. Посмотрите какой
он большой, красивый, его нарядная шуба украшена мехом и якутскими узорами.
Обратите на его голову. Что вы видите?
Дети: У него рога.
Воспитатель: Да шапка с рогами - означает символ холода в Якутии. Дети, как вы
думаете, где же он живёт и с кем? Какой у него дом?
Дети: Свои предположения
Воспитатель: Чысхаан живёт в Оймяконе – полюсе холода. У него есть внучка
Хаарчаана, 3й слайд
полюбуйтесь на неё. Правда, красивая? Они живут в своем ледяном домике. Они
нам отправили письмо с приглашением, хотите встретиться с ними?
Дети: Да, хотим
Воспитатель:Давайте мы пойдём в полюс холода, в далёкий Оймякон. А чтобы
туда добраться, нам нужно пройти через тайгу.
4й слайд
Воспитатель:В тайге зимой много снега. Значит холодно и нам нужно
одеться потеплее.
Скажите, что нам нужно одеть, чтобы не замёрзнуть?
Дети: шубу, сапоги, валенки, варежки, шарф.
Вопитатель: так давайте одеваться перед дорогой.
(Имитация одевания: шуба, шапка, валенки, рукавички)
Воспитатель: Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут шагом), снегу
становится все больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги
высоко (дети идут, высоко понимая ноги).
- Вот и очутились мы с вами на полянке.
6й слайд
Посмотрите, весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро. В
лесу очень красиво, тихо, спокойно, но дорожка потерялась! Мы не знаем
дорогу, как попасть к Чысхаану.
7й слайд
Воспитатель:Смотрите, на полянке отдыхают звери, давайте позовём их,
может они помогут.
Д: волк, заяц, белка, медведь, олень, слон, тигр, жираф.
Воспитатель:Мне кажется, звери заблудились. Как вы думаете, все ли эти звери
живут в тайге? Дети, нам нужно найти лишних животных, и сказать, почему
они лишние.
8й слайд
Дети: слон, тигр, жираф.
Воспитатель:Слон, жираф, тигр – лишние, так как они не живут в Якутии.
Молодцы!
9й слайд
Воспитатель: Посмотрите, у нас открылась дорожка!
Воспитатель: Идём дальше
Мы опять пойдем по дорожке (дети идут шагом), снегу становится все
больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко (дети
идут, высоко поднимая ноги).
10й слайд
- Вот и очутились мы с вами на другой полянке, и дорожка опять исчезла
.
11й слайд
- Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие-то осколки разбросаны по
полянке. Давайте соберём эти осколки, может, это нам поможет
Дети: давайте соберём
Воспитатель:подходим к столам, там лежат разрезанные картинки, нужно их
собрать
На 5 столах лежат разрезанные части (снежинка)
Что получилось?
Дети: Снежинки
12й слайд
Воспитатель: Посмотрим на нашу поляну. Ой, и в правду это снежинки. Смотрите,
как летают снежинки. Может, они нам подскажут, куда дальше идти?
13й слайд
А вот и ледовый домик Чысхаана.
Значит, мы пришли в Оймякон – полюс холода. А давайте мы зайдём в гости
в домик.
Посмотрите, в домике сидят Чысхаан со своей внучкой Хаарчаана, но они какие-то
грустные.
Дети: Здравствуйте!
Чысхаан: Здравствуйте, дети!
Воспитатель: Здравствуйте, Чысхаан! Вы почему такие грустные?
Чысхаан: Я хотел украсить свой дом красивыми якутскими узорами. Я сделал из
снега вот такие узоры, белые-белые, но они сливаются с моими белыми стенами, а
чего не хватает незнаю. Может, вы мне поможете, и подскажете, что делать?
Воспитатель:Ребята, давайте посмотрим, чего же здесь не хватает? Что можно
сделать для этого?
Дети: Нужно закрасить узоры, тогда они станут красивыми и яркими.
Чысхаан: Ох, как же я сам не догадался до этого, я же люблю яркие цвета.
Воспитатель: Давайте, поможем закрасить узоры. А как будем это делать?
Дети:На листочке нарисованы контуры узоров, а мы, кисточкой и красками будем
закрашивать узоры.
- Давайте повесим ваши рисунки на доску и полюбуемся
Чысхаан: Спасибо большое, что помогли. Приходите ещё, я вам буду очень
рад!
14й слайд
Воспитатель: Возвращаемся обратно в группу через тайгу. Сначала мы идем
по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко (дети идут, высоко поднимая
ноги). Теперь мы пойдем по дорожке (дети идут шагом), и вернулись в
группу. Сели на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Дети, куда мы с вами ходили?
Дети: в гости к Чысхаану – якутскому деду морозу.
Воспитатель: Чем мы занимались?
Дети: шли через лес,встретили животных, собирали снежинки, красили
якутский узор.
Воспитатель: Что для вас было сложно?
Дети:
Воспитатель: А что было легко?
Дети:
Воспитатель: У меня есть снежинки. Смотрите, есть грустные снежинки, а есть
весёлые снежинки. Если вы считаете, что у вас всё получилось, берите весёлую
снежинку. А если считаете, что вам что-то не удалось и было трудно, берите
грустную снежинку.
Воспитатель: Теперь прощаемся с гостями.
Дети: До свидания!