Автор: Грудина Наталья Сергеевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Шеговарская СШ" филиал детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: с. Шеговары
Наименование материала: Методическая разработка проекта
Тема: "Речевой уголок в группе"
Раздел: дошкольное образование
Грудина Наталья Сергеевна,
учитель-логопед детский сад «Ладушки»
филиал МБОУ «Шеговарская СШ»
Шенкурский район, с.Шеговары
Проект «Речевой уголок в группе»
Название проекта – «Речевой уголок в группе»
1. Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности – творческий, продуктивный
По содержанию – психолого-педагогический
По числу участников проекта – групповой
Творческая группа: Кочетова Е.А, Грудина Н.С, Венцкус Е.В.;
По времени проведения – долгосрочный
По характеру контактов – в рамках ДОУ
2. Актуальность проблемы:
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач
дошкольного образования. Проблема речевого развития детей дошкольного
возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с
различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Важнейшим
условием
совершенствования
речевой
деятельности
дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации,
способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом
общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое
общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит
формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает
окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть
времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является
групповая комната.
Федеральные ГТ к условиям реализации ООП ДО подразумевают создание
адекватной возрасту развивающей среды в группе. Успешной реализации
раздела «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» будет
способствовать обогащение развивающей среды группы через создание
речевого уголка.
Речевой уголок группы позволит:
1. в самостоятельной деятельности закрепить знания, полученные детьми в
процессе непосредственно образовательной деятельности;
2. расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную
отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и
самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и
совершенствовать свои речевые навыки.
3.
планировать
и
осуществлять
воспитателям
профилактическую,
стимулирующую, коррекционно-развивающую работу с детьми на основе
рекомендаций учителя-логопеда.
3. Цель проекта: Повысить качество работы по развитию речи детей.
4. Задачи проекта:
1) Создать в каждой группе речевой уголок
2) Наполнить речевой уголок дидактическим материалом, соответствующим
возрастным особенностям детей группы.
3)
Систематизировать
дидактический
материал
речевых
уголков
по
направлениям:
- развития фонематического слуха;
-развитие речевого дыхания;
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие правильного звукопроизношения;
-развитие словаря и лексико-грамматических категорий;
-развитие связной речи;
-развитие мелкой моторики пальцев рук;
-развитие звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа и синтеза
предложений.
4) Вовлечь педагогов в творческий поиск
5)
Осуществить
практическое
взаимодействие
учителя-логопеда
и
воспитателей групп.
5. Предмет экспериментального исследования: Изменения в предметно-
развивающей среде.
6. Гипотеза проекта:
Создание условий для развития речи детей в
свободной деятельности приведёт к повышению качества образования
7. Обеспечение проектной деятельности:
а) методическое: примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования «Детство»/
Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,
З.А.Михайлова и др.- Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. ,
Программа по обучению грамоте/ И.В.Молошная, А.В. Трепачёва, 2008г.,
Программа развития речи детей раннего возраста/ И.В.Молошная, А.В.
Трепачёва, 2007г.
б)материально-техническое: копировально-множительные работы.
в) диагностико-дидактическое: Диагностические карты развития речи детей и
карты НПР.
8. Предполагаемый результат:
1. Совершенствование предметно-развивающей среды в группах.
2. Повышение качества работы по развитию речи детей.
9. Методы проекта:
Теоретические:сравнительно-сопоставительный,
ретроспективный,
системный анализ и синтез и др.
Эмпирические:изучение
нормативной
и
программной
литературы,
наблюдение, психолого-педагогическая диагностика.
10. Стратегия осуществления проектной деятельности: На базе ДОУ.
11. Этапы управления проектом.
№
Этапы
Содержание деятельности
1.
Концептуальный
Апрель 2018г.
Обоснование актуальности темы, мотивация
её выбора. Формулирование задач и цели
проекта. Определение направлений
осуществления проекта.
2.
Исходно-
диагностический
Сентябрь 2019г.
Анализ диагностики развития речи детей на
начало учебного года.
3.
Технологический
Октябрь 2019г.-май
2020г.
(формирующий этап) – деятельность по
реализации проекта в соответствии с
тематическим планированием: создание
речевых уголков в группах, наполнение их
содержанием адекватным возрасту,
систематизация по направлениямработы
4.
Уточняющий
Сентябрь 2020г.
Анализ и корректировка деятельности, работа
над частями проекта на основе результатов
диагностики развития речи детей.
5.
Итогово-
диагностический
Май 2021г.
Заключительная оценка результатов работы
по проекту. Подтверждение правильности
или неправильности гипотезы.
6.
Защита проекта
Май 2021г.
Коллективная оценка результатов проекта,
постановка новой проблемы.
7.
Уточняющий
Сентябрь 20 21г.
Анализ и корректировка деятельности, работа
над частями проекта на основе результатов
диагностики развития речи детей и итогов
первого тура конкурса «Группа комфорта» по
направлению «Речевой уголок»
8.
Итогово–
диагностический
Май 2022г.
Заключительная оценка результатов работы
по проекту. Анализ результатов диагностики
развития речи детей. Анализ итогов конкурса
«Группа комфорта» по направлению
«Речевой уголок»
9.
Защита проекта
Май 2022г.
Презентация проекта на районном
методическом объединении учителей-
логопедов.
Подведение итогов и анализ результатов на
итоговом педсовете.
Приложение
Таким образом, использование речевого уголка позволяет:
Таким
образом, использование речевого уголка позволяет:
•значительно расширить и разнообразить речевую среду в группе;
•в самостоятельной деятельности закреплять знания, полученные детьми в
процессе непосредственно образовательной деятельности;
•воспитателям осуществлять профилактическую, стимулирующую,
коррекционно-развивающую работу с детьми на основе рекомендаций
учителя-логопеда;
•создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в
речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и
непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки;
•сделать родителей активными участниками образовательных отношений.