Автор: Калайчева Медули Давидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №193"
Населённый пункт: Город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: Дидактическая игра
Тема: «Герои русских народных сказок»
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра «Герои русских народных сказок»
Автор дидактической игры: Калайчева Медули Давидовна, воспитатель
высшей квалификационной категории. Место работы: МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №193» г. Иваново.
Цель: расширение знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
1) образовательные:
- дополнить знания детей о русских народных сказках;
- закрепить навыки счёта;
2) развивающие:
- способствовать формированию логического мышления;
- способствовать развитию внимания и выдержки;
3) воспитательные:
- привить любовь к чтению сказок;
- воспитать сплоченный коллектив.
Игровые атрибуты:
игровое поле, фишки из соленого теста, кубик,
карточки к игре с заданиями.
Предварительная работа: чтение литературы, просмотр иллюстрации к
сказкам, которые используются в игре.
Игра предназначена для детей от 5 лет. В ней может принимать участие до
6 человек. Перед началом игры необходимо подготовить игровое поле,
фишки и карточки с заданиями. Кроме того, детям необходимо объяснить
правила игры. В дальнейшем они могут играть самостоятельно.
Первый вариант игры
Участники игры ставят фишки, которые они предварительно выбрали, на
игровое поле в позицию «старт». Далее необходимо определить очередность,
с которой игроки будут ходить по игровому полю. Для этого каждый из них
бросает кубик. Участник, которому выпало наибольшее значение на кубике,
ходит первым. Вторым ходит тот, кому выпало следующее по величине
значение. Остальные места распределяются аналогично.
Игроки, в определенном ранее порядке, бросают кубик. Ребёнок считает
количество точек на брошенном им кубике. Далее он перемещает свою
фишку по полю вперед на равное этому значению количество кругов. В том
случае если фишка в конце хода оказалась на цветном круге, то игрок должен
перенести её на указанное стрелкой место. Круги зелёного цвета позволяют
передвинуть фишку вперед. Красного же означают, что нужно переставить её
назад. Игрок, чья фишка первой окажется на позиции «финиш» побеждает.
После того, как дети освоят данный вариант игры, следует переходить к
более сложному варианту представленному ниже.
Второй вариант игры
Игроки ставят свои фишки на игровое поле в позицию «старт».
Очерёдность, в соответствии с которой игроки будут ходить по полю,
определяется также как и в первом варианте игры.
Когда приходит очередь игрока, он бросает кубик. После этого он
перемещают
свою
фишку
по
полю
вперёд
на
количество
кругов,
соответствующее выпавшему на кубике значению. Если фишка в конце хода
оказывается на цветном круге, то игроку необходимо ответить на вопрос. Для
этого он среди пронумерованных карточек с вопросами находит те, которые
соответствуют номеру и цвету круга, на котором стоит его фишка. Далее
игрок из этих карточек выбирает одну и отвечает на вопрос, указанный на
ней. Вопросы для карточек приведены ниже в таблице 1 и 2.
Если круг зелёного цвета, то правильный ответ позволит игроку
передвинуть фишку вперёд на указанное стрелкой место. В том случае, если
ответ не верный, фишка остаётся на зелёном круге.
Если круг красного цвета, то дав верный ответ, игрок сохранит фишку на
красном круге. Если же при ответе на вопрос будет допущена ошибка, то
игроку придётся переставить свою фишку назад на указанное стрелкой
место. Побеждает в игре тот, чья фишка быстрее окажется в позиции
«финиш».
Таблица 1
Задания для карточек зелёного цвета
3(а)
Чья работа позволила
волку петь тонким
голосом?
певца
пекаря
кузнеца
3(б)
Сколько козлят
спряталось от волка в
печке?
1
2
4
3(в)
Почему козлята не
открыли дверь волку в
первый раз?
он не спел им песню
козлята не услышали
стук в дверь
волк не спел тонким
голосом
6(а)
Кто испугал медведя,
когда он принёс
гостинцы от Маши?
охотники
волки
собаки
6(б)
Что в русской народной
сказке «Маша и
медведь» собирала с
подружками Маша?
ветки
грибы
цветы
6(в)
Куда отправила Маша
медведя, перед тем как
он пошел с гостинцами
в деревню?
на крылечко
в лес
на речку
11(а)
11(б)
11(в)
Кто съел колобка?
волк
лиса
медведь
Кого первым колобок
повстречал в лесу?
зайца
лису
медведя
Откуда сбежал колобок
в лес?
из магазина
из дома
из пекарни
15(а)
Сколько зверей в лесу
повстречал колобок?
3
2
1
15(б)
Из чего был сделан
колобок?
из пластилина
из теста
из снега
15(в)
Как двигался колобок?
летал
ходил
катился
19(а)
В какое место лисичка
поставила курочку в
русской народной
сказке «Лисичка со
скалочкой»?
под печку
в корзину
под лавочку
19(б)
Что лисичка сделала со
скалочкой?
выкинула
сломала
сожгла
19(в)
Кого посадил в мешок
мужик в русской
народной сказке
«Лисичка со
скалочкой»?
собаку
кошку
петуха
24(а)
Сколько зверей жило в
теремке до прихода
зайчика-побегайчика?
3
2
5
24(б)
Кто первый поселился в
теремке?
мышка-норушка
лягушка-квакушка
зайчик-побегайчик
24(в)
Как звали зверя,
которого не выдержал
теремок?
лисичка-сестричка
медведь косолапый
волчок - серый бочок
29(а)
Кто сделал смоляного
бычка?
внучка
дедушка
бабушка
29(б)
Что хотел сделать со
смоляным бычком волк?
съесть
погладить
толкнуть
29(в)
Что в русской народной
сказке «Смоляной
бычок» принёс медведь?
капусту
грибы
мёд
36(а)
Кому принесли гуси-
лебеди мальчика?
волку
Бабе-Яге
лисе
36(б)
Какое дерево помогло
девочке с братом
спрятаться от гусей-
лебедей?
яблоня
груша
слива
36(в)
Какие берега были у
речки укрывшей сестру
с братом от гусей-
лебедей?
песчаные
кисельные
глиняные
Таблица 2
Задания для карточек красного цвета
8(а)
Какие гостинцы для
бабушки с дедушкой
нёс медведь?
вареники
блины
пироги
8(б)
Откуда должна была
следить за медведем
Маша?
с окна
с дерева
с горы
8(в)
В чём нёс медведь
гостинцы,
приготовленные
Машей?
в сумке
в коробе
в корзине
17(а)
Что лисичка получила
вместо скалочки?
уточку
лебедя
курочку
17(б)
Сколько домов посетила
лисичка в русской
народной сказке
«Лисичка со
скалочкой»?
2
3
5
17(в)
На чём ночевала
лисичка в русской
народной сказке
«Лисичка со
скалочкой»?
на лавке
на полу
на печке
26(а)
Что у зайчика-
побегайчика прилипло к
смоляному бычку?
ухо
лапка
зубы
26(б)
Из чего у смоляного
бычка был сделан
хвост?
из веревки
из соломы
из бумаги
26(в)
Как звали внучку в
русской народной
сказке «Смоляной
бычок»?
Алёна
Маша
Танюшка
33(а)
Кто позвала кошка
тянуть репку?
мышку
лягушку
внучку
33(б)
Как звали собаку в
русской народной
сказке «Репка»?
Мишутка
Колобок
Жучка
33(в)
Кто тянул репку за
бабушкой?
кошка
дед
внучка
38(а)
Чем была занята Баба-
Яга, когда сестра
пришла забирать у неё
своего брата?
подметала
читала
пряла
38(б)
Кто живет в избушке на
курьих ножках?
Баба-Яга
медведь
лиса
38(в)
Где укрылись сестра с
братом от гусей-
лебедей?
в печке
в бане
в доме у соседей