Напоминание

"Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей в ДОУ"


Автор: Долганова Ирина Витальевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ №221 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей

в ДОУ»

В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую

актуальность. Это определяется тем, что рост числа детей с проблемами речи

неуклонно растёт.

Комплексный подход к речевому развитию ребёнка предполагает

активное участие родителей, которые могут все речевые навыки, умения

детей, полученные в ходе коррекционной работы с учителем - логопедом

детского сада, закрепить в повседневной жизни. Семья – это первая

общественная ступень в жизни человека. В семье заложен огромный

воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является

условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного

формирования его личности. Успех коррекционной работы во многом

определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы

логопеда и родителей, насколько родители заинтересованы в коррекционно

педагогическом процессе. Ведь никакая позитивная динамика в ходе

коррекционно – логопедического воздействия не сможет привести к

достижению ожидаемого результата, если изменения в речи ребёнка не

находит понимания, отклика, помощи у родителей. Ведь систематическое,

целенаправленное вовлечение родителей в коррекционный процесс является

важнейшим аспектом результативности обучения. Ни одна педагогическая

система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не

задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для

друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо

тесное сотрудничество педагога и родителей.

Одна из основных задач учителя-логопеда состоит в том, чтобы приобщить

родителей к коррекционной работе, помочь им увидеть актуальную проблему

ребенка и выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить

приёмами преодоления речевого нарушения.

Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из

разнообразных источников. Наиболее популярны среди них Интернет,

периодическая печать, теле- и - радиопередачи, научно-популярная

литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью,

информативностью, наглядностью. Однако их недостатком является

невозможность учесть особенности семьи ребенка и подробно ответить на

вопросы родителей. Современные родители, с одной стороны, довольно

образованные люди, а с другой – они недостаточно компетентны в вопросах

педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. Наибольшее

беспокойство у родителей вызывает неправильное звукопроизношение

детей, так как это наиболее заметный дефект. И очень часто они не замечают

ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя

речи, не сознают влияние мелкой моторики пальцев рук детей на речевое

развитие ребёнка. И как следствие – частые ошибки, снижающие

результативность коррекционной работы. Именно поэтому в настоящее

время востребованным является такое взаимодействие учителя - логопеда с

родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами,

переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической

культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них

педагогических умений, навыков.

В связи с этим, в процессе работы учителя – логопеда с родителями

очень важно вовлечение родителей в образовательное пространство

логопедической группы, одной из которых являются наглядные формы

работы с родителями:

Информационный уголок «Советы логопеда»;

Специальный логопедический уголок «Говорим правильно»

Папка-передвижка с материалом по лексической теме недели

Информационные буклеты

экран выполнения домашних заданий.

Всё это несомненно повышает компетентность родителей в вопросах

речевого развития ребёнка;

- оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и

коррекционных функций,

- поддерживает их уверенность в собственных педагогических

возможностях;

- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания

детей;

- создаёт атмосферу общности интересов;

- обучает родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Безусловно, наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи

дети посещают логопедические занятия. Большую часть информации мы

запоминаем, воспринимая её зрительно. Однако, у родителей порой не так

много времени, они в спешке забирают своих детей домой, торопятся. Бывает

и так, что интересный материал, размещённый в речевом уголке, не

успевают и прочитать. Мне хотелось бы остановиться на такой форме

наглядной работы с родителями как информационные буклеты.

Именно буклеты зарекомендовали себя как отличное средство

привлечения родителей к овладению навыками логопедической

коррекционной помощи своим детям. Буклеты – это тщательно подобранный

материал при кратком, содержании, когда нет места лишнему. Они содержат

только все самые важнее моменты в логопедической работе с ребёнком.

Буклет компактен, его удобно взять с собой со стенда.

Понятие «речь» - очень обширно. Каждый из её важнейших компонентов

– звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи и

развитие связной речи – неотделимы друг от друга. Недоразвитие одного из

них часто ведёт к недоразвитию другого, поэтому в буклетах отражены все

этапы логопедической работы:

знакомство с артикуляционной гимнастикой по отдельным

нарушенным звукам, игры по автоматизации поставленных звуков;

игры по развитию грамматического строя речи детей;

рекомендации по формированию связной речи;

различные варианты пальчиковой гимнастики, которые позволяют

готовить руку ребенка к письму.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между

всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не

только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики,

поведения у ребенка

Список использованной литературы:

1.Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с

недостатками речи. М., 2009.

2.Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в

дошкольном образовательном учреждении. М., 2007.

5.Кизимова Е.А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей,

имеющих нарушения речи.//Логопед. №1\2011.

6.Козина И.Б., Формирование мотивации к коррекционным занятиям у

дошкольников // Дефектология. 1997. № 5.

8.Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное

воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.

9.Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.



В раздел образования