Автор: Горкина Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №268"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: Презентация
Тема: "Развитие памяти в детском возрасте от двух до семи лет"
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА: РАЗВИТИЕ
ПАМЯТИ В
ДЕТСКОМ
ВОЗРАСТЕ ОТ 2-Х
ДО 7ЛЕТ
Презентацию подготовила: Горкина
Анастасия Сергеевна
ПАМЯТЬ - КОГНИТИВНЫЙ
ПРОЦЕСС, ВЫПОЛНЯЮЩИЙ
ФУНКЦИИ ЗАПОМИНАНИЯ,
ЗАБЫВАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ
МАТЕРИАЛА.
Память лежит в основе
обучения и воспитания,
приобретения знаний,
личного опыта,
формирования навыков.
ВИДЫ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ
ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Произвольная- это
самостоятельно
поставленная цель
запомнить и вспомнить что -
то.
Непроизвольная –
запоминание и
воспроизведение, в котором
отсутствует специальная
цель запомнить или
припомнить что–то.
ВИДЫ ПАМЯТИ ПО
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
СОХРАНЕНИЯ
Долговременна
я
•
Обеспечивает
продолжительное удержание
знаний, умений, навыков
после многократного
повторения и
воспроизведения.
Кратковременн
ая
•
Обеспечивает
непродолжительное хранение
материала после
однократного восприятия и
немедленного
воспроизведения
Оперативная
•
Обеспечивает запоминание
каких-то сведений, данных на
время, необходимое для
выполнения операции,
отдельного акта
деятельности.
ВИДЫ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ
ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ:
Наглядно-образная –
Память подразделяется на
вкусовую, обонятельную, осязательную, зрительную и
слуховую, т.е. память на представления, на картины природы
и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы.
Словесно-логическая -
это память при которой
информация запоминается на слух и включается мышление и
логика, человек анализирует полученный материал и
выделяет логические части.
Двигательная (моторная) –
это запоминание ,
сохранение и воспроизведение различных движений и их
систем.
Эмоциональная -
это запоминание пережитых чувств,
эмоций и событий.
ВИДЫ ПАМЯТИ ПО СПОСОБУ
ЗАПОМИНАНИЯ:
Механическая память –
это память,
основанная на повторении материала
без его осмысливания.
Логическая - запоминание, основанное на
понимании внутренних логических связей
между отдельными частями материала.
ВИДЫ ПАМЯТИ ПО
ПРОИСХОЖДЕНИЮ:
Память генетическая - память,
обусловленная генотипом, передаваемая
из поколения в поколение.
Приобретенная - накопление знаний,
приобретенных человеком в процессе
выполнения им различных видов
деятельности (игровой, учебной, трудовой
и пр.).
ВИДЫ ПАМЯТИ ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Память опосредованная
- память с
использованием средств (слов, знаков, движений,
предметов и т. д.).
Память непосредственная
(натуральная) -
память без использования средств. Развитую форму
этого вида памяти называют эйдетической.
Память
эйдетическая (греч. eidos - вид, образ
) -
способность удерживать образы виденных
предметов достаточно длительное время
исключительно ярко и четко. Эйдетики продолжают
"видеть" представление визуального стимула
некоторое время после того, как он удален.
СВОЙСТВА ПАМЯТИ
Объем
Прочность
Точность
Организован
ность
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ
ОТ 2-7 ЛЕТ
2-3 года Доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память.
3-4 года – физическое развитие открывает перед ребенком новые
возможности – самостоятельного передвижения, игр, самообслуживания,
общения и так далее. И все, что связано с этими новыми «делами» малыш
запоминает. Нельзя забывать и о развитии речи, которая постоянно
пополняется новыми словами, а понимает ребенок гораздо больше слов, чем
сам может произнести! Но эта память еще непроизвольна – малышу будет
трудно что-то «выучить» и запомнить надолго;
4-5 лет – закладываются основы произвольного запоминания. Особенно
помогают малышу в этом возрасте «память тела» - двигательные подсказки,
повторения. Конечно, все ритмичное, яркое запоминается лучше;
5-6 лет – развивается самостоятельное запоминание. Причем, лучше всего
запоминается осмысленная информация. Поэтому важно объяснять ребенку те
явления, с которыми он сталкивается, отвечать на его вопросы;
6-7 лет – малыш уже не только способен запомнить некоторое количество
предметов, образов, слов, но и начинает их классифицировать. А это
значительно расширяет возможности памяти. В этом периоде запускаются
процессы опосредованной памяти, то есть, запоминания объектов, явлений,
образов, слов, основанное на сравнении их с объектами, явлениями, образами
и словами, запомненными ранее;
Взрослые тренируют свою память с
помощью чтения, разгадывания
кроссвордов, изучения иностранных
языков… У детей же память развивается
с помощью игр.
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У
ДЕТЕЙ 2-Х ЛЕТ
Игра « Подражайка»
ПОКАЖИ:
как ходит медведь
как бодается бык
как прыгает заяц
СКАЖИ:
как говорит (мяукает) кошка
как говорит (квакает)
лягушка как говорит
(кукарекает) петушок
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
У ДЕТЕЙ 2-Х ЛЕТ
Игра Кто сначала, кто потом
Положите перед
ребенком три игрушки: куклу, зайчика и
щеночка. Возьмите на руки куклу и
«попоите» её из игрушечной чашечки,
потом «попоите» зайчика и в самом конце
щеночка. Пусть малыш расскажет, в каком
порядке «пили» зверюшки.
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
У ДЕТЕЙ 3-Х ЛЕТ
Игра « Покажи картинку»
На некоторое время
(начинать можно с минуты, и постепенно
доводя время до 5 секунд) покажите
ребёнку картинку, а затем из набора
похожих картинок предложите выбрать ту,
которую им показали и можно придумать
подобные задания.
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У
ДЕТЕЙ 4-Х ЛЕТ
Игра «Опиши Соседа»
В принципе, описывать можно что угодно. Вы
вместе с детьми выбираете знакомый вам всем
предмет, человека… все, что угодно. И нужно
припомнить как можно больше отличительных его
свойств, признаков. Называть можно по одному
признаку, по очереди.
Пример :
МОРОЖЕНОЕ – холодное, сладкое, вкусное, шоколадное,
клубничное, ванильное т.д.
ВОЛОСЫ – мягкие, длинные, темные, пушистые, кудрявые и
т.д.
СЛОВА: зубная паста, бумага, кот, колесо, палец, лимонад и
т.д.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У
ДЕТЕЙ 5-ТИ ЛЕТ
Игра «Что Изменилось» На
столе раскладываются любые предметы,
игрушки и т.п. (в количестве не больше 7
штук для ребенка 5 лет, если ребенок
младше, то число предметов должно быть
меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы
запомнить, что и где лежит. Затем он
отворачивается. Взрослый переставляет
предметы, либо что-то убирает совсем или
замещает на другой предмет. Ребенок
должен определить, что изменилось.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У
ДЕТЕЙ 6-ТИ ЛЕТ
Игра "Кукловод".
Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза
ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному
маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов
вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад,
поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят
самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти
его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами:
один человек - "кукловод", другой - "кукла".
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять,
увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд
несложных физкультурных упражнений: наклонить
"куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный
оборот через левое плечо и т. д.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У
ДЕТЕЙ 7-МИ ЛЕТ
Игра « Нарисуй по памяти»
Ребенку предъявляется для запоминания
на 1 минуту несложная картинка, затем
взрослый ее убирает, и малыш должен
нарисовать картинку по памяти. Как вариант
данного задания: дорисовать по памяти
недостающие части, детали рисунка.
ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ
РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ
Дружелюбная атмосфера
Игровая форма
Похвала
Регулярные занятия
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Аванесова В. Н. Обучение самых
маленьких в детском саду. М.,1968.
2.Обухова Л.Ф. Детская психология:
теории, факты, проблемы. -М.: Знание,
1995.
3.Возрастные особенности психического
развития детей / Под ред. И. В.
Дубровиной и М. И. Лисиной, М., 1982.
4.Воспитание и развитие детей раннего
возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М.,
1981.