Автор: Цымбал Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ 132
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: консультация
Тема: Консультация «Творческие игры по ИЗО в детском саду»
Раздел: дошкольное образование
Консультация «Творческие игры по ИЗО в детском саду»
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках
их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Художественно-творческие дидактические игры используются как
средство развития творческой активности детей – это игры с готовыми
правилами. Они направлены на освоение конкретных художественных
умений и навыков, на получение новых знаний о средствах художественной
выразительности и способах применения их в произведениях искусства. Чем
искуснее составляется дидактическая игра, тем незаметнее ее дидактическая
цель, так как оперировать вложенными в игру знаниями дошкольник учится
охотно, без принуждения, стремясь победить в игре.
Творческие игры – развивают творческие способности и воображение.
Могут проводиться как сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет – форма
интеллектуальной деятельности, так и другие игры без четкого сценария,
допускающие импровизацию.
Предметные игры включают манипуляции с народными глиняными и
деревянными игрушками, произведениями декоративного искусства,
объектами дизайна и многими другими предметами (ленты, бусы, ткани,
пуговицы, мячи, кубики, вазы и др.). Через предметы дети познают форму,
цвет, объем, пропорции, материал, фактуру и т. п.
Конструктивные игры развивают дизайнерское мышление. Дети
осваивают процесс проектирования, созидания, они учатся планировать свою
работу, подбирать необходимый материал, проявлять смекалку в решении
творческих задач, критически оценивать полученные результаты. При этом
художественно-творческая активность вызывает активность познавательную.
Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать,
что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-
познавательное и игровое, занимательное. В качестве форм таких игр можно
применять разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т. п. Они
могут быть составлены с целью развития у детей наблюдательности и
зрительной памяти, чувства пропорций, цвета, формы, для освоения детьми
композиционных закономерностей, для изучения способов передачи
движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.
Игра
всегда
связана
с
переживанием
ребенком
положительного
эмоционального
состояния.
Игровые
моменты
в
изобразительной
деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, развивают
мыслительную деятельность ребенка, его воображение, фантазию.
Как совершенно справедливо отмечено в ряде исследований (Н. П.
Аникеева, Н. Н. Богомолова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Д.
Эльконин
и
др.),
художественно-творческие
дидактические
игры
положительно
влияют
на
развитие
у
детей
мышления
и
образных
представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции синтеза,
анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения и т. д. В игровой
деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память,
глазомер, воображение. В специально разработанных играх для ИЗО дети
также знакомятся с основами художественного изображения (цвет, объем,
светотень, форма, конструкция, пропорции, симметрия, ритм, пространство,
композиция
и
др.,
что
способствует
интенсивному
формированию
наблюдательности, зрительной памяти, глазомера, чувства цвета и др.
Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание
детей к поставленной задаче, стимулируют воображение и фантазию,
активизируют эмоциональную сферу, способствуют их общему развитию
через изобразительное творчество.
Опыт показывает, что педагог получает творческие результаты лишь в том
случае, если находит адекватные возрасту формы и методы работы, создает
атмосферу, благоприятствующую раскрепощению, поощряющую проявления
индивидуального восприятия и мышления, осмысления художественного
образа, а также создает у детей чувство психологической защищенности.
Большое значение имеют дидактические игры. Они должны быть направлены
на умение видеть и анализировать поведение и чувства как свои
собственные, так и окружающих; учить «читать» настроение людей по их
мимике, выражению лица. Помочь в этом могут различного рода игры:
занятия с привлечением слайдов, репродукций, а так же с использованием
театральных упражнений.
Детям старшего возраста нравится игра «Нарисуй лицо», заданием
которой является нарисовать лицо улыбающееся, печальное, сердитое,
удивленное. Цель задания заключается в том, чтобы в обобщенном виде,
буквально несколькими штрихами, выразить переживаемые человеком
эмоции. Естественно, вначале педагогу следует поговорить с детьми
(наглядно продемонстрировать) о том, как меняются черты лица при разных
эмоциональных состояниях.
Интересно проходит игра «Отгадай настроение друга». Дети
показывают друг другу мимикой свое настроение. Чем они старше, тем шире
диапазон эмоциональных настроений, которые способны передать. Такой
опыт поможет детям при рассматривании и описании портретов.
Еще одна игра : « На что похожи наши ладошки?» Цель: развитие
воображения и внимания. Предложить детям опустить ладонь в краску или
обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать,
пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.).
Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
« Превращение пятнышек краски» (техника рисования - монотипия).
Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения
неясных очертаний с реальными образами и объектами. Предложить капнуть
любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на
половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть.
Получились различные кляксы, ребенку необходимо увидеть в своей кляксе,
на что она похожа или на кого.
Следующая игра « Волшебная ниточка». Цель: развитие творческого
воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с
реальными образами и объектами.
В присутствии ребенка, ниточку длиной 30 - 40 см. обмакнуть в гуашь, и
положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить
другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая
листы. На бумаге от нити останется след, ребенку предлагается определить и
дать название полученному изображению.
Упражнение «Точки».Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя
точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать
нарисовать что-либо, соединяя точки.
«Собери узор»
Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на
бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян
тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по
форме и цвету природных материалов
Игра
Кругольники. Необходимый инвентарь: нарисованные на листе бумаги
круги, квадраты, треугольники. Предложите ребенку дорисовать детали.
Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик!
К квадрату стрелки — получаются часы. К треугольнику хвостик — веселая
морковка.
Так же можно использовать такую дидактическую игру, как «Дорисуй
половинку фигуры.» Цель: развитие воображения. Ребенку предлагается
лист бумаги с нарисованной половинкой какой-либо геометрической
фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке,
дорисовать вторую половинку фигуры. Посмотреть на нее, подумать, на что
похожа целая геометрическая фигура, дорисовать, чтобы получилось
изображение какого-либо предмета. Для дорисовки предложить детям
разнообразный изобразительный материал: краски, карандаши, мелки
восковые, маркеры, фломастеры.
В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает
разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им,
огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями
ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его
представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает
качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали,
овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их
использовать. Поэтому так важно широкое включение в педагогический
процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой
деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия,
наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому
ребенку пережить радость творчества. Здесь каждый ребенок может наиболее
полно проявить себя.
Список использованной литературы и материалов:
1. Витковская А. М. «Развиваем зрительное восприятие», Альбом для
упражнений Санкт- Петербург, 1994;
2. Козиев В. Н., Левандовский С. Н., Столяров Б. А «Музей –
дошкольникам», ГРм Санкт – Петербург, 1998;
3. Маслова С. Г., Соколова Н. Д. «Мы входим в мир прекрасного»,
«СпецЛит» Санкт – Петербург, 2017;
4. Полуянов Д. «Воображение и способности», «Знание» Москва, 1985.
5. Цветкова Т. В. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками. ФГОС»,
Изд. Сфера, 2017
Эти игры можно применять в индивидуальной работе с детьми, закреплять пройденную
тему и в диагностике. Предлагаю Вам несколько игр. Игры на развитие цветовидения.
Собираем букет для Снегурочки (холодные) и для Солнечного Лучика (тёплые).
2.
Игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать
гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до
самого светлого.
.