Напоминание

"Как общаться с агрессивно настроенными родителями"


Автор: Юматова Наталья Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Малоугреневская СОШ" структурное подразделение
Населённый пункт: с. Малоугренево, Бийский район, Алтайский край
Наименование материала: Сценарий семинара-практикума для педагогов
Тема: "Как общаться с агрессивно настроенными родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




структурное подразделение

Бийского

района Алтайского края

Сценарий семинара-практикума для педагогов

«Как общаться с агрессивно настроенными родителями»

Из опыта работы старшего воспиаттеля

первой квалификационной категории

Юматовой

Н.А.

2022 г.

Участники:

Старший воспитатель, педагоги.

Цель:

Организовать семинар-практикум для педагогов.

Задачи:

Научить педагогов избегать конфликтных ситуаций и использовать способы

конструктивного взаимодействия с родителями.

Материалы:

Шпаргалка «Приемы активного слушания для педагогов», схема «Прием “Я-

высказывание” для педагогов».

Примерное время

45 минут.

Приветствие

1 минута

Старший воспитатель:

Здравствуйте, уважаемые педагоги! В нашей работе мы каждый день погружаемся в

мир детства и непосредственности. Мы играем вместе с нашими воспитанниками,

учим их, воспитываем, смеемся рядом с ними, а иногда огорчаемся. Но у этого мира

есть еще одна сторона – это родители, с которыми мы встречаемся каждый день. К

сожалению, с ними не всегда удается избежать проблемных коммуникаций.

Цель нашей встречи – научиться избегать конфликтных ситуаций и находить

способы взаимодействовать конструктивно. Часто родители не до конца понимают

значимость педагога, воспринимают его скорее как менеджера, при этом сами

выступают в роли «заказчика». Случается, что родители не готовы разбираться в

ситуации и ведут себя агрессивно по отношению к воспитателю. Мы поговорим о

том, как сделать так, чтобы избежать таких случаев или выйти из них достойно.

Упражнение «Волшебный туннель»

10 минут

Старший воспитатель:

Вначале выполним упражнение, которое поможет нам побороть агрессию в себе.

Сейчас мы мысленно «пройдем по туннелю». Сядьте удобно. Мы будем извлекать

волшебное тепло из наших рук. Для этого в течение нескольких секунд потрите

ладони друг о друга. Закройте глаза ладонями так, чтобы получился «вакуум»

вокруг глаз. Если есть возможность, обопритесь локтями о стол. В таком положении

можно сидеть несколько минут, но сейчас мы ограничимся двумя минутами. Мы

находимся в туннеле, вокруг нас – пустота и спокойствие.

Старший воспитатель включает спокойную музыку и читает текст упражнения.

Педагоги выполняют его.

Старший воспитатель:

Здесь нам тепло и спокойно. В этом туннеле мы можем постоять на месте,

посмотреть по сторонам, сколько нам захочется, а потом идти вперед. Впереди нас

ждет что-то хорошее, доброе, светлое. Мы идем, и нас ничего не беспокоит. В

любой момент мы можем остановиться и отдохнуть, а потом идти дальше. Нам

хорошо и спокойно. И вот мы дошли до конца туннеля и сейчас увидим свет,

который принесет нам радость, спокойствие, гармонию. Теперь мы откроем глаза.

Педагоги делятся впечатлениями: что почувствовали, хватило ли времени

успокоиться.

Упражнение «Значение позы»

10 минут

Старший воспитатель:

Мы нашли один из способов, как помочь себе побороть агрессию. А теперь

попробуем разобраться, как вести себя с агрессивно настроенным человеком. Часто

наше состояние показывает поза, и когда мы ее меняем, то можем поменять и

состояние. Давайте попробуем прочувствовать, как это происходит. Поделитесь на

две группы и встаньте друг напротив друга. Сейчас педагоги из первой группы

должны опустить плечи, ссутулиться и произнести слова: «Я вас боюсь». Педагоги

второй группы, напротив, расправят плечи, поднимут голову и произнесут: «Я это

знаю». Затем вы поменяетесь ролями.

Педагоги выполняют упражнение.

Старший воспитатель:

Что вы чувствовали, когда стояли с опущенными плечами в роли жертвы? Как

видели «жертву» со стороны? Правильно ли делают педагоги, когда выбирают «позу

жертвы» в общении с родителями?

Педагоги отвечают на вопросы и подводят итог упражнению.

Упражнение «Активное слушание»

10 минут

Старший воспитатель:

Поговорим о том, как вести переговоры с родителями и подняться с позиции

«жертвы» до уровня партнерского общения. Посмотрите на три приема, которые

помогают наладить конструктивное взаимодействие. Это уточнение, парафраз,

резюмирование.

Давайте разобьемся на пары и проиграем ситуации с этими приемами. Первую

ситуацию предлагаю я: «Разъяренный родитель предъявляет педагогу претензии:

“Почему Ваня в последнее время не хочет идти в детский сад?”»

Старший воспитатель раздает педагогам шпаргалки с приемами активного

слушания. Педагоги проигрывают ситуации в парах при помощи психолога, а потом

самостоятельно.

Старший воспитатель:

Что вы чувствовали в роли воспитателя, когда отвечали и при этом использовали

приемы активного слушания? Что чувствовали в роли родителя?

Старший воспитатель

Давайте попробуем проиграть другие ситуации и проверить, как приемы активного

слушания сработают на них.

Педагоги предлагают свои примеры конфликтных ситуаций и проигрывают их в

парах.

Упражнение «Я-высказывание»

10 минут

Старший воспитатель:

Упражнение «Я-высказывание» тоже направлено на конструктивное

взаимодействие. Я раздам вам схемы, как с помощью этого приема реагировать на

агрессивный выпад родителя. Вначале опишите ситуацию языком фактов. Дайте

точное название своему чувству: «я удивлена», «огорчена», «боюсь». Назовите

причину, которая заставляет вас чувствовать именно так.

Старший воспитатель раздает схемы и разбирает ситуацию «Почему Ваня не хочет

идти в детский сад?». Педагоги проигрывают собственные ситуации в парах.

Рефлексия

5 минут

Старший воспитатель:

Наша встреча подходит к концу, и я прошу вас об обратной связи. Что вам

показалось интересным на семинаре-практикуме? Что вы будете применять в

работе? Чего не хватило?

Педагоги отвечают.

Старший воспитатель:

Спасибо за совместную работу. Помните, что умение достойно вести себя в

конфликтной ситуации говорит о том, что вы – зрелая личность, воспитанный и

адекватный педагог.



В раздел образования