Напоминание

Программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста по звуковой культуре речи "Звук-волшебник"


Автор: Крылова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №21 СП "Детский сад "Терем-теремок"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск
Наименование материала: Авторская программа
Тема: Программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста по звуковой культуре речи "Звук-волшебник"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сада «Терем – теремок» Программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста по звуковой культуре речи «Звук-волшебник» Автор составитель: Крылова Ю.А., воспитатель первой квалификационной категории структурного подразделения «Детский сад «Терем-теремок» ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевска г. о. Новокуйбышевск. 2015 г. Краткая аннотация
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведение. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Поэтому, развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания ребенка. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их "тренировки" часто не достигают нужного уровня развития. Чтобы предупредить закрепление неправильно произносимого звука, работа над произносительной стороной речи ребёнка необходимо начинать с раннего дошкольного возраста, т.к. часто перенос её на старший возраст не приносит желаемых результатов. Предлагаемый собранный материал поможет педагогам и родителям развивать произносительную систему речи ребёнка младшего и среднего возрастов. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению. В дошкольных учреждениях на занятиях количество одновременно занимающихся детей не должно превышать 3-4 человека. Продолжительность занятий у детей младшего возраста составляет 15 минут, у среднего возраста 20 минут. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания малышей, необходимо в течение занятия менять виды их деятельности. Игровой и дидактический материал даётся в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми. При проведении занятий с малышами, необходимо научить их правильно пользоваться зеркалом с подставкой и салфеткой. Эти принадлежности должны быть на каждого малыша. Салфетки меняются после каждого отдельного занятия. 2
Данное пособие разработано для профилактики и развития речи у детей 2-4 лет. В него вошли элементы работ авторов: Конева А.Н., Новоторцевой Н.В., Дуровой Н.В., Алифановой Е.А., Сергеевой Т., Лопухиной И.. Воспитатели детских садов с успехом могут использовать материал на занятиях по развитию речи, сенсорному воспитанию, развитию познавательных способностей.
Новизна и актуальность:
Современные, социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с нарушениями в речевом развитии, которые проявляются в раннем и младшем дошкольном возрасте. Ранний возраст является благоприятным периодом для формирования многих психических функций. В связи, с этим проводя раннюю диагностику психомоторного и речевого развития, позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений. Целесообразно раннее вмешательство педагогов, специалистов и активное участие родителей, которое поможет исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте.
Новизна и актуальность:
Современные, социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с нарушениями в речевом развитии, которые проявляются в раннем и младшем дошкольном возрасте. Ранний возраст является благоприятным периодом для формирования многих психических функций. В связи, с этим проводя раннюю диагностику психомоторного и речевого развития, позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений. Целесообразно раннее вмешательство педагогов, специалистов и активное участие родителей, которое поможет исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте.
Пояснительная записка.
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.... Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя 3
их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Цель:
Устранение недостатков в сфере произношения и развитие восприятия звуков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование основных показателей психологической базы речи: зрительного и слухового восприятий, памяти внимания в играх и в специальных упражнениях; - Формирование и развитие артикуляционной и мелкой моторик, речевого дыхания, силы голоса, ритмики мелодической стороны речи; - Устранение дефектного произношения; - Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью; - Формирование навыков связной речи, развитие активного словаря.
Направленность материала:
На совершенствование профилактической и коррекционно-развивающей работы.

Адресат: Программа рассчитана на детей младшнго дошкольного возраста 3-4 года. При использовании творческих заданий важно учитывать следующие дидактические принципы: 1. Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы. 2. Принцип открытости. Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения. 3. Принцип деятельности. Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой деятельности. 4. Принцип обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала.  5. Принцип интеграции. 4
Познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний. 6. Принцип личностной ориентации. Каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности.
Ожидаемый результат:
- Развитие общих речевых навыков - Звуковая культура речи: принятие норм лексика - грамматического и фонетического оформления русского языка.
Способы проверки:
Контроль над самостоятельной речью детей в разных видах деятельности.
Форма подведения итогов:
Отражение результатов диагностики для детей по развитию речи.
АННОТАЦИЯ
Данное методическое пособие является самостоятельным материалом для профилактики и развития речи у детей младшего и среднего возрастов в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома. Пособие содержит упражнения и игры для развития дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха, автоматизации и дифференциации звуковых групп, а также стихи - рифмовки для запоминания, исключающие дефектные звуки. Материал используют как для индивидуальных занятий, так и подгрупповых. Методическое пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также родителей. 5

Краткая характеристика речи детей

Словарь.
На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Если в два года ребенок владеет словарем из 250 – 300 слов, то к трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800 – 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их. У детей этого возраста наблюдается недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов (« сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» - первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» - большой мальчик, «девича» - девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель» - корабль, «не зинаю» - не знаю). В результате целенаправленной работы постепенно увеличивается пассивный и активный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.
Грамматический строй.
Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 - 4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»). Педагог и родители учат детей задавать вопросы и отвечать на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.
Звукопроизношение.
Произношение детей данного возраста характеризуется рядом особенностей. 1. согласные произносятся смягченно («лёзецька» - ложечка). 2. свистящие звуки
с ,

з ,

ц
произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» - собака, «амок» - замок); заменяются:
с – ф
(«фобака» - собака),
з – в
(«вамок» - замок),
ц – ф
(«фыпленок» - цыпленок),
с – т
(«тобака» - собака),
з –д
(«дамок» - замок),
ц – т
(«тветок» - цветок).
3. шипящие звуки
ш,

ж,

ч,

щ
произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук); заменяются:
ш – с, ф
(«сапка», «фапка» - шапка),
ж – з, в
(«зук», «вук» - жук),
ч – ц, ть
(«оцки», «отьки» - очки),
щ – с, т
(«сётка», «тётка» - щетка). 4. звуки
л
и
р
пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются звуками
л
(«лямпа» - лампа, «люка» - рука), i («ямпа» - лампа, «юка» - рука). Учитывая эти недостатки, педагог и родители должны готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков. Ресурсное обеспечение: Нормативно-правовое: 1. Закон РФ «Об образовании». 2. Конвенция о правах ребенка. 3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. 4. Устав дошкольного учреждения. 5. Концепция дошкольного образования. 6. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. 7. Письмо МО РФ от 7 апреля 1999 г. № 70\ 23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования». 8. Письмо МО РФ от 14 марта 2000 г. № 65\23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения». Материально-техническое:  предметно-развивающая среда группы;  игротека; видеотека . Дидактические материалы
.
Зеркало Фотографии Картинки Методическое: теоретическая и методическая литература, периодическая печать, материалы по передовому педагогическому опыту . Ожидаемые результаты. Итогом обучения детей является:  правильно и чётко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» изолированно, в словах и фразовой речи;
 правильно и чётко произносить согласные звуки «М-МЬ», Б-БЬ», «П- ПЬ», Т-ТЬ», «Д-ДЬ», «Н-НЬ», «К», «Г», «Х», «Ф-ФЬ», «В-ВЬ», «Л», «С», «З», «Ц» изолированно, в словах и фразовой речи;  произвольно регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание;  использовать выразительные средства речи – темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;  понимать значение терминов «звук» и «слово»;  выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;  рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные фигуры. Методические рекомендации. Речевой материал, предложенный в каждом занятии, способствует чёткому и правильному произношению изучаемого звука изолированно, в звукоподражательных словах («ква-ква», му-у – у», «и-го-го»), в словах и во фразовой речи. При работе с гласными звуками детям предлагаются те слова, в которых изучаемый звук находится в ударном слоге. Они учатся произносить его более чётко, длительно, т.е. вырабатывается умение интонационно выделять звук. Способы произношения звуков демонстрируются ребёнку взрослым, что подготавливает ребёнка к интонационному выделению согласных звуков, управлению своей артикуляцией. Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче, чётче, чем другие звуки. Навыки правильного, чёткого произношения звука в речи и умение выделить его в слове формируется не сразу; чем меньше возраст ребёнка, тем меньше у него навыков и темп проще должен быть материал, с которым работает ребёнок. Усвоению программы «Звук-волшебник» способствуют игровые упражнения, весёлые рисунки, стихи, которые подобраны таким образом, чтобы отвечать основной цели каждого занятия и возрастным особенностям детей 3-4 года.
Перспективный план программы дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста «Звук-волшебник» по звуковой культуре речи


За

ня

ти

я

Перечень тем

Задачи.

Содержание
1 период обучения (3-4 года)
СЕНТЯБРЬ
1-2
диагностика
3 Знакомство с органами артикуляционн ого аппарата • Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом. • Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта). • Показывать детям выполнение упражнений и проверять, как они выполняют упражнения по ходу чтения сказки. • Воспитывать умение слушать. • Игра "Весёлый язычок" • Сказка М.Г.Генинг и Н.А.Герман "О Веселом Язычке" • Физкультминутка • Игры и игровые упражнения для губ, языка, нижней челюсти.
4 Продолжаем знакомство с органами артикуляционн ого аппарата •Познакомить с основными органами артикуляции, побуждать детей к речевой активности, формировать языковые способности детей. • Развивать подвижность языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта). • Развивать достаточную подвижность губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами). • Развивать умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. • Воспитывать умение слушать. • Чтение сказки Н.В. Новоторцевой "О Веселом Язычке" • Статические упражнения для языка ("Птенчики", "Лопаточка", "Иголочка"). • Физкультминутка • Динамические упражнения для языка ("Часики", "Змейка", «Спрячь конфетку», «Вкусное варенье»). • Упражнения для губ ("Улыбочка", «Заборчик», "Хоботок", "Бублик").
ОКТЯБРЬ
1 «Угадай что звучит» • Развивать умение детей определять предмет на слух по его звучанию. • Формировать умение правильно произносить гласные звуки, произносить их протяжно, громко, вырабатывать умение понижать и • Упражнения на развитие слухового внимания • «Где позвонили?» • «Угадай, на чем играю» • «Угадай что звучит» •Дидактическая игра «Угадай, кто кричит»
повышать тон голоса. • Развивать слуховое внимание, правильное звукопроизношение. •
Воспитывать навыки
навыки культурного общения. 2 Звук «А» • Добиваться от каждого ребенка умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд. • Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука "А ". •Способствовать четкому и правильному произношению звука "А » в словах и фразовой речи. • Развивать графические навыки (рисование дорожек). • Формировать умение детей произносить ударный звук «А» в подсказанных словах более длительно (Глазаааа, комарааа, лааапу, рекааа, крааана.) •Игра «птицы и птенчики» (Артикуляционная гимнастика) •Звукоподражательные упражнения •Физкультминутка «Цапля» •Игровое упражнение «Кто где живёт» (рисование дорожек). • Заучивание потешки «Ладушки, ладушки!» 3 Звук «У» • Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука У. •Способствовать четкому и правильному произношению звука "У» в словах и фразовой речи. • Развивать речевой слух, укреплять • Игровое упражнение «Поезд и птицы»; рисование дорожек •Игра «Какой игрушки не стало» • Физкультминутка «Поезд» •Заучивание потешки
артикуляционный аппарат. •Развивать связную речь, ее выразительность, обогащать словарь. • Формировать умение у детей произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово. •Развивать графические навыки (рисование дорожек). «Рано-рано поутру» • Игра «Подскажи словечко» 4 Звук «О» • Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «О». • Упражнять в правильном произношении звука «О» в звукоподражаниях, в словах и во фразовой речи. Развивать графические навыки (рисование коротких линий, дождика). Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решение познавательных задач. • Игровое упражнение «Круглые губы» • Игра «Загадки и отгадки» • Физкультминутка. Игра» Как у наших у ребят» • «Нарисуй дождик» • Заучивание потешки «Тили-бом! Тили-бом!» • Игра «Угадай чего не хватает».
НОЯБРЬ
1 Звуки «А», «У», «О» (закрепление) Способствовать развитию речевого дыхания. Формировать умение на одном выдохе произносить три-четыре слога. Развивать умение управлять пальцами, добиваясь произвольности движений. •Игровое упражнение «Кто как кричит?» •Игра «Мои ладошки» •Физкультминутка. Игра «Вот сидит наш пёс барбос» • «Повторяем потешки» •Игра «Кого не стало»
Вырабатывать умение пользоваться громким и тихим голосом. Способствовать развитию силы голоса. Упражнять детей в правильном произношении звуков «А», «У», «О» во фразовой речи. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность. 2 Звук «Ы» Упражнять детей в правильном произношении звука «Ы». Вырабатывать умение пользоваться громким и тихим голосом. Формировать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать умение читать стихотворение не спеша, чётко выговаривая каждое слово. Развивать графические навыки (рисование дорожек). Формировать интерес к речевой деятельности. • Игровые упражнение «Как гудят пароходы?» • «Загадки и отгадки • Физкультминутка. Игра «Мы руки поднимаем» • Заучивание стихотворения М.Мышковской «Мышка». • Игровое упражнение «Кто что любит есть?»; рисование дорожек. •Д/игра «Лото» 3 Звук «Э» Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «Э». Упражнять детей в правильном произношении звука «Э» в звукоподражаниях, в словах и во фразовой речи. Способствовать развитию силы голоса. Развивать графические навыки (рисование • Игровые упражнение «Коза и козлёнок»; проведи дорожку. • «Отгадай загадки» • Физкультминутка. Игра «Пальчики» • Заучивание стихотворения М.Мышковской «Эскимо»
дорожек). Формировать умение детей читать стихотворение наизусть, не спеша, чётко выговаривая каждое слово. Формировать умение отгадывать загадки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление. • Д/игра «Назови предмет» 4 Рассматривани е картины «Играем в кубики» Формировать умение воспринимать изображения на картинки, отвечать на вопросы , повторять отдельные слова и фразы. Упражнять в умении узнавать и правильно называть игрушки. Дидактическая игра «Назови правильно» Физкультминутка Дидактическое упражнение «Далеко – близко» 1.
ДЕКАБРЬ
1 Дид.упражнен ие «Кто пришел и кто ушел» Чтение потешки «Наши уточки с утра Расширять знания детей о домашних птицах. Развивать умение понимать вопросы педагога; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражание. Во спитывать потребно сть в речевом высказывании. Дидактическая игра «Птицеферма» Физкультминутка Дидактическая игра «Помоги найти маму» «Кого не стало» 2 Потешка «Вышла курочка гулять» Формировать умение внимательно слушать и понимать содержание текста; повторять слова потешки. Развивать умение правильно определять и называть домашних птиц. Формировать правильное Дидактическая игра «Помоги найти маму» «Кого не стало» Физкультминутка Упражнения на отработку звукопроизношения
произношение звуков. Развивать речевое дыхание, правильного звукопроизношения Воспитывать усидчивость. 3 Дид. упражнение «Сделай то- то» «Лошадка» - упражнение на звукопроизно шение Продолжать формировать понимать простые инструкции, дослушивать до конца задание и выполнять соответствующие действия; Развивать умение отчетливо произносить звук «И»; слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам. Дидактическая игра «Покажи правильно» Физкультминутка Упражнения на отработку звукопроизношения 4 Чтение потешки «Смотрит солнышко в окошко». Составление описания игрушки Формировать умение проговаривать слова потешки, обогащать речь строчками из потешки. Упражнять детей в умении по во п р о с а м п ед а го га с т р о и т ь распространённые предложения. Развивать творческое мышление, воображение. Развивать интерес к р а с с ка з ы ва н и ю с п ом о щ ь ю м о т и в а ц и о н н о й у с т а н о в к и . Воспитывать интерес к родной речи. Дидактическая игра «Какой ветер дует?» Физкультминутка Дидактическая игра «Большой –маленький»
ЯНВАРЬ
1 Зимние развлечения. Заучивание Фо рми р о ват ь э л е м е н т а р н ы е представления о зимних играх; понимать действия изображенные на картинке. Развивать умение Дидактическая игра «Когда это бывает?» Физкульминутка «Укроем землю снежком»
стих. О.Высотской «На санках» запоминать стихи. Воспитывать навыки культурного поведения. 2 Знакомство сосказкой «Колобок» Звуковая культура речи(э) вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников; рассматривать иллюстрации; выделять и называть характерные признаки персонажей. Развивать основные качества голоса.Развивать эмоциональное восприятие литературного произведения. Дидактическая игра «Что делаю?» Физкультминутка Дидактическое упражнение «Кто умеет беззвучно смеяться?» 3 Игра с матрёшками. «у Ляли болят зубы»- упр. на звукопроизно шение Формирование умение детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький), используя в речи соответствующие прилага- тельные; отчетливо произносить звук (О). Развивать слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам. Дидактическая игра «Большой-маленький» Физкультминутка Упражнения на отработку звукопроизношения ФЕВРАЛЬ 1. Чтение стихотворения А.Барто «Снег» Дид.игра «Где снежинка?» Формировать умение детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом, выполнять соответствующие тексту движения, использовать в речи предлоги; понимать инструкцию взрослого.Развивать слуховое внимание, общую моторику. Дидактическая игра «Где снежинка?» «Волшебный сундучок» Физкультминутка Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Развивать у детей
Эмоциональное во сприятие худ оже с т в е н н ы х произведений. 2 «Гости» - упражнение на звукопроизно шение Разучивание потешки «Киска» Формировать умение детей правильно и отчетливо произносить звук м(мь),закрепить произношение звука у; активизировать словарь по теме; согласовывать слова в предложении. Развивать основные качества голоса; эмоциональное восприятие художественных произведений. Упражнения на отработку звукопроизношения Физкультминутка «Угадай близко или далеко» «Найди пару» 3 Чтение детям потешки «Пошел котик на торжок...» Формировать умение детей понимать содержание потешки, вызвать желание слушать ее, проговаривать слова (пирожок ,булочку,укушу,снесу). Развивать у детей воображение; формировать способность к обобщению.
Развивать у детей
эмоциональное восприятие художественных произведений. Упражнение «Посидим тихо» Дидактическая игра «Снежинка» Физкультминутка «Помоги найти маму» 4 Повторение потешки вызвать у детей радость при Упражнения на отработку
«Пошел котик на торжок...». Воспитание звуковой культуры речи (звук п (пь)). чтении знакомой потешки, побуждать к четкому проговариванию слов, развивать умение четко произносить слова потешки; формировать правильное и отчетливое произношение звука п(пь.)
Развивать
слуховое внимание; эмоциональное восприятие художественных произведений. звукопроизношения Физкультминутеа Упражнение «Посидим тихо» .
МАРТ
1 Рассказывание сказки «Курочка Ряба». Д/у «Кто что делает Вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников; рассматривать иллюстрации; выделять и называть характерные признаки персонажей. Формировать способность к общению. Развивать основные качества голоса. Вызвать желание послушать её ещё, эмоциональное восприятие литературных произведений. Д/у «Кто что Делает?» «Угадай, кто так говорит?» Физкультминутка Упражнения на отработку звукопроизношения 2 «Игрушки» Произношение звука (Э) Закрепить умение правильно называть игрушки, используя обобщающее слово. Вырабатывать четкое произношение звука. Развивать слуховое восприятие. Воспитывать навыки культурного общения. Дидактическая игра «Подбери по цвету» «Кто как кричит?» Физкультминутка Упражнение «Кто умеет смеяться беззвучно?» 3 Дидактическое
Упражнять в умении
узнавать Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»
упражнение «Чудесный мешочек» Упражнение на развитие слухового восприятия «Отгадай». предмет, опираясь на слова педагога, раскрывающие назначение предмета; отработать правильное произношение звуков в словах. Развивать слуховое восприятие. Воспитывать активную позицию по отношению к предметам. Физкультминутка Упражнение «Отгадай» 4 Рассказывание детям (без показа): Я.Тайц «Поезд» Д/у «Кто позвал?» Формировать у детей способность слушать небольшое произведение без показа. Развивать слуховое внимание.
Воспитывать
интерес к родной речи. Дидактическое упражнение «Кто позвал? Дидактическая игра «Угадай, близко или далеко поезд» Физкультминутка «Угадай что звучит?»
АПРЕЛЬ
29. « В гости к зиме». (мозговой штурм) Генерация идей и их продуктивное выражение в изобразительной деятельности. Закрепить навык придумывания названий способом соединения слогов двух слов. Развивать логическое мышление. 1. М М Ш « К а к сохранить кусочек зимы летом?». 2. И г р а « Ч т о лишнего?». 3. Физминутка. 4. Составление рассказа по п р ед л оже н н о й теме. 30- 31 « История про пугало огородное». (противоречия ) Упражнять в умении решать задачи противоречия. Развивать память, мышление, воображение, связную речь. В о с п и т ы в ат ь усидчивость. 1. История Вини-Пуха и Пятачка. 2. Загадывание загадок. 3. Различные варианты решения д а н н о го противоречия. 4. Физминутка. 5. Рисование. 6. Лжезагадки-
лжезагадочки. «Подарок». (противоречия ) Продолжать упражнять в умении решать задачи противоречия. Спо собствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предметов. Развивать память, мышление, воображение, связную речь. Воспитывать усидчивость 1. Упражнение «Дорисовать картинку». 2. Изображение мимикой ощущение: сладкого, кислого, горького, соленого. 3. Физминутка. 4. Решение противоречий. 5. И г р ы с воображаемыми предметами. 33. « Как построить новый дом?» (М.А) + (М.Ф.О.) Упражнять детей в умении устанавливать между далекими друг от друга по внешним и функциона льным с в о й с т в а м вещами и предметами временную, пространственную, звуковую, причинную принадлежно сти, с в я з и , и с п о л ь з у я м е т о д активизации перебора вариантов и методов фокального объекта. 1. Беседа про дома. 2. свойства различных предметов и овощей. 3. Физминутка. 4. Рисование различных д о м о в и и з различного материала.
МАЙ
34. « История об Арбузном городе». (Фантазирован ие) У п р а ж н я т ь в у м е н и и фантазировать. Расширять знания об арбузе ( что это, где растет, когда растет, какой формы, что внутри). Развивать представление, мышление, воображение. 1. Рассматривание арбуза. 2. Описание внешнего и внутреннего вида. 3. Физминутка. 4. Сочинение истории. 5. Игра «Назови». 35. « История волшебного Продолжать знакомить детей со средствами передвижения, 1. Показ диафильма «Солнце на спицах».
велосипеда ». (М.А.) развивая творческое мышление. используя метод активизации выбора вариантов – морфологический анализ. Упражнять в умении создавать новый образ . Развивать способности к комбинированию, ассоциативности, нестандартности взгляда. 2. М.А «Изобрети новый велосипед». 3. Физминутка. 4. Рисование велосипедов. 36-37 ДИАГНОСТИКА
Заключение
Таким образом, целенаправленная работа по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста обеспечивает ребенку готовность к усвоению грамоты и способствует получению широких возможностей общения друг с другом. Хорошее владение речью играет весьма значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более приятное и выигрышное впечатление на окружающих всегда производит тот человек, который является интересным и умелым собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, деловые соображения. Хорошее владение родным языком, речью – в определенном смысле искусство, которому нужно учиться не один год. От овладения этим искусством подчас зависит не только профессиональная карьера, но и
социальный статус человека. И чем раньше мы начинаем овладевать им, тем большего совершенства сможем достигнуть в жизни. ЛИТЕРАТУРА 1. Колесникова Е.В. – развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, «издательство ЮВЕНТА», Москва 2007 год 2. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. – логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: «Издательство ГНОМ Д», 2000 3. Дурова Н.В. – Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие – М.: Мозаика – Синтез, 2000 4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Серия «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков» М.: «ГНОМ и Д» 2006 5. Корнев А.Н., Старосельская Н. Е. – Как научить ребенка говорить, читать и думать. Спб. Издательство дом «МиМ», «Паритет», 1999 6. Косинова Е.М. – Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: «Библиотека Ильи Резника», «ЭКСМО» 2004 7. Лопухина И.С. – Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: «Дельта», 1997 8. Новоторцева Н.В. – Логопедическая тетрадь по развитию речи. Ярославль: Академия развития, 1996
9. Савина Л.П. – Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Астрель – АСТ, 2001 10. Цвынтарный В.В. – Играем пальчиками и развиваем речь. СПБ.: Лань, 1997. 11. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М. : Мозаика – Синтез. 2005. – 64с. 12. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, ВЛАДОС, 2004 – 287с. 13. «Младший дошкольник в детском саду» «Как работать по программе «Детство» Т. И. Бабаева «Детство- Пресс», 2008г. – 288с. 14. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В. И. Логинова «Детство- Пресс» 2008г. - 204с.


В раздел образования