Автор: Долганова Ирина Витальевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ №221 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей
в ДОУ»
В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую
актуальность. Это определяется тем, что рост числа детей с проблемами речи
неуклонно растёт.
Комплексный подход к речевому развитию ребёнка предполагает
активное участие родителей, которые могут все речевые навыки, умения
детей, полученные в ходе коррекционной работы с учителем - логопедом
детского сада, закрепить в повседневной жизни. Семья – это первая
общественная ступень в жизни человека. В семье заложен огромный
воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является
условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного
формирования его личности. Успех коррекционной работы во многом
определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы
логопеда и родителей, насколько родители заинтересованы в коррекционно
педагогическом процессе. Ведь никакая позитивная динамика в ходе
коррекционно – логопедического воздействия не сможет привести к
достижению ожидаемого результата, если изменения в речи ребёнка не
находит понимания, отклика, помощи у родителей. Ведь систематическое,
целенаправленное вовлечение родителей в коррекционный процесс является
важнейшим аспектом результативности обучения. Ни одна педагогическая
система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не
задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для
друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо
тесное сотрудничество педагога и родителей.
Одна из основных задач учителя-логопеда состоит в том, чтобы приобщить
родителей к коррекционной работе, помочь им увидеть актуальную проблему
ребенка и выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить
приёмами преодоления речевого нарушения.
Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из
разнообразных источников. Наиболее популярны среди них Интернет,
периодическая печать, теле- и - радиопередачи, научно-популярная
литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью,
информативностью, наглядностью. Однако их недостатком является
невозможность учесть особенности семьи ребенка и подробно ответить на
вопросы родителей. Современные родители, с одной стороны, довольно
образованные люди, а с другой – они недостаточно компетентны в вопросах
педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. Наибольшее
беспокойство у родителей вызывает неправильное звукопроизношение
детей, так как это наиболее заметный дефект. И очень часто они не замечают
ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя
речи, не сознают влияние мелкой моторики пальцев рук детей на речевое
развитие ребёнка. И как следствие – частые ошибки, снижающие
результативность коррекционной работы. Именно поэтому в настоящее
время востребованным является такое взаимодействие учителя - логопеда с
родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами,
переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической
культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них
педагогических умений, навыков.
В связи с этим, в процессе работы учителя – логопеда с родителями
очень важно вовлечение родителей в образовательное пространство
логопедической группы, одной из которых являются наглядные формы
работы с родителями:
Информационный уголок «Советы логопеда»;
Специальный логопедический уголок «Говорим правильно»
Папка-передвижка с материалом по лексической теме недели
Информационные буклеты
экран выполнения домашних заданий.
Всё это несомненно повышает компетентность родителей в вопросах
речевого развития ребёнка;
- оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и
коррекционных функций,
- поддерживает их уверенность в собственных педагогических
возможностях;
- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания
детей;
- создаёт атмосферу общности интересов;
- обучает родителей конкретным приёмам логопедической работы.
Безусловно, наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи
дети посещают логопедические занятия. Большую часть информации мы
запоминаем, воспринимая её зрительно. Однако, у родителей порой не так
много времени, они в спешке забирают своих детей домой, торопятся. Бывает
и так, что интересный материал, размещённый в речевом уголке, не
успевают и прочитать. Мне хотелось бы остановиться на такой форме
наглядной работы с родителями как информационные буклеты.
Именно буклеты зарекомендовали себя как отличное средство
привлечения родителей к овладению навыками логопедической
коррекционной помощи своим детям. Буклеты – это тщательно подобранный
материал при кратком, содержании, когда нет места лишнему. Они содержат
только все самые важнее моменты в логопедической работе с ребёнком.
Буклет компактен, его удобно взять с собой со стенда.
Понятие «речь» - очень обширно. Каждый из её важнейших компонентов
– звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи и
развитие связной речи – неотделимы друг от друга. Недоразвитие одного из
них часто ведёт к недоразвитию другого, поэтому в буклетах отражены все
этапы логопедической работы:
знакомство с артикуляционной гимнастикой по отдельным
нарушенным звукам, игры по автоматизации поставленных звуков;
игры по развитию грамматического строя речи детей;
рекомендации по формированию связной речи;
различные варианты пальчиковой гимнастики, которые позволяют
готовить руку ребенка к письму.
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между
всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не
только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики,
поведения у ребенка
Список использованной литературы:
1.Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с
недостатками речи. М., 2009.
2.Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в
дошкольном образовательном учреждении. М., 2007.
5.Кизимова Е.А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей,
имеющих нарушения речи.//Логопед. №1\2011.
6.Козина И.Б., Формирование мотивации к коррекционным занятиям у
дошкольников // Дефектология. 1997. № 5.
8.Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное
воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.
9.Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.