Автор: Фёдорова Жанна Александровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 73 "Малыш"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Тема: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ
РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
«Ладушки»
Цель игры: приучать детей слушать речь воспитатели, соотносить
действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
Ход игры. Дет и садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое
положение, чтобы его видели все,и говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в
игру «Ладушки». Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! — хлопают
в ладошки».
Слова:Движения:
Ладушки, ладушки! Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши
Где были? – У бабушки! В такт словам потешки.
- Что ели? – Кашку!
- Что пили? – Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька. Поднимают руки, машут ими и кладут на голову.
Попили, поели, На слова «Прочь улетели» разводят руки в
Шу-у – полетели! стороны и опускают на колени.
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!
Играя повторно, воспитатель после слов «Где были?»делает паузу и ждет
ответов детей: «У бабушки»; «Что ели?» - «Кашку»; «Что
пили?» - «Бражку».
В следующий раз всю потешку дети произносят с воспитателем.
Игра с пальчиками
Цель игры: приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке,
соотносить слова с действиями пальцев.
Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы,говоря: «Это
большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький — мизинчик. Все
они живут рядышком, как родные братья».
Слова:Движения:
«Пальчик-мальчик, Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь
к
Где ты был?» — нему, загибает по очереди палец.
«С этим братцем —
В лес ходил,
С этим братцем—
Щи варил,
С этим братцем —
Кашу ел,
С этим братцем—
Песни пел!»
«Какую песенку пел он с маленьким братцем?»-— спрашивает
воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку
(«Серенькая кошечка», «Калинка», и пальчики «пляшут» (дети поднимают
руки и «пританцовывают» пальчиками).
Воспитатель может использовать и другую потешку о пальчиках.
Поочередно загибая свои пальцы,он говорит:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Остается один большой палец. Воспитатель, обращаясь к нему,говорит:
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
После небольшой паузы, разгибая все пальцы и под-нимая вверх руку,он
весело заканчивает:
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
«Конь»
Цель игры: развивать речь детей, упражнять их в правильном
звукопроизношении.
Ход игры. Дети становятся друг за другом и изображают скачущих
лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с
детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).
Слова:
Топ-топ-топ!
Ты скачи в галоп.
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы,
Все в галоп, в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
Тпру. — говорит воспитатель.
Игру можно повторить, меняя бейка.
Движения:
Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.
Дети останавливаются и тоже произносят «тпру.».
впереди стоящего ребенка.
«Хохлатка»
Цель игры: упражнять детей в выразительном чтении стихотворения,
закрепить знания о повадках курицы-наседки.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена
курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как
они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков. «Послушайте, детки я
вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите,
вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой.
По дворику хохлатка,
По дворику мохнатка
С цыплятами идет.
Чуть дети зазеваются,
Шалят и разбегаются,
Сейчас к себе зовет:
«Куда? Остановитесь!
Куда, куда? Вернитесь!
Не смейте убегать!»
Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки.
Пойдемте гулять.Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» — вы все
прибежите ко мне».Курочка с цыплятками гуляет по дворику: ходят,
собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.
Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за
ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и,
обращаясь к ним,произносит:
Куда? Остановитесь!
Куда, куда? Вернитесь!
Не смейте убегать!
Цыплятки бегут к своей маме.
Игру можно повторить 3—4 раза.
«Сова»
Цель игры: приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и
действовать по сигналу.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель
считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.
Слова воспитателя и детей:Движения:
В лесу темно, Дети ходят по кругу. Остановившись,
Все спят давно. Изображают спящих птиц.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова, Сова показывает, какая у неё большая голова.
Большая голова, Вертит головой, смотрит по сторонам.
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг — как полетит!
Услышав слова «как полетит», дети убегают, а сова их догоняет.
Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с
изображением совы, рассказал об этой птице.
«Игра в поезд»
Цель игры: закреплять знания детей о таком транспорта, как поезд,
вызвать воспоминания о поездках детей на поезде, упражнять в правильном
произношении звуков.
Ход игры. Воспитатель изображает паровоз. Он становится впереди
колонны детей. Дети изображают вагоны.
«Дети, — говорит он, — посмотрите, какой у нас длинный поезд. Сейчас
мы поедем на нем. Покажите, как колеса двигаются (дети, согнув руки в
локтях,двигают ими вперед-назад и приговаривают: «Гу-гу-гу»). Поехали!
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
«Гу-гу-гу, гу-гу-гу»,—
Пыхтит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повез.
Стоп! Остановка! Кто хочет гулять? Скорей выходите!» Дети выходят из
поезда, гуляют, собирая грибы, ягоды. На гудок паровоза («у-у-у-у!») они
снова становятся в колонну и едут дальше. Воспитатель предлагает
произносить стишок о поезде всем вместе.
В этой игре может быть использован и другой текст:
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чах-чах,
Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Или:
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
«Курочка-рябушечка»
Цель игры: развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними
вопросительную интонацию, упражнять их в правильном
звукопроизношении.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой
курочки и объясняет, почему её называют «рябушечкой», затем предлагает
детям поиграть Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей
шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы.Курочка отвечает
на них по подсказке воспитателя:
— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте
все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем,
стараясь воспроизвести вопросительную интонацию,спрашивают: «Курочка-
рябушечка, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей
застенчивых, робких, молчаливых.
«Гуси-гуси»
Цель игры: развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы
речь их была выразительной.
Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси
находятся в одном конце комнаты, хозяйка – в другом, волк – в стороне.
Слова хозяйки гусей:Ответы гусей:
Гуси! Гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Ну, летите! Нам нельзя!
Почему? Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!
Ну, летите как хотите,
Только крылья сберегите!
Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда
волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая
убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.
«Что подарили Наташе?»
Цель игры: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать
качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.
Ход игры.Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе
подарок.Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое,
зеленое, а с одного бока красное, откусишь его — вкусное сочное. Растет на
дереве. «Забыла, как это называется», — подумала Наташа. Дети, кто
поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»
Другой вариант.Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад
пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была
длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал
мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой
был праздник в детском саду?»
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и
явлениях.
«Что сначала, что потом»
Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало
и конец действия и правильно называть их.
Ход игры. Детям раздают по две картинки с изображением двух
последовательных действий (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает
и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п.) . Ребенок должен назвать
действия персонажей.
«Расскажем про Олю и зайчика».
Цель. Составлять совместный повествовательный текст, учить
заканчивать интонационно предложения рассказа по опорным картинкам.
Ход игры. Воспитатель предлагает рассказать про Олю. Сопровождает
свой рассказ картинками: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и
решила пойти в лес). Она пригласила на прогулку. (брата Колю). Дети взяли
с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика, который. (так
испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле
и Коле. (стало очень весело)».
«Опиши куклу».
Цель: Учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки
или объекта.
Ход игры. Взрослый показывает куклу и просит рассказать о ней, какая
она.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет
делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про
Таню.Взрослый начинает: «Наша Таня. (самая красивая). У нее. (нарядное
платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые
носочки)».
«Даша не боится мороза»
Цель: учить составлять описательный рассказ.
Ход игры.Воспитатель сообщает: - Ребята, наша кукла Даша собирается
на улицу. Что ей надеть, чтобы не замёрзнуть? (Ответы детей)
Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что
это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, её отличительные признаки,
в том числе и функциональные.
- Какое это пальто? (Зимнее, тёплое.)
- Какого цвета? (Ответы детей)
- Что есть у пальто? (Воротник, карманы, рукава, пуговицы.)
- Зачем нужен шарф? (Чтобы его повязать на шею, чтобы было тепло,
чтобы не дуло, чтобы не заболеть.)
- Что ещё мы наденем на куклу, чтобы она не замёрзла? (Жёлтую вязаную
шапочку. Тёплые, шерстяные варежки)
- Тёплое пальто, вязаная шапка, шарф, шерстяные варежки - это одежда,
зимняя одежда. Что можно делать с одеждой? (Покупать, терять, мять, шить,
рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать и т. д.)