Автор: Чубукина Галина Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование игровых технологий на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Использование игровых технологий на уроках английского языка
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому
языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности.
Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского
языка.
В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции
учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого
языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой
деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса,
стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения,
наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм -
это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также
отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение
познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в
связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им
непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих
учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения
знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного
языка игровых технологий.
1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных
возрастов.
2. Игра для детей есть самая свободная форма их деятельности, которая осознается,
изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества,
активности самопознания, самовыражения.
3. Игра - первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения,
нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества,
меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются,
потому что играют.
5. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и
творчество.
6. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных
отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в
арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать
речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.
Итак. Мы можем сделать вывод, что игра не имеет единственного точного определения.
Разные ученые по-своему определяют ее. Но. очевидно, что любая игра предполагает
определенную цель, знание правил, а также элемент удовольствия.
Учебная игра- это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных
и умственных сил. Положительным является тот факт, что при этом ученик говорит на
иностранном языке, следовательно, игровой метод таит в себе большие обучающие
возможности. Игра для учащихся - это, прежде всего, увлекательное занятие.
Игра на уроке способствует выполнению важных методических задач:
Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими
языкового материала;
Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта;
Классификация игр.
Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка.
Все существующие классификации очень условны.
Многие методисты подразделяют учебные игры на:
Языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики)
Коммуникативные (ролевые игры на заданную тему)
Так же можно разделить игры на:
- грамматические;
- лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию
языковых навыков;
- творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Цели:
- познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями;
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к
естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
Лексические игры по УМК «Spotlight» Ю. Е. Ваулина (5 кл). Знакомство с
достопримечательностями Лондона. «Try to Remember».
Вариант 1 (игра фронтальная)
Учитель вывешивает на доске картинки с изображениями интересных мест Лондона. В
течение одной минуты учащимся предлагается запомнить названия, затем ученики по
памяти называют их. Побеждает тот, кто запомнил больше.
Вариант 2 (групповая игра).
Две команды учеников становятся лицом друг к другу. У каждого ученика картинка с
изображением памятного места Лондона, которую он прячет за спиной. По сигналу
ведущего одна из команд одновременно показывает второй команде свои картинки и
быстро прячет. Члены второй команды должны запомнить и сказать, что было изображено
на рисунках и в каком порядке.
Вариант 3 (карусель)
Дети, взявшись за руки, образуют 2 круга: внешний и внутренний. Учитель говорит:
«Go!». Дети начинают двигаться, каждый по своему кругу, причём один круг движется по
часовой стрелке, другой — против. Через 10 секунд учитель говорит: «Stop!». Дети
останавливаются, и ученик из внешнего круга, обращаясь к стоящему напротив ученику,
говорит: «How can I get to Trafalgar Square (Big Ben and ...)?». Ученик из внутреннего круга
отвечает: «You can get there by bus (boat, taxi and ...)». Дети снова начинают двигаться по
кругу до тех пор, пока не услышат «Stop!». Учитель останавливает движение таким
образом, чтобы все пары имели возможность обменяться вопросом и ответом.
В 6 классах, изучая тему «Животные в нашей жизни», учащимся можно предложить игру
«А birthday party». Учитель выбирает водящего и говорит: «Alina has a birthday today.
Children let us have a birthday party. Get your presents ready». Учащиеся по очереди дарят
какое-то животное со словами: «Good afternoon! I wish you many happy returns of the day.
Here is my present for you. Take a whale (monkey and ...)!». После того как все ребята
поздравили Алину, она говорит: «I like all my presents. I like the whale (monkey and...)!
Thank you very much!».
Эту же игру можно предложить в другом варианте. «Алина собирается открыть зоопарк.
Что бы вы предложили ей купить для зоопарка?». Учащиеся по очереди говорят: «Alina
you should buy a ... because ...». Алина заслушивает предложения и в конце говорит: «Of
course I’ll buy ... ».
Также можно предложить игру «Are you ... ?». Ведущий изображает какое-либо животное.
Он совершает различные действия, характерные для этого животного. Другие ученики
стараются угадать, какое животное он изображает. Угадавший становится ведущим.
Разнообразие игр, направленных на запоминание лексики, велико:
1. «Найди пару»
2. «Змейка»
3. «Почти антонимы»
4. «Опиши картинку»
5. «Кто есть, кто»
6. Упражнения по транскрипции
7. Ребусы
8. Мини сочинение
9. «Найди ошибку»
10. Определи слова по двум буквам
11. Найди начало и конец слова
12. Чайнворд
13. Составь предложения по таблице
14. Заполни пропуски
15. Кроссворд
Цифры
Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева записывается вразброску одинаковое
количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд
должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски.
Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Числительные
Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.
Ход игры: образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное
числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее
(соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку
команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество
штрафных очков.
Цвета
Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая
сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.
Pantomime
Игра на закрепление лексики "Утро школьника”.
Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-
либо действие.
Учитель: Guess what each pupil is doing.
Pupil 1: This boy is doing his morning exercises.
Pupil 2: That girl is washing her face.
Pupil 3: This boy is putting on his red scarf.
и т.д.
Family
Выбираем ведущего и группу из 5-6 учеников.
Ученик-ведущий выходит из класса, а учитель говорит каждому из группы, кто будет
исполнять какую роль (мать отец, сын и т.д.).
Дети начинают чем-либо заниматься.
Возвращается ведущий и, глядя на группу учеников, отвечает на вопросы учителя: Who
are they? What are they doing?
Clothes
Учитель дает ученику 5-7 рисунков с изображением предметов одежды. Он показывает их
классу, называя на английском.
Затем ведущий загадывает один из предметов, а дети, ставя по очереди вопросы,
пытаются отгадать этот предмет.
Who is the first?
Каждому из играющих учеников выдаем листок с нарисованной цепочкой квадратиков и
набор картонных квадратов с буквами алфавита.
Учитель (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с
изображением какого-либо предмета.
Ученики произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв.
Игру можно усложнить, если дать задание составить с этим словом предложение.
Победитель тот, кто справится с заданием первым.
Time
Дети разбиваются на две команды. Игра имеет несколько вариантов.
1. Берут макет часов со стрелками, которые легко двигать. Передвигая стрелки, учитель
по-очереди спрашивает учеников из обеих команд What time is it now? За каждый
правильный ответ команда получает один балл.
2. Учитель начинает рассказ, но не заканчивает последнее предложение. Например, I have
a friend. Her name is Anna. She gets up at…. И ставит стрелки на 7 часов. Ученик повторяет
последнее предложение и заканчивает его словами seven o’clock in the morning. Если он
ошибается, команда получает минус. Выигрывает та команда, игроки которой допустили
меньше всего ошибок.
3. Учитель ставит стрелки часов на 7:15 и просит каждого сказать, что он делает в это
время. Ответы могут быть такими: I open the window and do my morning exercises at 7:15.
My mother lays the table at 7:15.
4. С помощью макета часов можно повторять или закреплять употребление глаголов в
прошедшем или будущем времени. Учитель, передвигая стрелки, спрашивает: What did
you do yesterday at half past four? What will you do on Tuesday at a quarter to 5?
Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у
школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную
на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и
сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения.