Напоминание

"Развитие памяти в детском возрасте от двух до семи лет"


Автор: Горкина Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №268"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: Презентация
Тема: "Развитие памяти в детском возрасте от двух до семи лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА: РАЗВИТИЕ

ПАМЯТИ В

ДЕТСКОМ

ВОЗРАСТЕ ОТ 2-Х

ДО 7ЛЕТ

Презентацию подготовила: Горкина

Анастасия Сергеевна

ПАМЯТЬ - КОГНИТИВНЫЙ

ПРОЦЕСС, ВЫПОЛНЯЮЩИЙ

ФУНКЦИИ ЗАПОМИНАНИЯ,

ЗАБЫВАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

МАТЕРИАЛА.

Память лежит в основе

обучения и воспитания,

приобретения знаний,

личного опыта,

формирования навыков.

ВИДЫ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ

ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Произвольная- это

самостоятельно

поставленная цель

запомнить и вспомнить что -

то.

Непроизвольная –

запоминание и

воспроизведение, в котором

отсутствует специальная

цель запомнить или

припомнить что–то.

ВИДЫ ПАМЯТИ ПО

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

СОХРАНЕНИЯ

Долговременна

я

Обеспечивает

продолжительное удержание

знаний, умений, навыков

после многократного

повторения и

воспроизведения.

Кратковременн

ая

Обеспечивает

непродолжительное хранение

материала после

однократного восприятия и

немедленного

воспроизведения

Оперативная

Обеспечивает запоминание

каких-то сведений, данных на

время, необходимое для

выполнения операции,

отдельного акта

деятельности.

ВИДЫ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ

ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ:

Наглядно-образная –

Память подразделяется на

вкусовую, обонятельную, осязательную, зрительную и

слуховую, т.е. память на представления, на картины природы

и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы.

Словесно-логическая -

это память при которой

информация запоминается на слух и включается мышление и

логика, человек анализирует полученный материал и

выделяет логические части.

Двигательная (моторная) –

это запоминание ,

сохранение и воспроизведение различных движений и их

систем.

Эмоциональная -

это запоминание пережитых чувств,

эмоций и событий.

ВИДЫ ПАМЯТИ ПО СПОСОБУ

ЗАПОМИНАНИЯ:

Механическая память

это память,

основанная на повторении материала

без его осмысливания.

Логическая - запоминание, основанное на

понимании внутренних логических связей

между отдельными частями материала.

ВИДЫ ПАМЯТИ ПО

ПРОИСХОЖДЕНИЮ:

Память генетическая - память,

обусловленная генотипом, передаваемая

из поколения в поколение.

Приобретенная - накопление знаний,

приобретенных человеком в процессе

выполнения им различных видов

деятельности (игровой, учебной, трудовой

и пр.).

ВИДЫ ПАМЯТИ ПО

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Память опосредованная

- память с

использованием средств (слов, знаков, движений,

предметов и т. д.).

Память непосредственная

(натуральная) -

память без использования средств. Развитую форму

этого вида памяти называют эйдетической.

Память

эйдетическая (греч. eidos - вид, образ

) -

способность удерживать образы виденных

предметов достаточно длительное время

исключительно ярко и четко. Эйдетики продолжают

"видеть" представление визуального стимула

некоторое время после того, как он удален.

СВОЙСТВА ПАМЯТИ

Объем

Прочность

Точность

Организован

ность

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ

ОТ 2-7 ЛЕТ

2-3 года Доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память.

3-4 года – физическое развитие открывает перед ребенком новые

возможности – самостоятельного передвижения, игр, самообслуживания,

общения и так далее. И все, что связано с этими новыми «делами» малыш

запоминает. Нельзя забывать и о развитии речи, которая постоянно

пополняется новыми словами, а понимает ребенок гораздо больше слов, чем

сам может произнести! Но эта память еще непроизвольна – малышу будет

трудно что-то «выучить» и запомнить надолго;

4-5 лет – закладываются основы произвольного запоминания. Особенно

помогают малышу в этом возрасте «память тела» - двигательные подсказки,

повторения. Конечно, все ритмичное, яркое запоминается лучше;

5-6 лет – развивается самостоятельное запоминание. Причем, лучше всего

запоминается осмысленная информация. Поэтому важно объяснять ребенку те

явления, с которыми он сталкивается, отвечать на его вопросы;

6-7 лет – малыш уже не только способен запомнить некоторое количество

предметов, образов, слов, но и начинает их классифицировать. А это

значительно расширяет возможности памяти. В этом периоде запускаются

процессы опосредованной памяти, то есть, запоминания объектов, явлений,

образов, слов, основанное на сравнении их с объектами, явлениями, образами

и словами, запомненными ранее;

Взрослые тренируют свою память с

помощью чтения, разгадывания

кроссвордов, изучения иностранных

языков… У детей же память развивается

с помощью игр.

ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У

ДЕТЕЙ 2-Х ЛЕТ

Игра « Подражайка»

ПОКАЖИ:

как ходит медведь

как бодается бык

как прыгает заяц

СКАЖИ:

как говорит (мяукает) кошка

как говорит (квакает)

лягушка как говорит

(кукарекает) петушок

ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

У ДЕТЕЙ 2-Х ЛЕТ

Игра Кто сначала, кто потом

Положите перед

ребенком три игрушки: куклу, зайчика и

щеночка. Возьмите на руки куклу и

«попоите» её из игрушечной чашечки,

потом «попоите» зайчика и в самом конце

щеночка. Пусть малыш расскажет, в каком

порядке «пили» зверюшки.

ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

У ДЕТЕЙ 3-Х ЛЕТ

Игра « Покажи картинку»

На некоторое время

(начинать можно с минуты, и постепенно

доводя время до 5 секунд) покажите

ребёнку картинку, а затем из набора

похожих картинок предложите выбрать ту,

которую им показали и можно придумать

подобные задания.

ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У

ДЕТЕЙ 4-Х ЛЕТ

Игра «Опиши Соседа»

В принципе, описывать можно что угодно. Вы

вместе с детьми выбираете знакомый вам всем

предмет, человека… все, что угодно. И нужно

припомнить как можно больше отличительных его

свойств, признаков. Называть можно по одному

признаку, по очереди.

Пример :

МОРОЖЕНОЕ – холодное, сладкое, вкусное, шоколадное,

клубничное, ванильное т.д.

ВОЛОСЫ – мягкие, длинные, темные, пушистые, кудрявые и

т.д.

СЛОВА: зубная паста, бумага, кот, колесо, палец, лимонад и

т.д.

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У

ДЕТЕЙ 5-ТИ ЛЕТ

Игра «Что Изменилось» На

столе раскладываются любые предметы,

игрушки и т.п. (в количестве не больше 7

штук для ребенка 5 лет, если ребенок

младше, то число предметов должно быть

меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы

запомнить, что и где лежит. Затем он

отворачивается. Взрослый переставляет

предметы, либо что-то убирает совсем или

замещает на другой предмет. Ребенок

должен определить, что изменилось.

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У

ДЕТЕЙ 6-ТИ ЛЕТ

Игра "Кукловод".

Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза

ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному

маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов

вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад,

поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем ребенку развязывают глаза и просят

самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти

его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами:

один человек - "кукловод", другой - "кукла".

Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять,

увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд

несложных физкультурных упражнений: наклонить

"куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный

оборот через левое плечо и т. д.

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У

ДЕТЕЙ 7-МИ ЛЕТ

Игра « Нарисуй по памяти»

Ребенку предъявляется для запоминания

на 1 минуту несложная картинка, затем

взрослый ее убирает, и малыш должен

нарисовать картинку по памяти. Как вариант

данного задания: дорисовать по памяти

недостающие части, детали рисунка.

ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ

РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ

Дружелюбная атмосфера

Игровая форма

Похвала

Регулярные занятия

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Аванесова В. Н. Обучение самых

маленьких в детском саду. М.,1968.

2.Обухова Л.Ф. Детская психология:

теории, факты, проблемы. -М.: Знание,

1995.

3.Возрастные особенности психического

развития детей / Под ред. И. В.

Дубровиной и М. И. Лисиной, М., 1982.

4.Воспитание и развитие детей раннего

возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М.,

1981.



В раздел образования