Напоминание

"Формирование о том, что полезно и что вредно для организма".


Автор: Шишкова Татьяна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №336 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование о том, что полезно и что вредно для организма".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование о том, что полезно и вредно для организма.

Нас, людей, так много на Земле, но так мало во вселенной. А ведь

может оказаться, что во всей огромной, бесконечной Галактике только на

нашем маленьком, теплом земном шаре есть жизнь. Важно вырастить новое

поколение таким, которое смогло бы сделать все, чтобы наша голубая

красавица Земля не превратилась в мертвый, холодный метеорит одиноко

летящий среди сверкающих звезд.

Человек рассчитан на долгую жизнь! Такая возможность есть у

каждого, кто с детства не боится холодной воды, у кого в руках лыжные

палки, чем градусник, а на ногах – коньки, а не жаркие валенки. Кто не

портит себе нервы по пустякам, не злится на весь свет, а всегда бодрый и

жизнерадостный.

Короче

говоря,

дольше

всех

живут

сильные

и

трудолюбивые люди. В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками,

а уходит пудами». Это значит, стать здоровым можно постепенно, а вот

потерять можно сразу.

Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка-

дошкольника,

здорового

физически,

разносторонне

развитого,

инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного

достоинства. Она включает в себя 4 основных направления: обеспечение

психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей;

духовное

здоровье;

нравственное

здоровье,

приобщение

ребенка

к

общечеловеческим ценностям. Каждое направление реализуется одной или

же несколькими целевыми программами: «Комфорт», «Группы здоровья»,

«Город

мастеров»,

«Школа

маленького

предпринимателя»,

«Этикет»,

«Личность».

Все аспекты воспитания – умственного, нравственного, трудового,

эстетического - направлены на развитие позитивной личности, у которой

формируется отношение к себе и другим людям, природе и вещам,

искусству, а также традициям и обычаям своего народа.

Один из основных разделов программы «Группа здоровья» -

воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни, которое

осуществляется по следующим направлениям:

- Привитие стойких культурно гигиенических навыков;

- Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

- Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для

организма;

- Формирование элементарных представлений об окружающей среде;

- Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий,

основу которых составляют ежедневные упражнения.

Оберегая здоровье ребенка, необходимо воспитывать у детей

гигиенические навыки. Детей над учить самостоятельно следить за чистотой

рук, одежды, ежедневно чистить зубы, а после еды полоскать рот кипяченой

водой. Следить за чистотой и длинной ногтей, ухаживать за волосами.

Важно, чтобы ребенок испытывал необходимость быть причесанным,

опрятным, чистым, аккуратным. Привычки личной гигиены тесно связаны со

здоровьем ребенка: есть только мытые фрукты и овощи, не переедать, не есть

много мучного и сладкого, как можно больше употреблять фруктов и

овощей, особенно зелени, чеснока и лука, не есть пищу, упавшую из тарелки,

делать утреннюю гимнастику, мыть руки после любого загрязнения, после

пребывания на улице и перед едой, после посещения туалета; содержать тело

в чистоте, стричь ногти, мыть ноги перед сном, пользоваться носовым

платком и т.п. В чистоте, опрятности, аккуратности залог здоровья и

красоты.

Например, в умывальне Алеша стоит в стороне, не хочет умываться.

Привлечь внимание мальчика, сказав: «Посмотри, все, кто умылся сразу

похорошели - лица румяные, глаза блестят… Возьми-ка мыло, видишь какое

оно красивое, душистое, а полотенце чистое, мягкое, мохнатое…»

После сна Максим обычно одевается лениво, носки натягивает небрежно,

рубашку застегивает пропуская петли. Предложить ему одеться наперегонки

с соседом. Но предупредить, что выиграет не тот, кто сделает все не только

быстро, но и аккуратно. Затем подвести Максима к зеркалу и предложить

оценить свой вид, устранить неполадки в туалете, поправить чуб, поправить

загнувшийся воротничок, застегнуть пропущенную пуговицу.

Теперь все в порядке! Посмотри, какой ты стал красивый, - заключает

воспитатель. Часть воспитательных задач постепенно усложняется, часть -

остается неизменной для детей любого возраста. Усложняются, например,

действия по уходу за помещением, одеждой, оказанию первой медицинской

помощи.

На первом месте стоят занятия, которые помогают выработать у

ребенка осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое

состояние и ощущения. Этому ребенка учит серия занятий - тренингов. На

первом этапе воспитатель действует по такой формуле: сначала помогает

ребенку

осознать,

зачем

ему

это

нужно

делать,

затем

научить

в

увлекательной форме и только потом приучать выполнять эти действия

ежедневно.

Например, прежде чем требовать от детей ежедневно чистить зубы, можно

провести игру - занятие (можно как часть занятия).

Перед детьми «больница» доктора Айболита

«Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица,

Всех излечит, всех исцелит

Добрый доктор Айболит»

На прием к Айболиту приходит медвежонок с перевязанной щекой. У него

болят зубы.

- Посмотрите, ребята, как распухла щека у медвежонка. Наверное, ты,

медвежонок, много меда ел. А у сластен, у тех, кто лакомится вафлями,

печеньем, конфетами, вареньем, зубы чаще всего и болят. Сейчас доктор

Айболит полечит тебе зубы, положит лекарство, и зубы перестанут у тебя

болеть. Если обнаружил на зубе даже маленькую щербатинку, скорее к

врачу. Если начать лечение зуба вовремя то будет совсем не больно.

Айболит «лечит» медвежонку зубы. Затем приходят еще зверюшки,

кукла. У всех болели зубы, и доктор Айболит всех «вылечил».

Дальше сказать, чтоб зубы не болели нужно, за ними ухаживать: зубы надо

чистить не спеша, 2 раза в день: утром и вечером (на ночь), после еды

обязательно полоскать кипяченой водой. Вместе с доктором Айболитом

научить «пациентов» правильно чистить зубы: выметывающим движением

щетки верхний ряд сверху вниз и нижний ряд зубов снизу-вверх с

внутренней и внешней сторон, добраться до самых укромных уголков. Щетка

не только чистит зубы, но и делает массаж десен.

На следующем занятии провести небольшую беседу о зубах и

повторить, как правильно чистить зубы.

В гости к детям приходит Незнайка. Он охает и ахает.

- Здравствуйте, Незнайка! А почему ты не здороваешься с детьми? Что с

тобой случилось?

Незнайка здоровается и объясняет, что ходил к зубному врачу и тот

удалил ему больной зуб.

- Ну, ничего. Зубов у меня намного больше, чем у этого Знайки – Зазнайки.

Все время он меня учит это можно, это нельзя. Не грызи орехи зубами. Не

ешь много конфет, будут зубы болеть. Хоть и вырвали у меня зуб, их у меня

еще много осталось, и еще вырастут!

- Ах, Незнайка, Незнайка. У всех людей зубов поровну, по 32 штуки

(резцы, клыки, коренные). Сначала у детей вырастают молочные зубы. Они

без корней и поэтому легко выпадают. К 12 годам вместо них вырастают

новые, постоянные, коренные.

Незнайка: А я видел - у одного дяденьки выросли новые, железные, а у

одной тетеньки золотые! Вот она, наверное, обрадовалась!

- Радости тут мало. Искусственные зубы вместо больных, а больными они

становятся тогда, когда ими, как плоскогубцами, кусают проволоку, как

щипцами, колют орехи, когда зубы не чистят, не лечат, а разрушают

конфетами до такой степени, что дырки в зубах похожи на лунные кратеры.

Вспомним с детьми, у кого болели зубы, как это было неприятно, как

были расстроены папа и мама, как страшно было идти к доктору.

В заключение предложить детям показать Незнайке, как правильно

чистить зубы, необходимо делать утром и на ночь, объяснить, для чего.

Напомнить, что после еды днем необходимо полоскать рот кипяченой водой.

Некоторое время необходимо контролировать выполнение этой

процедуры, затем, привыкнув, дети уже сами не могут без нее обходиться.

Можно рассказать детям историю о носовом платке. В древние времена

на Востоке, платок был зубным, им после еды вытирали зубы. Потом платок

«перебрался» выше и стал носовым. Но и сегодня в некоторых восточных

странах его используют вместо зубной щетки. А в Европе платок был

сначала... украшением.

Богачи хвастались кусочками материи из дорогого батиста, украшенного

затейливой вышивкой, бисером и даже драгоценными камнями.

Постепенно люди поняли, что платок способен принести большую

пользу.

При чихании и кашле человек разбрызгивает до 40 тысяч маленьких

капелек, которые разлетаются на 3 метра и даже на 5 метров. Капельки очень

легкие. Они очень долго могут парить в воздухе. Люди, стоящие или

сидящие рядом вдыхают эти капельки вместе с миллионами находящихся на

них

микробов,

капельки

опускаются

на

пищу,

разные

предметы.

Представляешь, сколько человек может заразить один больной, если он

чихает в автобусе или в комнате, где много людей? Но «коварному десанту»

можно преградить дорогу. Это поможет сложенный в 4 раза обычный

носовой платок. Прикрой при кашле или при чихании платком рот и нос.

А если у тебя насморк, а ты забыл носовой платок? Тебе трудно дышать,

ты постоянно шмыгаешь носом. Ты мешаешь и окружающим.

Теперь то мы знаем о большей пользе носового платка. При некоторых

заболеваниях, например, как ринит, необходимо иметь даже несколько

платков. Иначе с платком, которым уже пользовались, вы микробы заносите

обратно в нос.

А руки ты умеешь мыть? Мы знаем, что от всякой работы руки

становятся грязными. И ничего тут нет страшного. И это даже хорошо, что от

работы руки пачкаются. На то они и руки. Хуже, когда мальчик ил девочка

растут белоручками. Но после любой работы соблюдай простое-простое

правило: испачкал руки – вымой их.

В нашей умывальной комнате есть краны, расчески в кармашках-

чехольчиках лежат, на крючках в шкафчиках полотенца висят. У каждого

ребенка - свое. Только у некоторых ребят полотенца какие-то странные:

пятнистые, будто шкурки, которые повесели маленькие жирафчики.

А

знаете, почему такие полотенца? Придут ребята с гулянья - и к крану. Пустят

воду, ладошку о ладошку чуть-чуть потрут без мыла и к полотенцу

потянутся, грязь на нем и остается. Вот почему полотенца на жирафьи

Шкурки похожи. А ведь такие полотенца и отстирать трудно.

Научиться мыть руки совсем просто. Нужно соблюдать 8 простых

правил.

1. Закатывай рукава.

2. Намочи руки.

3. Возьми мыло и намыль руки до появления пены.

4. Потри не только ладони, но и тыльную их сторону.

5. Смой пену.

6. Проверь, хороши ли вымыл руки.

7. Вытри руки.

8. Проверь, сухо ли вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.

Замечаешь, какие у тебя чистые и красивые руки стали? Если у ребенка

грязные руки после игры, то на них и стороны смотреть противно, да и

заболеть можно.

Пусть будет твоим правилом: мыть руки после игры, после туалета,

после прогулки и обязательно перед едой.

«да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое, и зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани

В реке, в ручейке, в океане,

и в ванне, и в бане, всегда и везде -

вечная слава воде!»

(Чуковский)

Рассмотреть с детьми овощи и фрукты, или их муляжи (в зависимости от

времени года).

Как аппетитно выглядят ягоды черешня, яблоко, морковка! Так и

просятся в рот. А как они полезны для здоровья! Но не торопись положить

фрукты или овощи в рот. Сначала хорошенько вымой их. Если поленишься

вымыть, поспешишь съесть, то можешь надолго заболеть.

Фрукты и овощи бывают загрязнены ядохимикатами. На них часто

находятся микробы, возбудители самых разных болезней.

Запомни: нужны всего 2 минуты, чтоб хорошо вымыть яблоко. Теперь

ешь. Ты всегда моешь овощи и фрукты перед едой?

Знакомя ребенка с телом человека, воспитатель должен научит детей не

только различать и правильно называть его части, но и приучать заботиться о

своем теле. Например, знакомство со строением рта. Вносится Хрюша. Он

появляется весело напевая;

- Здравствуйте, ребята! Знаете, я так люблю разговаривать! Филя, говорит,

что у меня язык без костей, потому что я много говорю. А у него язык,

наверное, очень тяжелый, поэтому он и говорит мало.

-Хрюша! А как, по-твоему, зачем он нужен, этот язык?

-Как будто вы не знаете? Чтобы дразниться, конечно!

-В таком случае руки нужны, чтобы драться, ноги, чтобы лягаться, а

голова, чтобы бодаться?

- Нет, голова - чтобы есть

- Мне бы очень хотелось, чтобы голова у меня была только для этого. А

ешь ты, Хрюша, между прочим, не головой, а таким сложным органом,

который умеет дышать, кусать, жевать, смачивать еду слюной, обогревать

или охлаждать ее, глотать, узнавать - соленая или сладкая, горькая или

сладкая, горячая или холодная; кроме того, он умеет бороться с микробами, а

также петь, говорить, смеяться, и, к великому сожалению, показывать язык.

- Я знаю, кто это! Это домик языка - рот!

- И в этом нашем домике сидит охранник. Толстый, красный и мокрый.

Догадался, кто это?

- Толстый, красный и мокрый в этом домике только язык. Но какой же он

охранник?

- Еще какой! Стоит на посту и всех входящих на вкус пробует. «Стой! Кто

такой? Ах, молчим? А ну-ка, попробуем кончиком на сладость... не сладкий.

Попробуем корнем... не горький. А если бочком? Кисленький! Здравствуйте,

господин лимон, давно ждем! А это что? Этот глупый мальчишка опять

заставляет меня пробовать холодный снег. Ну нет! Сначала растопим,

согреем, а потом проглотим, раз уж ему так хочется».

- А почему, даже когда мы не пьем, язык все равно мокрый?

- Потому что он все время смачивается слюной. А для чего, по-твоему,

нужна слюна?

- Я не буду отвечать потому, что ты, конечно, скажешь, что она не для

плювания.

- Конечно, она не для «плевания», а, наоборот, для глотания. Попробуй

проглоти, не жуя, черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго

жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно. Но это

не все! Слюна еще и санитар. Она уничтожает вредных микробов, которыми

просто кишат немытые фрукты и овощи. Есть они и на грязных руках. Но

микробов бывает так много, что с ними не справляется не только слюна, но и

второй санитар - миндалины. Недаром говорят: все болезни вползают через

рот.

- Миндалины - санитары?! Они же ангину делают!

- Ангину делают микробы, а миндалины стараются не пропускать их

внутрь. Но, когда микробов скапливается слишком много, миндалины

воспаляются и начинают болеть. Вот тогда за дело принимаются настоящие

санитары: медсестры и врачи!

Ребята! Подумайте, а что можно сделать, чтобы врачам было меньше

работы? Навести детей на то, что нельзя есть холодный снег, но уж если это

случилось, как оказать себе первую помощь, когда болит горло, воспаляются

миндалины - полоскать горло теплым раствором чайной соды, пить горячее

молоко, делать ингаляции (дышать над паром с травами или чайной содой,

над горячей картошкой).

И не забывать, что с холодным снегом попадает и много микробов в рот.

В старшей и подготовительной группах можно использовать на занятиях

следующий материал.

Рассказать детям о сложном строении носа: 2 сложных тоннеля -

лабиринта, стенки которого смазаны липучей слизью, на которую налипают

микробы, пыль и т.д., попадающие в нос и не успевшие застрять в волосках

ноздрей.

5 функций носа:

1. собирает пыль и микробы

2. согревают нос. В стенке проложено много тонюсеньких трубочек, по

которым течет кровь, и как в котельной, нагревают воздух.

3. Поливальная. Из носа вытекает жидкая липучка, которой нос смазывает

микробов со своих стенок. Здесь отметить особое внимание туалету носа:

перед едой, пред сном, выходом на прогулку. Должен быть обязательно

носовой платок, а правильнее - несколько платков.

4. Нос газ. Сильно запахло газом (любым вредным отравляющим

веществом).Стенки тоннеля-лабиринта вдруг набухли и сомкнулись. Стоп!

Дальше пути нет! Главный мозг командует. «Воздух отравлен. Закрыть все

выходы. Сердцу и легким работать медленно».

5. а еще нос умеет нюхать разные запахи! Здесь же рассказать, как

опасно засовывать в нос посторонние предметы (пуговицы, горошины,

бусинки и т.п.), можно повредить сложные носовые проходы, закрыть доступ

воздуха. Нужно обязательно в этом случае обратиться к врачу.

О глазах использовать следующий материал.

Можно начать с того, что все, что мы видим, слышим и ощущаем, наши

глаза, уши, кожа, язык и нос превращают в электрические сигналы, которые

и влетают в наш мозг.. этот ток такой слабенький, что чувствовать его могут

только очень чуткие приборы. Если уши превращают в электрические

сигналы звук, а нос превращает в электрические сигналы запах, то чего же

превращают глаза?

- Свет. Солнечные лучи, отражаясь от предмета, на который мы сейчас

смотрим, попадает через зрачок в глазное яблоко, где и превращаются в

электрические сигналы. Маленькое яблоко, на которое похож весь глаз, мы

его не видим целиком, потому что оно надежно спрятано в глубокую норку -

глазницу, а наружу выглядывает только любопытный зрачок. Но, прежде чем

попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое увеличительное

стеклышко, как у бабушки в очках, только оно меньше копейки и выпуклое с

обеих сторон, как луна. Благодаря ему мы видим четко и ясно. Недаром его

назвали таким чистым, прозрачным именем - хрусталик. Но он не твердый,

как настоящий хрусталь, и поэтому может становиться то плоским, то

выпуклым, чтобы мы хорошо видели как вблизи, так и вдали. На дне

глазного яблока лежит удивительная сетка, сетчатка, как называют ее

ученые, около 2-х миллионов невидимых ячеек.

То, что в центре

вылавливают только цветные картинки, а которые по краям - черно-белые.

А знаешь ли ты, что глаза могут рассказать не только мозгу, но и

доктору, что человек болен и ему нужна помощь?

У больного человека меняется цвет глаз. Недаром же говорят: «Глаза -

зеркало души», и в этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и

характер человека. Добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду

он говорит или нет, когда чего-нибудь натворит.

Бережно надо относится к глазам - очень нежным органам. Вы

обращали внимание, что в профессиях, где глазам грозит опасность, люди

надевают

защитные

очки

ли

маски,

при

ярком

солнце

надеваем

солнцезащитные темные очки. Играя с палками, бросая камни друг в друга,

стреляя из рогаток, самострелов и т.п. можно повредить глаза и навсегда

остаться слепым. Но если, предположим, в глаз попала соринка, какую

помощь можно оказать? Можно промыть глаз от внешнего угла глаза к

внутреннему, закапать специальные глазные капли (1-2) во внутренний угол

глаза, отогнув веко, заложить мазь. И опять-таки обязательно обратиться к

врачу- окулисту.

Рассказывая об ушах, можно использовать примерно такой материал.

С давних пор, даже когда мы спим, у нас всегда ушки на макушке, т.е.

все слышат и передают в мозг. Закрыть их, как глаза, мы по своему желанию

не можем. Уши работают, как телефон. В глубине уха натянута тонкая

кожица туго, как на барабане – это барабанные перепонки. Они наглухо

закрывают вход в голову, так что можно спокойно нырять: вода в голову не

нальется.

Звук отскакивает от перепонок, как барабанные палочки от упругого

барабана. От ударов звуковой волны перепонки начинают дрожать и

вибрировать; от тихой волны тихонько, а от громкой - сильнее. За ней еще

одно ухо - среднее. В нем, как в маленькой кузнице, есть крохотный

костяной молоточек, наковальня и стремечко.

Барабанная перепонка - кузнец. Она держит за ручку молоточек и, как

только ручка начинает дрожать, потихоньку постукивает молоточком по

наковальне. Та нажимает на стремечко, а оно - на следующую тоненькую

кожаную дверцу в третье ухо - внутреннее. А теперь отгадай загадку: «какая

улитка самая быстрая в мире?» - не настоящая, а только похожая на нее

своими завитками. А самая быстрая из улиток она потому, что молниеносно

превращает в толчки и колебания тоненькой дверцы, за которой она сидит, н

электрические сигналы и немедленно отправляет по тридцати тысячам

проводочков в мозг.

А хотите увидеть, какими вы были, когда жили в маме? - У вас есть

две скульптурке в полный рост! Они у тебя на голове! Это уши! Можно

подойти к зеркалу и полюбоваться, какой ты был в 4 месяца. Ну как?

Красавец? Мочка уха - это головка, а самый выступающий край - животик.

Так что ты здесь тоже, как в маме, вниз головой. Причем ваши братики - уши

говорящие. Без звука, правда, но рассказывают, у кого что болит. Это такое

чудо, что и в самом деле трудно поверить. А делают они это вот так. Если у

человека болит желудок, то на ухе, точке желудка, появляется крохотное, с

маковое зернышко, уплотнение. Если спина болит, зернышко вырастает в

точке спины. И тогда можно идти к доктору- иглоукалывателю. Он втыкает в

каждую больную точку тоненькую золотую или серебряную иголочку и

оставляет на несколько минут или даже дней. Этого иногда бывает

достаточно, чтобы без всяких лекарств и операций вылечить человека.

Интересно? А знаешь ли ты о том, что если бы не уши, мы бы не смогли

разговаривать? Для того, чтобы научиться говорить, новорожденный сначала

долго слушает, что и как говорят окружающие его люди, и только потом

пытается сказать свое первое «агу». Если же человек рожден глухим, он, как

правило, говорить не может.

Предупредить, что, если инородное тело попадет в ухо и повредит

барабанную перепонку, человек остается глухим. Никогда ничего нельзя

засовывать в уши, нужно их беречь и не забывать мыть и чистить.

Наряду со знакомством детей с собственным телом, нужно научить

детей оказывать первую медицинскую помощь.

В старшем возрасте детей нетрудно научить обрабатывать мелкие

царапины, ссадины, накладывать компрессы на ушибы. Летом можно

использовать лечебные травы (подорожник, мать-и-мачеха).

Главное - не теряться! Вот что нужно знать мальчикам и

девочкам:

- Сильно озябло лицо - растирай его шарфом, чистой рукавичкой, но не

снегом.

- Если озябли ноги, то попрыгай, побегай и шевели-шевели пальцами.

- Порезал палец - подними руку вверх, перевяжи.

- Ужалила пчела или оса - приложи платок, смоченный холодной водой, или,

к крайнем случае, послюни.

- Если обжегся - подставь обожженную руку под струю холодной воды.

- Упал, сильно ушибся. Немножко тошнит. Сядь или ляг. Не двигайся до

прихода взрослых.

- Ушиб руку, плечо, ногу - подставь под холодную воду.

- Закружилась голова на солнце - скорее в тень.

Но главное научить правильно действовать в случае заболевания, травмы,

уметь описывать свое состояние, показать больное место и не пугаться, а

искать помощи, т.е. рассказать обо всем, что с ребенком случилось,

взрослым. Стараться сделать это поскорее.



В раздел образования