Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики
Автор: Кискина Нина Парфирьевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Талдинская СОШ" Населённый пункт: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, село Талда Наименование материала: статья Тема: Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики Раздел: среднее образование
Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики
“Личность – звено между
мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)
Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю
историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.
Известно, как неодинаков бывает уровень знаний и умений учеников, которых учит
один и тот же педагог. Речь идет о нормальных в психическом развитии школьниках. Но
они воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал
по–разному, что приводит к неодинаковым успехам. Наблюдения педагогов и психологов
показывают,
что
результаты
учебной
деятельности
во
многом
зависят
от
того,
что
побуждает
эту
деятельность,
т.е.
зависят
от
мотивов.
От
того,
как
удается
развить
мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во
многом зависит успешность обучения (А.К.Маркова, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев и др.).
Но
прежде
чем
развивать
учебную
мотивацию,
ее
необходимо
познать,
выявить
ее
реальный уровень и возможные перспективы, “зоны ближайшего развития“ у каждого
ученика и класса в целом.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности
выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он
заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности,
значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1.
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У
таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять
все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям
учителя,
добросовестны
и
ответственны,
сильно
переживают,
если
получают
неудовлетворительные отметки.)
2.
Второй уровень –хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются
с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких
детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют
себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать
себя
учениками,
иметь
красивый
портфель, р у ч к и , пенал,
тетради.
Познавательные
мотивы
у
таких
детей
сформированы
в
меньшей
степени,
и
учебный процесс их мало привлекает.)
4.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу
неохотно,
предпочитают
пропускать
занятия.
На
уроках
часто
занимаются
посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной
деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
5.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие
дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной
деятельностью,
испытывают
проблемы
в
общение
с
одноклассниками,
во
взаимоотношениях
с
учителем.
Школа
нередко
воспринимается
ими
как
враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях
ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем
или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно
психические нарушения.)
Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается
актуальной
до
сих
пор.
Снижение
мотивации
чаще
всего
наблюдается
у
детей
подросткового возраста.
Причина спада школьной мотивации:
1.
У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано
чувство будущего.
2.
Отношение ученика к учителю.
3.
Отношение учителя к ученику.
4.
У девочек 6-7 кл. снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности
в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5.
Личная значимость предмета.
6.
Умственное развитие ученика.
7.
Продуктивность учебной деятельности.
8.
Непонимание цели учения.
9.
Страх перед школой.
Учебная
мотивация
определяется
целым
рядом
факторов. Во-первых, она
определяется образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного
процесса; в-третьих, особенностями
обучающегося
(возраст,
пол,
интеллектуальное
развитие,
способности,
уровень
притязаний,
самооценка,
взаимодействие
с
другими
учениками и т. д. ); в-четвертых, - особенностями педагога и, прежде всего системой
отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию,
важным является благоприятный психологический климат . Это обращение к учащимся
по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее
прикосновения.
При
планировании
учебного
процесса,
я
ориентируюсь
не
на
какого–то
абстрактного
среднего
ученика,
а
опираюсь
на
знания
особенностей
мотивационной
сферы каждого ученика, и класса в целом. Для меня это постоянный поиск оптимального
сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним ученикам
двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий
уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.
Традиционный
подход
к
организации
учебного
процесса
может
обеспечить
достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует
развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей
развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов
и форм организации урока.
В
своей
практике
использую
групповую
работу
и
работу
в
паре.
В
условиях
групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от
друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной
деятельности. При этом снижается уровень тревожности, усредняется положительное
(отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат
деятельности,
таким
образом,
происходит
сдвиг
в
оценке
своей
деятельности
со
способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы
позволяет
активизировать
познавательную
деятельность
учащихся,
продуктивное,
творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через
активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При
такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие
точки
зрения,
доказывать
свою
правоту.
Умение
сопоставлять
различные
способы
позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в
свою
очередь
влияет
на
формирование
самостоятельности,
овладения
способами
самообразования.
Развитие
умений
планировать,
ставить
задачи
находится
в
прямой
зависимости от мотивации.
Работа
в
паре
«ученик
-
ученик»
особенно
важна
в
сфере
самоконтроля
и
самооценки.
Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, думаю о
создании мотивационной основы их работы.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу
ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют
внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.
«Удивляй»
Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-
то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с
первых минут урока.
«Интеллектуальная разминка»
Начиная урок, поднимаю молча карточку (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с
исходными несколькими данными или вовсе без них).
Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или
поставить вопрос.
Методическая ценность приема:
- активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);
- развитие логического и критического мышления;
- систематизация знаний и умений;
- возможность выбора своей деятельности учащимися (составь «именную» задачу, из
той области знаний, которая тебе понятна и знакома).
Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученика и запоминает его
опыт,
который
ему
пригодится
в
следующий
раз.
Оценивается
оригинальность
и
продуктивность творческих усилий. Чем меньше сходство новой задачи с предыдущей,
тем интереснее и продуктивнее процесс познания. А чем больше ученик придумал новых
задач, тем результативнее была его деятельность.
Ценность этого приема еще и в том, что умение составлять задачу приводит к
умению ее решать.
«Сними информацию»
«Раскодируй»
«Прочитай геометрический рисунок»
«Прочитай график функции»
Варьируются задания, рисунки, схемы, но учащиеся знают, что необходимо увидеть
знакомые фигуры, их элементы, символы, формулы. Установить логические связи между
ними,
выявить
и
изложить
идею,
заложенную
(“закодированную”)
в
этом
рисунке,
графике, модели. Иногда выдвигается своя идея, не менее интересная.
Методическая ценность приема:
- активное включение в работу всех учащихся;
- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает
факты, ему знакомые и понятные);
- обеспечивается системность знаний и умений;
- обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких –
либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);
- развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.
«Задай соседу вопрос»
Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением,
тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает на следующем уроке. Если
сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот
вопрос адресуется классу или учителю.
Дальнейшая учебная деятельность является продолжением, развитием той мысли,
которую я вкладываю в применяемые в начале урока приемы. Происходит осмысление
значимости
предстоящего
изучения
нового.
Создается
положительный
настрой
привлечением
исторического
материала,
загадочного
жизненного
примера
(почему
пятиконечная звезда так часто встречается в символах; почему канализационные люки
круглые, а не квадратные; почему гвозди изготавливают то круглые, то трехгранные и т.д.).
Появился
вопрос,
значит,
его
надо
разрешить,
отсюда
появляется
необходимость
детального
изучения
материала
по
данному
вопросу.
А
если
этот
материал
добыт
учащимися самостоятельно, в ходе какого – либо исследования, то он вдвойне ценен. На
уроках
математики
не
обойтись
без
заданий,
носящих
поисково-исследовательский
характер (учащиеся самостоятельно решают задачи, сформулированные ими самими или
выбранные из предложенных учителем):
«Объединяй по общему признаку»
«Найди ошибку»
«Найди лишнее и аргументируй»
«Найди недостающий факт для достоверности» и др.
Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий
формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности
школьников, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых
усилий.
Существующая пятибалльная шкала оценивает объем и глубину усвоения знаний,
умений и навыков, т.е. результат, и не оценивает личностный рост ученика.
Очень важно, чтобы долговременные цели поддерживались тщательно подобранной
последовательной серией подцелей с ясными для достижения учащимися критериями.
При этом оценка деятельности учащихся должна быть адекватной самооценке самого
ученика, отражать степень прилагаемых усилий, определяться сравнением настоящего
уровня достижения с прежними успехами.
Достижения учащихся независимы друг от друга, у каждого своя точка отсчета, свой
старт, темп и цель.
В дополнение к оценке по результатам усвоения материала, совместно с учащимися
был разработан мониторинг активности на уроке.
№
Фамил
ия Имя
Виде
ть
ошиб
ку
Зада
ть
вопр
ос
Предлож
ить ход
(шаг)
решения
Аргументиров
ать
Привес
ти
пример
Выполни
ть схему,
рисунок
Другой
способ
решен
ия
1.
Иванов
Миша
+
+
+
+
+
Формирование мотивации на уроках математики.
Интерес
к
изучению
того
или
иного
математического
вопроса
зависит
от
убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет о
предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике.
Познавательная и практическая деятельность человека находятся в тесном единстве и
переплетаются.
Для
моих
школьников
этот
стимул
наиболее
значим,
так
как
он
способствует устранению несоответствия, образовавшегося между их познавательной и
практической деятельностью, и подводит их к осознанию необходимости теоретических
знаний. Зная такую особенность детей, известный математик Н.Я. Виленкин рекомендовал
изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к
постановке
рассматриваемых
вопросов.
В
своей
работе
я
придерживаюсь
этой
рекомендации.