Напоминание

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Фёдорова Жанна Александровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 73 "Малыш"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Тема: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ

РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Ладушки»

Цель игры: приучать детей слушать речь воспитатели, соотносить

действие со словом потешки, отвечать на вопросы.

Ход игры. Дет и садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое

положение, чтобы его видели все,и говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в

игру «Ладушки». Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! — хлопают

в ладошки».

Слова:Движения:

Ладушки, ладушки! Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши

Где были? – У бабушки! В такт словам потешки.

- Что ели? – Кашку!

- Что пили? – Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька. Поднимают руки, машут ими и кладут на голову.

Попили, поели, На слова «Прочь улетели» разводят руки в

Шу-у – полетели! стороны и опускают на колени.

На головку сели!

Сели, посидели,

Прочь улетели!

Играя повторно, воспитатель после слов «Где были?»делает паузу и ждет

ответов детей: «У бабушки»; «Что ели?» - «Кашку»; «Что

пили?» - «Бражку».

В следующий раз всю потешку дети произносят с воспитателем.

Игра с пальчиками

Цель игры: приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке,

соотносить слова с действиями пальцев.

Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы,говоря: «Это

большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький — мизинчик. Все

они живут рядышком, как родные братья».

Слова:Движения:

«Пальчик-мальчик, Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь

к

Где ты был?» — нему, загибает по очереди палец.

«С этим братцем —

В лес ходил,

С этим братцем—

Щи варил,

С этим братцем —

Кашу ел,

С этим братцем—

Песни пел!»

«Какую песенку пел он с маленьким братцем?»-— спрашивает

воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку

(«Серенькая кошечка», «Калинка», и пальчики «пляшут» (дети поднимают

руки и «пританцовывают» пальчиками).

Воспитатель может использовать и другую потешку о пальчиках.

Поочередно загибая свои пальцы,он говорит:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Остается один большой палец. Воспитатель, обращаясь к нему,говорит:

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

После небольшой паузы, разгибая все пальцы и под-нимая вверх руку,он

весело заканчивает:

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

«Конь»

Цель игры: развивать речь детей, упражнять их в правильном

звукопроизношении.

Ход игры. Дети становятся друг за другом и изображают скачущих

лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с

детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).

Слова:

Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

Тпру. — говорит воспитатель.

Игру можно повторить, меняя бейка.

Движения:

Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.

Дети останавливаются и тоже произносят «тпру.».

впереди стоящего ребенка.

«Хохлатка»

Цель игры: упражнять детей в выразительном чтении стихотворения,

закрепить знания о повадках курицы-наседки.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена

курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как

они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков. «Послушайте, детки я

вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите,

вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой.

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовет:

«Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!»

Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки.

Пойдемте гулять.Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» — вы все

прибежите ко мне».Курочка с цыплятками гуляет по дворику: ходят,

собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.

Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за

ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и,

обращаясь к ним,произносит:

Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!

Цыплятки бегут к своей маме.

Игру можно повторить 3—4 раза.

«Сова»

Цель игры: приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и

действовать по сигналу.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель

считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.

Слова воспитателя и детей:Движения:

В лесу темно, Дети ходят по кругу. Остановившись,

Все спят давно. Изображают спящих птиц.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова, Сова показывает, какая у неё большая голова.

Большая голова, Вертит головой, смотрит по сторонам.

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг — как полетит!

Услышав слова «как полетит», дети убегают, а сова их догоняет.

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с

изображением совы, рассказал об этой птице.

«Игра в поезд»

Цель игры: закреплять знания детей о таком транспорта, как поезд,

вызвать воспоминания о поездках детей на поезде, упражнять в правильном

произношении звуков.

Ход игры. Воспитатель изображает паровоз. Он становится впереди

колонны детей. Дети изображают вагоны.

«Дети, — говорит он, — посмотрите, какой у нас длинный поезд. Сейчас

мы поедем на нем. Покажите, как колеса двигаются (дети, согнув руки в

локтях,двигают ими вперед-назад и приговаривают: «Гу-гу-гу»). Поехали!

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

«Гу-гу-гу, гу-гу-гу»,—

Пыхтит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Стоп! Остановка! Кто хочет гулять? Скорей выходите!» Дети выходят из

поезда, гуляют, собирая грибы, ягоды. На гудок паровоза («у-у-у-у!») они

снова становятся в колонну и едут дальше. Воспитатель предлагает

произносить стишок о поезде всем вместе.

В этой игре может быть использован и другой текст:

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чах-чах,

Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

Или:

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут,

А круглые колесики

Все тук, да тук, да тук.

«Курочка-рябушечка»

Цель игры: развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними

вопросительную интонацию, упражнять их в правильном

звукопроизношении.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой

курочки и объясняет, почему её называют «рябушечкой», затем предлагает

детям поиграть Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей

шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы.Курочка отвечает

на них по подсказке воспитателя:

— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте

все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем,

стараясь воспроизвести вопросительную интонацию,спрашивают: «Курочка-

рябушечка, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей

застенчивых, робких, молчаливых.

«Гуси-гуси»

Цель игры: развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы

речь их была выразительной.

Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси

находятся в одном конце комнаты, хозяйка – в другом, волк – в стороне.

Слова хозяйки гусей:Ответы гусей:

Гуси! Гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Ну, летите! Нам нельзя!

Почему? Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Ну, летите как хотите,

Только крылья сберегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда

волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая

убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

«Что подарили Наташе?»

Цель игры: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать

качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Ход игры.Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе

подарок.Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое,

зеленое, а с одного бока красное, откусишь его — вкусное сочное. Растет на

дереве. «Забыла, как это называется», — подумала Наташа. Дети, кто

поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»

Другой вариант.Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад

пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была

длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал

мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой

был праздник в детском саду?»

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и

явлениях.

«Что сначала, что потом»

Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало

и конец действия и правильно называть их.

Ход игры. Детям раздают по две картинки с изображением двух

последовательных действий (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает

и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п.) . Ребенок должен назвать

действия персонажей.

«Расскажем про Олю и зайчика».

Цель. Составлять совместный повествовательный текст, учить

заканчивать интонационно предложения рассказа по опорным картинкам.

Ход игры. Воспитатель предлагает рассказать про Олю. Сопровождает

свой рассказ картинками: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и

решила пойти в лес). Она пригласила на прогулку. (брата Колю). Дети взяли

с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика, который. (так

испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле

и Коле. (стало очень весело)».

«Опиши куклу».

Цель: Учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки

или объекта.

Ход игры. Взрослый показывает куклу и просит рассказать о ней, какая

она.

— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет

делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про

Таню.Взрослый начинает: «Наша Таня. (самая красивая). У нее. (нарядное

платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые

носочки)».

«Даша не боится мороза»

Цель: учить составлять описательный рассказ.

Ход игры.Воспитатель сообщает: - Ребята, наша кукла Даша собирается

на улицу. Что ей надеть, чтобы не замёрзнуть? (Ответы детей)

Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что

это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, её отличительные признаки,

в том числе и функциональные.

- Какое это пальто? (Зимнее, тёплое.)

- Какого цвета? (Ответы детей)

- Что есть у пальто? (Воротник, карманы, рукава, пуговицы.)

- Зачем нужен шарф? (Чтобы его повязать на шею, чтобы было тепло,

чтобы не дуло, чтобы не заболеть.)

- Что ещё мы наденем на куклу, чтобы она не замёрзла? (Жёлтую вязаную

шапочку. Тёплые, шерстяные варежки)

- Тёплое пальто, вязаная шапка, шарф, шерстяные варежки - это одежда,

зимняя одежда. Что можно делать с одеждой? (Покупать, терять, мять, шить,

рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать и т. д.)



В раздел образования