Напоминание

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБ-НОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»


Автор: Михайлина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №321
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБ-НОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБ-

НОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА»

1

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………….3 стр.

1. Актуальность темы……………………………………………………......4 стр.

1.1.

Анализ психолого – педагогических исследований………………….5 стр.

1.2.

Анализ методического обеспечения…………………………………..7 стр.

1.3.

Проблемы педагогической деятельности..……………………..…....8 стр.

1.4.

Этапы становления педагогического опыта………………………….8 стр.

1.5.

Характеристика коммуникативной деятельности у детей

третьего года жизни………………………………………………………...10 стр.

2. Формы работы ……………………………………………………..…...11 стр.

2.1. Непосредственно-образовательная деятельность…..……………….11 стр.

2.2. Коммуникация детей в повседневной жизни………………………..15 стр.

2.3. Связь с другими видами деятельности …………………………....16 стр.

2.4. Результативность ……………………………………………....17 стр.

2.5. Перспектива на будущее………………………………..…………..17 стр.

2.6. Анализ результатов………………………………….………………19 стр.

Список литературы………………………………………………………..21 стр.

2

Введение

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и пе-

дагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического раз-

вития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим сред-

ством человеческого общения, познания действительности, язык служит

основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколе-

ния к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию

культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у

детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произно-

шения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетли-

вого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской

речи». Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве заклады-

вает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разго-

ворного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лек-

сической, грамматической. Полноценное владение родным языком в до-

школьном детстве является необходимым условием решения задач умствен-

ного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенси-

тивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку,

тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основные задачи коммуникации

- воспитание звуковой культуры речи,

- обогащение и активизация словаря,

- формирование грамматического строя речи,

- обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного дет-

ства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение со-

держания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из пере-

численных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать па-

раллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической

речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в

использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но непри-

емлемых в построении монолога, который строился по законам литературно-

го языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овла-

дению связной речью, которая представляет собой развернутое высказыва-

ние, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по

функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично

строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания

дошкольника.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освое-

нием звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.

Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной

3

речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать

средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании

приводит к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивает-

ся его способность к словесному творчеству.

Многолетние исследования по развитию речи дошкольников в детском

саду доказали, что процесс речевого воспитания в дошкольном детстве

многоаспектен по своей природе. Он органически связан с умственным раз-

витием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в

овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обу-

чения родному языку. Развитие речи связано также с решением задач нрав-

ственного и эстетического воспитания детей.

Актуальность

На современном этапе развития человека речь крайне необходима для

установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важней-

шим условием полноценного психического развития является своевременное

и правильное овладение ребёнком речи.

В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разго-

ворной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько

забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ре-

бенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьюте-

ром, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы,

сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие

всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью. При поступлении в

школу педагоги сталкиваются с такими проблемами: односложная, состоя-

щая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная"

речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное

предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформу-

лировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необхо-

димо и уместно.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описатель-

ный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь

к школе приобрести это умение просто необходимо!)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регу-

лировать громкость голоса и темп речи и т.д.

Плохая дикция.

Исходя из этого, мы сделали вывод, что уже с 1 младшей группы необходимо

начинать развивать речь.

4

1.

Анализ психолого - педагогических исследований

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разго-

ворного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лек-

сической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в до-

школьном детстве является необходимым условием решения задач умствен-

ного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенси-

тивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку,

тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, А.А.

Леонтьев, АН. Гвоздев, ВВ. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ф.А.

Сохин, О.И. Соловьева) создали предпосылки для комплексного подхода к

решению задач речевого развития дошкольников.

Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внима-

ния психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно

полно.

Согласно А.А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется

целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спла-

нировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его

передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффек-

тивным и не даст ожидаемых результатов. При этом необходимо подчерк-

нуть, что важнейшее средство речевых навыков — это легкость перенесения

единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступа-

ет в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность

применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить

правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновен-

но ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то

классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или

числа), то мы можем говорить о развитом у него чувстве языка.

Ф.А. Сохин рассматривал взаимосвязь речевого и умственного аспектов

овладения родным языком в дошкольном детстве в нескольких направлени-

ях. Начальные формы мышления дошкольника — наглядно-действенное и

наглядно-образное, затем они взаимодействуют со словесно-логическим

мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной

деятельности. Здесь развивается интеллектуальная функция языка. Эта взаи-

мосвязь рассматривается и в обратном направлении — с точки зрения выяв-

ления роли интеллекта в овладении языком, т. е. как анализ языковой (лин-

гвистической) функции интеллекта.

Е. И. Тихеева считала, что способность членораздельной речи является

одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития чело-

веческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в

целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

До сих пор в ряде исследований и методических пособий по развитию

речи сохраняется абсолютно неприемлемое положение о том, что в дошколь-

ном детстве родной язык усваивается только на основе подражания, интуи-

тивно, даже инстинктивно.

5

Исследования, проведенные в лаборатории развития речи Института до-

школьного образования и семейного воспитания, доказали, что овладение

языком характеризуется прежде всего развитием языковых обобщений и эле-

ментарного осознания языковых явлений. Это осознание связано с развитием

функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и разви-

тием языковой способности в целом. Поэтому необходимо формировать осо-

знание явлений языковой действительности. Эта идея стала центральной в

исследовании всех сторон речи дошкольника Необходимость лингвистиче-

ского развития ребенка в настоящее время доказана во многих исследовани-

ях, выполненных в этом направлении.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития

детей выступает в формировании связной речи, г. е. речи содержательной,

логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о

чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие),

уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать

разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами

и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходя-

щие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные

предложения и использовать разнообразные средства для связей не только

предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко

выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказы-

вание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его

грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного,

эстетического, эмоционального развития ребенка.

Коммуникация предоставляет богатые возможности для решения задач

нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к

развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к

частным аспектам обучения родному языку — воспитанию звуковой культу-

ры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Так,

работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря

детей, их развивающаяся лексика могут и должны включать введение в речь

детей групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональные со-

стояния, оценки поступков человека, эстетические качества и оценки.

В коммуникации детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитате-

лю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи

взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют

речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвое-

нии языка. Необходимо, чтобы речь воспитателя соответствовала нормам ли-

тературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой

стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.), и в отношении

богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильно-

сти, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую

сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже,

чем, например, недочеты словоупотребления.

6

2. Анализ программно – методического обеспечения

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

требует совершенствования программно-методического обеспечения педаго-

гического процесса. Правильный подбор учебно-методического сопровожде-

ния позволяет выстроить целостность работы в ДОУ, повышает уровень про-

фессионального мастерства педагогов, оказывает теоретическую, информа-

ционную и практическую помощь в организации работы с детьми.

Мы работаем по программе «От рождения до школы», под редакцией

Васильевой М. А.Она является результатом многолетней научно – исследова-

тельской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского

государственного педагогического университета им. А И Герцена. Програм-

ма предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее

познавательным интересам современного ребёнка.

Большое внимание в программе уделено развитию речи детей как сред-

ства общения. Программа призвана помочь осмыслить, что ребёнок видит,

осязает, слышит; словесно оформить полученные впечатления; установить

речевые контакты с окружающими. Авторы отмечают, что за период раннего

детства – при целенаправленных педагогических воздействиях – ребёнок

должен успешно и своевременно пройти путь от лепета, первых звукоподра-

жаний и простейших слов до ориентировки в звучащей речи, интенсивного

накопления словаря, усвоения способов словообразования всех частей речи.

Содержание программы выстроено не только с учётом логики и тенден-

ций естественного усвоения языка, но и опорой на новообразования, способ-

ствующие своевременному и полноценному психическому развитию ребён-

ка. Ребёнок учится говорить, заимствуя образцы из речи взрослых. Мы –

взрослые – должны организовать такую материальную и речевую среду, ко-

торая побуждает дошкольника к общению, способствует обогащению и акти-

визации его речи.

Программа «От рождения до школы» предусматривает следую-

щую цель:

обеспечение всестороннего развития ребенка, формирование правильной уст-

ной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего наро-

да.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

- развитие словарного запаса детей;

- развитие разговорной речи детей, умение вести диалог и монолог;

- освоение грамматически правильной речи;

- освоение звуковой культуры речи;

Как ведущая форма выступает обучение в образовательной деятель-

ности. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью

специальных приёмов передать ребёнку необходимые сведения об окружаю-

щем и соответствующий словарь, сформировать важнейшие речевые умения

и навыки. Однако речь ребёнка формируется и в разнообразной деятельно-

сти. Играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью. Но если

в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи

ребёнка, усвоение языка будет затруднено.

7

Организуя игры по коммуникации, используем методическое пособие

О.С.Ушаковой «Скажи по - другому», где представлены различные речевые

игры, упражнения, ситуации, сценарии.

3.

Проблемы педагогической деятельности

Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях необходи-

мых пособий и материалов, работа с детьми по коммуникации проводится не

на должном уровне. Основным средством в работе с детьми выступает об-

разовательная деятельность, но за короткое время отведённое для их прове-

дения дети не получают достаточный объем знаний. И, как правило, мало

времени уделяется индивидуальной работе с детьми, а разучивание малых

форм фольклора рекомендуется осуществлять родителям. А у родителей, по

итогам опросов, так же на это не хватает времени. В дидактических играх,

имеющихся в группе, не всегда встречаются задания,

рассчитанные на

разный уровень развития детей. В режимных моментах часто не обращается

внимания воспитателей и родителей на правильность проговаривания слов.

Во время игровой деятельности воспитатели не могут охватить вниманием

всех детей, поэтому общение происходит только с активными детьми, а ма-

лоактивные дети не принимают участия в общении.

Все это свидетельствует о том, что вопросы речевого развития дошколь-

ников решаются не в полной мере.

Основная цель данного опыта – развитие интереса детей к сотрудниче-

ству, навыков речевого и детского общения с взрослыми и сверстниками,

обогащение опыта игрового общения.

Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:

- развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками и взрос-

лыми;

- развитие словарного запаса;

- воспитание звуковой культуры речи, обучение детей внятной, неторопли-

вой речи;

- способствовать зарождению интереса и любви к художественному слову.

4. Этапы становления педагогического опыта

Ι этап - подготовительный

Мы работаем по программе «От рождения до школы» Васильевой М. А.

Программа «От рождения до школы» предлагает тематику образовательной

деятельности по коммуникации, но недостаточно методического материала.

Поэтому нами была сделана дополнительная подборка соответствующей ли-

тературы, методических разработок. Мы использовали элементы разработок

следующих авторов: В.В.Гербова, О.С.Ушакова. Создали для образователь-

ной деятельности картотеку дидактических игр, конспекты занятий, ка-

лендарно-перспективный план.

8

Для успешной работы создана соответствующая развивающая среда. Наша

групповая комната выдержана в определённой цветовой гамме, которая

представлена спокойными тонами – нежно-голубым и светло зелёным.

Представлены дидактические игры на развитие внимания, логики, мыш-

ления.

Такие как «Найди детёныша для мамы», «Чудесный мешочек», «Домашние

животные», «Ку –ка –ре-ку» и другие. Наборы сюжетных картинок, напри-

мер «Кукла Таня проснулась», «Кукла Таня идёт гулять», плакаты с изобра-

жением домашних животных, альбомы «Время года», «Профессии», «Ме-

бель», «Транспорт», наборы различных картинок для индивидуальных и под-

групповых речевых игр, имеются картины для рассматривания, яркие игруш-

ки, лото.

В театральной зоне расположены различные виды театра: настольный

«Теремок», варежковый «Репка», би-ба-бо «Заюшкина избушка», театр на

фланелеграфе «Курочка Ряба»

Рядом с учебной зоной расположен уголок книги, который представлен

книгами с яркими, запоминающимися иллюстрациями, необходимыми по

программе.

ІІ этап - формирующий

Работа с детьми осуществляется как в образовательной деятельности, так

и в свободное время. В образовательной деятельности мы рассматриваем кар-

тинки, читаем сказки, потешки, стихотворения; создаём ситуации для само-

стоятельной речевой активности. Во время прогулок мы наблюдаем за изме-

нениями в природе, за птицами, животными, транспортом, одеждой людей.

В свободное время вместе читаем знакомые и любимые книжки, занимаемся

пальчиковой гимнастикой. Во время игровой деятельности стараемся вовле-

кать в общение всех детей, просим ответить на поставленные вопросы, пожа-

леть игрового персонажа, спеть ему песенку и т.д. привлекаем детей к

рассказыванию сказок с помощью картинок на фланелеграфе, варежкового

театра и т.д.

Работа с педагогами. Мы активно участвуем в методической работе дет-

ского сада, подготавливаем консультации для педагогов по коммуникации,

участвуем в педсоветах по проблеме развития речи, делимся опытом на семи-

нарах – практикумах, показываем открытую образовательную деятельность

для педагогов, делимся опытом организации предметно развивающей среды.

Были проведены консультации на тему: «Формы совместной деятельности

воспитателя с детьми по коммуникативной деятельности в раннем возрасте».

Работа с родителями. Большая работа проводится с родителями. Семья –

это источник воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в се-

мье, он проносит через всю жизнь. Дети должны видеть, что в семье их под-

держивают, уважают их увлечения, радуются успехам.

Очень важно для полноценного развития ребёнка опыт, полученный в се-

мье, пример его родителей. Если ребёнок видит, что мама искренне огорчает-

ся тому, что ребёнок неправильно произносит слова, не хочет повторить сти-

хотворение, это, несомненно, произведёт на него неизгладимое впечатление.

9

Поэтому мы стараемся донести до родителей информацию о том, как нужно

правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение, своим

примером доказывать необходимость правильного произношения слов.

Чтобы расширить кругозор, предлагаю родителям проводить выходные

вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть

сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатле-

ния, знания.

Родители всегда готовы помочь в нашей работе, что не может не повлиять

на развитие наших воспитанников.

Демонстрировали наглядный материал с помощью разных консультаций,

проводили родительские собрания, анкетирование открытые просмотры( За-

нятия с детьми, игровую деятельность, приглашали родителей на праздники),

индивидуальные рекомендации (Сообщали об успехах ребёнка в речевой дея-

тельности, какие потешки и песенки выучил), обучали родителей правильно-

му выполнению упражнений артикуляционной диагностики (с помощью мо-

делей и схем, а также практического показа).

ІІІ этап – итоговый.

Включает в себя:

- проведение диагностики детей, опрос родителей по итогам проде-

ланной работы;

- обработка данных, подведение итогов, проведение родительского

собрания;

5. Характеристика коммуникативной деятельности детей

третьего года жизни.

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребен-

ка. Задачи коммуникации многообразны. Необходимо приучать детей пони-

мать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный

словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое обще-

ние со взрослыми и сверстниками.

Для формирования речи большое значение имеет развитие ориентировки

в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать

разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми дей-

ствиями взрослых. В результате будут развиваться смысловая сторона речи,

артикуляция, функции общения и обобщения.

Самое главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил слова,

но и научился их употреблять по собственному усмотрению. Само собой это

не получается, потребность пользования языковым материалом необходимо

воспитывать. При отсутствии специальной работы дети быстро переходят к

более простым словам, которыми замещают развернутые словесные ответы

(там, вот идет, туда ушел, тут взял, сюда закатилась).

Воспитатель и родители в своей речи не должен допускать упрощенных

слов (бибика, ляля вместо машина, кукла) в тех случаях, когда надо, чтобы

ребенок правильно назвал тот или иной предмет или местонахождение пред-

мета. «На окне стоит цветок. На столе Сашин рисунок, возьми его и принеси

10

мне. Оля, ты где взяла книгу про зайчат? В шкафу я ее не видела. Наверное,

ее рассматривал кто-то из детей? Ты не отобрала эту книгу, а попросила?

Скажи, как ты это сделала». Если ребенку незнакомо слово, его обязательно

следует использовать в сочетании с другими знакомыми словами («Нам по-

дарили машину. Она называется трактор. У трактора колеса большие и ма-

ленькие. Маленькие колеса спереди, большие сзади»). После того как взрос-

лые познакомили ребёнка с новой игрушкой, многократно произнесли ее на-

звание, можно дать ее ребёнку для игры.

Необходимо подчеркнуть, что в своевременном развитии речи детей

главная роль принадлежит взрослому.

В итоге, к началу четвёртого года жизни, ребёнок понимает речь и свобод-

но пользуется простыми предложениями в разговоре, правильно их оформля-

ет. Активен в речевом общении с воспитателем и детьми, инициативен в ре-

чевых контактах.

Чтобы добиться положительных результатов в работе и решить поставлен-

ные задачи, рекомендуется использовать следующие направления педагоги-

ческой деятельности

2.ФОРМЫ РАБОТЫ

2.1

Непосредственно-образовательная деятельность

В первой младшей группе непосредственно-образовательная деятель-

ность по коммуникации проводят один раз в неделю. Оно планируется как на

утро, так и на вечер. В первую половину дня целесообразно проводить заня-

тия, на которых дети осваивают новый программный материал. Вечером, как

правило, планируется образовательная деятельность, в процессе которых за-

крепляются умения детей, уточняются имеющие представления (повторное

чтение сказок, потешек, инсценировки, дидактические игры и т. п.)

Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать)

детской активности на образовательной деятельности; у детей формируется

дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа

образовательной деятельности: при ознакомлении с окружающим основным

видом работы является наблюдение, на образовательной деятельности с кар-

тинками — рассматривание. Организованные наблюдения за окружающим на

третьем году значительно расширяются и углубляются.

Рекомендуется не только наблюдать за различными транспортными сред-

ствами, но и учить детей различать их по внешнему виду (автомобили легко-

вые и грузовые, автобусы, трамваи, троллейбусы, телеги, сани), показывать,

из каких частей они состоят (кабина, руль, колеса, двери).

В процессе наблюдения за живыми объектами уточняются уже имеющи-

еся представления о них: детей знакомят с особенностями их внешнего вида,

с повадками, рассказывают, как и что они едят.

Структура проведения непосредственно-образовательной деятельности с

детьми младшего дошкольного возраста

1.При встрече с живыми объектами дети внимательно наблюдают, эмоцио-

нально реагируют, произносят разные слова.

11

2.Спустя некоторое время воспитатель начинает сам руководить наблюдени-

ем. Он предлагает детям смотреть и при этом рассказывает. Например, в ходе

наблюдения за кошкой рассказывает, что у кошки шерсть, она мягкая и пу-

шистая. Хвост большой и пушистый. Кошка ходит и бегает. У нее на лапах

есть когти и мягкие подушечки. Когти острые, но она ступает лапами мягко,

неслышно. Это потому, что на лапах подушечки. Кошка ест хлеб, мясо, моло-

ко. Молоко лакает язычком.

При наблюдении за птичкой воспитатель рассказывает, что у птички перыш-

ки, клюв острый, на лапках коготки. Когда она ходит, коготки стучат. Птичка

ходит редко. Чаще она прыгает. Много летает. Когда летает, крылышки рас-

правляет. Птичке дают зернышки. Она их клюет.

3.На повторных занятиях целесообразно активизировать речь детей. В ходе

наблюдения следует задавать вопросы: как мяукает кошка (поет птичка?)?

Какой хвост у птички (у кошки)? Что на лапках у кошки (у птички)? Как хо-

дит кошка (летает птичка)? Что ест кошка (птичка)? Как кошка пьет молоко?

Как птичка клюет зернышки? Так как представления детей не являются пояс-

ными, воспитатель все время дополняет ответы детей; а в случае затруднения

сам ведет рассказ, призывая детей повторять за ним.

Наблюдения проводятся в помещении и на улице. В процессе наблюдений

следует не только констатировать то, что происходит (например, няня, снача-

ла моет чайные, чашки, затем тарелки, а потом ложки), но и развивать мыс-

лительные способности детей: учить сравнивать предметы, устанавливать

между ними сходство (яблоко и помидор круглые) и различия (яблоко жел-

тое, только бок у него красный, помидор весь красный; вкус у них разный —

яблоко сладкое; помидор кисловатый, его едят с солью).

4. Для развития речи широко используются картинки. На занятиях могут

предъявляться картинки с изображением отдельных предметов, предметов в

действии; сюжетные картинки. Это зависит от задач, которые ставит воспита-

тель. Важно направлять внимание ребёнка на детальное рассматривание

изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено; помогает раз-

вивать обобщение и различные мыслительные операции; устанавливать при-

чинные связи. В результате у ребенка формируется умение не только повто-

рять слова за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои сужде-

ния.

5. Наиболее часто используются сюжетные картинки. Занятия с ними прово-

дятся как с целью закрепления имеющихся у детей представлений, знаний,

так и для получения новых.

В зависимости от этого образовательная деятельность проводятся по-раз-

ному. В одном случае воспитатель сначала подробно рассказывает о том, что

изображено на картинке, и по ходу рассказа задает детям вопросы. «Смотри-

те, вот девочка Таня. Она кормит птичек. Что делает Таня? Птички большие

и маленькие. Какие птички? Большие птички — голуби, маленькие—воро-

бьи. Какие птички сидят на крыше? Большие. Это голуби. Какие птички си-

дят на дереве? Маленькие. Это воробьи». В другом случае изображение мо-

жет служить опорой для привлечения детского опыта с последующим расска-

зом воспитателя. Детям предъявляется та же картина и предоставляется воз-

12

можность отреагировать на нее. Потом воспитатель говорит: Посмотрите в

окно. На улице снег. Сейчас зима. Вы ходили на прогулку? Видели птичек?

Какие это были птички? Что они делали? (Летали, сидели.) Где сидели? Вы

кормили их? А теперь посмотрите на картину. На этой картине тоже зима.

Белый снег лежит на крыже, на ветках. Девочка Таня тепло одета: на ней

шуба, шапка, валенки. Эти птички клюют зернышки, а эти сидят на дереве,

на крыше».

6. Большое значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привле-

кает внимание детей к картинке и читает текст или ведет рассказ своими сло-

вами (при несложном тексте и простых картинках можно читать текст, со-

провождая чтение показом картинок). На последующих занятиях воспитатель

побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что

написано в книге. Он может также помочь детям вспомнить свой рассказ по

поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к

воспитателю, который организует рассматривание и пересказ.

7. Большое место на третьем году отводится слушанию и последующему

воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также потешек и других

фольклорных форм.

8. Особенно важно систематически проводить рассказывание. Только при

этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и

самостоятельно пересказывать. Вначале один и тот же рассказ надо повто-

рять несколько раз, как на одном и том же занятии, так и через небольшие

интервалы — в два-три дня. В следующем, сохраняя основное содержание,

рассказ следует усложнить. Усложнение может идти в разных направлениях:

увеличивается количество действий, выполняемых персонажами; дается бо-

лее подробное описание отдельных персонажей: описывается место дей-

ствия, раскрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажа-

ми. Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение

пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала

следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы, затем

задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать

самостоятельно.

9.Занятия с использованием сюжетных игрушек (разных кукол, игрушечных

животных) влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают

нравственные представления, развивают способность к самостоятельной

игре, речь как средство общения со взрослыми и сверстниками, активизиру-

ют разнообразный словарь. На таких занятиях, как правило, разыгрываются

какие-нибудь сюжеты (показывается ряд последовательных действий, взаи-

мосвязанных между собой), знакомые детям из собственной жизни (кормле-

ние куклы, игрушечных животных, укладывание куклы, подъем после сна,

купание, прогулка, лечение, приглашение в гости к кукле игрушечных жи-

вотных и т. д.). При развертывании сюжетов дается много названий различ-

ных предметов (посуды, одежды), показываются действия с ними и раскры-

вается их назначение (из глубоких тарелок едят щи, суп, борщ, из мелких —

кашу, котлеты, салат; из чашки, стакана, кружки пьют воду, чай, молоко,

кофе, какао), а также закрепляются навыки, приобретаемые детьми в режим-

13

ных процессах, нормы поведения. По ходу выполнения действий необходимо

привлекать малышей к активному участию в происходящем (расставить по-

суду на столе для обеда кукол Нины и Вовы; снять с куклы Кати пальто, шап-

ку, шарф; принести и поставить около кровати куклы Нины блюдечко для

кошки).

10.Большое влияние на развитие речи в игре оказывают специальные заня-

тия с игрушками. Во время занятий создается возможность совместных дей-

ствий и сопереживания по поводу происходящего. Это способствует установ-

лению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и

вне занятий легко обращаются к взрослым по разнообразным поводам. Цен-

ными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые

касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса («Как

построить стол, чтобы он не упал?»; «Сделайте мне два стула»; «У меня есть

стол и стул, как построить диван?»).

Методы работы

Словесные

1.

Художественное

слово.

2.

Беседа

3.

Пересказ

4.

Заучивание наи-

зусть.

Наглядные

1.

Экскурсии

2.

Рассматривание картин

3.

Показ картин и фотогра-

фий

4.

Показ диафильмов

Практические

1.

Дидактическая

игра.

2.

Игра драматизация

3.

Игры инсцениров-

ки

Приёмы.

Дошкольники все время продолжают встречаться с новыми, незнако-

мыми предметами, действиями. Начинают знакомиться с некоторыми явле-

ниями, событиями. Все, с чем сталкивается ребенок, взрослый называет сло-

вами. Но для углубленного понимания простого называния недостаточно.

Поэтому появляется необходимость давать подробные объяснения, раскры-

вать назначение предметов (для чего, зачем), сравнивать происходящее в

данный момент с тем, что малыш видел раньше. По-прежнему сохраняет-

ся прием поручений. Но поручения должны быть более сложными, чем на

втором году жизни («Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф.

Саша, найди собачку большую и маленькую. Большую оставь себе, малень-

кую отдай Сереже»).

Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит

ребенок, и повторять за ним все его слова и фразы. При повторении необхо-

димо подтверждать правильность произносимых слов, а в случае необходи-

мости дать образцы для усвоения. В результате получается разговор, не вы-

ходящий за рамки тех слов и фраз, которые произносит ребенок. Этот прием

14

имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и

употреблении грамматических форм. Если ребенок говорит неправильно, его

следует остановить и попросить произнести слово правильно: «Саша, скажи

как следует: голубок, а не губулёк. Повтори четко: голубой (ребенок сказал

гобулёй). Ты сказал моя пальчик, а надо говорить: мой пальчик». Ребенок мо-

жет произнести исправленное слово несколько раз, но навязчиво принуждать

его к этому не следует, необходимо соблюдать меру. В случае отказа настаи-

вать не надо.

Существенное значение имеет прием - постановка вопросов. Сна-

чала детей обучают понимать конкретные вопросы в одной и той же обста-

новке (Где стоит стол?). Потом учитывается общая ситуация (Что это лежит

на диване?). Наконец, вопросы задаются без учета ситуации, с опорой на не-

которые знания ребенка («Оля, кого ты видела, когда ходила гулять?»). Для

активизации речи необходимо применять все те побудительные слова, кото-

рые нацеливают ребенка на высказывания: скажи, повтори, спроси, расскажи.

Важными являются приемы договаривания (воспитатель читает по-

тешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить

необходимое слово) и подсказывания нужного слова (ребенок в ходе пере-

сказа или чтения наизусть стихотворения может испытывать затруднения в

употреблении какого-нибудь слова; воспитатель вовремя помогает ему).

Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевре-

менному развитию речи детей.

2.2. Коммуникативная деятельность детей в повседневной жиз-

ни.

Развитие речи детей происходит не только на организованной образова-

тельной деятельности, но и в повседневной жизни, в самостоятельной игре.

В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ра-

нее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами

еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от

ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то или иное дей-

ствие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последо-

вательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку).

Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают

самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего

обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых пред-

метов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной

застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с на-

зыванием предметов учат обозначать словами различные действия: одни и те

же действия с разными предметами — налить (суп, компот, кофе), снять

(пальто, - шапку, шарф), надеть (платье, рубашку, колготки); разные дей-

ствия с одним предметом — застегнуть, расстегнуть (пуговицу), снять, пове-

сить (пальто на вешалку); называть признаки предметов (шапочка красная,

мягкая, теплая, суп горячий, теплый, вкусный).

В ходе выполнения режимных процессов детей приучают помогать друг

другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результа-

15

те этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай это полотен-

це, оно Танино»; «Помоги Вале снять пальто»; «Принеси Саше шарф»; «Под-

ними варежку, спроси, чья эта варежка»). В каждом режимном процессе по-

лучает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами

деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие дей-

ствия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой»; «Я весь

компот выпила»; «Я весь суп съел»,

Следует заметить, что возможности для развития речи не во всех режим-

ных процессах одинаковы. Меньшая степень возможностей отмечается в

ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания после сна. Для речево-

го общения необходимо выбирать удобное время и создавать специальные

ситуации.

Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо де-

лать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы.

Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при

выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.

Развитие речи успешно осуществляется в самостоятельной игре детей. На

третьем году жизни ход игры и обогащение ее содержания еще во многом за-

висят от окружающих взрослых. Недостаточно выделить время в режиме

дня, предоставить место, игровой, материал — необходимо также дать соот-

ветствующие знания об окружающем, научить способам действий с предме-

тами, сформировать умение выбирать эти способы, воспитать интерес к дей-

ствиям, и потребность воспроизводить их. В результате этого увеличивается

продолжительность игры с определенными наборами игрушек, формируется

устойчивость при воспроизведении целесообразных действий. Во время вы-

полнения действий дети произносят много различных слов. Постепенно сло-

во отдаляется от действия: сначала, следуя за ним, как бы подводит, итог и

обобщает его, потом, предшествуя, планирует его осуществление в реальной

предметной ситуации, наконец, замещает предмет или действие. В результате

речь становится самостоятельной деятельностью, выступающей внутри игры.

В конце третьего года жизни дети, играя, действуя в воображаемой ситуации,

отражают ее в своей активной речи: «Поехал к бабушке... на поезде. Поезд

едет-едет... Вдруг сломался... Ехать нельзя… И я сегодня не приеду к бабуш-

ке» и т. д.

7. Связь с другими видами деятельности.

Большое влияние на развитие речи оказывает образовательная деятель-

ность, на которых воспитывается умение действовать с предметами и разви-

вается двигательная активность.

На образовательной деятельности по изобразительной деятельности, изу-

чая новые материалы, новые инструменты для рисования, различные техники

рисования в детском саду, ребёнок расширяет свой словарный запас и круго-

зор.

Музыка помогают заучивать песенки и потешки, выполнять музыкально

– ритмические движения, слушать музыку.

16

На образовательной деятельности по физическому развитию дети выпол-

няют артикуляционную гимнастику, проговаривают слова подвижных игр,

запоминают их.

На конструировании детей обучают возводить элементарные постройки,

обговаривать их, согласовывать существительные с прилагательными, пра-

вильно употреблять глаголы.

В образовательной деятельности по театрализованной деятельности дети

разучивают короткие постановки, что способствует развитию выразительно-

сти и эмоциональности речи.

8. Результативность

В процессе ежедневной работы по развитию речи, дети расширяют словар-

ный запас, учатся общаться с взрослыми и сверстниками. В результате целе-

направленной работы дети

Освоили первые формы монологической речи

Научились рассказывать об эмоционально значимых событиях используя

высказывания из двух – трех предложений

Слушают и понимают содержание литературных произведений

Научились использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности,

ласкательности, увеличительности (-чик, -щик, -енок, -онок, -ище).

9.

Перспектива на будущее.

В дальнейшем, продолжая работу по развитию речи, хотелось бы больше

уделить внимание связной речи, так как эта проблема известна многим педа-

гогам. Как показывает опыт, становясь старше дети при составлении расска-

зов по картине или серии сюжетных картинок затрудняются в установлении

связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в расска-

зах, и почти всегда им требуется помощь.

В перспективе мы ставим перед собой следующие задачи:

- обучать детей новым речевым формам

- способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной дея-

тельности

В результате ребёнку будет легче излагать свои мысли, и в повседнев-

ной жизни и при обучении в школе он будет заниматься в интересной форме

под руководством взрослого.

Дети с помощью языковых средств смогут подробно рассказать о событи-

ях, увереннее подбирать и использовать слова, характеризующие эмоцио-

нальное настроение, внутреннее переживание.

Так же намечена работа с родителями. В перспективе планируем наиболее

эффективные формы работы – заочное консультирование, куда помимо об-

щих рекомендаций

по развитию речи детей входит «игротека» - подборка практических игр и

упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а так-

же записанные под диктовку детей рассказы по картинкам, творческие

рассказы детей, которые позволят родителям увидеть успех и своего ребёнка

и обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.

17

10. Анализ результатов.

После проведения первичного обследования группа детей была разделена

на две подгруппы: группа А и группа В. Результаты, по уровням развития

были следующие. В группе А с уровнем развития:

-

выше среднего было 5 детей (62,5%);

-

средний 2 ребёнка (25%);

-

ниже среднего 1 ребёнок (12,5%).

В группе В с уровнем развития:

-

выше среднего 2 ребёнка (25%);

-

средний 6 детей (75%);

Эти данные мы изобразили на диаграмме № 1. Из этой диаграммы видно,

что на начальном этапе уровень развития детей был практически одинаков.

После проведения в группе А психолого-педагогических мероприятий, было

проведено повторное обследование детей обеих групп. Данные были следу-

ющие. В группе А с уровнем развития:

-

выше среднего – 3 ребёнка (37,5%);

-

высокий – 5 детей (62,5%).

В группе В с уровнем развития:

-

выше среднего – 4 ребёнка (50%);

-

среднего – 4 ребёнка (50%).

Эти данные мы, также, изобразили на диаграмме № 2. Из этой диаграммы

видно, что уровни развития детей отличаются. У всех детей в группе А уро-

вень развития значительно повысился. Если во время первого обследования

не было ни одного ребёнка с высоким уровнем развития, то после проведе-

ния психолого-педагогических мероприятий их стало 5 (62,5 %), то есть

больше половины детей. У детей группы В наблюдаются слабые изменения.

Так как уровень развития детей группы А повысился по всем показате-

лям, а в программе психолого-педагогических мероприятий преобладают за-

нятия, направленные на развитие речи, то можно говорить о том, что разви-

вая речь детей мы развиваем их память, мышление, восприятие. А это под-

тверждает выдвинутую нами гипотезу.

18

НАЧАЛО

ГОДА

КОНЕЦ

ГОДА

19

группа А

группа В

0

20

40

60

80

12,5

25

75

62,5

25

№ 1

ниже ср.

средний

выше ср.

0

10

20

30

40

50

60

70

37,5

50

62,5

№ 2

средний

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения род-

ному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

2. Выготский Л.С. «Мышление и речь»

3. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи детей в 1 младшей группе»

4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И.

Логинова,

Т.И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. 1996г

5. Розенгарт – Пупко Г.И. «Формирование речи у детей раннего возрас

та»

6. Статьи журнала «Дошкольное воспитание»

7. Тихеева Е.И «Развитие речи детей»

8. Ушакова О.С «Развитие речи детей

9. Фомичёва М.Ф «Воспитание у детей правильного произношения»

10. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи

детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.

20



В раздел образования