Напоминание

"Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"


Автор: Аксаментова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад Образовательного комплекса "Точка будущего"
Населённый пункт: Иркутская область, г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Родителям лучших на свете детей

Сказка играет в жизни детей огромную роль. Изучением сказки как

составляющей части духовной культуры народа занимается целый ряд

наук: фольклористика (Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп), этнография (А.Н.

Афанасьев, Б.Н. Путилов), литературоведение (С.С. Аверинцев, О.М.

Фрейденберг), философия (П.С. Гуревич, А.Ф. Лосев), культурология (Я.В.

Боровский, М.Э. Матье), лингвистика (А.А. Потебня, СМ. Мокиенко) и

другие науки.

Исследование сказок можно вести с XVIII в., когда, собственно, и

возник научный интерес к ним. Одним из первых учёных, кто понял ценность

сказок,

был

историк

В.Н.

Татищев,

который увидел в них отражение истории

и быта русского народа. Интерес к сказкам

проявили многие писатели XVIII в., но

только в начале XIX века увидели в них

выражение «души русского народа», как

говорил

декабрист

А.А.

Бестужев-

Марлинский. Он не только находил в них отголоски старины, но и понимал

их жизненное значение. Белинский оценил историческое значение сказок.

Особенно высоко он ставил сатирические сказки. По его мнению, сказки

весьма важны для изучения народных понятий, взглядов и языка. А сказки

«О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче» он считал «драгоценными

историческими документами». С 50-х годов XIX в. в России стали

формироваться первые научные школы в области изучения фольклора. Они

уделяли много внимания сказкам. В среде русских литературоведов и

исследователей фольклора назревает интерес именно к подлинным русским

сказкам – как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения

так

называемого

«настоящего»

русского

народа,

его

поэтического

творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского

литературоведения. В то время считалось, что формирование национальной

литературной

школы

возможно

только

в

условиях

существования

литературы «подлинно народной», для этого, собственно, и нужно было

разобраться,

что

же

за

истоки

у

русской

духовности,

у

русского

национального характера. Это удивительный мир Волшебства. Погружаясь в

этот

мир,

ребенок

соприкасается

с

частичкой

себя

непознанного.

Непосредственное восприятие в момент прочтения сказки позволяет ему

заглянуть в его собственное сердце, на поверхности окажутся глубинные

подсознательные моменты. Чему учит сказка?

Если обратиться к нашей истории, то можно отметить, что в старину,

когда ребенок совершал проступок, его не брались сразу наказывать, а

заводили с ним разговор, наставляя на стезю правую. После это ребенок мог

обдумать свое поведение, сделать соответствующие выводы и уже не

повторять ошибок.

Такое же значение имеет и сказка для воспитания и развития ребенка.

Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует

расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о

жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает

творческое начало. Воображение помогает ему входить в роли персонажей из

сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что

делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие

мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми

жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми

любого возраста, это их стихия.

Сказка полезна и интересна ребенку. Она предоставляет ребенку

возможность представить себя на месте всех героев сказки. От главного

персонажа до самого незначительного второстепенного и даже на месте

отрицательного героя. Важно, что ребенок может идентифицировать и

отождествить себя с героем и, прожив на страницах сказки все его поступки,

оценить их результаты и последствия.

Главный герой сказки на своем примере учит малыша активно

действовать в любой жизненной ситуации, не опускать руки, не уходить в

сторонку. Ему приписываются наилучшие качества человека: храбрость,

смелость,

находчивость.

И

качество,

которое

теряется в последнее время, - доброта. Полезна к

прочтению книга Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой

Формы

и

методы

работы

со

сказками,

она

посвящена направлениям сказкотерапии - формам

работы со сказками. "Воздействующий аппарат"

сказкотерапевта состоит из пяти видов сказок:

художественные, дидактические, коррекционные,

терапевтические и медитативные.

В сказках есть четкое разделение героев на положительные и

отрицательные, что дает возможность ребенку понять, что такое плохо, что

такое хорошо и сформировать правильную систему ценностей.

Сказки пронизаны волшебством, окутаны таинственностью. Написаны

поэтическим, образным и метафоричным языком. Они дают ребенку новые

ощущения и впечатления.

Хорошая добрая сказка всегда заканчивается хорошо, что бы не

происходило

на

протяжении

всего

повествования.

Добро

побеждает

зло.

Отрицательные герои изменяются, что-то

осознают, получают то, что заслужили или

исчезают

из

мира

данной

сказки.

Положительные

герои

тоже

меняются,

приобретая новые качества, и продолжают

жить в мире сказки уже в каком-то другом

обличие.

Все

это формирует

оптимистическое отношение к жизни и чувство справедливости Врач-

сказкотерапевт А. В. Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии

«процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение

уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и

способах социального проявления созидательной творческой силы»

Все события в сказке стройно и логично вытекают один из другого, и

ребёнок легко улавливает причину и следствие каждого происходящего

события. Любая сказка в своей основе имеет сразу несколько пластов и

поэтому, прочитанная в разном возрасте, будет восприниматься по-разному и

решать разные задачи.

Говоря о задачах сказкотерапии как особого направления психологии,

также следует выделять разные их уровни:

1) научно-исследовательские задачи связаны с решением проблем изучения

закономерностей, особенностей, психологических механизмов влияния

сказочной метафоры на развитие самосознания субъекта и повышение

уровня его взаимодействия с другими людьми с целью разработки

методологических основ деятельности практического психолога-

сказотерапевта, а также способов, средств и методов профессионального

применения сказкотерапии в условиях различных социальных систем;

2) методические задачи сказкотерапии диктуются необходимостью

психологического обеспечения деятельности психологов-сказкотерапевтов,

что предполагает составление специальных обучающих программ, создание

учебников и учебных пособий по сказкотерапии, разработку

психологических рекомендаций и методических материалов, программ

подготовки и переподготовки кадров;

3) практические задачи определяются конкретными проблемами

непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога-

сказкотерапевта: в учреждениях и организациях различного профиля, в

специализированных психологических кабинетах и центрах – в форме

оказания психологической помощи конкретным людям.

Рекомендации по прочтению сказок

Умение читать сказки — это тоже искусство. Чтобы был эффект от

прочтения сказки родителями полезно учесть несколько моментов.

Сказку можно читать, а можно рассказывать. Но важно это делать с

выражением, выделяя кульминационные моменты интонацией или делая

многозначительную паузу. Это даст вам возможность вместе отправиться в

захватывающее, полное приключений путешествие, усилит вашу взаимосвязь

и, кроме того, даст вам возможность наблюдать за реакциями ребенка на

протяжении всего повествования.

Читать нужно негромко, медленно и четко произносить слова. От этого

зависит как сформируется речь вашего ребенка, словарный запас и

правильное построение предложений.

Постарайтесь не вносить какие-либо изменения в повествование

народных сказок с учетом нашей реальности, если вы пересказываете сказку.

Такие дополнения и трансформации могут запутать ребёнка и внести

затруднения в восприятие сказочного мира. Но это ни в коем разе не

отменяет придумывание вами сказок для своего малыша.

Читать

лучше

оригинальные

произведения.

Укороченные

и

упрощенные варианты очень часто искажают не только смысл сказки, но и

нарушают целостность образов героев.

Не

раздражайтесь,

когда

ребенок

начинает

задавать

вопросы.

Терпеливо объясняйте то, что его волнует или то что ребенок не может

понять.

Не читайте за один раз больше одной сказки. Ведь ребенку нужно

пропустить ее через себя, чтобы понять смысл произведения.

Предоставляйте выбор сказки самому ребенку. Если он часто хочет

слушать одну и ту же сказку, значит она необходима для его сознания в

данный момент, а в подсознании происходит какая-то важная работа.

Удержитесь

от

объяснения

ребёнку

смысла

прочитанной

или

рассказанной сказки. Лучше, чтобы он сам все осознал. Но вы можете

задавать наводящие вопросы, приводить сравнения или примеры.

Взрослые часто забывают о том,

что были маленькими детьми и как с

нетерпением

ждали

повествования

очередной сказки. Поэтому не жалейте

своего времени и чаще отправляйтесь с

вашим ребенком в это увлекательное

путешествие. Там вас ждет мир радости,

любви, спокойствия, смелости и много такого, чего порой недостает в нашей

жизни. И возможно вы вместе сможете пригласить это в свою реальность.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно отметить, что метод

сказкотерапии – это метод, использующий форму для интеграции личности,

развития воображения, расширения сознания, совершенствования

взаимодействия с окружающим миром. Сказка также учит ребенка

ненавязчиво, не напрямую. Она в интересной форме рассказывает о

приключениях других людей или сказочных героев, а выводы малыш уже

делает сам, самостоятельно соотнося получаемую информацию со своим

жизненным опытом.

Список используемой литературы:

1.

Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007.

- 214 с.

2.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое

пособие М., 2004. - С 12 - 59.

3.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - Москва,

«Владос», 1999. - с. 32 - 274.

4.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М.: 2005. - 80 с.

5.

Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - с 12 - 35.

6.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика

сказкотерапии. - СПб.: «Златоуст», 1998. - 352 с.

7.

Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и

психологии // Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с 73 - 85.

8.

Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и

«внутреннего ребенка». - М.: «Киасс», 1996. - 320 с.

9.

Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина

(сказки доктора Балу). - СПб.: Речь, 2002. - С. 36 - 42

10.Исследование сказок представителями различных научных школ.

Сравнительно-исторический анализ. Электронный ресурс.



В раздел образования