Автор: Юматова Наталья Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Малоугреневская СОШ" структурное подразделение
Населённый пункт: с. Малоугренево, Бийский район, Алтайский край
Наименование материала: Сценарий семинара-практикума для педагогов
Тема: "Как общаться с агрессивно настроенными родителями"
Раздел: дошкольное образование
структурное подразделение
Бийского
района Алтайского края
Сценарий семинара-практикума для педагогов
«Как общаться с агрессивно настроенными родителями»
Из опыта работы старшего воспиаттеля
первой квалификационной категории
Юматовой
Н.А.
2022 г.
Участники:
Старший воспитатель, педагоги.
Цель:
Организовать семинар-практикум для педагогов.
Задачи:
Научить педагогов избегать конфликтных ситуаций и использовать способы
конструктивного взаимодействия с родителями.
Материалы:
Шпаргалка «Приемы активного слушания для педагогов», схема «Прием “Я-
высказывание” для педагогов».
Примерное время
45 минут.
Приветствие
1 минута
Старший воспитатель:
Здравствуйте, уважаемые педагоги! В нашей работе мы каждый день погружаемся в
мир детства и непосредственности. Мы играем вместе с нашими воспитанниками,
учим их, воспитываем, смеемся рядом с ними, а иногда огорчаемся. Но у этого мира
есть еще одна сторона – это родители, с которыми мы встречаемся каждый день. К
сожалению, с ними не всегда удается избежать проблемных коммуникаций.
Цель нашей встречи – научиться избегать конфликтных ситуаций и находить
способы взаимодействовать конструктивно. Часто родители не до конца понимают
значимость педагога, воспринимают его скорее как менеджера, при этом сами
выступают в роли «заказчика». Случается, что родители не готовы разбираться в
ситуации и ведут себя агрессивно по отношению к воспитателю. Мы поговорим о
том, как сделать так, чтобы избежать таких случаев или выйти из них достойно.
Упражнение «Волшебный туннель»
10 минут
Старший воспитатель:
Вначале выполним упражнение, которое поможет нам побороть агрессию в себе.
Сейчас мы мысленно «пройдем по туннелю». Сядьте удобно. Мы будем извлекать
волшебное тепло из наших рук. Для этого в течение нескольких секунд потрите
ладони друг о друга. Закройте глаза ладонями так, чтобы получился «вакуум»
вокруг глаз. Если есть возможность, обопритесь локтями о стол. В таком положении
можно сидеть несколько минут, но сейчас мы ограничимся двумя минутами. Мы
находимся в туннеле, вокруг нас – пустота и спокойствие.
Старший воспитатель включает спокойную музыку и читает текст упражнения.
Педагоги выполняют его.
Старший воспитатель:
Здесь нам тепло и спокойно. В этом туннеле мы можем постоять на месте,
посмотреть по сторонам, сколько нам захочется, а потом идти вперед. Впереди нас
ждет что-то хорошее, доброе, светлое. Мы идем, и нас ничего не беспокоит. В
любой момент мы можем остановиться и отдохнуть, а потом идти дальше. Нам
хорошо и спокойно. И вот мы дошли до конца туннеля и сейчас увидим свет,
который принесет нам радость, спокойствие, гармонию. Теперь мы откроем глаза.
Педагоги делятся впечатлениями: что почувствовали, хватило ли времени
успокоиться.
Упражнение «Значение позы»
10 минут
Старший воспитатель:
Мы нашли один из способов, как помочь себе побороть агрессию. А теперь
попробуем разобраться, как вести себя с агрессивно настроенным человеком. Часто
наше состояние показывает поза, и когда мы ее меняем, то можем поменять и
состояние. Давайте попробуем прочувствовать, как это происходит. Поделитесь на
две группы и встаньте друг напротив друга. Сейчас педагоги из первой группы
должны опустить плечи, ссутулиться и произнести слова: «Я вас боюсь». Педагоги
второй группы, напротив, расправят плечи, поднимут голову и произнесут: «Я это
знаю». Затем вы поменяетесь ролями.
Педагоги выполняют упражнение.
Старший воспитатель:
Что вы чувствовали, когда стояли с опущенными плечами в роли жертвы? Как
видели «жертву» со стороны? Правильно ли делают педагоги, когда выбирают «позу
жертвы» в общении с родителями?
Педагоги отвечают на вопросы и подводят итог упражнению.
Упражнение «Активное слушание»
10 минут
Старший воспитатель:
Поговорим о том, как вести переговоры с родителями и подняться с позиции
«жертвы» до уровня партнерского общения. Посмотрите на три приема, которые
помогают наладить конструктивное взаимодействие. Это уточнение, парафраз,
резюмирование.
Давайте разобьемся на пары и проиграем ситуации с этими приемами. Первую
ситуацию предлагаю я: «Разъяренный родитель предъявляет педагогу претензии:
“Почему Ваня в последнее время не хочет идти в детский сад?”»
Старший воспитатель раздает педагогам шпаргалки с приемами активного
слушания. Педагоги проигрывают ситуации в парах при помощи психолога, а потом
самостоятельно.
Старший воспитатель:
Что вы чувствовали в роли воспитателя, когда отвечали и при этом использовали
приемы активного слушания? Что чувствовали в роли родителя?
Старший воспитатель
Давайте попробуем проиграть другие ситуации и проверить, как приемы активного
слушания сработают на них.
Педагоги предлагают свои примеры конфликтных ситуаций и проигрывают их в
парах.
Упражнение «Я-высказывание»
10 минут
Старший воспитатель:
Упражнение «Я-высказывание» тоже направлено на конструктивное
взаимодействие. Я раздам вам схемы, как с помощью этого приема реагировать на
агрессивный выпад родителя. Вначале опишите ситуацию языком фактов. Дайте
точное название своему чувству: «я удивлена», «огорчена», «боюсь». Назовите
причину, которая заставляет вас чувствовать именно так.
Старший воспитатель раздает схемы и разбирает ситуацию «Почему Ваня не хочет
идти в детский сад?». Педагоги проигрывают собственные ситуации в парах.
Рефлексия
5 минут
Старший воспитатель:
Наша встреча подходит к концу, и я прошу вас об обратной связи. Что вам
показалось интересным на семинаре-практикуме? Что вы будете применять в
работе? Чего не хватило?
Педагоги отвечают.
Старший воспитатель:
Спасибо за совместную работу. Помните, что умение достойно вести себя в
конфликтной ситуации говорит о том, что вы – зрелая личность, воспитанный и
адекватный педагог.